Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Язычно-зубные согласные т, д, н.




Пелымская Т.В.

Шматко Н.Д.

 

Речевой материал для работы по произношению для детей 2-7 лет

 

 

Москва, 1998

 


 

К 4 - 4,5 годам дети, имеющие нарушения слуха, как правило, уже полностью реализуют свои возможности в овладении звуковой стороной речи на основе подражания речи взрослых, воспринимаемой слухо-зрительно.

К этому же времени развитие моторики, эмоционально-волевой сферы, мотивов поведения ребенка достигают такого уровня, который позволяет начать работу по уточнению звукового состава речи с использованием всех известных приемов постановки и коррекции звуков, в том числе и механических.

Многочисленные замены звуков, появившиеся у детей на первом этапе работы, весьма разнообразны, но все же укладываются в определенные рамки.

Незначительная часть детей, благодаря большим остаткам слуха, высокому уровню развития моторики, хорошим подражательным способностям овладевают точной артикуляцией большинства звуков. Эти дети могут не владеть еще артикуляцией звуков р, ш, с и производных от них - ж, щ, з, ц, ч - как и многие слышащие дети их возраста.

Подавляющее же большинство детей с нарушенным слухом ряд звуков произносят точно, некоторые как точно, так и с заменами, артикуляцией части звуков дети не овладели и на их месте произносят другие.

Заменители звуков могут быть регламентированными, допустимыми и дефектными.

В концентрическом методе обучения произношению глухих школьников с использованием сокращенной системы фонем (Ф.Ф.Рау, Н.Ф.Слезина) выделены 17, так называемых, основных звуков (первый концентр): а, о, у, э, и, п, т, ф, с, ш, в, м, н, л (l), р. Эти звуки замещают в словах те, произношением которых ребенок еще не овладел. Данные замены считаются регламентированными (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Основные Звуки А О У Э И П Т Х Ф С Ш Х В l Р М Н
Заменяемые звуки         Ы П’ Т’ К’ Ф’ С’ Щ Х’ В’ Л Р’ М’ Н’
        Й Б Д Г   З Ж     Л’      
          Б’ Д’ Г’   З’ Ч            
                  Ц              

 

В дошкольный период состав регламентированных замен для глухих детей несколько

расширен по сравнению со школой (Э.И.Леонгард). К регламентированным заменам также отнесены:

- замена звуков р и л полумягким l;

- замена х согласным к;

- замена звука ш на лабиализованное с;

- замена звука в глухим ф.

Замены, непредусмотренные сокращенной системой фонем, появившиеся в речи детей спонтанно и не являющиеся грубыми дефектами, отнесены нами к допустимым. Отличаясь от регламентированных замен, допустимые все же укладываются в определенные нормативы:

- замена звука и на звук э;

- межзубная артикуляция звуков т, н, с (включая замену звука ш

межзубным лабиализованным с);

- замена вибранта р фрикативным или одноударным р;

- замена звуков т и к - п;

- замена н согласным м;

- замена фрикативного с взрывным т;

- замена ш щечным ш или лабиализацией без голоса.

Замены, в которых грубо нарушен характер артикуляции, считаются дефектными. К ним отнесены:

- ы-образные и э-образные гласные;

- сонантность (замена ряда согласных звуков полугласным й);

- боковые артикуляции звуков;

- универсальное озвончение (замена всех глухих согласных звонкими);

- закрытая гнусавость (замена носовых согласных ротовыми);

- горловое р.

В самостоятельной речи детей к 4 - 4,5 годам могут сосуществовать разные замены одного и того же звука (например, в слове собака звук с заменен звуком т, а в слове стол произносится с межзубной артикуляцией).

Планируя работу над звуками речи, педагог должен учитывать, какие звуки и их дефекты более всего влияют на внятность речи. В первую очередь в максимально короткие сроки необходимо устранить грубые дефекты. С этой целью на втором этапе работы над произношением педагог целенаправленно учит и глухих, и слабослышащих детей произносить на месте звуков, содержащих грубые дефекты, регламентированные и допустимые замены. Так, при сонантности и боковой артикуляции свистящих звуков ребенка следует перевести на с межзубное, а при этих же дефектах произнесения шипящих – на ш щечное (или с межзубное с лабиализацией).

