Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распределение содержания дисциплины по занятиям




 

Занятие 1. (4 часа) Введение в дисциплину «Сетевые формы организации в сфере услуг». Сущность и содержание теории сетей

Знакомство с группой. Основные аспекты преподавания и оценки по дисциплине.

1. Лекция по теме 1.

2. Работа в группе: обобщение знаний по изученным ранее дисциплинам в аспекте выявления особенностей, тенденций развития мировой торговли услугами и систематизации ключевых факторов сетезации экономики. Каковы предпосылки развития сетевых форм организации в секторе услуг?

3. Разбор ключевых категорий темы: интеграция, формы и виды интеграции, квазиинтеграция, формы и виды квазиинтеграции, сеть как форма организации бизнеса, сетевая экономика, сетевая структура.

4. Сравнительный анализ типологий сетей с позиции наибольшей пользы менеджерам, принимающим решение о развитии бизнеса. Обоснование позиции.

5. Презентация и обсуждение (групповая дискуссия) итогов самостоятельной работы студентов на тему: «Анализ вклада наиболее авторитетных отечественных и зарубежных авторов в исследование (в теорию сетей) сетевого межорганизационного взаимодействия», выполняемого по материалам 1-2 статей, вышедших не ранее 2008 года. В чем заключается этот вклад? Какое направление теоретических исследований развивается в этих статьях?

6. Сквозное индивидуальное самостоятельное задание в форме проекта на тему «Стратегия вхождения в сеть / формирования сетевой структуры на базе сервисной организации (на примере конкретной компании)»:

1) анализ внешней среды и необходимости сетевых взаимоотношений с партнерами;

2) формирование портфеля взаимоотношений в системе взаимоотношений сервисной компании с партнерами. Факторы создания дополнительной ценности;

3) обоснование типа сетевой организации;

4) основные участники сети; роль ЛПР;

5) базовая модель функционирования и управления сетью и система взаимодействия его участников;

6) особенности реализации сетевых проектов;

7) стратегия развития взаимоотношений с партнерами;

8) оценка факторов успешности / провала вхождения в сеть;

9) подходы к оценке результативности функционирования в рамках сетевой структуры.

 

7. Литература к занятию:

ü Международная торговля товарами и услугами: учебник для бакалавриата и магистратуры / Г.В. Кузнецова, Г.В. Подбиралина. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 571 с.

ü Методология исследования сетевых форм организации бизнеса: коллект. монография / М.А. Бек, Н.Н. Бек, Е.В. Бузулукова и др.; под науч. ред. М.Ю. Шерешевой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. – 446 с.

ü Шерешева М.Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний. Курс лекций: учебное пособие - М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – 339 с.

ü Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. Спб.: Издат. Дом С.-Петерб. Гос. ун-та, 2006.

ü Журнал «Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования»

ü Журнал «Российский журнал менеджмента»

ü Strategic Management Journal и др.

 

Занятие 2. (4 часа) Межфирменные стратегические альянсы в сфере услуг

1. Лекция по теме 2.

2. Разбор ключевых категорий темы: альянс как форма горизонтальной квазиинтеграции, стратегический альянс, стратегическое партнерство, глобальные и региональные альянсы.

3. Подготовка докладов и презентаций студентов с примерами лучших практик создания и функционирования стратегических альянсов в различных секторах услуг.

4. Изучение тенденций формирования и развития стратегических альянсов в секторе авиаперевозок (кейс-стади). Решение проблемы: преимущества и ограничения стратегических авиационных альянсов в России.

5. Изучение тенденций формирования и развития стратегических альянсов в туристском секторе (кейс-стади). Решение проблемы: преимущества и ограничения туристских альянсов в России.

Литература к занятию:

ü Шерешева М.Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний. Курс лекций: учебное пособие - М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – 339 с.

ü Бобина М.А, Грачев М.В. Международный бизнес. Стратегия альянсов. М.: Дело, 2006.

ü Сетевой гостиничный бизнес: теория и практика: Монография. Морозова М.А.- М.: СПбГИЭУ, 2009.- 206 с.

ü Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 715 с.

ü Карпухина Е.А. Международные стратегические альянсы. Опыт исследования. М.: Дело и Сервис, 2004.

ü Журнал «Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования»

ü Журнал «Российский журнал менеджмента»

ü Журнал «Менеджмент в России и за рубежом»

ü Strategic Management Journal и др.

