Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Античность как тип культуры.




Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (от лат. аntqus– древний) для определения греко – римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию, политические и юридические взгляды.

Античная цивилизация (Iтыс. до н.э. –Vв. н.э.) вписала золотые страницы в историю мировой культуры. Достижения античной культуры поразительны, на них основана вся европейская цивилизация. История мирового искусства переполнена воспоминаниями об античном мире, воспроизведением античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, историей и бытом до такой степени, что античность неразрывно сливается со всей историей мировой художественной культуры со времен, когда античное общество завершило свое существование, и до наших дней. К античности восходят современные литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания.

В историческом развитии античной греческой культуры принято выделять следующие периоды:

1. Гомеровский (XI–IXвв. до н.э.).

2. Архаический (VIII–VIвв. до н.э.).

3. Классический (V–IVвв. до н.э.).

4. Эллинистический (конец IV–Iвв. до н.э.).

Греция на протяжении многих веков не представляла собой единого географического пространства. Фактура и цвет земли, силуэт и масштаб гор – все различно в каждой из областей Греции. Не представляла собой единства античная Греция и в социально – политическом плане: она существовала в рамках особой государственной системы – городов – полисов, чаще всего определенных природными границами. Различие между ними было существенным: в языковых диалектах, собственных календарях и монетах, почитаемых богах и уважаемых героях. Порой они не только соперничали, но и воевали друг с другом. Спарта и Афины – два полюса этого противостояния.

Характерные особенности античной культуры. Прежде всего античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по – гречески – это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. Красота, прекрасное, согласно чтимому греками Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат характеристики онтологического порядка: соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии.

Мера понимается как исходный принцип существования чего – то определенного. Она – характеристика совершенства. Мера вводится в античной Греции в философскую, политическую, эстетическую и этическую культуру, представляя собой одну из основных ее категорий. Как основная черта бытия понималась греками и гармония – единство многообразии, «внутренняя природа вещей». Наивысшее выражение гармония, как и мера, получает в искусстве, но образцом для произведений искусства является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества.

Античная культураэто тип европейской рациональной культуры. Грек созерцал космос, воспринимая его таким, кокой он есть, не задумываясь и не давая глубокого осмысления античному мирозданию. Но восприняв его, грек должен был доказать, просчитать и вычислить все, что он утвердил умозрительно и принял на веру. Тело человека подверглось тщательному геометрическому изучению, в результате чего были установлены правила пропорционального соотношения его частей. Историки полагают, что теоретиком пропорций является скульптор Поликлет (2 пол. 5 в. до н.э.), автор труда «Канон».

Математические Расчеты на наблюдении над реальным человеческим телом. Но тело, совершенное и прекрасное само по себе, было лишь частью гармоничной личности античного мира. Идеал, к которому должен стремиться каждый гражданин греческого полиса – калокагатия. Прекрасная (калос) и хороший, добрый (агатос) человек соединяет в себе красоту безупречного тела и внутреннее нравственное совершенство, причем приоритет отдан второму. Достигнуть идеала можно было упражнениями, образованием и воспитанием. Воспитание предполагало единство развития физического и умственного в равной степени. Ко второму относилось «поприще муз» - все виды искусства (пение, музыка, танцы, поэзия), искусство счета, речи, искусство спора. Основу литературного образования составляли произведения Гомера, Гесиода, Эзопа.

Любовь к повседневным радостям утверждалась в качестве своеобразного идеала, преимущество жизни над смертью огромно, понимание его составляет смысл античного мировоззрения. Античный грек был способен на героические самопожертвования, но, умирая, жалел о том, что приходится оставлять этот прекрасный мир.

Антропоцентричность (космос постоянно соотносится с человеком в греческой культуре, природные объекты – с человеческим телом) античной греческой культуры предполагает культ тела человека. Идеализируя богов, греки представляли их в образе человеческом и наделяли высшей телесной красотой, потому что не находили более совершенной формы.

Культ тела определялся и более прагматическими причинами. Каждому греку нужно было заботиться о ловкости и силе для военных целей, ему приходилось защищать отечество от врагов. Красота телосложения почиталась высоко и достигалась физическими упражнениями и гимнастикой.

Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры. Греческая философия не может быть понята без эстетики теории красоты и гармонии. Греческая математика, физика, астрономия – «скульптурны и осязательны». Пластично все греческое искусство – архитектура, скульптура, поэзия, драма. Наиболее полно телесность и пластичность были выражены в архитектуре и скульптуре. Математические расчеты сооружаемых храмов соотносились с человеческим телом. Мужественная дорическая колонна уподобляется фигуре мужчины – физически крепкого, твердо стоящего на земле, не требуя никаких украшений и прекрасного уже физическим совершенством, стройная ионическая колонна сравнивается с фигурой женщины, утонченной и нарядной. Пропорции храма и его размеры соотносимы не с реальным человеком, а здание «предполагало» героя, титанического человека, оно возвышает человека и приобщает его к миру высоких и могучих явлений. Такая архитектура становится важной силой в духовной культуре греческого общества, воспитывает в человеке гражданина.

Принципом патриотизма проникнута и такая черта античной культуры как состязательность: она характеризует все сферы жизни. Главную роль играли состязания художественные – поэтические и музыкальные, спортивные, конные. Греческий агон (борьба, состязание) олицетворял характерную черту свободного грека: он мог проявить себя прежде всего как гражданин полиса, его личные заслуги и качества ценились только тогда, когда выражали идеи и ценности полиса, городского коллектива. В этом смысле греческая культура была безлична.

Наиболее ярким выражением античного агона стали знаменитые олимпийские игры, которые Греция подарила миру. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г. до н.э. было на мраморной доске впервые записано имя победителя в беге, и этот год считается началом исторического периода Олимпийских игр. Древнейшие игры были устроены в честь Зевса Олимпийского. С тех пор они повторяются каждые четыре года. Местом проведения игр была Олимпия в Пелопоннесе. Они продолжались пять дней, и на это время по всей Греции провозглашался священный мир. Позднее к олимпийским играм добавились Пифийские игры, посвященные Аполлону, Истмийские в честь бога Посейдона, Немейские, прославлявшие Зевса.

В греческом агоне берет свое начало диалектика – умение вести беседу, опровергая рассуждения и аргументы соперника, выдвигая и доказывая собственные доводы. В греческом агоне обосновалось право существования различных философских направлений, явившихся источником культурного прогресса. Философия – любовь к мудрости – формировала метод, который мог использоваться в различных сферах жизни. Знания имели практический смысл, они создавали почву для искусства – мастерства – «техне», но он приобретали и значимость теории, знания ради знания, знания ради истины.

Состязательный характер античной культуры проявляется в такой черте греческой культуры – она празднична, внешне красочна, зрелищна. Обычно праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов – покровителей полиса. Раз в четыре года отмечался праздник в честь богини города Афин – Большие Панафинеи. Обязательно включались в празднование факельные шествия, музыкальные и танцевальные представления.

Широкую известность получают и Дионисии – аттический праздник в честь бога Диониса. Великие Дионисии праздновались пять дней и включали яркие шествия, сопровождавшиеся культовыми песнями, танцами и драматическими представлениями.

Культура античной Греции представляет собой процесс становления и развития различных форм материальной и духовной деятельности. Но во все века наиболее полно выражала основные тенденции античности культура художественная – искусство.

В античной Греции процветали различные виды искусства: архитекторы создавали величественные храмы, художники поражали пропорциональностью и красотой рисунков на греческих вазах. Трагедии Эсхила, Софокла, Эврипида до настоящего времени являются образцом драматического искусства. Гомеровские эпосы служат хрестоматией эпической поэзии.

Преддверием античной культуры является т.н. эгейская культура – архитектура, скульптура и росписи Крита, Микен, Тиринфа. Знаменитый Кносский дворец на Крите, занимавший площадь 16 тыс. кв. м, своей архитектурой предвосхитил главную идею античности – при всей своей величественности, он не подавляет человека, а выступает соразмерным ему.

XIIв. до н.э. – начало пути развития Греции «гомеровской эпохи», формирование нового типа культуры в целом.

Над поэтическим видением мира возобладал анализ и арифметический расчет, и это означало, что человеческий разум становится более независимым от природы. Строгий арифметический расчет, ритм, симметрия воплощают идею, которая получила философское и художественное обоснование позднее: с помощью чисел можно не только определить существенные свойства предметов и явлений, но и создать нечто прекрасное, математически вычислив правила этой красоты.