При пропуске звуков, например к и р (от – кот, Ула – кукла, паА – пока, Ыба - рыба, плиВЕТ – привет) глухого ребенка специально учат на месте пропускаемого звука произносить его регламентированную замену (р как l) или допустимую (к как т или п, если отсутствует звук т).

Одновременно с этим в течение всего дошкольного периода проводится поэтапная работа по вызыванию и автоматизации точной артикуляции звуков с учетом сокращенной системы фонем. Так, в первую очередь, исправляются дефекты гласных звуков а, о, у, э, вызывается звук и, который заменяет в дальнейшем звуки ы и й.

Параллельно ведется работа и над согласными звуками. Первыми нормализуется артикуляция таких согласных звуков как п, т, м, н, л, ф, в, так как они являются базой для вызывания других звуков. Затем необходимо научить ребенка точно воспроизводить все основные звуки (см. табл. 1). В дальнейшем проводится работа по вызыванию и автоматизации звонких согласных и аффрикат.

Еще раз напомним, что, если с глухими дошкольниками проводится специальная работа по обучению их регламентированным заменам, то слабослышащего ребенка переводят на них при необходимости, как правило, в том случае, когда в его речи присутствуют стойкие грубые дефекты или если он постоянно опускает тот или иной звук.

Речевая ритмика и в этот период остается одним из основных методических приемов работы над произношением. Она способствует вызыванию звуков по подражанию, подготавливает артикуляционный аппарат к произнесению звука и облегчает этим его постановку. С помощью приемов речевой ритмики вызванный звук легко вводится в слово и фразу, даже тогда, когда педагог поставил его с помощью механических приемов. Так, например, при вызывании звука к с использованием движений речевой ритмики не всегда достигается положительный результат. Однако в процессе проведения упражнений артикуляционный аппарат ребенка подготавливается к произнесению звука, и часто достаточно слегка отодвинуть язык назад, чтобы появился чистый звук. Затем слог со звуком к, произнесение которого сопровождается соответствующим движением, вводится в слово и во фразу.

Остановимся на описании артикуляции звуков, способов их вызывания, наиболее распространенных дефектов и путей их устранения.[1]

Гласные звуки.

Для того чтобы понять природу того или иного дефекта звука и найти оптимальные пути его устранения, обратимся к характеристике правильной артикуляции гласных звуков.

При произнесении звука а пассивные губы немного разомкнуты, язык плашмя лежит на дне ротовой полости. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки сомкнуты и вирируют.

При произнесении звука о губы слегка выдвинуты вперед, округлены (лабиализованы). Расстояние между верхними и нижними резцами небольшое, меньше, чем при произнесении а. Язык слегка оттянут назад и приподнят своей корневой частью. Мягкое небо поднято, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

При произнесении звука у губы выдвигаются вперед и сближаются, оставляя узкое отверстие, расстояние между резцами меньше чем, при произнесении о. Язык оттянут вглубь рта и поднят своей корневой частью к небу. Мягкое небо поднято, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

При произнесении звука э губы пассивны, углы рта несколько оттянуты назад. Кончик языка прикасается к нижним резцам, а боковые края - к верхним коренным зубам. Спинка языка умеренно поднята к небу, посередине ее образуется желобок. Мягкое небо поднято, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

При произнесении звука и губы несколько растянуты в улыбку. Расстояние между резцами очень небольшое. Кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края прилегают к верхним коренным зубам, спинка языка поднята к передней части неба. Мягкое небо поднято, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

При произнесении звука ы губы пассивны, расстояние между резцами несколько больше, чем при и. Кончик языка отходит назад от резцов, а спинка высоко поднята к задней части твердого неба. Мягкое небо поднято, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

Дефектное произношение гласных звуков а, о, у, э, как правило, связано с нарушение положения губ: слишком широкое раскрытие рта при произнесении а (получается звук средний между а и э), недостаточная лабиализация губ при произнесении звуков о и у (о звучит как а, а у как о), чрезмерная лабиализация губ (о звучит как у, или немецкое о, у - как немецкое у); при произнесении э губы не раздвигаются в стороны (э звучит как а). При исправлении этих дефектов достаточно обратить внимание ребенка на губы, показать перед зеркалом образец артикуляции, в некоторых случаях механически сузить или расширить расстояние между губами. После этого изолированный гласный звук начинает звучать правильно, но для того, чтобы в речи утвердилась правильная артикуляция, требуется длительная работа по автоматизации звука, которая проходит в определенной системе.

