Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Олимпиадные задачи как средство развития интеллектуальных способностей учащихся 8-9 классов

Курсовая работа

 

Выполнил: студент гр. 2 И

специальности 050202

Информатика

Сунагатов Евгений Фаритович

Руководитель:

Минаева Ольга Сергеевна

 

 

2012


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ

§1 Интеллектуальные способности. Особенности развития интеллектуальных способностей подростков

§2 Технологии развития интеллектуальных способностей подросткового возраста

Глава 2. ЗНАЧЕНИЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

          §1 Диагностика интеллектуальных способностей у учащихся 9 класса

§2 Комплекс олимпиадных задач по программированию, направленных на развитие интеллектуальных способностей учащихся 9 классов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ

 


Введение

интеллектуальный способность подросток

Современное образование предполагает смещение акцента в определении целей образования с усвоения знаний учащимися на развитие их личности. Передача знаний учащимся рассматривается теперь не как основная цель образования, а как средство развития учащихся. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработанный с учетом основных направлений модернизации общего образования, включает в основные цели обучения информатике и ИКТ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Общие интеллектуальные способности, по мнению JI.C. Выготского, С.Л.Рубинштейна, Б.М. Теплова, М. А. Холодной, В.Д. Шадрикова и других психологов, являются основой для успешного обучения и освоения любого вида деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Поэтому решение задачи развития интеллектуальных способностей учащихся в основной школе является важным условием дальнейшего совершенствования общеобразовательного процесса.

Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей - возраст от 3 до 8 лет. К концу подросткового периода (к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей человека. Если по каким- либо причинам с ребенком не проводились занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте, то это необходимо проделать в подростковом возрасте.

Способности развиваются в деятельности, и для развития способностей нужна высокая интеллектуальная активность подростков. Причем не всякая деятельность развивает интеллектуальные способности, а только эмоционально приятная. И наиболее актуальным средством, на наш взгляд, являются олимпиадные задания по программированию.

И таким образом нами были выделены следующие аспекты данной работы.

Объект: процесс развития интеллектуальных способностей.

Предмет: олимпиадные задания по программированию как средство развития интеллектуальных способностей учащихся 9 классов.

Цель: выявить роль олимпиадных задач по программированию в развитии интеллектуальных способностей на уроках информатики в 9 классе.

Для достижения цели исследования предполагается решить следующие

задачи:

проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

конкретизировать понятия «способности», «интеллект», «интеллектуальные способности»;

рассмотреть особенности развития личности в подростковом возрасте, влияющие на процесс развития интеллектуальных способностей подростков;

рассмотреть технологии развития интеллектуальных способностей школьников подросткового возраста;

рассмотреть варианты существующих диагностик уровня интеллектуальных способностей;

диагностировать уровень интеллектуального развития учащихся 9 классов;

- составить методические указания для использования олимпиадных задач на уроке направленных на развитие интеллектуальных способностей учащихся 9 классов.

Гипотеза: развитие интеллектуальных способностей учащихся 9 классов будет более успешным, если будет разработан и реализован комплекс олимпиадных задач по программированию.

Методы исследования:

1. Анализ методической, научной, психолого-педагогической литературы;

2. Тестирование;

Практическая значимость: разработанный комплекс олимпиадных задач может быть использован учителем в системе занятий по информатике.

 


Глава I ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ

 

Задачи главы 1:

3. Конкретизировать понятия «способности», «интеллект», «интеллектуальные способности»;

4. Рассмотреть особенности развития личности в подростковом возрасте, влияющие на процесс развития интеллектуальных способностей подростков;

5. Рассмотреть технологии развития интеллектуальных способностей школьников подросткового возраста.

 

§1. Интеллектуальные способности. Особенности развития интеллектуальных способностей школьников подросткового возраста

 

Подростковый возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит развитие всех психических процессов и осознание подростком собственных изменений, которые происходят в ходе учебной деятельности.

В разных психологических и педагогических источниках понятие «интеллект» раскрывается по-разному.

Д. Векслер [9] под интеллектом понимает способность успешно мериться силами, жизненными обстоятельствами, используя накопленный опыт и знания. То есть, интеллект рассматривается им как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Психолог И.А. Домашенко [3] считает, что "Интеллект - общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях".