Эпические поэмы Гомера представляют собой своего рода кодекс морали, утвердившейся в античной культуре на многие века. Высшей ценностью для знатного воина, героя «Илиады» и «Одиссеи», является посмертная слава, вечная память о доблестных подвигах. Память сохраняет певец – аэд, который и передает ее потомкам. И эти песни, как поэмы Гомера в целом, являются носителями педагогических принципов: если хочешь быть воспетым, будь таким, как мудрые и доблестные герои Гомера. Таким образом, поэмы Гомера стали и каноном поведения, и источником знаний, сокровищницей мудрости. От Гомера идут корни греческой и римской поэзии, наследием его жила трагедия.

Центром античной культуры периода классики стали Афины. Афинское государство заботилось о культурной жизни своих граждан, представляя им возможность участвовать в празднествах и посещать театр. Бедным ремесленникам и торговцам выплачивалось пособие на посещение театра. Спортивные состязания, бывшие долгое время привилегией аристократов, стали ареной состязания для всех. Гимнасионы с залами и банями, палестры для тренировок молодежи сделали физическое воспитание правом любого афинского гражданина. Целью его было всестороннее воспитание личности.

Афины Vвека поражают размахом монументального строительства. Менее чем за 20 лет были воздвигнуты Парфенон, Пропилеи, небольшой храм Афины Победительницы. Акрополь господствовал над городам, в период классики он стал дорогим для граждан символом их демократического свободного государства. Эпоха архаики выразила себя в лирике. В Афинах вVвеке до н.э., ставших центром литературного, поэтичесого творчества, расцвели трагедия и комедия. Трагедия (буквально, «песня козлов») возникает из хоровой песни, распевавшейся сатирами, одетыми в козлиные шкуры и изображавшими постоянных спутников бога вина Диониса. Она стала официальной формой творчества, когда в Афинах был утвержден общегосударственный праздник Великих Дионисий.

Греческая трагедия точно так же, как и гомеровский эпос, выполняла вместе с эстетическими воспитательные функции. Авторы трагедий стремились не только заинтересовать зрителя, но и устрашить его, показать на примере жизни героев действие божественных законов. В трагедии получило полное выражение такое понятие греческой культуры, как катарсис (очищение), облагораживание людей, освобождение души от «скверны» или болезненных аффектов. Расцвет трагедии связан с именами великих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида. Каждый из них ставит проблему человека, его судьбы, справедливости и блага, но рассматривает их по – разному.

Искусство эллинизма (IIIв. до н.э.) – кругозор эллинов значительно расширился – во многом это определялось военными походами, торговыми и научными путешествиями в далекие страны. Границы, замыкавшие кругозор грека – гражданина полиса снимаются, формируется незнакомое «чувство мировых просторов». Бурно развивается архитектура, во многом связанная со стремлением правителей прославить мощь своих государств в архитектурных памятниках и строительстве новых городов. Расцветают виды искусства, связанные с украшением зданий – мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика. Скульпторы, впервые показавшие человека то младенцем, то дряхлым стариком, хотели передать чисто человеческие чувства и в лице и в фигуре.

С угасанием эллинистических государств с конца Iвека до н.э. ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. Эллинистические государства, возникшие вIVв. до н.э., существовали сравнительно недолго. Уже воII–Iвв. до н.э. большинство было завоевано Римом. С этого времени центром античной культуры становится территория современной Италии. История Древнего Рима оставила человечеству богатейшее культурное и художественное наследие: грандиозные архитектурные ансамбли, новые типы инженерных сооружений, реалистические скульптурные портреты, замечательные фрески, мозаики, произведения декоративно – прикладного искусства, поэтические творения Вергилия и Горация, Овидия и Катулла, сатиры Марциала и Ювенала, ораторские шедевры Цицерона, систему римского права, материалистическую философию Лукреция, интереснейший опыт в области театральных и зрелищных представлений.

