Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Язычно-передненебные ш, ж, щ (шипящие).




При произнесении этих согласных звуков зубы могут быть сомкнуты или чуть разжаты, язык имеет форму чашечки, его передний широкий край поднят и соприкасается с небом за альвеолами, оставляя посередине узкую плоскую щель, боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Теплая обильная струя воздуха выходит изо рта косо вниз. Губы слегка выдвинуты вперед и округлены (лабиализованы).

Звук ш образуется без голоса, а при произнесении ж голосовые складки сомкнуты и вибрируют - это звонкий согласный.

Мягкое произнесение звука щ происходит из-за того, что к основной артикуляции добавляется еще и поднятие спинки языка.

Весьма распространенным вариантом замены звуков ш, щ, ж в дошкольный период является щечное произнесение. Язык в звукообразовании не участвует, он лежит на дне ротовой полости. Характерный шум получается в результате выдувания воздуха при слегка лабиализованных губах. В некоторых случаях слегка раздуваются щеки. Щечное ш является допустимой заменой на первоначальном этапе обучения.

Часто по подражанию артикуляции взрослых дети округляют губы, но не производят интенсивного выдоха и звук не образуется - это беззвучная лабиализация.

В речи дошкольников (даже слышащих) звуки ш, ж, щ нередко заменяются соответственно на с, з, с’ (свистящий сигматизм). При этом все дефекты свистящих сохраняются.

Грубым дефектом шипящих звуков является их боковая артикуляция. При этом широкий кончик языка плотно смыкается с небом или альвеолами, а боковые края языка не соприкасаются с верхними коренными зубами. В результате воздушная струя идет не косо вниз, а по бокам языка.

К грубым дефектам шипящих звуков также относится сонантность. В этом случае передний край языка образует слишком широкую щель с небом, характерный шипящий звук не может получиться. Звук образуется голосом: голосовые складки сомкнуты и вибрируют. На месте шипящего согласного слышится гласный, похожий на э.

Во всех случаях коррекция дефектов шипящих согласных требует их постановки заново.

В первую очередь проводятся специальные артикуляционные упражнения, в ходе которых ребенка учат выдвигать изо рта широкий язык, поднимать его вверх, закрывать языком всю верхнюю губу. Затем, когда ребенок научится держать «чашечкой» язык у верхней губы, подключается дутье. Струя воздуха в этом случае направлена вверх. Ее можно ощутить ладонью. В формировании воздушной струи достаточной силы помогает поддувание полосок бумаги, комочков ваты и т.п.

После того, как ребенок овладел дутьем с языком «чашечкой» у верхней губы, язык начинают поэтапно перемещать в полость рта. Сначала при широко открытом рте ребенка упражняют в дутье вверх (язык «чашечкой» перед верхними резцами). После этого язык переводят за зубы. Ребенку перед зеркалом показывают, что язык должен сохранять свою форму «чашечкой», рот при этом широко открыт. Когда в ходе упражнений будет получен многовоздушный шипящий звук при направленной вверх воздушной струе, следует сблизить и округлить губы. При лабиализованных губах получается звук ш.

Следует отметить, что период подготовительных артикуляционных упражнений, как правило, продолжителен по времени. Если мышца языка недостаточно подготовлена, то после того, как лабиализуются губы, язык может упасть на дно ротовой полости.

Иногда, при переводе языка за зубы, его боковые края не образуют смычку с верхними коренными зубами. В этом случае педагог может своими большими пальцами образовать смычку механически, а затем научить этому и ребенка. После того, как поставлен и автоматизирован в речи звук ш (обычно в это время ребенок в речи пользуется вызванным звуком ш вместо ж и щ), следует вызвать и его звонкую пару - звук ж. Наличие голоса при произношении ж и его отсутствие при произнесении ш ребенок может проконтролировать с помощью остаточного слуха. Если же этот способ самоконтроля недостаточен для ребенка, можно прибегнуть к тактильному ощущению вибрации гортани при подключении голоса.

Автоматизация звуков ш и ж, а также работа по их дифференциации проводится на специальном речевом материале.

 

Система упражнений по автоматизации звуков в речи.

Звук ш.

1. Протяжное произнесение изолированного звука:

ш______,

2. Автоматизация звука в позиции прямого слога:

ш______а ша

ш______о шо

ш______у шу

ш______е ше

ш______и ши

шар, шарф, шапка, шагает, шорты, шуба, шум, шесть, шея, а также словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: мой шарф, теплая шапка, короткие шорты, новая шуба, шесть шаров, длинная шея; Вот шар. Там шарф. Тут шапка. Это шорты. У Тани шуба и шарф. Шесть плюс три будет девять.

3. Автоматизация звука в позиции обратного слога:

аш__ ош__ уш__ еш__ иш__;

карандаш, нош (нож), душ, мышь, малыш, ёш (ёж), ешь, а также словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: длинный карандаш, теплый душ, маленькая мышь, колючий ёж; Вот нож. Там малыш. Тут ёж. Это мышь. Дай карандаш. Включи душ. Малыш плачет. Ешь яблоко.


