Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы управления молодежной политикой




Государственная молодежная политика является комплексной структурой, включающей в себя множество элементов, таких как образование, здравоохранение, патриотическое воспитание, социальная защита и обеспечение молодежи и молодых семей, а также культурно-развлекательные мероприятия. Для каждого элемента разрабатываются специальные программы федерального, регионального и муниципального уровней, которые наиболее точно отображают существующую в данной сфере проблему и ее качественное решение. Этот метод в управлении называется программно-целевым. Изучение любого объекта, особенно такого сложного и неоднозначного, как планирование, следует начинать с его точного определения.

Райзберг Б.А. и Лозовский Л. Ш дают следующее определение "Программно-целевое планирование и управление – это один из видов планирования и управления, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. Программно-целевое планирование построено по логической схеме "цели – пути – способы – средства". При программном управлении во главным является не сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями, создание целевой комплексной программы" [39].

Целевая комплексная программа – ключевое понятие программно-целевых методов планирования и управления, комплекс мероприятий, направленных на достижение заданных конечных результатов и решение конкретных научно-технических, экономических, социальных проблем. Обычно представляет собой проектный и адресный документ, увязывающий действия разных организаций и лиц-соисполнителей независимо от их ведомственной подчиненности по срокам выполнения этапов работ и выделяемым ресурсам. Целевой метод использует аппарат теории графов. Его особенностью является построение двух графов – дерева целей и дерева ресурсов. В результате расчетов по ним с помощью ЭВМ выявляются ключевые программы, на которые нужно направлять наибольшие силы и средства. Оценка и выбор возможных вариантов программ производятся по разным критериям (минимум затрат или времени на реализацию программы при фиксированных конечных показателях) с помощью специальных приемов (например, программных матриц) [50].

Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем – более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. То есть программно-целевой метод планирования "активен", он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов.

Из положений, рассмотренных выше, следует, что ключевым понятием программно-целевого планирования является программа. Программа – это комплекс мероприятий по реализации стратегий. В свою очередь, система стратегий и целей, достигаемых с их помощью является планом.

Программно-целевой метод, разработанный российскими и американскими учеными в 60-х годах, реализуется в основных понятиях "проблема – цель – целереализующие комплексы с системой распределения ресурсов – система мероприятий (решений)".

Н.П. Федоренко считает, что "программно-целевой метод в экономике увязывает цели с ресурсами при помощи программ". Каждая программа – комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей и подцелей развития хозяйства, упорядоченных в виде "дерева целей". Оценка и выбор возможных вариантов программ производятся по разным критериям (минимум затрат или времени на реализацию при фиксированных конечных показателях) с помощью специальных приемов (программных матриц) [50].

Программно-целевое управление – метод управления, при котором руководитель разрабатывает цель управления и механизм реализации, сроки и состояния промежуточных значений процесса.

Дерево целей в программно-целевых методах планирования и управления граф – это схема, показывающая членение общих (генеральных) целей плана или программы на подцели (затем последних – на подцели следующего уровня и так далее). Дерево – это связный граф, выражающий соподчинение и взаимосвязи элементов; в данном случае такими элементами являются цели и подцели.

Представление целей начинается с верхнего яруса, дальше они последовательно разукрупняются. Причем основным правилом разукрупнения целей является полнота: каждая цель верхнего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня исчерпывающим образом, то есть так, чтобы объединение понятий подцелей полностью определяло понятие исходной цели.

От полноты информации, заключенной в дереве целей, в решающей степени зависит качество всей последующей работы – оценка программ, их прогнозируемых следствий, оценка планов, разработка всей системы деятельности по созданию условий для реализации планов и программ [39].

Программно-целевой метод используется при формировании бюджетов всех уровней. Программно-целевой метод бюджетирования с выстроенной системой кодировки каждой программы и подпрограммы в отличие от существующей системы подготовки проекта бюджета позволяет сформировать финансовый документ таким образом, чтобы он был направлен не просто на содержание учреждения, а на реализацию конкретных целей. Это, в свою очередь, решает уже стратегическую задачу по предоставлению обществу не просто информации, сколько денег поступило и сколько израсходовано, а, сколько и какого качества услуг было предоставлено потребителю.

Программно-целевой метод планирования в качестве целевых комплексных программ осуществляется на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

Федеральная целевая программа – государственная социально-экономическая программа федерального уровня, ориентированная на достижение целей общегосударственного масштаба и значимости.

Региональные целевые программы – комплексные программы решения крупных, настоятельных социально-экономических проблем региона; представляют часть федеральных программ или являются самостоятельными. Объектом регионального планирования считаются процессы текущего и перспективного функционирования регионов и муниципальных образований, подкрепленные соответствующими каналами мобилизации ресурсов.

Муниципальные целевые программы – комплексные программы, созданные для решения крупных или частных социально-экономических проблем конкретного муниципального образования; представляют часть федеральных, региональных программ или являются самостоятельными [50].