Произнесение звука и вызывает затруднение у большинства детей (в речи этот звук замещается, как правило, на звук э). Это связано с тем, что артикуляция и очень сложная: напрягается дно ротовой полости, звук резонирует на темени. Вызвать правильную артикуляцию удается обычно после применения тактильно-вибрационного контроля. Для этого одну руку ребенка следует поместить под его подбородок, а другую - под свой. Педагог демонстрирует, как напрягается дно ротовой полости при правильном произношении звука и. Аналогично можно указать ребенку и на наличие вибрации темени при произнесении звука (если нет тенденции к повышению голоса).

Дефект гласных звуков, связанный с неправильным положением языка - Ы-образная артикуляци я - обычно затрагивает все гласные сразу (кроме у). Звуки а, о, э, и звучат как ы. Это связано с тем, что язык оттянут комом назад, высоко поднят «горбом». Дефект грубый, значительно влияющий на внятность речи. Его устранение связано обычно с вызывания всех гласных заново, начиная со звука а. Если правильную артикуляцию а не удается получить по подражанию на слухо-зрительной основе, сравнивая перед зеркалом артикуляции ребенка и педагога, применяют механическое воздействие: шпателем или пальцем нажимают на спинку языка, стремясь распластать язык на дне ротовой полости. Закрепив правильное произношение звука а, можно на основе слухо-зрительного подражания от а получить звуки о, э, а затем и.

Весьма распространенный дефект - произнесение гласных гнусаво, в нос - открыта я гнусавость - является дефектом голоса, а не звуков. Открытая гнусавость может распространяться и на согласные звуки ( например, звук л в этом случае звучит как гнусавое э, а в как м). Исправление этого дефекта заключается в проведении работы над голосом.

Часто гласные звуки произносятся фальцетным голосом. Фальцет может распространяться как на все гласные, так и на некоторые из них, прежде всего на у и и. Фальцет также является дефектом голосообразования, распространяется и на некоторые согласные звуки (м, н, в). Исправление его заключается в работе над голосом.

Подбирая речевой материал для упражнений по автоматизации гласных звуков, важно учитывать их позицию в слове. Следует помнить, что безударное о звучит как а, безударное э - как и и т.д. Выбирая то или иное слово, педагогу следует произнести его вслух и понять, как звучит в произнесенном слове та или иная буква (вода звучит как вада, пока - как пака, бежит - бижит, едет - йэдит и т.п.) Т.е. при выборе речевого материала следует учитывать фонетическое звучание, а не буквенный состав слова.

 


Система упражнений по автоматизации гласных звуков в речи.

1. Изолированное произнесение гласных:

а______, у______, о______, э______, и_______

2. Произнесение изолированных гласных долго и кратко; тихо, нормальным по силе голосом и громко; высоким, нормальным по высоте и низким голосом:

а______, а!, а_____, А_______, А_______,

3. Произнесение гласных в прямых слогах:

па____, пу_____, по_____, пэ______, пи______

4. Произнесение прямых слогов долго и кратко; тихо, нормальным по силе голосом и громко; высоким, нормальным по высоте и низким голосом:

па_____, па!; па, ПА, ПА; па, ПА, ПА [2]

5. Произнесение повторяющихся слогосочетаний тихо и громко; слитно и раздельно; медленно и быстро, высоким и низким голосом:

папапапа, ПАПАПАПА; па па па па, ПА ПА ПА ПА

6. Произнесение звукосочетаний, включающих два гласных звука (по мере их появления в речи ребенка):

апа, апу, апо, апэ; упа, упо, упу, упэ; опа, опу, опо, опэ; эпа, эпа, эпу, эпо, эпэ.

7. Автоматизация звука в составе слова:

звук а: папа, мама, там, пака (пока!), вада (вода), нага (нога), уха ( ухо), карова (корова), дай, на, акно ( окно), адин (один), арбуз, альбом, карандаш и т.п.;

звук о: вот, кот, бо-БО!, дом, рот, нос, лоп ( лоб), попа, стол,, сок, волк, кофе, Оля, Вова, ведро, карова (корова), лошка (ложка ), шорты, повар и т.п.;

звук у: ау___! тут, суп, ухо, рука, кубик, упал, устал, туфли, утка, питух ( петух), стул, утра ( утро), бусы, капуста, кушаит (кушает), у брал, уранил (уронил) купил и т.п.

