Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дезинфекция скульптуры




ОЧИСТКА СКУЛЬПТУРЫ ИЗ КАМНЯ

Источник: http://restoreforum.ru/books/arhiv/knigi-o-restavracii/57-stati-o-restavratsii/272-ochistka-skulptury-ih-kamnja

Удаление загрязнений

Обязательным условием профилактической защиты и обеспечения длительной сохранности скульптуры является ее своевременная и регулярная очистка от различных наносных загрязнений. В зависимости от природы и интенсивности загрязнений, а также от разновидности скульптурного материала и его сохранности применяются различные способы очистки.

Водная очистка

Наиболее простым и доступным способом профилактической очистки скульптуры является водная обработка ее поверхности. Цель — размягчение и смывка загрязнений, еще не вступивших в химические связи с камнем.

Действенность промывки увеличивается при подогреве воды до 50—60 °С и более длительном увлажнении, т. е. отпаривании компрессами, погружении в воду или обработки водной струей объекта очистки. Следует заметить, что такая обработка допустима только для очистки здорового камня (без корродирующей арматуры).

При небольшом объеме работ лучше пользоваться отфильтрованной или кипяченой водой, а для мелких экспонатов (в первую очередь археологических) - дистиллированной.

В последние годы в арсенале реставраторов появились портативные компрессорные установки для паровой очистки камня, что значительно облегчило обработку крупногабаритной (чаще экстерьерной) скульптуры. Выигрыш состоит не только в увеличении эффективности очистки, но и в существенном уменьшении влагонасыщения камня, что, как известно, чревато коррозией скрытой арматуры и химически активных железистых включений.

Все же следует признать, что одной лишь водной обработкой редко удается полностью очистить скульптуру (особенно, если очистка не проводилась регулярно).

Как правило, водная очистка проводится с привлечением моющих средств, в числе которых жидкие ПАВ (поверхностно активные вещества), такие, как «Прогресс», «Каштан», ОП-7, ОП-10 и т. п. Концентрация моющих растворов 0,1 — 0,5%.

Очистка ведется с помощью щетинных кистей, губок, деревянных лучинок. Пена тщательно смывается, и поверхность ополаскивается чистой водой, затем насухо вытирается ватой, марлей или губкой. Если предполагается дальнейшая консервация скульптуры, обработанную поверхность необходимо просушить либо с помощью горячего воздуха (фен, 60 °С), либо нанесением летучих растворителей (ацетон, этиловый спирт, эфир), которые, испаряясь, увлекают за собой остаточную влагу.

Эмульсии и пасты

В практике реставрации также широко применяются моющие эмульсии, обладающие рядом преимуществ перед водными растворами ПАВ: во-первых, тем, что сочетают действие органических растворителей и моющих средств, а во-вторых, тем, что сводят к минимуму количество используемой воды, в том числе при промывке.

Одна из таких эмульсий — «ВЭПОС» (водно-эмульсионное поверхностное очистное средство) многие годы успешно применяется в отечественных музеях. Эмульсию готовят в лабораторных условиях по следующему рецепту:

1. Бензин (Б-10) 48,4%

2. Олеиновая кислота 2,6%

3. Кремнийорганическая жидкость ГКЖ-94 1,5%

4. ПАВ типа «Прогресс» 0,5%

5. Вода дистиллированная 7,0%

Одно из достоинств эмульсии «ВЭПОС» заключается в ее способности сохранять светопроницаемость камня и даже выявлять потускневшие участки поверхности (что недоступно ни одному из водных моющих составов). Это ценное свойство позволяет с успехом применять эмульсию для очистки и восстановления поверхности изделий из алебастра, ангидрида, малахита, оникса и т. д. (ил. 6—7),

- Fehler bei der Generierung - Bitte Zugriffsrechte der Image-Ordner pruefen! 6 - Fehler bei der Generierung - Bitte Zugriffsrechte der Image-Ordner pruefen!7

6—7. Фрагмент декора вазы (виноградная лоза). Алебастр. Московский музей-усадьба «Останкино».

6. Повреждение фактуры в результате неправильной профилактической промывки.

7. После очистки эмульсией «ВЭПОС» восстановлена светопроницаемость камня.

утративших восковую пропитку, наносимую в процессе изготовления.

Эмульсии незаменимы для локальных, а также поэтапных очисток большемерной скульптуры, проводимых в условиях, где затруднено обильное использование воды, например в музейных запасниках и тем более в экспозиционных залах.

Сходными техническими преимуществами обладают моющие пасты и гели, эффективность которых основана на химическом воздействии на труднорастворимые компоненты загрязнений.