4. Автоматизация звука в позиции между гласными:

аш_________а аша

аш_________о ашо

аш_________у ашу

аш_________е аше

аш__________и аши

Даша, Маша, каша, кушает, мешает, решает, слушает, слушай, хорошо, пляшу, пишу, уши, малыши, карандаши, реши, машина, пляшет, пляши, а также словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: Маша и Даша, любимая каша, длинные уши, цветные карандаши, новая машина; Вот каша. Там машина. Тут малыши. Это карандаши. Малыши кушают кашу. Маша слушает. Маша и Даша пишут. Даша решает пример. Мне мешает Маша. У Даши шапка. У Шуры карандаши.

5. Автоматизация звука в стечении с согласными:

шкаф, школа, шла, рубашка, лошка (ложка), кошка, бабушка, дедушка, подушка, лягушка, мишка, лишний, башня, большой, а также словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: кошка и мышка, бабушка и дедушка, новая рубашка, большая ложка, большая башня, лишняя картинка, маленький мишка, мягкая подушка, фшкафу ( в шкафу ), фшколе ( в школе); Вот рубашка. Там подушка. Тут дедушка. Это бабушка. Дети идут в школу. Новая рубашка в шкафу. Кошка ловит мышку. У меня лишняя картинка (табличка). У Шуры большая ложка. Лягушка прыгает. Маша шла, шла, шла и пирог нашла.

6. Дифференциация звуков ш и с:

ш___а - с___а, ша - са

аш____ - ас___, аш - ас;

аш____а - ас___а, аша - аса

Саша, санки - шапка, самолет - шар, нос - нош (нож), нос - ёж, коса – каша, оса - Маша (Даша, каша), усы - уши, сшей; санки и шапка, самолет и шар; У Саши самолет (шар). У Шуры суп. Маша ест мясо.

Буду кашу варить У Шуры шубка новая Ёж, еж, где живешь?

Буду Сашу кормить. И шарфик шерстяной. -Я живу в густом лесу.

Ешь, Саша, не спеша, У Шуры шубка теплая, Еж, еж, что несешь?

Каша очень хороша. Но все ж пора домой. - В норку яблоки несу,

Буду яблоки делить,

Своих деточек кормить.

 

7. Автоматизация звука ш в разных позициях:

шашаша - У меня лапша

шушушу - Я флажком машу

шошошо - Летом хорошо

шишиши - Гуляют малыши

Ешь, Маша, не спеша,

Каша очень хороша.

Маше каша надоела.

Маша кашу не доела.

Маша, кашу доедай,

Маме не надоедай!

Он боится черной кошки.

Он боится мышки-крошки.

Он боится паука

И большого червяка.

Тише, мыши,

Кот на крыше.

 

Звук ж.

1.Протяжное произнесение изолированного звука:

ж________

2. Автоматизация звука в позиции прямого слога:

ж_____а жа

ж_____о жо

ж______у жу

Жанна, жаба, жадина, жалко, жарко, жалуется, Жора, жёлудь, жёлтый, жук, журавль, Жучка, Женя, живот, живёт, жираф, живу, жирибенок (жеребенок),а также словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: Жанна и Женя, собака Жучка, желтый мяч, черный жук, болит живот, я живу; Вот жаба. Там жук. Тут желудь. Это журавль. Я живу в …. У меня болит живот. Я видел жирафа. Летом жарко. Жора упал; Жору жалко.

3. Автоматизация звука в позиции между гласными:

аж____а ажа

аж____о ажо

аж____у ажу

аж____и ажи

лужа, пижама, медвежонок, пирожок, хожу, скажу, вижу, покажи, расскажи, ежик, ножик, а также словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: два ежа, три медвежонка, четыре ножа, глубокая лужа; Вот ежик. Там лужа. Тут ножик. Это пижама. Я вижу ежа. Я хожу быстро. Женя, расскажи стихи. У Жанны пижама. У Жоры ножик. У Жени ежик. У Жанны дома живет кот. Пакажи руки. Не ходи в лужу. Сяду на пенек, съем пирожок.

жа-жа-жа жа-жа-жа - есть иголки у ежа

жу-жу-жу жу-жу-жу - как-то уж пришел к ежу

жу-жу-жу жу-жу-жу - я с ужами не дружу

4. Автоматизация звука ж в стечениях с согласными:

жду, каждый, можно, нужно, ножницы, а также словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: день рождения, каждый день, можно взять, жду маму, нужно умываться, острые ножницы; У Жени день рождения. У Жанны ножницы. Я долго ждал маму. Нужно чисто мыть руки. Можно я возьму ножницы? Я занимаюсь каждый день.

5. Дифференциация звуков ж и ш:

жа – ша жо – шо жу – шу же – ше; ажа –аша;

шар - Жанна, шарф – жаба, шапка – жадина, шорты - жёлтый, хорошо – флажок, петушок – пирожок, шуба - жук, шутка – журавль, шесть - Женя, уши – ужин, мыши – лыжи, шишка – жираф, каша - лужа, машина - медвежонок, а также словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: большая лужа, желтые шорты; У Жанны шар. У Жоры желтые шорты. У Жени желтый шарф. У Жени шесть шишек. В машине едет медвежонок.

6. Автоматизация звука ж в разных позициях:

С утра жужжу Елка наряжается Я хожу, хожу, хожу

Цветы бужу, Праздник приближается. И грибов не нахожу.

Кружу, жужжу Новый Год у ворот,

И мед вожу. Ребятишек елка ждет.

Жук упал и встать не может,

Ждёт он, кто ему поможет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...