 

Занятие 3. (4 часа) Цепочки создания ценности и фокальные цепи в сфере услуг

1. Лекция по теме 3.

2. Обсуждение ключевых понятий темы: стоимость/ценность, цепочка создания ценности, цепочки поставок, цепочки спроса, центральная (фокальная) фирма, фокальная сеть, динамическая фокальная сеть.

3. Обсуждение элементов модели формирования цепочки создания ценности в межфирменных отношениях:

a. участники совместного создания ценности с точки зрения центральной фирмы;

b. модель интеграции и взаимодействия участников сети при совместном создании ценности, в том числе роль клиента как ключевого участника процесса;

c. межфирменное взаимодействие как важный источник создания ценности, функции создания ценности и их использование в качестве метрик оценки результативности межорганизационных взаимодействий.

4. Подготовка докладов и презентаций студентов с примерами лучших практик фокальных сетей: туризм и гостеприимство.

5. Кейс-стади по стратегии формирования, функционирования и развития динамической фокальной сети.

6. Самостоятельная работа по индивидуальному проекту «Формирование цепочки создания ценности сетевой структуры».

Литература к занятию:

ü Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 715 с.

ü Шерешева М.Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний. Курс лекций: учебное пособие - М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – 339 с.

ü Колесник Н.А. Модель анализа взаимоотношений с партнерами в межфирменной сети //Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования. Вып. 6. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. [Электронный ресурс]: http://publications.hse.ru/books/156112520

ü Третьяк В.П., Третьяк О.А., и др. Маркетинг / Под общ. ред. В.П. Третьяк.М.: ИНФРА-М, 2012.

ü Журнал «Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования»

ü Журнал «Российский журнал менеджмента»

ü Strategic Management Journal и др.

 

Занятие 4. (4 часа) Виртуальные цепи в сфере услуг

1. Лекция по теме 4.

2. Разбор ключевых понятий темы: виртуальная компания/виртуальная организация, виртуальная корпорация (организация) как форма квазиинтеграции, виртуальная сетевая платформа, сетевой брокер, сетевой партнер и др.

3. Мини кейсы по проблемам виртуальных организаций различного типа: виртуальные цепочки создания ценности, электронная коммерция, обучающиеся организации, виртуальные сообщества, виртуальная «паутина» и др.

4. Проблемный семинар на тему «Переход к виртуальной форме организации: плюсы и минусы».

Литература к занятию:

ü М. Уорнер, М. Витцель. Виртуальные организации. Новые формы видения бизнеса в ХХI веке. – М.: Добрая книга, 2005.

ü Стрелец И.А. Сетевая экономика: учебник, М.: ЭКСМО, 2006.

ü Журнал «Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования»

ü Журнал «Российский журнал менеджмента»

ü Strategic Management Journal и др.

 

Занятие 5. (4 часа) Кластеры как форма межорганизационного и межотраслевого взаимодействия в сфере услуг

1. Лекция по теме 5.

2. Разбор ключевых понятий темы: кластер, соотношение понятий «кластер / ТПК / ТОС / ОЭЗ», кластеризация, кластерная структура, производственный кластер, маркетинговый кластер

3. Анализ конкретной ситуации по теме «Международный опыт создания и функционирования туристских кластеров». Преимущества и ограничения кластерной формы организации бизнеса для России.

4. Доклад на тему «Методика создания и реализации кластерных проектов в туристском секторе России».

5. Мини-кейсы по разбору успешных и провалившихся кластерных проектов в России в секторах услуг (интеллектуальные высокотехнологичные услуги; туристские услуги; услуги развлечения) по вопросам:

1) тип кластерной организации;

2) основные участники кластера;

3) базовая модель функционирования и управления кластером и система взаимодействия его участников;

4) особенности реализации кластерного проекта;

5) выявление факторов успешности / провала кластерного проекта;

6) анализ причин успешности / провала.

7) Обобщение факторов успешности кластерных проектов.

Литература к занятию:

ü Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

ü ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ» в период 2011-2018 г.г.

ü Управление развитием туризма в регионе. Опыт реализации Стратегии Республики Карелии / Ин-т экономики КарНЦ РАН; под общ. ред. Ю.В. Савельева, О.В. Толстогузова. — Петрозаводск: Изд-во Карельского научного центра РАН, 2008. — 141 с.