звук э: эта (это), П’этя ( Петя), н’эт (нет), Св’эта (Света), в’эт’эр ( ветер), прив’эт (привет), коф’э ( кофе), хл’эп (хлеб), д’эти ( дети), д’эдушка (дедушка), д’эвять (девять), д’эсять (десять), д’эн’ (день), н’эба (небо), св’эт (свет), л’эта (лето), б’элый (белый) и т.п.

звук и: Ира, Мила, мишка, вилка, кефир, лиса, лицо, руки, ноги, кубик, туфли, синий, иди, спи, сидит, спит, бижит (бежит), рисует, умываица (умывается), адеваица (одевается) и т.п.

звук ы: ты, мы, мыло, рыба, грибы, был, была и т.п.

8. Автоматизация звука в составе фразы:

Там мама. Тут папа.

Вот кот. Там дом. Тут вада (вода). Там волк. Кот пьет малако ( молоко). Вова пьет сок.

Дай рыбу. На лапату (лопату). У меня суп. А у меня каша. Тома упала.

Там Петя (Света …). Это Оля (Вова, дедушка, хлеб, снег …). Сколько тебе лет? Летом тепло. У Феди мел и т.п.

Вот Ира (лиса, вилка…). Там Дима (носки, сапоги….). Мишка спит. Нина бижит (бежит). Мила рисуит (рисует). Лида умываица (умывается).

Вот мыло. Там рыба. Я был(а) дома. В лесу грибы и ягоды.

9. Дифференциация гласных. Работа по дифференциации гласных звуков начинается по мере появления в речи противопоставляемых звуков.

а____ - у_____; па___ - пу____; папапа - пупупу; папупапупапу; татата-тутуту; татутатутату; там - тут, Папа там. - Мама тут, утка - лампа; Лапата ( лопата) упала и т.п.

а____ - о____; па ____ - по_____; там - вот; Там кот. Вот вада ( вода). малако (молоко) - каша; Ах! Оля упала! Ой, больно!; Т’от’а, пака ( Тетя, пока!). Мама дома. Бальшой (большой) дом. У Тани лапата (лопата), а у Вовы ком и т.п.

ал – ол ал - ол – упал стол; ол – ал ол – ал – стол упал и т.п.

а___ - у____ - о_____; па - пу; па - по; по - пу; па - по - пу; там - тут - вот; Тут мяч. Тут папа. Вот утка. Там туфли. Тома упала. Коля упал. У бабули платок и т.п.

а____ - у_____ - о_____ - э______; па - пу - по - пэ; барабан - стул - стол - Лена; Там стул. Эта (это) стол. Где Оля? Оля забал’эла (заболела). и т.п.

а___ - о____ - у____ - э_____ - и______; па - по - пу - пэ - пи; сабака (собака), параход (пароход) - туфли - лета (лето) - пирамида; Тётя …, памаги (помоги). Как тибя завут? (Как тебя зовут?), У мин’а (меня) синий зонт. Кукла сидит на стуле. У Оли балит (болит) зуп (зуб). У девачки (девочки) новые сапаги (сапоги). Зимой на улице многа (много) снега и т. п.

Согласные звуки.

Губно-губные п, б, м.

Артикуляция этих звуков характеризуется тем, что губы плотно сжаты, затем сильная струя воздуха размыкает, «взрывает» их (п, б), либо идет через нос при сомкнутых губах (м). Язык в артикуляции не участвует.

При произнесении звука п голосовые складки не смыкаются - это глухой согласный.

При произнесении б и м голосовые складки сомкнуты и вибрируют - это звонкие согласные.

Наиболее распространенным дефектом этих звуков является их замена друг на друга: п заменяется на б или м, б - на п или м, м - на п или б.

Замена м на п и б (полная закрытая гнусавость) или на мп, мб (не-полная закрытая гнусавость ) связана с тем, что воздушная струя (или часть ее) идет через рот и происходит размыкание губ. Замена п и б на м или мп, мб (замена ротовых звуков носовым) связана с тем, что размыкания губ не происходит, или происходит слишком поздно, после начала звукопроизнесения.