Согласно большому психологическому словарю[5]: Интеллект (англ. intelligence; от лат. intellectus - понимание, познание)

) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе др. способность;

) система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения;

) способность к решению проблем без проб и ошибок "в уме"

Проанализировав данные понятия, мы можем обобщить понятие интеллекта, которое возьмем за основу.

Интеллект - это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает его мыслительную деятельность.

В свою очередь он характеризуется:

эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства;

способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию;

способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;

вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т.д.

Для понимания понятия способности мы так же рассмотрели несколько источников.

Акимова М.К. [1] толкует способность как индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводящиеся к знаниям и навыкам и обуславливающие быстроту и легкость их приобретения. В тоже время конфликтолог

Анцупов А.Я считает что Способность - психические свойства индивида, регулирующие его поведение и служащие условием его жизнедеятельности.

Согласно педагогическому словарю Коджаспирова Г.М [8]

Способности - индивидуально - психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Более подходящим понятием по нашему мнению является определение Коджаспирова Г.[8]

Согласно оперируемыми понятиями мы дали толкование понятию Интеллектуальные способности.

Интеллектуальные способности - это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности.

Исследование интеллекта в контексте теории мышления как процесса проводились С.Л. Рубинштейном, А.В. Брушлинским, Н.Ф. Талызиной и др. Эти учёные считают, что механизмы любой психической деятельности (в том числе интеллектуальной) складываются не до деятельности, а именно и только в процессе самой деятельности [3,4,14].

Исследование личностных факторов интеллекта (эмоций, мотивов, процессов целеполагания) в рамках теории деятельности проводилось О.К. Тихомировым [18].

Различные варианты теории когнитивного научения А. Стаатса, К. Фишера, Р. Фейерштейна и др. объединяет убеждённость в том, что природа интеллекта раскрывается через процедуры его приобретения [18].

Исследование интеллекта в контексте проблемы обучаемости проводились А. Менчинской, Г.А. Берулавой и др. Они считают, что интеллект - это не только продукт, но и предпосылка обучения [1,10].

Все эти теории связывает одна общая мысль о том, что интеллект развивается в процессе учебно-познавательной деятельности.

Развитие интеллекта зависит от тех же факторов, что и развитие других функций организма, т.е. от генетических и иных врожденных факторов, и от окружающей среды - с другой.

Генетические факторы представляют тот потенциал, который ребенок получает с наследственной информацией от своих родителей. Об этих генетических факторах почти ничего неизвестно; единственное, что можно утверждать, - это то, что в определенной степени от них зависит направление интеллектуального развития индивидуума.

Хромосомные аномалии. Некоторые хромосомные аномалии передаются по наследству, однако очень многие из них связаны с какими-то нарушениями в процессе оплодотворения. Это касается болезни Дауна, которая проявляется в легкой степени дебильности, компенсируемой общительностью больных. Главным фактором этого заболевания служит немолодой возраст родителей.

Заболевания в период беременности могут пагубно отразиться на развитии ребенка. Достаточно упомянуть такие болезни, как диабет, сифилис или краснуха. Известно, например, что хотя у матери краснуха может протекать легко, но заражение ею в первые месяцы беременности приводит к необратимым дефектам зрения, слуха и особенно интеллектуальных функций у ребенка.

Употребление матерью алкоголя, табака и лекарственных веществ приводит к задержке умственного развития.

Факторы окружающей среды. С каким бы потенциалом ни родился ребенок, очевидно, что необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контакте с окружающей средой. Если в самом начале жизни интеллектуальные функции, по-видимому, определяются только наследственными факторами, то, начиная с года или двух, ребенок приобретает способность более или менее эффективно взаимодействовать со своим физическим и социальным окружением. При этом ситуации, в которые он попадает, могут оказаться решающими для развития его интеллекта.

Адаптационная обусловленность интеллекта проявляется во влиянии на умственное развитие следующих факторов:

. социального статуса семьи, связанного с экономическим и культурным неравенством в обществе, с этническими и поведенческими особенностями различных социальных групп;

. особенности питания ребенка, его достаточность или недостаточность для полноценного развития;

. психической стимуляции интеллектуальной активности ребенка со стороны взрослых (известно, что дети, живущие в детских домах, заметно отстают в умственном развитии от сверстников);

. числа детей в семье: чем больше в семье детей, тем ниже их средний коэффициент интеллекта [11, 82].

