Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Составление из слов предложений. Обозначение слова на схеме предложения.

Подготовка к введению понятия «слово».

Наблюдение над законченностью мысли в предложении. Учитель говорит:

— Предложение выражает законченную мысль. Если я скажу: «Таня пришла в...», вам будет понятно, куда именно пришла Таня — в школу, в магазин, в столовую, в спортзал? (Нет.) Верно, мысль не закончена. Значит, это не пред­ложение. Если я уточню: «Таня пришла в класс» — мысль окончена. Это предложение.

Игра «Предложение или нет?».

— Если услышите предложение, «ставите точку» — хло­пок в ладоши.

У меня в портфеле...

У меня в портфеле порядок.

Я прочитал книгу о...

Я прочитал книгу о динозаврах.

Листья на деревьях начинают...

Листья на деревьях начинают опадать.

Ученик на доске...

Ученик на доске рисует.

Упражнение в составлении предложения по началу.

— Теперь попробуйте дополнить мою фразу, чтобы полу­чилось предложение.

Юра нарисовал...

Я живу в городе...

Моего лучшего друга зовут…

Учащиеся добавляют в каждое предложение по одному слову.

Введение термина «слово». Учитель поясняет:

— Вы добавляли в фразу всего одну маленькую часть — одно слово, и сразу все становилось ясно — получалось за­конченное предложение. Все предложения состоят из слов — двух, трех, четырех и больше. В предложении может быть только одно слово, например: «Осень».

Выделение слова из потока речи (из предложения).

Анализ предложения, выделение слов. Учитель произносит предложение (из 2—4 слов), делая небольшие паузы между словами (предложение с предлогами для анализа не исполь­зуется).

— Какие слова услышали? Какое первое слово? Какое второе (третье, четвертое) слово? Сколько всего слов в пред­ложении?

Учитель обобщает, что речь делится на предложения, а предложения делятся на еще меньшие части — слова.

Составление из слов предложений. Обозначение слова на схеме предложения.

Составление предложения по рисунку и опорным словам. Учитель организует групповую работу с иллюстрацией на с. 8 букваря:

— Что вы видите на рисунке? Назовите отдельные слова. (Девочка (дочка), кукла, мама.) Составьте из этих слов пред­ложение. Можно добавлять в предложение и другие слова. Работать будете в группах. Каждый думает и составляет свое предложение. Затем по очереди (по кругу) проговариваете вслух предложение, не мешая работать другим. Группа об­суждает и выбирает только одно предложение.

Примечание. Количество слов в предложении не задано. Сюжет рисунка коллективно не обсуждается. Учащиеся самосто­ятельно определяют замысел художника, поэтому предложения в разных группах могут значительно отличаться по смыслу. Напри­мер: «Девочка просит маму купить куклу», «Мама подарила дочке новую куклу» и др. Все варианты предложений принимаются как правильные.

Создание проблемной ситуации. Учитель хвалит всех уча­щихся за работу, выставляет на наборное полотно одну схему предложения и спрашивает, подходит ли эта схема к назван­ным предложениям. (Подходит.)

Примечание. Можно выставлять схемы для каждого пред­ложения по ходу отчета групп. Потом удивиться, что предложения были разные, а схемы получились одинаковые.

Учитель дает второе задание учащимся — каждой группе подсчитать количество слов в названном ими предложении. Выслушиваются ответы от каждой группы.

Учитель формирует проблему: «Как показать на схеме, что все предложения разные, состоят из разного количества слов? Например, у одной группы получилось предложение из четырех слов, а у другой — из пяти. Что можно придумать?»

Знакомство со способом обозначения слова на схеме пред­ложения. Учитель использует прием преобразования схемы предложения: ножницами разрезает одну длинную полоску (схему предложения) на части — отдельные слова. Поясняет:

— Предложение можно обозначить схемой так, чтобы было понятно, сколько в нем слов. Каждое слово обозначается короткой полоской (прямоугольником). Первая часть полоски (первое слово) остается с высокой (вертикальной) чертой, ко­торая показывает начало предложения. Первое слово в предложении всегда будем выделять. После последней полоски (последнего слова) осталась точка, которая обозначает конец предложения. В конце предложения всегда ставится точка.

Вводится еще одно правило записи предложения — слова в предложении пишутся отдельно. Поэтому на схеме каждое слово обозначается отдельным прямоугольником.

Введение понятия «связь слов в предложении». Учитель говорит:

— Слова похожи на кирпичики, из которых строятся предложения. Когда люди разговаривают друг с другом, рас­сказывают о чем-то, они соединяют слова вместе, связывают их между собой так, чтобы было понятно, о чем или о ком говорят. Все слова в предложении всегда связаны друг с дру­гом по смыслу. Об этой связи слов в предложении нам будет напоминать вот такая соединительная черточка. (Учитель проводит черточки между словами на демонстрационной схеме предложения.) Слова на схеме будто протянули друг другу руки, чтобы дружить и не ссориться.