Покорение римлянами Греции в Iвеке до н.э. произвело колоссальный переворот в их жизни. Непреклонный и гордый Рим вынужден был признать величие культурных традиций Эллады. Искусство Древнего Рима сумело не только переработать лучшие достижения древнегреческих мастеров, создав собственный оригинальный стиль и неповторимую индивидуальность. В развитии художественной культуры Древнего Рима различают три основных периода: искусство этрусков (VII–IVвв. до н.э.), искусство Римской республики (IV–Iвв. до н.э.), искусство Римской империи (I–IVвв. н. э.).

Культура Древнеримской империи была культурой военизированного государства, господствовал культ практицизма, государства, Рима, Закона. Главными добродетелями были политика, война, управление. Афины в период своего расцвета – республика, Рим – империя. В Греции человек – мера всех вещей, в Риме человек – песчинка. В отличие от Эллады, в Римской империи широко использовался рабский труд. Столица империи – Рим – блистала роскошью и великолепием: здания из разноцветного мрамора, памятники в честь победы полководцев. В Риме было около 1780 роскошных дворцов.

Римская культура была явлением значительно более сложным, чем греческая культура. Рим позже, чем Греция, вступил на арену мировой истории и был столицей необъятной империи, охватившей все территории, примыкающие к Средиземноморью. Само слово «Рим» было синонимом величия, славы, военной доблести, богатства и высокой культуры. «Все дороги ведут в Рим» - гласила поговорка, ибо со всего света устремлялись туда многочисленные путешественники, купцы, любители приключений и искатели сокровищ. В формировании римской культуры приняли участие многие народы и племена, подчинившиеся римской власти – население Италии, греч. областей, эллинистических государств (Египет и пр.). Но греческие и восточные влияния творчески перерабатывались в соответствии с римской системой ценностей. В свою очередь Рим также оказал значительное влияние на завоеванные им эллинистические территории. Так сформировался синтез греческой и римской культур, результатом которого стала Греко – римская культура (I–IVвв. н.э.), лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств.

Римскую идеологию и систему ценностей определял прежде всего патриотизм, выражавшийся не только в готовности пожертвовать жизнью за родину, но и в высоком уважении и любви к ее героическому прошлому, традициям предков. В Риме всегда господствовало представление об особой избранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах. Делами, единственно достойными римлянина, особенно знатного, признавались политика, война, земледелие правотворчество.

Римская ментальность резко отличалась от греческой. Если греки были изумительно одаренным народом в области художественного творчества, то римляне (как они сами признавали) имели наибольшие способности к практической деятельности. Эта главная черта римского склада характера наложила отпечаток на римскую культуру. Римляне были хорошими, дисциплинированными солдатами, прекрасными организаторами и администраторами, законодателями и юристами. Больших успехов они достигли также в области градостроительства и городского благоустройства, они были прекрасными сельскими хозяевами. Римляне явились также создателями выдающихся памятников архитектуры, поражающих совершенством инженерной техники.

Важная роль в становлении римской государственности и культуры принадлежала этрускам. Ранняя история Рима окутана преданиями и легендами. При этрусской династии Рим стал преображаться. Рим превратился в большой многолюдный город с мощными крепостными стенами, красивыми храмами и домами на каменном фундаменте. Раннее Римское государство приобрело основные черты полиса. Римская республика была аристократической и патрицианской. Шло развитие латинского языка и письменности, в Риме распространялась грамотность, развивалась риторика, велось большое строительство. В результате кровопролитных войн римлянами были завоеваны обширные территории. Рим из маленького городка на реке Тибр превратился в господина Западного и Восточного Средиземноморья, столицу мировой державы. Римское государство, превратившись в могущественную рабовладельческую державу древности, изнутри раздиралось острыми социальными и классовыми противоречиями. В Риме шла жестокая борьба за власть между представителями знатных фамилий, политическими деятелями и полководцами.

На этом фоне общественно – политический и экономический строй Рима породил свою систему ценностей, где воинской доблести, военным подвигам и славе римского имени принадлежало главное место. У римлян мифы – повествования о богах – не получили такого развития, как у греков, уступив свое место историческим преданиям.

Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности. Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства) античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. Уничтоженная природными стихиями, пожарами, варварскими набегами, погребенная вместе со статуями низверженных христианами языческих богов, античная культура открывала свои тайны новой Европе постепенно, век за веком. Мифы и предания обретали конкретную историческую форму в археологических находках Генриха Шлимана, открывшего во второй половине XIX века Трою, Микены, Тиринф, и Артура Эванса на Крите в начале XX века. И каждое новое открытие заставляло потомков склонить головы перед достижениями сравнительно небольших по численности, но очень талантливых народов.

