Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9. Инфляция. Антиинфляционная политика




Семинар 9.

1. Определение инфляции, ее измерение. Факторы развития инфляции.

2. Виды инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция издержек. Инфляция спроса.

3. Инфляция и безработица. Кривая Филлипса, ее модификация. Теория естественного уровня. Гистерезис.

4. Социально-экономические последствия инфляции.

5. Антиинфляционная политика государства.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

Составьте пары из определений и понятий:

1.Инфляция А.Проявляетсяв смещении совокупного спроса вправо
2. Дезинфляция Б.Отношение цены потребительской корзины в t – году к ее цене в базисном году
3.Дефляция В.Индекс цен, рассчитываемый для неизменного набора товаров
4.Индекс потребительских цен Г.Индекс цен, рассчитываемый для изменяющегося набора товаров
5.Индекс цен Д.Замедление темпов роста цен
6.Дефлятор ВНП Е.Отношение цены t – года к цене базисного года
7. Стагфляция Ж.Проявляется в смещении совокупного предложения влево вверх
8.Индекс Ласпереса З.Рост общего уровня цен в стране
9.Индекс Пааше И.Процесс, обратный инфляции
10.Инфляция спроса К.Отношение номинального ВНП к реальному ВНП

 

ЗАДАЧА 1.

В экономической теории существует «правило величины 70», которое позволяет определить, через сколько лет произойдет удвоение уровня цен в стране при данном ежегодном темпе увели­чения цен. Но почему это «правило величины 70», а не «правило величины 100»? Ведь удвоение означает рост цен на 100%, а не на 70%?

ЗАДАЧА 2.

Если номинальный доход повысился на 8%, а уровень цен вырос на 10%, то как изменится реальный доход?

ЗАДАЧА 3.

Как изменится реальный доход работника, если за год его номинальный доход увеличился с 30 до 40 тыс. у.е., а темпы инфляции составили 10%?

ЗАДАЧА 4.

Как отличить инфляцию от гиперинфляции? Среди эконо­мистов ходит забавный анекдот про способ разграничения этих понятий: допустим, Вы, в условиях всенарастающих темпов инф­ляции, получили зарплату - огромную кучу бумажных денег, кото­рую поместили в большую корзину. По дороге домой Вы зашли в телефон-автомат позвонить знакомому, а корзину с деньгами ос­тавили на асфальте. Если после разговора, выйдя из кабины, Вы обнаружили пустую корзину, то это всего лишь инфляция. А если на асфальте валяется вся Ваша куча денег, но украли корзину, то это - гиперинфляция! Могли бы Вы дать научный комментарий этого анекдота с точки зрения экономической теории?

ВЕРНО/НЕВЕРНО

1. Инфляция – это общее длительное повышение цен.

2. Дезинфляция – это процесс, обратный инфляции.

3. Дефляция – замедление темпов роста цен.

4. Инфляция неизбежна в том случае, когда расходы государства превышают его доходы.

5. Инфляция предложения возникает в результате роста объема издержек.

6. Инфляция спроса обычно возникает при неполной занятости и неполной загруженности производительных мощностей.

7. Когда происходит резкое ослабление контроля за приростом денежной массы, инфляция становится галопирующей.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. 2005, тема 5.

Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: Учебник / - М.: Дело и Сервис, 2002. Гл. 3.

Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2004. Гл. 10.

Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. Учебник, Питер, 2004, гл. 1

 

ТЕМА 10. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.

Семинар 10.

1. Необходимость государственного регулирования экономики (ГРЭ). Экономические функции государства.

2. Государственный сектор в экономике. Общественные блага.

3. Формы, методы и инструменты ГРЭ.

4. Концепции ГРЭ: классические, неоклассические, кейнсианские, неокейнсианские подходы.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

Составьте пары из определений и понятий:

1. Общественные блага А.Промежуток времени между моментом возникновения экономического явления и принятием ответной меры.
2. Неполные рынки Б.Промежуток времени между моментом принятия меры и проявлением ее результатов.
3. Фиаско государства В. Ситуация, когда рынки не в состоянии обеспечить предоставление какого-либо товара или услуги даже тогда, когда издержки, связанные с такой деятельностью, ниже цены, которую платят индивиды.
4. Целевая функция Г. Обладают двумя свойствами: несоперничество и неисключаемость
5. Внешний лаг Д.Неэффективное распределение ресурсов в результате государственного регулирования.
6. Внутренний лаг Е.Определение государством множества целей для их достижения.
7. Трансфертные платежи Ж.Способы воздействия государства на экономику с целью её стабилизации
8. Правительственные закупки З.Механизмы экономического вмешательства государства
9. Инструменты государственного регулирования И.Изменяют структуру производства в пользу прироста общественно – значимых благ, но при этом увеличивает национальный продукт.
10. Методы государственного регулирования К.Перераспределение части налоговых доходов государства в пользу определённых социальных групп на безвозмездной основе

ЗАДАЧА 1.

Принимается решение об установке дорожных знаков.

Количество знаков Общая выгода общества (ден. ед.) Предельная выгода общества Индивидуальная предельная выгода по группам А-60%, В-30%, С-10%
    -      
           
           
           
           
           

Предельные издержки для каждого дополнительного знака - 150 ед.

1) Каков будет оптимальный объем производства для общества?

2) За какое количество знаков будут голосовать жители, если:

а) затраты распределяются в той же пропорции, что и выгоды;

б) затраты распределяются поровну между группами, а выгоды – в заданной пропорции (60%, 30%, 10%);

в) выгоды распределяются равномерно, а затраты - неравномерно (А несет 80% затрат, В и С - по 10%)?

ЗАДАЧА 2.

На окраине в переулке проживают две семьи. Спрос первой семьи на освещение переулка QD1=10 – P, а спрос второй семьи соответственно QD2=10 – 2P. Предельные издержки на производство электроэнергии равны 5 д.е.

Определите:

1. функцию спроса на освещение переулка и изобразите данную функцию графически;

2. общественно оптимальный объем освещения переулка;

3. постройте график функции спроса на освещение для случая, если освещение было чисто частным благом, и сравните с графиком освещения как чисто общественного блага.

ВЕРНО / НЕВЕРНО

1. Лаги государственного регулирования вызваны несовпадением количества целей и инструментов государственного регулирования.

2. Несостоятельность государства вызывается периодическими спадами промышленного производства.

3. Высшее образование является чисто общественным благом.

4. Положительный внешний эффект имеет место, когда снижен налог на производителей.

5. Отрицательный внешний эффект имеет место при покупке фирмой факторов производства по завышенным ценам.

6. Общественные блага отличаются от частных тем, что монополизация рынка этих благ очень высока.

7. Общественным благом является наблюдение за чистотой парков города.

8. Защита конкуренции входит в сферу деятельности государства.

9. Государство не способствует минимизации трансакционных издержек, с которыми связано действие рыночного механизма.

10. Цели макроэкономической политики реализуются путем государственного регулирования.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: Учебник / М.: Дело и Сервис, 2002. Гл. 12.

Курс экономической теории: Учебник / Под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. – Киров: АСА, 2001. Гл. 17, 29.

Экономическая теория:Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой, Л.С.Тарасевича – М.: ИНФРА-М, 2004. Гл.29.

Экономическая теория. /Под ред. В.Д. Камаева. - М., ВЛАДОС, 2004. Гл.18.

Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. – СПб.: СПбГУЭФ, 2003. Гл. 24.

Экономическая теория: Учебник/ Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой. – М.: «Экзамен», 2004. Гл.25.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...