Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности системы управления инновационным процессом и ее основные элементы

Первая система – это общая система управления общественным производством. В этом случае управление инновационным процессом рассматривается как составная часть системы управления народным хозяйством. Эта система, призванная решать проблемы общественного производства в целом, одновременно в известной мере косвенно (опосредованно) стимулирует развитие инновационного процесса. Ее можно назвать экзогенной (внешней) системой управления инновационным процессом. Вторая система – это система управления непосредственно самим инновационным процессом. Она может быть названа эндогенной (внутренней) системой управления инновационным процессом.

Система управления непосредственно самим инновационным процессом значительно отличается от управления другими социально-экономическими процессами по своим целям, содержанию, функциям, принципам и методам. Целями управления инновационным процессом являются:

• непрерывное обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции, а также применяемой техники, технологии, методов организации производства;

• дальнейшее развитие научного и научно-технического потенциала страны, создание научного задела.

Сущность управления инновационным процессом (в узком смысле) заключается в целенаправленном воздействии на процесс исследований, проектно-конструкторских (проектно-технологических) разработок и освоения новшеств (нововведений) в целях сокращения затрат и сроков выполнения и в конечном счете повышения эффективности (экономической, социальной, экологической). В общем виде сущность управления может быть раскрыта с точки зрения экзогенной системы управления инновационным процессом.

Важнейший принцип – это принцип гибкости. Он обусловлен циклическим характером научно-технического прогресса, трудно предсказуемостью (или даже непредсказуемостью) результатов научных исследований. Принцип гибкости требует применения особых видов планирования (например, не по конкретным детализированным заданиям, а по отдельным направлениям исследовательских работ) и форм финансирования, оказывает влияние на состав научно-технических кадров и выбор методов управления.

Принцип учета фактора времени обусловлен значительной длительностью инновационного цикла, неравномерностью временного периода выполнения отдельных его стадий и этапов. Традиционные в управлении производством календарные периоды (квартал, год и др.) не могут быть приняты за основу (за редким исключением) при управлении инновационным процессом. Этот принцип связан с перспективностью инноваций, означающей необходимость учета долговременных последствий принимаемых управленческих решений.

Принцип комплексности предполагает техническое, экономическое, организационное и информационное единство во всех звеньях, на всех стадиях и этапах инновационного процесса. Такое единство влияет на все составляющие (элементы) системы управления инновациями: планирование, финансовое и организационное обеспечение и т. д. Кроме того, комплексность означает обеспечение тесной связи между различными областями науки и между функциями управления.

Принцип учета неопределенности инновационных работ и их рискового характера находит проявление в прогнозировании и планировании, финансировании и методах оценки эффективности нововведений. Он требует, например, создания финансовых резервов для ликвидации (или сокращения) возможных отрицательных последствий от риска или корректировки сроков выполнения отдельных инновационных работ (стадий, этапов) при их планировании.

Принцип учета творческого характера инновационных работ основан на том, что творческий характер создания и внедрения новшеств оказывает влияние на систему управления инновационным процессом. Он учитывается при организации процесса выполнения работы, построении структуры органов управления, определении режима работы и стиля руководства, оценке эффективности инновационных работ и особенно при стимулировании (материальном и моральном) труда сотрудников.

Управление инновационным процессом с соблюдением вышеназванных и других принципов осуществляется на основе применения различных методов. Методы управления инновационным процессом подразделяются на административные, организационно-плановые, финансово-экономические и социально-психологические. Эти методы по своему содержанию весьма специфичны, отличаются от традиционных методов, применяемых в управлении производством, поскольку инновационная продукция (продуктовые новшества, технологии, методы) – товар особого рода, а информационные, организационные, этические и морально-психологические аспекты инноваций играют большую роль. Отметим, что на конечных этапах инновационного цикла значительно возрастает значение финансово-экономических методов управления. Этими методами охватываются многие аспекты управления инновационным процессом.

Эффективное управление инновационным процессом реализуется через инновационный механизм. Инновационный механизм – это совокупность организационных, управленческих, финансово-экономических, правовых, информационных, технических и морально-психологических факторов, их взаимосвязи и взаимодействия, способствующих успешному осуществлению инновационной деятельности и повышению эффективности ее результатов. Из этого определения вытекает, что элементами (составляющими) инновационного механизма являются:

1) организационные формы инновационных отношений;

2) методы управления инновациями;

3) методы финансирования инноваций;

4) методы оценки эффективности результатов инноваций;

5) порядок формирования и использования инновационных фондов (централизованных и децентрализованных, федеральных и региональных);

6) инновационное законодательство;

7) морально-психологические методы воздействия на инновационную активность;

8) меры информационно-технического оснащения инновационного процесса.

Отлаженность инновационного механизма, совместное функционирование этих элементов во многом определяются их взаимообусловленностью и соотносительностью, пропорциональностью. Соотносительность и структура этих элементов, значимость и оптимальность форм, методов и мер должны соответствовать уровню управления, на котором осуществляется инновационная политика.

 

 

44. Бизнес-план инновационного проекта

Любой инновационный проект обычно требует привлечения инвестиций и оформляется в форме бизнес-плана. Бизнес-план инновационного проекта - комплексный стратегический документ, дающий представление о будущем предприятия, обращенный к потенциальному инвестору инноваций с целью привлечения его капитала.

Бизнес-план является сугубо внутренним документом, и это предъявляет определенные требования к его оформлению, форме и структуре. Он должен быть представлен в виде, позволяющем заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела, степени своего участия в нем.

 

45. Экспертиза инновационного проекта.