В программном управлении речь идет о таких проектах, которые в силу своих особенностей не могут быть реализованы через автономные рутинные действия коммерческих структур, региональных государственных органов и органов местного самоуправления. Конечно, программы разрабатываются и реализуются не только специализированными органами программного управления, но и другими структурами, в том числе региональными. В этом случае они выступают, как часть системы регионального управления и направлены на реализацию, в первую очередь, региональных и муниципальных интересов, что позволяет заменить планирование от достигнутого, планированием от желаемого результата, и повышает действенность планирования.

На первый план выдвигаются не формальные характеристики программной сферы управления, такие как общее число программ, а заложенная в программном методе потенциальная возможность, которая может существенно повысить эффективность государственной молодежной политики.

Что касается отечественного опыта, то попытки использовать программно-целевой подход в территориальном планировании имели место еще в 20-30 годы (план ГОЭЛРО, создание Урало-Кузнецкого комбината, освоение Хибин, строительство лесоэкспортного порта Игарка на Енисее и крупного промышленного центра Комсомольск-на-Амуре). В 60-80е годы целевые комплексные программы получили широкое распространение как важнейшие составные части государственных перспективных планов социального развития. В их составе выделялись научно-технические, экономические, социальные, региональные, экологические программы, а также программы развития отдельных территориально-производственных комплексов. Предпосылками к более широкому использованию программно-целевого метода при этом являлись: постоянно углубляющиеся процессы специализации производства, все большая дифференциация видов деятельности, требовавшая развития соответствующих методов интеграции для решения проблем межотраслевого, комплексного характера; ведомственная разобщенность, усилившаяся в связи с возвратом в середине 60-х годов к отраслевому принципу управления, которая, однако, не обеспечивала решения комплексных проблем. Все это способствовало тому, что уже в недрах планово-административной системы возникла объективная потребность использования интеграционных методов планирования и управления [37].

Процедура программно-целевого планирования проводится следующим образом. Как уже было сказано, первым этапом программно-целевого планирования является постановка целей; на последующих этапах разрабатываются пути и конкретные способы их достижения. Постановка целей ведет к формированию "дерева целей", в соответствии с которым определяется система мероприятий по реализации целей, называемая целевой комплексной программой. Для ее выполнения строится специальная система управления, которая доводит задания программы до конкретных исполнителей и контролирует их выполнение. Организационная структура этой системы определяется "деревом целей", составом исполнителей и содержанием программы.

Таким образом, можно выделить еще один элемент программно-целевого планирования – систему управления, построение которой, по сути, и есть основание, на котором базируется выполнение программы. Планирование решения какой-либо проблемы при программно-целевом методе во многом сводится к планированию системы управления, основными стадиями которой являются:

стадия композиции – формирование общей структурной схемы системы и её главных характеристик;

стадия структуризации – разработка состава подразделений и основных связей между ними;

стадия регламентации – разработка количественных характеристик аппарата управления, установление порядка его деятельности.

При этом первая стадия имеет принципиальное значение, поскольку она определяет структуру системы управления (организации), на ней определяются система целей и задач организации, её тип и правовой статус, степень самостоятельности, границы деятельности, состав функций. На второй и третьей стадиях устанавливаются более детальные параметры системы [50].

Теория планирования и построения систем управления для решения новых проблем должна основываться на анализе практики создания и функционирования существующих систем. Основная сложность состоит в том, чтобы среди множества единичных фактов и наблюдений различных специалистов выявить какие-то ключевые положения, закономерности, общие для планирования и построения всех систем управления. Среди них можно выделить следующие:

формирование системы управления – это многоэтапный процесс;

необходимым условием для начала планирования, а затем и создания рассматриваемой системы является наличие определённой общественной потребности, то есть проблемы, требующей решения. Однако одной потребности недостаточно, нужны ещё определённые условия и гарантии: экономические, юридические, социальные, технические и другие, чтобы обеспечить системе необходимую устойчивость;

решение вновь возникающих проблем не обязательно требует создания новых систем управления – многие проблемы могут успешно решаться в рамках существующих систем. Обычно для этого разрабатывается специальный комплекс мероприятий и готовятся постановления или приказы, обязывающие соответствующие системы выполнять предписанные им новые функции. Контроль за реализацией такой программы осуществляется организацией, назначаемой головной по данной проблеме. Необходимость в планировании и построении новых систем управления возникает обычно, когда становится очевидным, что существующие организационные структуры не справляются с решением проблемы и требуется создать новые.

для выбора способа решения проблем предварительно проводится их исследование. При решении рассматриваемых в данной работе проблем наибольшее распространение получили программно-целевые методы, наиболее естественно связывающие проблему со средствами её решения [32, c.35].

Таким образом, решение комплекса проблем, с которыми сталкивается в процессе реализации своих процессов государственная молодежная политика, обычно начинают с построения "дерева целей", которое достигается путём организации и проведения определённого комплекса мероприятий. Задача заключается в том, чтобы найти этот комплекс, указать конкретных исполнителей и сроки выполнения мероприятий. Для этого "дерево" как бы "накладывается" на реальную среду, в результате чего находится необходимая информация и составляется конкретная программа работ. Программы трех уровней, реализованные и реализуемые, приведены в качестве основы для решения выявленных в исследовании проблем молодежи, представлены во второй главе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...