Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория поведения потребителя и производителя.




Потребительское поведение – это процесс принятия потребителем решения по поводу того, какие товары и в каком количестве ему следует покупать в соответствии с собственными доходами и существующими рыночными ценами.

Известно, что доходы оказывают непосредственное влияние на спрос, а цены – на количество покупаемых товаров и услуг. Повышение цены на товар ограничивает закупки потребителя. В результате – снижается спрос. В этой главе будут рассмотрены другие факторы, воздействующие на решение потребителя: как он осуществляет выбор в рамках фиксированного бюджета.

Каждый потребитель обладает самостоятельностью в выборе того или другого товара, т.е. обладает «суверенитетом» потребителя. Это право он осуществляет в условиях свободного потребительского выбора. В рыночных условиях никто не решает за потребителя, какие товары из предлагае­мых ему приобретать, а какие – нет. Ограничение свободы потреби­тельского выбора со стороны отсутствует – таково основное допущение для анализа потребительского поведения. Главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода, или бюджетное ограничение. Покупатель вынужден выби­рать, куда тратить свой доход: либо на еду, либо на одежду, либо на другие нужды. Потребности людей безграничны, а доходы ограниченны. В связи с этим потребитель выбирает те товары и услуги, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках имеющихся доходов. Выбор должен быть рациональным, т.е. с максимальным результатом при имеющихся ограниченных возможностях.

Главным движущим фактором потребительского поведения является по­лезность товара.

Полезность – это степень удовлетворения потребностей от использова­ния товаров и услуг.

Общая полезность – это удовлетворение, получаемое от потребления определенного набора товаров или услуг. Она будет возрастать с приобрете­нием дополнительной единицы товара или услуг. Дополнительная единица или каждая последующая единица образует понятие «предельная полез­ность», т.е. приносит меньшую полезность, чем предыдущая.

В зависимости от способа оценки полезности и возможности измерения единицы ее полезности образовались два направления теории предельной полез­ности: кардинализм и ординализм.

Кардинализм. полезность можно выразить в денежных единицах. Для этого они ввели понятие об условных единицах полезности – ютилях (англ. utility – полезность), выражающих меру удовольствия, получаемого от потребления единицы блага.

Ординализм. Как концепцию сформулировали идеи Дж. Хикса, В. Парето, Ф. Эджуорта и др. Они доказывали, что полезность количественно невозможно измерить даже при наличии большого числа фак­тов. Это практически означало отказ от теории предельной полезности в ее первоначальном виде и переход к оценке предпочтений одних товаров по сравнению с другими.

Любой потребитель ограничен в своем потреблении пределом своего дохода.

Ограниченный набор товаров, который может приобрести потребитель, отражается линией бюджетного ограничения.

ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

(producer theory) Раздел микроэкономического анализа(microeconomics), где исследуются различные виды предложения товаров и услуг рынку со стороныкомпаний или предпринимателей (entrepreneurs). Теория поведения производителей в сочетании с теориейпотребления (consumer theory) объясняет взаимодействие рыночных спроса и предложения. Комбинациядвух названных теорий позволяет прогнозировать поведение как отдельного рынка (cм.: анализ частичногоравновесия (partial equilibrium analysis), так и экономики в целом (cм.: анализ общего равновесия (generalequilibrium analysis).

Излишек потребителя образуется из-за того, что благодаря действию закона убывающей предельной полезности первые единицы блага представляют для потребителя большую ценность, чем последние, а платит он одну и ту же сумму за каждую единицу блага, начиная с первой и кончая последней. Таким образом, потребитель платит за каждую единицу ту сумму, которой оценивается последняя единица. Следовательно, потребитель получает излишек полезности с каждой из первых единиц блага. Концепция излишка потребителя дает возможность усилить анализ рыночного равновесия, мероприятий государственного регулирования рынка, эффективности производства.

Потребительский выбор - это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (дохода).

Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

Равновесие потребителя - это состояние, при котором он покупает товары по данным ценам в таких объемах, что расходует весь свой доход и максимизирует полезность

Равновесие потребителя (consumer equilibrium) -- точка, в которой потребитель максимизирует свою общую полезность или удовлетворение от расходования фиксированного дохода.

Спрос

— это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге.

Величина спроса Q — это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.

На величину спроса влияет огромное количество факторов (детерминантов). Спрос зависит от:

§ использования рекламы

§ моды и вкусов

§ ожидания потребителей

§ изменений предпочтений окружающей среды

§ доступности товаров

§ величины доходов

§ полезности вещи

§ цены установленной на взаимозаменяемые товары

§ а также зависит от количества населения.

 

Максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги называется ценой спроса

Экзогенный спрос — это такой спрос, изменения которого вызывается вмешательством правительства, либо внедрением каких-либо сил извне.

Эндогенный спрос (внутренний спрос) - образуется внутри общества благодаря тем факторам, которые существуют в данном обществе.

При анализе рыночной конъюнктуры необходимо проводить четкое различие между спросом и величиной спроса, а также между изменениями величины спроса и изменениями в самом спросе на данный товар.

Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочит параметров (вкусов, доходов, цен на другие товары). На графике подобное изменение отражается движением вдоль кривой спроса из точки

Изменение спроса происходит при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар, т.е. под воздействием каких-либо неценовых факторов, и на графике отражается смещением кривой спроса вправо или влево

К неценовым факторам влияющим на спрос относят:

§ Изменения в денежным доходах населения

§ Изменения в структуре и количестве населения

§ Изменения цен на другие товары (особенно на товары заменители, или взаимодополняющие товары)

§ Экономическая политика государства

§ Изменение потребительских предпочтений, под воздействием рекламы, моды

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...