Наоборот, замена звука м звуками п или б вызвана размыканием губ, чего не должно быть при произнесении данного звука..

Замена звука п на б (озвончение), или б на п (оглушение) связана с неправильным подключением в механизм звукообразования голосовых связок. В первом случае они не должны включаться в работу, во втором - складки сомкнуты и вибрируют.

К менее распространенным дефектам можно отнести следующие.

Вместо п и (или) б получается звук, похожий на ф или двугубное в (w). Это происходит тогда, когда характер воздушной струи не носит взрывного характера, после размыкания губ воздух просто выдувается.

Звук п произносится при втягивании воздуха в себя. В результате получается чмокающий звук.

Полное нарушение артикуляции звуков, замена ротовых (п, б) на носовой (м), и наоборот - замена носового на ротовые, замена глухого п на звонкий б - являются грубыми дефектами, т.к. существенно влияют на разборчивость речи. Поэтому работа над их устранением должна носить первоочередной характер.

Уточнение артикуляции звука п заключается обычно в демонстрации характера воздушной струи после размыкания губ: педагог подставляет ладонь ребенка к своему рту в момент произнесения слога ап, показывает, как можно сдуть комочек ваты, погасить свечку, произнося слог ап с подчеркнутым выдохом.

При стойкой замене звука м на п или б следует прежде всего использовать остаточный слух ребенка и обратить его внимание на наличие звука при сомкнутых губах. Если слуховые возможности ребенка не позволяют ему ощутить звучание, целесообразно привлечь вибратор. В крайнем случае педагог указывает на наличие вибрации щек во время произнесения звука м____.

Отсутствие в речи детей к 4-4,5 годам звуков п и м - достаточно редкое явление, в то же время их взаимозамена весьма распространена. Поэтому работа над этими звуками, как правило, заключается прежде всего в их дифференциации. При проведении специальной системы упражнений широко используется речевой ритмика. В качестве речевого материала берутся слоги, слогосочетания, слова, фразы, ритмичные тексты, стихи, потешки и т.п.

Если в произношении ребенка есть противопоставление звонкого б и глухого п, но иногда они взаимозаменяются, то в этом случае на специальном речевом материале проводятся упражнения по их автоматизации и дифференциации.

Замена звука б глухим п является регламентированной заменой. Отсутствие в речи звонкого б незначительно влияет на ее внятность. Но к концу дошкольного обучения в речи ребенка звонкие согласные должны быть. Если звук б не появился у ребенка спонтанно, на основе подражания речи взрослых, то его вызывание и автоматизация в речи вызывает определенные трудности. Одним из способов вызывания звука б является использование позиционного озвончения согласного между гласными. Ребенку предлагается для многократного повторения звукосочетание апа, сопровождаемое расслабленными движениями кистей рук. В момент, когда звук п в силу позиции будет произнесен как б, на это обращается внимание ребенка. В дальнейшем из слогосочетания абабабаба выделяется изолированный слог ба. В случае удачи ребенка учат произносить б в сочетании с другими гласными, в различных звукосочетаниях, в словах и фразах, т.е. проводят систему упражнений по автоматизации звука в речи.

Распространен и другой способ вызывания звука б. Ребенка побуждают произносить гласный звук, похожий на э: при слегка приоткрытых губах включается голос. Во время произнесения этого звука педагог своим указательным пальцем, размещенным вдоль нижней губы ребенка, слегка постукивает по губе, тем самым образуя смычку. В результате получается слогосочетание эбэбэбэб э. Затем ребенку предлагают с помощью уже своего пальца произнести эбэбэбэ - БА. Полученный звук закрепляется в речи.

При подборе речевого материала следует помнить о том, что звонкие согласные оглушаются в конце слова и перед глухими согласными: так в словах юбка, лоб б звучит как п.

Замена же глухого п на звонкий б является грубым дефектом, т.к. резко снижает разборчивость речи. Как правило, наличие такой замены свидетельствует об общей тенденции к озвончению ребенком глухих согласных. Исправление этого дефекта сводится обычно к вызыванию звука п заново с использованием всех известных способов. Иногда при стойком универсальном озвончении (т.е. замена всех глухих согласных звонкими) целесообразно перевести ребенка на шепотную речь.

