Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные барьеры коммуникационного процесса

ГЛАВА 1. КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ

Коммуникации в организации: понятие, роль и основные модели

Обмен информацией включен как важнейшее звено во все основные виды деятельности организации, следовательно, если коммуникационные связи (как внутренние, так и внешние) не существуют или не действуют, это отрицательно сказывается на функционировании всей организации. Это объясняется рядом причин:

1) руководителям подразделений организации приходится тратить много времени на поиск нужной информации и ее обработку;

2) происходит дублирование информации, поскольку одна и та же информация поступает в подразделения организации и к ее руководству из разных источников;

3) в одних подразделениях и у одних руководителей ощущается недостаток информации, тогда как в других подразделениях может произойти информационная перегрузка;

4) работники организации мало осведомлены о ее деятельности, планах, ориентации и положении во внешней среде, что отрицательно сказывается на процессах интеграции, точном выполнении распоряжений руководства и т.д.

Термин «коммуникация» происходит от латинского «communis», означающего «общее»: передающий ин­формацию пытается установить «общность» с получающим ин­формацию. В другом буквальном переводе коммуникация означает «с людьми». Термин появился в научной литературе в начале ХХ века, и в настоящее время он имеет, по крайней мере, три интерпретации:

1) коммуникация – это средство связи любых объектов материального и духовного мира;

2) коммуникация – это общение как передача информации от человека к человеку;

3) коммуникация – это обмен информацией в обществе с целью взаимодействия на него.

Главная цель коммуникации - обеспечить, чтобы тот, кому адресована информация, однозначно понял, что имеет в виду тот, кто ее посылает. К коммуникациям могут быть отнесены факты, намерения, взгляды и прочее.

По характеру восприятия информации коммуникации делят­ся на: прямые; целевые (цель сообщения заложена в его тексте); косвенные (информация заложена скорее «между строк»); смешанные.

По взаимодействующим сторонам коммуникации можно раз­делить на организационные и межличностные.

Коммуникации обеспечивают реализацию основных функ­ций управления - планирования, организации, мотивации и контроля.

Осуществление коммуникаций в организации или в группе приводит к выполнению и реализации следующих функций ком­муникации, из которых ни одна не имеет приоритета над другой:

- информативная функция - передача истинных или ложных сведений, играющая определенную роль в процессе принятия ре­шений, так как позволяет предоставлять необходимую информа­цию для принятия решений, для идентификации и оценки аль­тернативных решений;

- мотивационная функция побуждает работников к исполне­нию и улучшению работы, используя управление поведением, убеждение, внушение, просьбы, приказы и так далее;

- контрольная функция - отслеживание поведения работни­ков различными способами на основе иерархии и формальной соподчиненности;

- экспрессивная функция способствует эмоциональному вы­ражению чувств, переживаний, отношения к происходящему и позволяет удовлетворять социальные потребности.

Выделяются четыре базовых элемента в процессе обмена ин­формацией.

Во-первых, отправитель - это лицо, которое собирает или отбирает ин­формацию и передает ее. Во-вторых, сообщение - сущность информации, передающейся устно или закодированной с помощью символов. В-третьих, канал - средство передачи информации. В-четвертых, получатель - лицо, которому предназначена информация и которое ее воспринимает. И отправитель, и получатель в процессе обмена информаци­ей взаимодействуют между собой на нескольких этапах. Традиционно выделяются следующие этапы.

1. Этап посылки и кодирования значения начинается с иден­тификации индивида в рамках: данного процесса и формулирова­ния смысла и значения коммуникации.

2. Этап передачи предполагает поступление послания через передатчик в передающий канал, с помощью которого оно путе­шествует в направлении адресата. Передатчиками могут быть тех­нические средства, химическое или физическое состояние среды, человек. В качестве каналов используются сама среда и техничес­кие устройства и приспособления.

3. Этап получения заключается не только в фиксации получе­ния послания, но и в значительной степени в его раскодировании в понятное и приемлемое значение.

4. Этап обратной связи представляет собой обмен ролями участников процесса коммуникации, при котором весь цикл пов­торяется снова, но в обратном направлении.

 

Характеристика внутреннего и внешнего

Коммуникационного процесса

Под системой внутренних коммуникаций понимается совокупность информационных каналов, позволяющих передавать сведения делового, интеллектуального и эмоционального содержания между сотрудниками организации.