Такова отечественная паста «БИО-МИГ», очищающее действие которой обеспечивают содержащиеся в ней ферменты (энзимы), способные разрушать сложные органические соединения, переводя их в растворимое состояние.

Для усиления действия эмульсий и паст их наносят в виде компрессов (марля, вата, лигнин) с пленочным укрытием, либо в виде паст с нейтральными абсорбирующими наполнителями (каолин, жженая магнезия, тальк, мел и т. п.). Такая очистка обычно проводится локально и ее продолжительность (время экспозиции) занимает от нескольких часов до суток и требует тщательной промывки и обезвоживания обработанных участков (там, где это допустимо).

Очистка химическими реактивами

Иногда для очистки скульптуры применяют различные химические реактивы или летучие органические растворы.

Что касается щелочных реактивов, то они менее опасны для большинства каменных пород, и их применение в слабых концентрациях (до 3%) вполне допустимо. Наиболее часто употребляются аммиак или двууглекислая сода, обычно в сочетании с другими моющими веществами.

Можно считать безопасной и дополнительную обработку промытой скульптуры нейтральными растворителями: этиловым спиртом, ацетоном, бензином и т. п. Обладая хорошей испаряемостью, они целиком улетучиваются, увлекая за собой и связанную влагу, что способствует обезвоживанию увлажненного промывкой камня.

Сухая очистка

Любой вид очистки скульптуры начинается с обеспыливания и удаления наносных загрязнений с помощью сметок, кистей и пылесоса, что вместе с тем является составной частью повседневного ухода за скульптурной коллекцией.

Однако в отдельных случаях такая сухая очистка оказывается единственно приемлемым способом обработки, как, например, при реставрации объектов с гидрофильной структурой либо с повышенной растворимостью красочного слоя и т. п.

Решить задачу очистки подобных экспонатов удалось с помощью резиновых ластиков с наполнителем из тонко измельченного мрамора и пемзы. Более щадящее воздействие на загрязненную поверхность, особенно при наличии нестойкого защитно-декоративного покрытия, обеспечивают мягкие резины полиуретановой группы. Их характеризует высокая износоустойчивость, химическая инертность и нейтральный рН. Мягкость обработки гарантируется полным исключением абразива. Специально приготовленная губчатая резина способна безопасно удалять загрязнения даже с поверхностей, окрашенных клеевыми или восковыми красками, а также позолоты.

Известен и механизированный способ сухой абразивной очистки камня (не следует путать с пескоструйной обработкой, давно отвергнутой музейной реставрацией). При этом способе для сведения к минимуму травмирующего воздействия на поверхность в качестве абразива используются тонко измельченный порошок яичной или ореховой скорлупы, мелкодисперсные стеклянные микросферы и даже тальк (размер частиц 0,05—0,1 мм).

Существует и удобная рабочая оснастка для этого вида обработки — в виде «пистолетов» и даже «карандашей» с регулируемым давлением и углом распыления абразивных частиц.

Дезинфекция скульптуры

В отдельных случаях при обработке археологической или экстерьерной скульптуры очень полезно дополнительно проводить антисептирование с помощью формалина, растворов аммиака, ацетона и этилового спирта. 10%-ный раствор формалина (продаваемого в аптеках, не технического) или любой из указанных реактивов наносят флейцем на промытую скульптуру, которую укрывают полиэтиленовым чехлом на несколько часов. Недостаток обработки указанными реактивами — в кратковременности дезинфицирующего действия.

Для обработки экстерьерной скульптуры предпочтительнее применение катамина АБ (четвертичная соль аммония). Являясь поверхностно-активным веществом, этот препарат хорошо смачивает поверхность камня и при взбивании кистями образует обильную пену. Как моющий препарат он ничем не отличается от уже упомянутых водных моющих составов ни по своему действию, ни по методике применения. Это дает возможность применять его одновременно и в качестве моющего средства, и в качестве антисептика. Катамины химически нейтральны к камню, бесцветны и легко растворимы в воде и этиловом спирте. Указанная обработка, однако, также не обеспечивает многолетнего дезинфицирующего эффекта.

На очереди — изыскание и внедрение новых, более устойчивых антисептиков. При этом необходимо учитывать технологическую последовательность операций: в начале должна проводиться первичная дезинфекция одновременно с очисткой скульптуры от загрязнений и продуктов биологического поражения,

а затем — вторичная, при нанесении гидрофобных покрытий путем введения в эти составы соответствующих добавок — дезинфектантов пролонгированного действия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...