Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение информационной системы (АИС, ЭИС).




Требования к экономической информации.

Достоверность и полнота

Ценность и актуальность

Ясность и понятность

При организации информационной системы предприятий важно определить основные требования, предъявляемые к информации, необходимой для эффективного управления. Суть требований, которым, прежде всего, должна удовлетворять информация с управленческой позиции, состоит в следующем.

Информация должна быть надежной или достоверной. Информацию можно считать достоверной в том случае, если она не искажает истинного положения дел. На практике выполнение этого требования достигается за счет использования методологически правильной техники получения данных, а также путем перепроверки полученных сведений..

Полнота и регулярность получения сведений подразумевают систематическое поступление необходимого объема данных, а также должный уровень организации их хранения. Информация удовлетворяет требованию полноты, если ее достаточно для понимания и принятия на ее основе управленческих решений. Неполнота информации не только сдерживает принятие решений, но также может стать причиной управленческих ошибок.

Своевременность информации предполагает, что она сохраняет свою актуальность на тот момент, когда становится доступной для ее использования. Требования к актуальности существенно возрастают при работе в постоянно изменяющихся условиях. Временной период, в течение которого информация остается актуальной, зависит от природы принимаемых на ее основе решений, но в любом случае этот период должен быть меньше времени, которое отводится для принятия управленческого решения.

Информация должна представлять ценность, то есть быть полезной, поскольку в противном случае она лишь отвлекает внимание, мешает в осмыслении сущности процессов, событий, операций. Ценность информации зависит от объема и значимости решаемых на ее основе задач.

Информация должна быть в достаточной степени подготовлена к применению, что позволяет своевременно и эффективно использовать ее для принятия управленческих решений. Выполнение этого требования обеспечивается за счет соответствующей обработки данных и представления их в доступной, легко читаемой форме (например, в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков).

Информация должна удовлетворять и такому важному требованию, как сопоставимость, без выполнения этого требования дальнейшая обработка данных становится бессмысленной. Сопоставимость данных достигается за счет использования единой методологической базы наблюдений и регистрации показателей во всех подразделениях банка, включая филиалы.

 

Структура экономической информации

Состав информационных совокупностей

Прагматический и семантический аспекты рассмотрения информации

Структура экономической информации определяется ее строением, выделением некоторых элементов, которые называются информационными единицами. Такие элементы образуют сложные составные иерархические уровни структурного строения информации чаще всего между информационными единицами устанавливается иерархическая зависимость: от простых к сложным сверху вниз. Наиболее крупными ИЕ принято считать также единицы, которые относятся к понятию объекта управления. В качестве подобного объекта в сфере экономики рассматриваются народное хозяйство в целом и его звенья.

Объем экономической информации в этом случае рассчитывается с помощью трех измерителей – знаков, реквизитов, показателей. Наиболее универсальным является измерение объема в знаках. При этом числовая или алфавитная информация измеряется либо отдельно, либо в совокупности, поскольку заменяется кодами. Это позволяет использовать двоичные знаки при применении ЭВМ в качестве всеобщей единицы измерения объема любой информации.

Количественная оценка информации осуществляется в битах и производных от них величинах. Объем информации рассчитывается по количеству показателей. Для этой цели используются реквизиты или показатели производной формы, либо эталонные. Объем информации находится также по количеству:

документов

перфокарт,

магнитных дисков,

или по количеству структурных элементов позиций,

набора дисков.

Здесь также возможно применение любых и эталонных носителей и спец. коэффициентов перевода. Более точно получается расчет объемов информации по конкретным формам реквизитов, показателей, документов и так далее. Он связан с однородной информацией определенного содержания. Ценность эк. информации определяется по 2 основным направлениям – семантическому и прагматическому.

Семантический подход нацеливается на содержательную оценку информации, устанавливает ее смысловое содержание в самом общем плане. Прагматический подход заключается в такой же оценке информации с более конкретной позиции получателя информации. Прагматическая оценка имеет цель установить полезность, ценность тех или иных единиц информации, поэтому она субъективна. Это приводит к тому, что одни и те же данные с высокой содержательностью могут иметь различную ценность для разных пользователей. Семантической определение заключается в преимущественно качественной оценке ее структурных единиц. Такая оценка позволяет выявить степень содержательности документов. Она рассчитывается как количество знаков и количество показателей.