Древним грекам были знакомы достижения культуры народов Востока. Но, усвоив опыт Египта и Вавилонии, греки определили собственный путь как в развитии новых социально-политических отношений, философских поисков, так и в художественно-эстетическом подходе к миру

Греция на протяжении многих веков не представляла собой единого географического пространства. Не представляла собой единства античная Греция и в социально-политическом плане: она существовала в рамках особой государственной системы – городов-полисов, чаще всего определенных природными границами. Они различались языковымии диалектами, календарями и монетами, почитаемыми богами и героями. Порой они не только соперничали, но и воевали друг с другом. Спарта и Афины – два полюса этого противостояния.

Несмотря на указанные региональные различия, античная культура позволяет говорить о себе как об определенной целостности. Долгое время в основе такой связи лежало осознание общности интересов и необходимость объединения против общего врага, когда тот претендовал на земли греков. Но единство определялось не только этим.

Каковы же характерные особенности античной культуры?

1. Космологизм. Космос выступает ее абсолютом греческой культуры. Космос по-гречески – это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. Верность красоте окружающей природы становится незыблемым принципом греческого искусства. Красота объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат характеристики онтологического порядка: соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии.

 

Мера – характеристика совершенства. «Ничего сверх меры» – учит надпись на фронтоне в Дельфийском храме Аполлона. Мера вводится в античной Греции в философскую, политическую, эстетическую и этическую культуру, представляя собой одну из основных ее категорий.

Основная черта бытия понималась греками как гармония – единство в многообразии, «внутренняя природа вещей». Наивысшее выражение гармония, как и мера, получает в искусстве, но образцом для произведений искусства является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества.

2. Рационализм Античная культура – это тип европейской рациональной культуры. Грек созерцал космос, воспринимая его таким, как он есть, не задумываясь и не давая глубокого осмысления античному мирозданию. Но восприняв его, грек должен был доказать, просчитать и вычислить все, что вначале он утвердил умозрительно и принял на веру. Именно рационализм античной культуры способствовал зарождению и развитию философии. Сегодня мировую философию и культуру невозможно представить без таких имен как Фалес, Гераклит, Пифагор, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель.

Античный рационализм выразил себя и в искусстве, свидетельством чему стала теория «золотых делений», рассказывающая о правильных соотношениях между частями зданий или скульптур. Греки полагали, если гармония, как настаивал Аристотель, есть отношение величин, которым свойственно «движение и положение», если она выражается в «пропорции и связи вещей», то должны быть математические нормы этой связи. Отсюда – наличие канона, совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры.

3. Телесность. Космос постоянно соотносится с человеком, природные объекты – с человеческим телом. Антропоцентричность (сосредоточенность на человеке) античной греческой культуры предполагает культ тела человека. Идеализируя богов, греки представляли их в человеческом образе и наделяли высшей телесной красотой, потому что не находили более совершенной формы. Культ тела определялся и более прагматическими причинами. Каждому греку нужно было заботиться о ловкости и силе для военных целей, ему приходилось защищать отечество от врагов. Красота телосложения почиталась высоко и достигалась физическими упражнениями и гимнастикой.

Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры (в философии – эстетическая теория красоты и гармонии, в математике, физике, астрономии – «скульптурность и осязательность»). Пластично все греческое искусство – архитектура, скульптура, поэзия, драма. Представленная на сцене трагедия походила на ряд оживленных рельефов, маска актера служила символом изображаемого им характера, а сам актер представлял собой живую статую.

Тело человека подверглось тщательному геометрическому изучению, в результате которого были установлены правила пропорционального соотношения его частей. Историки полагают, что теоретиком пропорций является скульптор Поликлет (2-я половина V в. до и. э.), автор труда «Канон». Практически теория пропорций Поликлета выражена в его собственных статуях атлетов, в скульптуре «Дорифор» («Копьеносец»).