ü Материалы сайта консалтинговой компании «Конкретика»: www.conсretica.ru

ü Материалы сайта общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России»: www.forumstrategov.ru

ü Материалы сайта Федерального агентства по туризму: www.russiatourism.ru

ü Материалы сайта Министерства экономического развития РФ: www.economy.gov.ru

 

 

Тема 6. (4 часа) Обоснование и организационное проектирование сетевой структуры на базе сервисной организации

1. Лекция по теме 6.

2. Разбор содержания ключевых этапов проектирования сетевой структуры организации:

a. анализ взаимоотношений с партнерами; роль ЛПР;

b. модель анализа межфирменной сети;

c. формирование портфеля взаимоотношений в системе взаимоотношений сервисной компании с партнерами. Факторы создания дополнительной ценности;

d. сетевое организационное проектирование: алгоритм, инструменты, системы поддержки принятия решений;

e. стратегия развития взаимоотношений с партнерами.

f. подходы к оценке результативности сетевой структуры.

3. Игровое проектирование: командная работа по проектированию сетевой структуры, заданной преподавателем. Презентация результатов групповой работы. Обсуждение результатов.

Литература к занятию:

ü Учитесь видеть бизнес-процессы. Практика построения карт потоков создания ценности/Learning to see: Пер. с англ./ Ротер М., Шук Дж..- 2-е изд..- М.: Альпина Бизнес Букс; CBSD, Центр развития деловых навыков, 2006.- 135 с.

ü Методология исследования сетевых форм организации бизнеса: коллект. монография / М.А. Бек, Н.Н. Бек, Е.В. Бузулукова и др.; под науч. ред. М.Ю. Шерешевой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. – 446 с.

ü Колесник Н.А. Модель анализа взаимоотношений с партнерами в межфирменной сети //Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования. Вып. 6. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. [Электронный ресурс]: http://publications.hse.ru/books/156112520

ü Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок / Учебник под ред. проф. В.И. Сергеева. – М.: Эксмо, 2008. – 944с. (Полный курс МВА).

ü Журнал «Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования»

ü Журнал «Российский журнал менеджмента»

ü Strategic Management Journal и др.

 

Тема 7. (8 часов) Особенности менеджмента в сетевых структурах. Проблемы управления сетевыми взаимодействиями

1. Лекция по теме 7.

2. Обсуждение с группой сущности преимуществ и недостатков различных типов ОСУ сетевой компании и особенностей принятия управленческих решений.

3. Обсуждение с группой содержания функциональных областей управления сетевой компании: операционный менеджмент, маркетинг, управление персоналом, качества продуктов и услуг, финансов и т.д.

4. Результативность сетевых межфирменных отношений. Влияние межорганизационного взаимодействия на результаты деятельности сервисной компании.

5. Проблемный семинар на тему «Управление сетевой компанией: современные вызовы менеджменту»

6. Презентация итогов самостоятельной работы студентов тему «Стратегия формирования сетевой структуры на базе сервисной организации (на примере конкретной компании)». Обсуждение результатов.

Литература к занятию:

ü Методология исследования сетевых форм организации бизнеса: коллект. монография / М.А. Бек, Н.Н. Бек, Е.В. Бузулукова и др.; под науч. ред. М.Ю. Шерешевой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. – 446 с.

ü Журнал «Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования»

ü Журнал «Российский журнал менеджмента»

ü Strategic Management Journal и др.

 

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

4.1. Формы текущего контроля успеваемости по дисциплине:

4.1.1. Оценка результатов выполнения групповых и индивидуальных аудиторных заданий.

4.1.2. Оценка результатов выполнения групповых и индивидуальных самостоятельных работ.

4.1.3. Оценка докладов и презентаций.

4.1.4. Промежуточное письменное тестирование.

Для студентов заочной формы обучения предусмотрено выполнение одной контрольной работы. Контрольная работа выполняется в соответствии с методическими указаниями к выполнению контрольной работы по дисциплине «Сетевые формы организации в сфере услуг» для студентов заочной формы обучения.

 

4.2. Форма промежуточного контроля успеваемости по дисциплине:

зачет в письменной форме (тест) при наличии защищенной самостоятельной работы по дисциплине.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...