В подростковом возрасте особенно важно интеллектуального развитие. Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Интеллектуальный важнейший компонент творчества - преобладание так называемого дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов (в отличие от конвергентного мышления, ориентирующего на однозначное решение, снимающего проблему как таковую).

 

§2. Технологии развития интеллектуальных способностей подросткового возраста

 

Очевидно, что интеллект важен, однако еще более важным является ответ на вопрос «Как развить интеллект?» Человеческий мозг - это уникальный и малоизученный орган, однако уже сейчас ученые выявили достаточно закономерностей, которые мы с Вами можем использовать для развития собственных возможностей. Именно это и станет нашей сегодняшней темой.

Мозговая активность - это совокупность электрических импульсов. Клетки, которые их проводят, называются нейронами. Нейроны связаны друг с другом, и результат их взаимодействия определяет наши с Вами возможности. Развивая наш мозг, мы с Вами способствуем появлению не только новых нейронов, но и новых связей между ними, а, следовательно, расширяем спектр наших возможностей.[3]

Как развить интеллект Даниил Шардаков [17] предлагает следующие технологии развития интеллекта. Но мы рассмотрим лишь несколько из предложенного.

Способ развить интеллект №1: Запись

Простейший способ тренировки интеллекта, хоть и не самый очевидный. Предположим, в Вашей голове созрела гениальная идея. У Вас есть два варианта: держать ее в голове и молча реализовывать либо изложить ее на бумаге и реализовывать, регистрируя каждый шаг. Во втором случае в Вашем мозге будут протекать процессы, которые сильно отличаются от первого случая, несмотря на то, что реализация Вашей идеи может быть в конечном итоге одинаковой.

Кроме того, когда Вы записываете, Вы анализируете информацию глубже, вызывая более сложные мыслительные процессы в мозге. Как результат, Ваш интеллект развивается.

Способ развить интеллект №2: Игры

Существует огромное множество игр, которые позволяют развить интеллект. Самыми действенными являются игры, которые требуют от Вас планирования и расчетов. Одной из самых популярных (и моих любимых) являются шахматы.

Шахматы развивают логику и дальновидение. Для достижения успеха нужно уметь не только считать и предвидеть, но и держать в голове множество возможных вариантов развития событий. В итоге задействуются многие мозговые центры: от зрения до памяти.

Способ развить интеллект №3: Головоломки

Головоломки - это еще один отличный способ развить не только логическое, но и пространственное мышление. Головоломок существует масса, как в Сети, так и в оффлайне. Я лично отдаю предпочтение кубику Рубика и пространственным проволочным головоломкам. Стоят они недорого, а голову занимают на много часов и дарят чувство тотального морального удовлетворения, когда решение найдено.

Способ развить интеллект №4: Разрыв шаблона

Многие каждый день повторяют одни и те же действия, такие как поход в магазин, поездку на работу, прием пищи, гигиенические процедуры и т.д. Все это мы делаем по шаблону. О том, как мы это делаем, мы даже не задумываемся, и все эти ежедневные ритуалы у нас доведены до автоматизма. Это как проторенная дорожка, которая совершенно не напрягает мозг.

В то же время, если шаблон разорвать, то мозг просто вынужден включаться в более активную работу. Например, попробуйте открыть дверь ключом с закрытыми глазами. Действие то же, однако оно будет осуществляться не по шаблону и будет требовать от мозга активацию новых отделов для выполнения задачи. Как результат, будут появляться новые связи между нейронами.

Способов разорвать шаблон существует масса, и применять их можно в повседневной жизни «на ура». Просто добавьте в свою деятельность что-нибудь для Вас нехарактерное, то, чего нет в Вашей привычке, и уже очень скоро Вы увидите результат.

Способ развить интеллект №5: Копирайтинг

Пришло, наконец, время замыкать этот порочный круг. Нельзя не отметить, что, копирайтинг в значительной мере способствует развитию интеллекта, поскольку включает в себя массу мыслительных процессов:

· Анализ

· Синтез

· Решение задач

· Поиск подхода

· Выбор оптимального варианта

· Фильтрация лишних данных

· Запоминание

Посмотрите на большинство успешных копирайтеров, и Вы увидите, что все они интеллектуалы.