Существуют три основных метода экспертизы инновационных проектов, финансируемых из бюджета:

• описательный;

• сравнение положений «до» и «после»;

• сопоставительная экспертиза.

Описательный метод рассматривает потенциальное воздействие результатов осуществляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг.

Метод сравнения положений «до» и «после» позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных проектов.

Сопоставительная экспертиза состоит в сравнении положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование и не получающих его. В этом методе обращается внимание на сравнимость потенциальных результатов осуществляемого проекта, что составляет одно из требований проверки экономической обоснованности конкретных решений по финансированию краткосрочных и быстроокупаемых проектов.

 

46. Отбор проектов нововведений

финансированию краткосрочных и быстроокупаемых проектов.

Для выбора вариантов инновационных мероприятий используются показатели сравнительной экономической эффективности, которые учитывают лишь изменяющиеся по сравниваемым вариантам стоимостные части. Такими показателями выступают:

• приведенные затраты;

• срок окупаемости дополнительных инвестиций в инновации;

• коэффициент эффективности дополнительных инвестиций в инновации.

При отборе инновационных проектов следует обратить внимание на способы снижения риска.

В практике управления ИП применяют следующие способы снижения риска;

1) распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям);

2) страхование;

3) резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.

Представление инновационных идей в форме ИП и оценка их эффективности является центральным звеном в процессе формирования стратегий инновационного развития. На этом этапе инновационные идеи, отобранные по параметрам соответствия инновационной политике, удовлетворяющие состоянию инновационной активности, а также систематизированные по объемам затрат, проверяются с позиции соотношения предстоящих инвестиционных затрат и последующих экономических результатов.

 

47. Методы оценки рыночной перспективности и реализуемости новых и улучшающих технологий.

Для оценки рыночной перспективности и реализуемости новых и улучшающих технологий рассчитывают следующие показатели:

1. Затраты на правовую охрану новой технологии (нематериальных активов);

2. Объем рынка.

3. Темпы роста рынка.

4. Потенциал продукта.

5. Охват сегментов рынка.

49. Оценка инновационной результативности новой технологии.

50. Оценка влияния улучшающей технологии на экономику предприятия.

(ответ и на 49 и на 50)

Для оценки эффективности инвестиций в новые технологии и их влияния на развитие экономики предприятия рассчитывают группы показателей, позволяющих определить эффективность инновации с позиции результативности вложенного в нее капитала:

1. Приращение интеллектуального капитала.

2. Увеличение выручки от продаж за счет вложения инвестиций.

3. Рентабельность инвестиций.

4. Рост чистого дохода.

5. Повышение выработки на одного работника.

Для оценки влияния улучшающей технологии целесообразно провести сравнительный анализ по усовершенствуемому продукту на основе расчетов и сравнения показателей непосредственно по инновационному производственному участку:

1. Прирост нематериальных активов.

2. Прирост чистой (нераспределенной) прибыли.

3. Прирост выручки от продаж.

4. Прирост основных и оборотных активов предприятия.

5. Прирост производительности труда.

 

51. Оценка эффективности инноваций.

Значимость определения эффекта от реализации инноваций возрастает в условиях рыночной экономики. Однако не менее важной она является и для переходной экономики.

В зависимости от учитываемых результатов и затрат различают следующие виды эффекта (табл. 11.1):

Таблица 11.1.

Вид эффекта Факторы, показатели
1. Экономический Показатели учитывают в стоимостном выражении все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций
2. Научно-технический Новизна, простота, полезность, эстетичность, компактность
3. Финансовый Расчет показателей базируется на финансовых показателях
4. Ресурсный Показатели отражают влияние инновации на объем производства и потребления того или иного вида ресурса  
5. Социальный Показатели учитывают социальные результаты реализации инноваций
Экологический Шум, электромагнитное поле, освещенность (зрительный комфорт), вибрация. Показатели учитывают влияние инноваций на окружающую среду

 

52. Интеллектуальная собственность: объекты, защита

1. Понятие и признаки объекта интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность – это рез-ты интеллектуальной деятельности, кот-м предоставляется правовая охрана.

Нормативные акты, кот регул-ют отнош-я в сфере Интел-й деят-ти:

1) Парижская конвенция по охране пром-ой собственности в 1883г.

2) Бернская конв-я об охране материальных и худож-х произведений в 1886г.

На основе этих 2х конв-ий сущ-ют все международн зак-ны по охр-не Инн собств.

С 1 янв 2008г. дейст часть ГКРФ + к нему в дополнение действ-т Фед з-н «О коммерческрй тайне»

Рег-ет эк-кие отнош-я:

- налог кодекс гл 25 (о прибыли)

- бух док-ты: ПБУ 14/2007 учёт расх-ов на научн-исследоват, опытно-конструкторск и техологич работы.

Авторская собственнность Объекты пром-го права
1) произвед-я литер-ры, науки, искусства 2) Прог для ЭВМ 3) Базы данных 4) Фонограммы 5) Сообщения в эфир или по кабелю радио и телепередач 6) Топологии интегральный микросхем Изобретения Селекцион достижения Полезн идеи и пром-ые образцы Товарн знаки Знаки обслуживания Фирменные наименования Именование места происхождения товара Коммерч-е обозначенмя

 

Фактологический режим охраны – левый столбик подлежит (по факту создания)

Регистрационный – правый столбик (подлежит обязат рег-ции)

Секрет пр-ва (ноу-хау)- вседения любого ар-ра, кот имеют действительную и птенциальную коммерч-ю ценность в силу неизвестности их 3м лицам, к которым у 3х лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении кот обладателем таких сведений введён режим коммерч-й тайны.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...