Прагматическое н аправление связано с определением степени полноты, своевременности, точности. Для этого устанавливается перечень факторов с весовыми значениями.

Этапы развития АИТ.

По виду задач и по виду процессов обработки информации.

1-й этап (60 - 70-е гг.) — обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования.

2-й этап (с 80-х гг.) — создание ИТ, направленных на решение стратегических задач.

По используемому техническому обеспечению

1-й этап (до конца 60-х гг.) – решение проблемы обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.

2-и этап (до конца 70-х гг.) -распространение ЭВМ серии IBM/360

3-й этап (с начала 80-х гг.) — компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а ИТ — средством поддержки принятия его решений

4-йэтап (с начала 90-х гг.) — создание современной технологии межорганизационных связей и ИС.

По преимуществам, которое приносит компьютерная технология:

1-й этап (с начала 60-х гг.)-обеспечение эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров.

2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию ИС — ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений.

3-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации.

По применяемому инструментарию ИТ

1-й этап (до второй половины XIX в.) — "ручная" ИТ, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга Основная цель технологии — представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в.) — "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3-й этап (40 — 60-е гг. XX в.) — "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны

4-й этап (с начала 70-х гг.) — "электронная" технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе ИС, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов.

5-й этап (с середины 80-х гг.) — "компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения.

По методологии использования ИТ

1-й этап (до конца 80-х гг.) - централизованная обработка информации на ЭВМ вычислительных центров. Создавались крупные вычислительные центры коллективного пользования, оснащенные большими ЭВМ.

2-й этап (до конца 90-х гг.) - децентрализованная обработка информации связанная с появлением ПК и развитием средств телекоммуникаций.

3-й этап - рациональная обработка информации. Достоинства и недостатки централизованной и де-централизованной ИТ привели к необходимости разумного сочетания того, и другого подхода.

 

Классификация АИТ

АИТ можно классифицировать по различным признакам.

В настоящее время наблюдается тенденция к объединению различных типов информационных технологий в единый комплекс, носящий название интегрированного. Особое место в нем принадлежит средствам коммуникаций, являющихся основой создания самых разнообразных сетевых вариантов АИТ: локальных, многоуровневых, распределенных, глобальных вычислительных сетей, электронной почты, цифровых сетей интегрального обслуживания.

В последнее время появились многоуровневые и распределенные системы организационного управления объектами (банками, налоговой службой и т. д.). Для них используются распределенные системы обработки данных с использованием каналов связи для обмена информацией между базами данных различных уровней.

При переходе к рынку возрастает потребность в анализе информации с целью принятия обоснованных решений. Эта задача в рамках АИТ решается включением в нее систем поддержки принятия решений (экспертной системы), базирующихся на использовании баз знаний. Под базой знаний понимается сложная, детально моделируемая структура информационных совокупностей, описывающих все особенности предметной области, включая факты, правила (знания условий для принятия решений) и метазнания (правила использования знаний).

Выделяются пять основных тенденций развития АИТ:

Первая связана с превращением информационного продукта в гибрид между результатом расчетно-аналитической работы и специфической услугой, предоставляемой пользователю продукта.

Далее, АИС будет использовать все в большей мере мультимедийные технологии.

Прогнозируется исчезновение промежуточных звеньев на пути от источника информации к ее потребителю (например, непосредственное взаимодействие автора и читателей через систему телеконференций).

Отмечается тенденция к глобализации ИТ в результате использования INTERNET.

В качестве последней характерной черты развития АИТ рассматривается конвергенция, заключающаяся в стирании различий между материальным и информационным производством, взаимопроникновением различных отраслей промышленности, финансового сектора и сферы услуг.

Классификация информационных технологий

По способу реализации: традиционные и новые информационные технологии.

По степени охвата задач управления: электронная обработка экономических данных; автоматизация функций управления; поддержка принятия решений; электронный офис; экспертная поддержка.

По классу реализуемых технологических операций: работа с текстовым редактором, табличным процессором, СУБД, графическими объектами, мультимедийные системы, гипертекстовые системы.

По типу пользовательского интерфейса: пакетные, диалоговые, сетевые.

По способу построения сети: локальные, многоуровневые, распределенные.

По обслуживаемым предметным областям: АИТ в бухгалтерском учете, в банковской деятельности, в налогообложении, в страховом деле, в казначействе и других сферах.

 

Определение информационной системы (АИС, ЭИС).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...