Способ развить интеллект №6: Отдых

Как и в любом деле, в развитии интеллекта важно знать меру. Вот почему отдых выносится как отдельный способ. Не путать с ленью, которая тщательно маскирует себя под отдых, а на деле оказывает обратный эффект.[17]

Проанализировав выше перечисленные способы, на наш взгляд наиболее эффективным является способ №5 копирайтинг. Анализ, синтез, решение задач, поиск подхода, выбор оптимального варианта - данные процессы являются этапами решения задач по программированию. А что если мы возьмем не просто задания по программированию, а олимпиадные задания по программированию которые требуют более детального анализа, творческого подхода, и позволяет ученикам найти несколько путей решения более удобные определенному ученику.

Давайте рассмотрим олимпиадные задачи изнутри. Информатика - еще молодая наука. Если в олимпиадах по математике и физике уже давно сложилась система и задания на протяжении десятков лет сохранялись на одном уровне, то в информатике царит легкий хаос. С каждым годом задания становятся сложнее, подготовка участников выше. Но по нашему мнению отношение набравших баллы к не набравшим падает [15]. Возможно, это объясняется повышением уровня сложности задач, возможно, тем, что все больший интерес у школьников вызывают мультимедийные технологии, но как бы то ни было можно сделать вывод, что формируется некоторая программистская элита, в которой остаются только самые лучшие (в области решения олимпиадных задач).

Олимпиады по информатике проводятся уже около 20 лет. За это время было испробовано множество различных систем.

Критериями первых олимпиад были: удобство интерфейса, чистота кода (наличие комментариев, понятность) и т.д. Это были олимпиады по ПРОГРАММИРОВАНИЮ, т.е. действительно определяли способность участника к реальному программированию, когда в создании проектов участвовали многие люди. Эта система была создана для воспитания первого поколения программистов, когда резко ощущалась их нехватка.

На смену ей пришла новая система, в которой предлагалось решить алгоритмические задачи. Обычно решение оформлялось текстом или блок-схемой (вследствие отсутствия компьютерной техники и неоднородности ПО). Информатика без компьютера - это урок развития фантазии, а олимпиады, определяющие способность участников фантазировать, называются эвристическими, но никак не олимпиадами по информатике. Конечно, эта система имеет определенные достоинства: развивается алгоритмическое решение, развивается умение правильно излагать свои мысли. Такая система семинара полезна на факультативах, когда задача сначала коллективно обсуждается, а затем каждый реализует ее решение на компьютере сам. Такая система проведения олимпиад еще кое-где сохранилась, особенно там где общий уровень подготовки участников в области информатики не очень высок, или возникают проблемы с современной техникой. В таких олимпиадах не всегда побеждает не самый знающий, часто бывает, что побеждает наиболее аккуратный или просто наиболее эрудированный.

Система проведения олимпиад школьников. Одни из условий такие (существует множество разновидностей такой системы): каждому школьнику дается одинаковый набор задач и примерно одинаковый инструментарий (PC, языки Паскаль, Си, и, иногда, Бейсик). В течение нескольких часов каждый школьник решает предложенные задачи, затем оформляет решение и сдает жюри. После окончанию олимпиады жюри производит тестирование программ (на одинаковом для всех участников тестах), с помощью автоматизированной системы тестирования или вручную. Достоинства: некоторым баллом оценивается неполное решение (частенько грешил этим, особенно если в задаче существует только два ответа, например YES или NO), что позволяет более слабым участникам не чувствовать неудовлетворенности в результатах олимпиады (очень неприятно, когда напротив твоей фамилии стоит 0), относительно спокойный ритм (после участия в турнирах acm я ценю это относительное спокойствие!), система реально оценивает уровень подготовки участников, их умение находить правильный алгоритм и реализовывать его на компьютере. Недостатки: невозможность исправить "глупые" ошибки. К примеру на такой олимпиаде можно забыть рас комментировать код, который переводил ввод-вывод в файл. Естественно автоматизированная система не засчитала решение этой задачи. Ожидание результатов, особенно при ручной проверке, может затянутся на неделю, в результате этого ожидания теряется часть интереса и азарта.