 

Система упражнений по автоматизации звуков в речи.

Звук п.

1. Автоматизация звука в позиции прямого слога:

па; папапа; папапа ПА; па па па па;

папа, пака (пока), пальто, палка, попа, пол, полка, поезд, поле, пуп, пуговица, пусто, питух (петух), пила, пишет, пить и т.п., а также словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: Вот папа. Там палка. Это петух. Папа сидит. Тетя Оля, покажи. Поезд едет далеко. Синяя пуговица;

2.Автоматизация звука в позиции между гласными:

апа, апу, упа, апо...., апа - апа-апа;

упал(а), хлопай, лопата, лапа, аппарат, тапочки, апильсин (апельсин), купи(ла), написал, лепит, а также словосочетания и слова, включающие эти и подобные слова типа: Мишка упал, лапа болит. Аппарат не работает. Мяч на полу.

3.Автоматизазия звука в обратных слогах:

ап, оп, уп, ип;

суп, хлеп (хлеб), грип (гриб), лоп (лоб), зуп (зуб), а также словосочетания и слова, включающие эти и подобные слова типа: Я не люблю суп. Дай мне хлеп (хлеб). У мамы болит зуп (зуб) и т.п.

4. Автоматизация п в стечениях с согласными:

платье, платок, плачет, плохо, тепло, спасибо, спина, спит, шапка, привет, прыгает, правильно, юпка (юбка), а также словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: Вот платок (шапка). Папа спит. У куклы платье. Зайка прыгает. На улице тепло и т.п.

 

Звук м.

1. Протяжное произнесение изолированного звука:

м_______

2. Автоматизация звука в обратных слогах:

ам____ ом____ ум____;

там, дом, ком, сам, будем, а также словосочетания и слова, включающие эти и подобные слова типа: дом и ком; Там дом. Это ком. Я сам. Будем играть.

3. Автоматизация звука между гласными:

а) ам____а ама

ам____о амо

ам____ э амэ

б) ам_____у аму

ам_____и ами

Тома, Дима, Рома, самал’от ( самолет), сламал (сломал), думай, сними, а также словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: Тома и Рома; Там Тома (самолет, бумага). Вот самолет. Дима сломал дом.

4. Автоматизация звука в позиции прямого слога:

а) м______а ма

м______о мо

м_______э мэ

б) м______у му

м______и ми

мама, Маша, мяч, малыш, малако (молоко), маленький, машина, мала (мало), масло, моет, мишка, муха, а также словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: мяч и машина, маленькая машина; Там мама. Вот Маша. Это мяч. Мама моет малыша. Мишка пьет молоко. У Димы маленькая машина.

5. Автоматизация звука в стечениях с согласными:

лампа, компот, сумка, много,а также словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: Вот лампа. Это компот. Там сумка. У меня сумка. У меня много шариков;

смотри, возьми, кормит, в машине..., к Маше,а также словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: Маша, возьми мяч. Мама кормит малыша. Мишка едет в машине. Мальчик смотрит в окно.

Звук б.

1. Многократное, быстрое с постепенным замедлением произнесение слогов:

бабабабаба-ба-ба-ба - ба - ба - ба - ба

бобобобобо-бо-бо-бо - бо - бо - бо - бо

бубубубубу-бу-бу-бу - бу - бу - бу - бу

2. Автоматизация звука в позиции между гласными:

аба, або, абу, абэ, аби;

собака, рубашка, труба, рыба, шуба, забор, грибы, убери, собирает, кубики, а также словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: собака и рыба, синие (желтые) кубики, у Любы; Вот собака. Там рыба. Тут шуба. Это кубики. Дай собаку (рыбу). Собака ест рыбу. Люба, убери кубики. Тома собирает грибы. На крыше труба.

3.Автоматизация звуков в позиции прямого слога:

ба, бо, бу, бе, би, бы

банка, бант, бабушка, болит, барабан, большой, ботинки, Боря, бок, бочка, бумага, булка, буква, белый, белка, бижит (бежит), биреза (береза), бижит (бежит), бык, быстро,а также словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова: большой барабан, большой белый бант, быстро бежит, болит бок, белая береза; Вот барабан. Там бабушка. Тут бумага. У бабушки болит бок. Боря бежит быстро. У куклы большой белый бант.