Необходимо постоянно управлять системой внутренних коммуникаций, Управление внутренними коммуникациями в организации осуществляется посредством следующих подходов[1]:

1. Нацеленный подход - коммуникация устанавливается с четко определенной целевой аудиторией. Чем более точно составлено сообщение, тем больше вероятность его верного восприятия.

2. Круговой подход - коммуникация устанавливается с помощью хороших человеческих отношений, а также работы над тем, чтобы каждый сотрудник получал удовольствие от работы.

3. Подход активного действия - коммуникация устанавливается посредством практических действий, в которых необходимо понимание и интуиция. Подход основывается на том принципе, что коммуникация - это координация значений, понимание общих правил и распознавание образов.

 

Применение вышеуказанных подходов позволит правильно построить систему внутренних коммуникаций, что обеспечит[2]:

1. повышение общей управляемости компании и эффективность работы ее сотрудников;

2. прозрачность методов управления, своевременность получения управленческой информации, необходимой для принятия решений;

3. укрепление позиций компании на рынке за счет лучшей мотивированности персонала;

4. благоприятный социально-психологический климат в коллективе, а также имидж компании на рынке труда как привлекательного работодателя.

Система внутренних коммуникаций должна отвечать принципам: открытости, простоты, понятности, регулярности, достаточности, своевременности.

Внешние коммуникации – это обмены информацией между организацией и ее внешней средой. Таким образом, основной сферой деятельности внешних коммуникаций является:

1) работа со средствами массовой информации или СМИ (отношения с широкой общественностью);

2) отношения с потребителями;

3) отношения с партнерами;

4) отношения с местной общественностью;

5) отношения с государством и местными органами управления;

6) отношения с инвесторами и управление кризисом.

Однако, это далеко не полный перечень примеров коммуникации между организацией и ее внешней средой.

 

Основные барьеры коммуникационного процесса

Коммуникационные барьеры возни­кают в сообщении отправителя, во вза­имном обмене взглядами между отправи­телем и получателем, при выборе носителя и, конечно, в форме помех. Неуди­вительно поэтому, что предлагаемое к от­правлению сообщение далеко не всегда воспринимается получателем как разум­ное, поэтому он нередко дополняет его своими соображениями, что приводит к искажению сообщения.

Основные причины искажений:

а) проблемы, возни­кающие в межличностных контактах;

б) се­мантические барьеры;

в) проблемы орга­низационного порядка.

В межличностных контактах наиболее характерны искажения, проявляющиеся в психологических различиях в восприя­тии сообщения.

Искажения в сообщениях часто со­пряжены с семантическими помехами - ошибками при интерпретации правиль­но переданных знаков, применении вербальных и графических средств отобра­жения. Причиной помех могут стать в то же самое время проблемы организационно­го характера. Нередки случаи исчезнове­ния некоторых аспектов сообщения, что присуще главным образом восходящей коммуникации, где велико число посла­ний, зарождающихся на нижних уровнях иерархии[3].

В горизонтальной коммуникации по­слания большей частью искажаются из-за различий в целях и ценностях работ­ников: смысл сообщения изменяется по мере его прохождения по организации. Часто причиной пробелов и искажений являются также фильтрация, перегрузка каналов связи, нерациональная органи­зационная структура. Многое в развитии контактов опреде­ляется тем, в какой мере сам руководи­тель сформировался как личность, на­сколько он способен быть участником коммуникации. При всех обстоятельствах усилия по совершенствованию системы коммуни­кативной связи организации должны быть ориентированы на возможно более точное обеспечение надежности и досто­верности сообщений.

Выводы:

1. Коммуникация - это обмен мыслями, сведениями, идеями, пере­дача того или иного содержания от одного сознания (коллектив­ного или индивидуального) к другому посредством знаков, зафик­сированных на материальных носителях.

2. Коммуникации в организации имеют большое значение, так как они:

- имеют влияние на эф­фективность и результативность деятельности организаций.

- служат средством включения орга­низации во внешнюю среду, обеспечивая ей необходимый уро­вень взаимодействия с окружающими аудиториями;

3. Важную роль в деятельности организации играет построение внутренних и внешних коммуникаций и управление ими.

4. Однако на путях коммуникации неизбежно возникает множество ба­рьеров, которые выражаются в возникновении определенных помех и искажений. Основными причинами искажений являются: проблемы, возни­кающие в межличностных контактах; се­мантические барьеры; проблемы орга­низационного порядка.

 


 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...