Система acm (Association of Computer Machinery). Обычно по такой системе проходят студенческие турниры. Чаще всего командные (команда - 3 человека, на команду дается один компьютер). Система существует с 80-х годов и с середины 90-х появилась в России. Засчитывается только полное решение задачи (т.е. решение, которое прошло абсолютно все тесты, подготовленные жюри). Все задачи равноценны. Учитывается время, которое команда затратила на решение каждой задачи (к итоговому времени прибавляется время от начала турнира до момента сдачи командой верного решения задачи). Количество попыток сдать задачу неограниченно. За каждую неудачную попытку начисляется штрафное время. Во все время олимпиады (кроме последнего часа работает монитор, где вы можете посмотреть результаты соперников и свои собственные. Эта система обычно используется для проведения командных олимпиад школьников на базе университетов (например, в СамГУ в 2002 году она проводилась третий раз, а в некоторых университетах уже в шестой). Чтобы успешно участвовать в такой олимпиаде надо иметь отличные знания, большую практику и, самое главное, хорошо тренированную команду. Три "звезды" могут проиграть трем игрокам похуже, если те будут иметь опыт командной игры. В своих первых олимпиадах acm, участники команды могут отнимать друг у друга компьютер, ругаться, оспаривать умение писать программы другим участником, обсуждать каким местом и в какое вставлены руки у каждого из членов команды, в общем одного компьютера будет явно мало. Но, постепенно, появилось умение работать в одной команде даже с людьми, с которыми раньше не участвовал и даже не общался ни разу. Тогда одного компьютера становиться явно много, потому что алгоритмы полностью продуманы на бумаге и программы пишутся очень быстро. Наличие монитора позволяет оценить, какие задачи проще, а какие сложнее (так как задачи равноценные, то это особенно важно). Не менее важно научиться отделять сложные задачи от простых - в условии равноценности, ограниченного и штрафного времени это особенно важно. Олимпиада по правилам acm больше всего похожа на спортивное шоу, почти как шахматы, только участвуют в одном поединке десятки команд. Она требует от человека умения общаться, обсуждать свои идеи, оценивать, что более важно - уступить другому или сесть за компьютер самому, но главным остается все равно одно - умение правильно и быстро писать программы. [18]

 


Глава 2. ВОЗМОЖНОСТИ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

 

Задачи главы 2:

1. Рассмотреть варианты существующих диагностик уровня интеллектуальных способностей;

2. Составить комплекс олимпиадных задач направленных на развитие интеллектуальных способностей учащихся 9 классов.

 

§1. Диагностика интеллектуальных способностей у учащихся 9 класса

 

Для диагностики интеллекта существует множество различных методик с разнообразными вариантами вопросов и заданий. Мы рассмотрели некоторые из них, такие как: тест Айзенека на уровень интеллекта IQ[18], школьный тест умственного развития (ШТУР) и Тест интеллекта, свободный от культуры CFIT по методике Р. Кэттелл [18].

Р. Кэттелл сконструировал тест, свободный от влияния культуры, на весьма специфическом пространственно-геометрическом материале («Тест интеллекта, свободный от культуры», CFIT). Тест был опубликован в 1958 году. Р. Кэттелл разработал три варианта этого теста:

o для детей 4-8 лет и умственно отсталых взрослых;

o две параллельные формы (А и В) для детей 8- 12 лет и взрослых, не имеющих высшего образования;

o две параллельные формы (А и В) для учащихся старших классов, студентов и взрослых с высшим образованием.[18]

Эти тесты, в основном, проверяют абстрактное мышление, и умение пространственного мышления, что не удобно для измерения интеллекта школьника, так как помимо формы мышления нам необходимо «прощупать» и характер мышления, и степень развернутости, и степень новизны.

Рассмотрим тест Айзенека на IQ. Согласно википедии “ тест IQ - количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности). “ из данного определения очевидно что тест Айзенека это односторонний тест, измеряющий, лишь, узкую полоску, интеллекта.