4. Дифференциация звонких и глухих пар в прямом слоге и между гласными:

па - ба, апа - аба,

папа - баба, пальто - ботинки, палка - бант, пол - больно, пуговица - булка,а также словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова: папа и бабуля, большой апельсин, большая пуговица, голубое пальто; Палец болит. У Любы лопата. Люба упала, Любе больно. Папа и бабушка дома. Ботинки стоят на полу.

5. Автоматизация звука в стечениях с согласными:

яблоко, люблю, блюдце, добрый, близко, бублик, бросай, обруч; арбуз, колбаса, а также словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова: красное яблоко, вкусный арбуз, большой бублик, добрый день, доброе утро, я люблю; Вот арбуз. Это яблоко. Собака любит колбасу. Я люблю арбуз. Я не люблю яблоко. Таня катит обруч.

6. Дифференциация носового м с ротовыми п и б:

ма - па ма - ба ам____ - ап

мо - по мо - бо ом____ - оп

му - пу му - бу ум____ - уп

ма - па, мама - па; мама - папа, ма - па

ма - ба, мама - ба; мама - баба, ма - ба

памапама – мама, пока!

бумага, помоги, лампа, компот, пирамида, почему?, а также словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: мама и папа, мама и баба (бабуля, бабушка); Мама и бабушка дома. Папа, дай молоко. Мама, помоги; спасибо, мама. Маша пьет компот. Мила упала. Рома спит. У Маши платок.

Думает бабушка,

Думает дедушка,

Думают папа и мама:

В чем наша внучка,

В чем наша дочка

Выйдет на улицу

Если там будет мороз?

7. Автоматизация звука в разных позициях:

Я умею обуваться,

Если только захочу,

Я и маленького братца

Обуваться научу.

 

Язычно-зубные согласные т, д, н.

Артикуляция звуков этой группы заключается в том, что узкий конец языка плотно прижимается к верхним резцам на границе с бугорками десен - альвеолами. При произнесении звуков т и д сильная струя воздуха разрывает эту смычку, а при произнесении звука н смычка сохраняется, а воздушная струя проходит через нос. Губы слегка разомкнуты, их положение зависит от соседних звуков.

Глухой согласный т произносится при разомкнутых голосовых связках, а при произнесении д и н складки сомкнуты и вибрируют - это звонкие согласные.

Наиболее распространенным вариантом артикуляции звуков т, д, н является их межзубное произнесение, т.е. кончик языка не прижат к верхним альвеолам, а находится между передними зубами. Такая артикуляция, как правило, предлагается педагогом на первом этапе работы над звуками. Это допустимая замена, на внятность речи влияет незначительно, но к концу дошкольного периода данный дефект должен быть устранен.

Более грубым дефектом является замещение звуков т, д, н на, соответственно, п, б, м. К 4 - 4,5 годам такая замена уже недопустима. При исправлении этого дефекта ребенка сначала учат пользоваться в речи более адекватной заменой - межзубной артикуляцией и даже межгубной. В это же время проводятся специальные артикуляционные упражнения, призванные развить подвижность языка. Ребенка учат выдвигать язык вперед, делать язык узким и широким, тянуться узким кончиком языка к носу, к правому и левому уху, облизывать узким языком верхнюю губу, верхние резцы. Эти упражнения должны носить игровой, забавный характер.

Позже проводится работа по вызыванию зазубной артикуляции звуков этой группы. Ребенку перед зеркалом показывают правильное положение языка, произнося слог а___т при широко открытом рте. Внимание ребенка обращается на то, как во время звучания гласного язык поднимается вверх, его кончик упирается в резцы, а затем производится взрыв. Взрывной характер воздушной струи можно ощутить, поднеся ладонь ко рту.

Если ребенок не может сам зафиксировать нужное положение языка, педагог может помочь ему, механически зафиксировав язык в нужном положении шпателем или пальцем.

При вызывании звука н, зафиксировав положение языка, следует уменьшить расстояние между губами, т.к. при широко открытом рте будет получаться гнусавое э. Если ребенок не может контролировать наличие звука н____ на слух, можно прибегнуть к тактильно-вибрационному контролю: при произнесении звука н вибрируют крылья носа.