Обобщение с опорой на схему. Учащиеся с помощью учи­теля рассказывают о том, что они узнали о предложении с опорой на схему (с. 8):

• предложение состоит из слов;

• слова в предложении связаны по смыслу;

• начало предложения на схеме выделяется чертой;

• в конце предложения ставится точка;

• каждое слово пишется отдельно — обозначается на схеме отдельным прямоугольником.

 

Открытие острова «Слово» на карте изучения темы. На карте открывается остров с обозначением отдельных слов на схеме предложения.

4. Повторение и закрепление учебного материала

Воспроизведение стихотворения с опорой на схемы и рисунки. Учитель сообщает, что на с. 8 букваря рассыпалось стихотворение, его нужно собрать. У учащихся будут помощ­ники — схемы и рисунки.

Первый шаг — по рисункам нужно восстановить слова. Учащиеся называют отдельные слова: сон или спать (девоч­ка на рисунке показывает жестом), бычок, коробка, мишка, кровать, слон, голова (слона), слониха.

Второй шаг — по схемам нужно восстановить предложе­ния. Учитель напоминает, что слова в предложении должны быть связаны между собой.

Под руководством учителя учащиеся воспроизводят сти­хотворение.

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон.

Он слонихе шлет поклон. А. Барто

Наблюдение за изменением слов для связи в предложе­нии. Учитель обращает внимание учащихся, что некоторые слова немного изменялись для связи с другими словами предложения:

«Лег в коробку на бочок» (было слово «коробка»).

«Головой кивает слон» (слово «голова» изменилось).

«Он слонихе шлет поклон» (слово «слониха» изменилось).

- Вам все было понятно, потому что слово менялось, а IFttiзначение оставалось прежним. Поэтому вы смогли «прочитать» стихотворение.

Стихотворение «прочитывается» по схемам и рисункам второй раз.

5. Введение новых способов действия

Составление предложения, его моделирование и анализ. Учитель сообщает, что учащиеся будут учиться составлять из слов предложения и обозначать их на схеме.

Учащиеся рассматривают верхний рисунок на с. 9 букваря. Называют, кто изображен на иллюстрации. (Девочка, мальчик, котенок.) По сюжету рисунка составляются предложения, одно предложение выбирается для коллективного анализа, например: «Девочка кормит котенка».

Анализ предложения по вопросам учителя:

— О ком предложение? (О девочке.) Обозначаем слово девочка на схеме:

— Что девочка делает? (Кормит.) Добавляем схему слова кормит.

— Кормит кого? (Котенка.) Добавляем схему слова котенка.

 

— Проверяем, все ли слова предложения обозначили на схеме? (Учащиеся «читают» по схеме.)

В результате работы учащиеся подводятся к выводу: каж­дое слово имеет свое значение. Учитель продолжает:

— Как показать на схеме, что это не отдельные слова, п предложение? (Начало предложения обозначается высо­кой чертой, в конце предложения ставится точка, слова в предложении связаны по смыслу — слова соединяются черточками.)

         
   


                                                       .

Распространение предложения. Учащимся предлагается послушать предложение «Котенок лакает».

— Назовите первое слово. Назовите второе слово. Сколько всего слов в предложении? (Два.) Как вы думаете, можно ли добавить в предложение еще какое-нибудь слово? Попробуйте. Например, уточните, что лакает котенок. (Котенок лакает молоко. Котенок лакает воду.) Добавьте еще одно слово. Уточните, какой котенок. (Маленький котенок ла­кает молоко. Пушистый котенок лакает молоко.) Как вы думаете, между этими словами можно вставить еще какое-нибудь слово? Попробуйте. (Маленький котенок сам лакает молоко. Пушистый котенок лакает вкусное молоко.)

— Между словами в предложении всегда можно вставить еще одно слово. Об этом правиле вам будет напоминать схема на с. 9 букваря.

Учащиеся рассматривают схему. Один ученик пробует ее прочитать, учитель помогает. Варианты прочтения схемы: «Между словами предложения можно вставить еще одно слово», «Перед словом всегда можно вставить другое слово», «В предложение всегда можно добавить новое слово — в нача­ло, конец или между словами», «Новое слово можно добавить между любыми словами предложения».

Примечание. Учитель выбирает один вариант формулиров­ки и хором проговаривает его с учащимися.

Составление предложений с заданным количеством слов. Учащиеся составляют предложения по рисунку (с. 9), распространяют их и соотносят со схемами предложений из двух (трех, четырех, пяти) слов. Например:

Мальчик рисует.

Мальчик рисует котенка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...