Рассмотри школьный тест умственного развития. Эта методика была разработана, учеными научно-исследовательского института, общей и педагогической психологии АПН СССР и предназначен для диагностики умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста.[11] Он включает 6 наборов заданий (субтестов): «Осведомленность» (2 субтеста), «Аналогии», «Классификации», «Обобщение», «Числовые ряды». Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субтестов (с помощью секундомера), не помогать испытуемым при выполнении заданий.

Время на проведение субтестов

 

№ субтеста Число заданий в субтесте Время выполнения (в мин.)
1. "Осведомленность 1" 2. "Осведомленность 2" 3. "Аналогии" 4. "Классификации" 5. "Обобщения" 6. "Числовые ряды" 20 20 25 20 19 15 8 4 10 7 8 7

 

Таким образом, проанализировав существующие диагностики интеллектуальных способностей, данный вид тестирования является наиболее подходящим.

Диагностика на развитие интеллектуальных способностей проводилась в 9 «А» классе МБОУ СОШ №6.

Перед проведением исследования мы объяснили цель проведения испытания и создали у детей соответствующий настрой. Для этого мы обратились к ученикам со следующими словами: «Сейчас вам будут предложены задания, которые предназначены для того, чтобы выявить ваше умение рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от того, что вам приходится выполнять на уроках. Для выполнения заданий вам понадобятся ручка и бланки, которые мы вам раздадим.

Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед началом предъявления каждого дается описание этого типа заданий и на примерах объясняется способ решения. На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время.

Начинать и заканчивать работу надо будет по нашей команде. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок».

После этой инструкции мы раздали тестовые бланки и просили подписать их написав, фамилию учащегося, дату проведения эксперимента, класс где учится испытуемый. Проконтролировав заполнение этих данных, мы зачитали инструкцию и разобрали примеры первого субтеста.

Нами дается указание перевернуть страницу и начинать выполнять задания. При этом мы незаметно включаем секундомер, чтобы не фиксировать на этом внимание испытуемых и не создавать у них чувства напряженности. По истечении времени, отведенного на выполнение первого субтеста, мы решительно прерывает работу испытуемых, предлагая им положить ручки, и начинает читать инструкцию к следующему субтесту.

В ходе проведения тестирования контролировалась, правильность переворачивания страницы и выполнения других требований проведения теста. Бланки с тестовыми заданиями были представлены в виде раздаточного материала (приложение1).

Обработка результатов тестирования проводилась по следующим аспектам:

3. Индивидуальные показатели по каждому набору заданий (за исключением № 5) выводятся путем подсчета количества правильно выполненных заданий. Пример: если испытуемый А в наборе № 3 правильно решил 13 заданий, то его балл по этому субтесту будет равен 13.

4. Результаты набора заданий № 5 оцениваются в зависимости от качества обобщения 2 баллами, 1 баллом и.О. Оценку 2 балла получают обобщения, приведенные в таблице правильных ответов (возможны синонимические замены понятий). Более широкие, по сравнению с приведенными в таблице, категориальные обобщения оцениваются в 1 балл. Например, если испытуемый А в задании ЗА дал ответ «наука», то он получает оценку 1 балл. Оценкой в 1 балл оцениваются также правильные, но более узкие, частные обобщения, чем те, которые приведены в таблице. Например, ответ в задании 18А «литературные направления». Нулевую оценку получают неправильные ответы. Максимальное количество баллов, которое может получить испытуемый при выполнении этого субтеста, равно 38. Эта цифра соответствует 100% выполнения пятого набора заданий.

5. Индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов решения всех наборов заданий.

6. Если предполагается сравнение групп испытуемых между собой, то групповыми показателями по каждому набору заданий могут служить значения среднего арифметического. Для анализа групповых данных относительно их близости к социально-психологическому нормативу, условно рассматриваемому как 100% выполнения каждого субтеста, испытуемые по результатам тестирования подразделяются на 5 подгрупп:

1) наиболее успешные

)близкие к успешным

) средние по успешности

) малоуспешные

) наименее успешные

Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильно выполненных заданий. Строится система координат, где по оси абсцисс идут номера групп, по оси ординат - процент выполненных каждой группой заданий. После нанесения соответствующих точек вычерчивается график, отражающий приближение подгрупп к социально-психологическому нормативу.