4. Калокагатия. Идеал, к которому должен стремиться каждый гражданин греческого полиса – соедениение этических и эстетических качеств. Прекрасный (kalos) и хороший, добрый (agathos) человек соединяет в себе красоту безупречного тела и внутреннее нравственное совершенство, причем приоритет явно принадлежит второму

5. Агональность (состязательность). Греческий агон (борьба, состязание) олицетворял характерную черту свободного грека: он мог проявить себя, прежде всего, как гражданин полиса, но его личные заслуги и качества ценились только тогда, когда выражали идеи и ценности полиса, городского коллектива. В этом смысле греческая культура была безлична. Легенда гласит, что замечательный афинский скульптор Фидий, посмевший на щите Афины, огромной статуи Акрополя, изобразить себя в образе бородатого воина, был едва не изгнан из Афин.

Наиболее ярким выражением античного агона стали Олимпийские игры. Позднее к ним прибавились Пифийские игры в Дельфах, посвященные Аполлону, Истмийские в честь бога Посейдона, Немейские, в честь Зевса. Игры давали религиозную санкцию физическим достоинствам – «аретэ» и моральное право властвования над людьми.

В греческом агоне берет свое начало диалектика – умение вести беседу, опровергая рассуждения и аргументы соперника, выдвигая и доказывая собственные доводы, обосновывается право существования различных философских направлений, явившихся источником культурного прогресса.

6. Зрелищность. Греческая культура празднична, внешне красочна, зрелищна. Праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов – покровителей полиса. (праздник в честь богини города Афин – Большие Панафинеи, Дионисии – аттический праздник в честь бога Диониса).

15) ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства) античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. Уничтоженная природными стихиями, пожарами, варварскими набегами, погребенная вместе со статуями низверженных христианами языческих богов, античная культура открывала свои тайны новой Европе постепенно, век за веком. Мифы и предания обретали конкретную историческую форму в археологических находках Генриха Шлимана, открывшего во второй половине XIX века Трою, Микены, Тиринф, и Артура Эванса на Крите в начале XX века. И каждое новое открытие заставляло потомков склонить головы перед достижениями сравнительно небольших по численности, но очень талантливых народов.

Прошли века со времени крушения античной культуры. Человечество получило в свое распоряжение новые факты и материалы. Но о греческой культуре продолжают спорить. Что это было: «греческое чудо», на котором так настаивал Шлиман, «быстро облетающая роза», по мнению Гегеля, «символ благополучного существования», как полагали И. Тэн и Э. Ренан, или сложный, противоречивый, зачастую античеловечный и кровавый процесс становления новой европейской цивилизации, как утверждал А. Боннар. «Детством человечества», порой ослепительно солнечным, иногда таинственным, жестоким и загадочным, воспринимается античная эпоха, памятники которой до сих пор оказывают огромное художественное воздействие.

Европейская цивилизация действительно уходит своими корнями в период античности. Древним грекам были знакомы достижения культуры народов Востока. Но усвоив опыт Египта и Вавилонии, греки определили собственный путь как в развитии новых социально-политических отношений, философских поисков, так и в художественно-эстетическом подходе к миру. Античная Греция не была отягощена азиатской традицией. «Вступая в мир Греции, мы чувствуем, что на нас веет родным воздухом, — это Запад, это Европа», — писал А. Герцен.

Греция на протяжении многих веков не представляла собой единого географического пространства. «Фактура и цвет земли, ритм и композиция ландшафта, силуэт и масштаб долин и окружающих их гор — все различно в каждой из областей Греции», — пишет исследователь греческой культуры В. М. Полевой (Полевой В. М. Искусство Греции. — М., 1970. С. 90). Не представляла собой единства античная Греция и в социально-политическом плане: она существовала в рамках особой государственной системы — городов-полисов, чаще всего определенных природными границами. Различие между ними было существенным: в языковых диалектах, собственных календарях и монетах, почитаемых богах и уважаемых героях. Порой они не только соперничали, но и воевали друг с другом. Спарта и Афины — два полюса этого противостояния.

Несмотря на указанные региональные различия, античная культура позволяет говорить о себе как об определенной целостности. Долгое время в основе такой связи лежало осознание общности интересов и необходимость объединения против общего врага, когда тот претендовал на земли греков. Но единство определялось не только этим. Каковы же характерные особенности античной культуры?