После того, как зазубная артикуляция звуков вызвана в сочетании с гласным а (та, да, ан), проводится система упражнений по их автоматизации и дифференциации на материале слогов, слов, словосочетаний и фраз.

Грубым дефектом звуков т и д является их замена на носовой звук н. При правильном положении языка (или межзубном варианте артикуляции) воздушная струя не разрывает смычку между языком и альвеолами, а идет через нос. Исправляется этот дефект с помощью тактильного контроля над характером выдоха. Ребенку предлагают ощутить короткую и резкую струю воздуха при произнесении слога ат, затем по подражанию повторить. После этого подключается еще один звук а: а___та____, ата, затем отрабатывается слог та (да). После этого проводится система упражнений по автоматизации звука.

Одним из грубых дефектов звука н является замена его на гласный звук (сонантность). В этом случае вместо н звучит гнусавое э. Причина такого произнесения в том, что язык, поднятый вверх, недостаточно плотно примыкает к альвеолам, и в образовавшуюся щель при произнесении звука проходит воздух. Плотный характер этой смычки следует продемонстрировать перед зеркалом, зафиксировать, при необходимости, язык механически - шпателем или пальцем. Можно подключить тактильный контроль вибрации крыльев носа.

Иногда звук н заменяется боковым согласным л. Причина дефекта заключается в том, что язык слишком сужен, и воздушная струя проходит не в нос, а по бокам языка. При исправлении педагог указывает ребенку на отсутствие воздушной струи по бокам рта и на наличие вибрации крыльев носа при длительном произнесении н____. Целесообразно перед зеркалом провести артикуляционные упражнения, цель которых - научить ребенка произвольно расширять и сужать язык.

Говоря о нарушении произношения звуков т и д по глухости-звонкости, можно отметить те же закономерности, что и в предыдущей группе звуков: п и б. Замена д на т регламентирована и не требует первоочередности при планировании работы по коррекции дефектов звуков. И, наоборот, замена т на д - является грубым дефектом, который требует срочного исправления. Если озвончаются все взрывные согласные (п, т, к), т.е. у ребенка отмечено универсальное озвончение, то целесообразно корректировать этот дефект одновременно, т.к. подход к устранению озвончения взрывных согласных общий: снижение голоса до шепота, произнесение согласных в обратном слоге (ап, ат, ак), затем присоединении еще одного а (ап а___, ат а___, ак а____; апа, ата, ака), выделение прямого слога (па, та, ка). Затем глухой согласный автоматизируется в речи специальной системой упражнений.

Вызывание звонкого д происходит обычно при использовании позиционного озвончения звука между гласными (аналогично вызыванию звонкого б). Если в речи ребенка уже есть звук б, то д можно вызвать по аналогии, предлагая произносить после слогосочетания бабабаба... сразу же, без паузы дададада....

При подборе речевого материала для автоматизации звука д также следует помнить о том, что в конце слова и перед глухими согласными д произносится как т (обед - как абет, под стулом - пат стулам и т.п.).

 

Система упражнений по автоматизации звуков в речи.

Звук н.

1. Протяжное произнесение изолированного звука:

н_________

2. Автоматизация звука в позиции обратного слога:

ан____ он____ ун____

банан, барабан, слон, лимон, телефон, микрофон, бубен, один, он, а также словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: один барабан, большой слон, желтый лимон; Я люблю банан. Возьми микрофон. Бей в бубен.

3. Автоматизация звука между гласными:

а) ан_____а ана

ан ____о ано

ан_____э анэ

б) ан_____у ану

ан_____и ани

Аня, Ваня, котенок, луна, машина, штаны, зеленый, синий, у меня, у нас, а также словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: Аня и Ваня, синяя машина, зеленые штаны; У меня машина. У нас котенок. Ваня взял штаны. Аня рисует луну.

4. Автоматизация звука в позиции прямого слога:

а) н_____а на

н______о но

н______э нэ

б) н______у ну

н______и ни

на, няня, наски (носки), нарисуй, напиши, нос, ноги, новый, небо, нильзя (нельзя), не люблю, не хочу, не вижу, не слышу, а также словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: у меня, новые носки, Я нарисовал небо (мяч, …). Няня моет посуду. Мама купила новые носки. У меня болит нос (нога). Я наш

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...