7. Качественный анализ тестовых результатов (как индивидуальных, так и групповых) и наиболее трудные типы логических связей проводятся по следующим направлениям.

8. Для набора заданий 3 выявляются:

. самый отработанный (легкий) и наиболее- трудный типы логических связей из следующих заложенных в тест: вид - род, причина - следствие, часть - целое, противоположность, функциональные связи;

. типичные ошибки при установлении логических связей;

. наиболее усвоенные и наименее усвоенные области содержания теста (литература, история, математика, физика, биология) и цикла школьных дисциплин (общественно-гуманитарный, естественно-научный, физико-математический).

1. Для набора 4 устанавливаются:

. задания какого содержания выполняются лучше, а какого хуже;

. задания какого типа - с конкретными или абстрактными понятиями выполняются хуже, провоцируют большее количество ошибок.

1. В наборе 5 выявляются:

. характер типичных обобщений (по конкретному, видовому, категориальному признакам);

. характер типичных ошибок и на каких понятиях (абстрактных или конкретных), а также на каком содержании они возникают.

После проведения обработки результатов мы составили диаграмму интеллектуальных способностей в процентном соотношении.

 

Диаграмма 1

 

Диаграмма 1 дает общее представление об уровне интеллектуального развития учащихся 9 «А» класса МБОУ СОШ №6. Общее количество респондентов - 20 человек. Количество детей, показавших высокий уровень интеллектуального развития не велик, и составляет 15% от общего числа. Количество детей, имеющих средний уровень - 55%. Количество детей, показавших низкий уровень эстетического развития, составляет 30%.

По итогам диагностики видно, что большая часть детей показали средний и низкий уровни, хотя был отмечен и высокий уровень.

Анализ результатов диагностики интеллектуального развития подростков показал, что большая учащихся показывают средний и низкий уровни. Вышеприведенные результаты диагностики ориентируют нас на поиск путей развития интеллектуальных способностей учащихся. Рассмотренными нами способами.


§2. Комплекс олимпиадных задач по программированию, направленных на развитие интеллектуальных способностей учащихся 9 классов

 

Проведя анализ вышеизложенного, мы пришли к следующему выводу:

Необходимо разрабатывать методики для повышения интеллектуальных способностей, а как средство повышения необходимо использовать олимпиадные задания по программированию в системе занятий по информатике.

Как и в какое время на уроке наиболее продуктивнее будет использовать данные задачи? Опираясь на новый ФГОС и на структуру конспекта мы пришли к выводу, что примеры по программированию наиболее эффективнее использовать как организационный момент или постановка цели и задачи урока или при первичном закреплении знаний. Но в связи со спецификой формулировки, содержания задания и времени на решение ее очень сложно применять на стадии организации учащихся или пре постановки цели урока. Поэтому мы считаем уместным применять данные задания на стадии закрепления новых знаний, актуализации опорных знаний или проверки знаний учащихся.

Как и любой курс программирования, олимпиадные задания делятся на группы [см. Глава 1 §2] желательно применять задания соответствующей группы к соответствующему уроку в системе занятий. Количество уроков с применением данных задач, по нашему мнению, должно быть не менее 7.

На самом деле таких задач великое множество и нет смысла писать их все, это можно делать до бесконечности долго. Более того их можно очень легко сочинить самому для этого необходимо просто включить воображение и приложить немного творчества. Самым главным остается то чтобы раздел задач соответствовал теме урока.

К примеру для темы линейные алгоритмы можно использовать следующие задачи

. Даны два целых числа. Вычислите их сумму.

2. Катя купила в магазине “n” тетрадей по цене “m” и “k” карандашей по неизвестной цене. Сумма всех покупок составила "x" рублей. определить цену 1 карандаша.

3. Один из известных производителей товаров для детей во Флатландии собирается выпустить на рынок новую развивающую игру. Набор для игры будет состоять из некоторого количества отрезков, из которых дети смогут складывать различные фигуры.Однако на презентации нового продукта перед государственной комиссией один из специалистов указал на то, что составление невырожденных n-угольников может крайне негативно сказаться на психическом развитии детей, поэтому следует избегать возможности появления в наборе такого множества из n отрезков, из которых можно составить невырожденный n-угольник. Производственная линия сконструирована таким об<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...