Прежде всего античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по-гречески — это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. И если вся окружающая природа прекрасна, то верность ей становится незыблемым принципом греческого искусства. И. И. Винкельман, исследуя греческое искусство, упоминает о существовании закона, предписывающего художникам «подражать природе как можно лучше под страхом наказания». Уже в самом общем подходе к миру, природе, космосу античный грек утверждал эстетические категории, тесно связанные между собой, пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве — красота, мера, гармония.

Красота, прекрасное, согласно чтимому греками Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат характеристики онтологического порядка: соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии.

Мера понимается как исходный принцип существования чего-то определенного. Она едина и неделима, она — характеристика совершенства. «Прекрасное есть надлежащая мера во всем», — полагает философ Демокрит. «Меру во всем соблюдай» — рекомендует Гесиод. «Ничего слишком!» — учит надпись на фронтоне в Дельфинском храме Аполлона. Мера вводится в античной Греции в философскую, политическую, эстетическую и этическую культуру, представляя собой одну из основных ее категорий.

Природа Греции сама осуществляет меру — в ней нет ничего громадного. Все обозримо и понятно. Море не угнетает рыбаков и мореплавателей своей безбрежностью, почти всюду видны берега, и остров, видимый за 150 км, кажется греку «щитом, положенным на море». Горы не отличаются значительной вышиной, в прозрачном воздухе все видимые предметы воспринимаются в отчетливых формах. Грек не угнетен безбрежным пространством как египтянин в пустыне или скиф в степи, он воспринимает мир в четких естественных границах. Незначительность размеров греческих государств превращало абстрактное понятие об отечестве в представление о родном и любимом городе-полисе.

Человек, привыкший к таким ясным конкретным представлениям и образам, как нельзя более был способен к пониманию гармонии между видимыми частями созерцаемого. Вот почему как основная черта бытия понималась греками и гармония — единство в многообразии, «внутренняя природа вещей». Наивысшее выражение гармония, как и мера, получает в искусстве, но образцом для произведений искусства является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества.

Античная культура — это тип европейской рациональной культуры. Грек созерцал космос, воспринимая его таким, как он есть, не задумываясь и не давая глубокого осмысления античному мирозданию. Но восприняв его, грек должен был доказать, просчитать и вычислить все, что вначале он утвердил умозрительно и принял на веру. И если гармония, как настаивал Аристотель, есть отношение величин, которым свойственно «движение и положение», если она выражается в «пропорции и связи вещей», то должны быть математические нормы этой связи. Отсюда — наличие канона, совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры. Тело человека подверглось тщательному геометрическому изучению, в результате которого были установлены правила пропорционального соотношения его частей. Историки полагают, что теоретиком пропорций является скульптор Поликлет (2-я половина V в. до и. э.), автор труда «Канон». Практически теория пропорций Поликлета выражена прежде всего в его собственных статуях атлетов «Дорифора» («Копьеносец») и «Диадумена»(«Юноша с победной повязкой»).

Математические расчеты базировались на наблюдении над реальным человеческим телом. Но тело, совершенное и прекрасное само по себе, было лишь частью гармоничной личности античного мира. Идеал, к которому должен стремиться каждый гражданин греческого полиса — калокагатия. Прекрасная (kalos) и хороший, добрый (agathos) человек соединяет в себе красоту безупречного тела и внутреннее нравственное совершенство, причем приоритет явно принадлежит второму. «Кто прекрасен — одно лишь нам радует зрение; кто же хорош — сам собой и прекрасным покажется», — выражает эту мысль поэтесса Сапфо (VII век до н. э.). Достигнуть идеала можно было упражнениями, образованием и воспитанием. Воспитание предполагало единство развития физического и умственного в равной степени — «гимнастического» и «мусического». Ко второму относилось «поприще муз» — все искусства (пение, музыка, танцы, поэзия), искусство счета, речи, искусство спора. Основу литературного образования составляли произведения Гомера, Гесиода, Эзопа.

Таким образом, уже космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком, природные объекты — с человеческим телом. Такой подход определяется и общим отношением античного грека к земной жизни. Любовь к повседневным радостям утверждалась в качестве своеобразного идеала, преимущество жизни над смертью огромно, понимание его составляет смы<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...