Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы прояснения.

Цели перефразирования.

  1. Перефразирование показывает клиенту, что Вы слушаете его и понимаете его слова.
  2. Если, перефразируя содержание, Вы обнаруживаете недопонимание, у клиента есть возможность поправить Вас.
  3. Выслушивание своей истории, пересказанной другим человеком, может помочь клиенту прояснить свои собственные мысли и чувства. Это похоже на перечитывание какой-то фразы из книги.
  4. Перефразирование может побудить человека более подробно раскрыть одну ситуацию, прежде чем переходить к другой теме.
  5. Когда клиент находится в состоянии эмоционального возбуждения, он говорит спутанно и перефразирование может помочь ему, а также Вам, установить приоритеты - на какие события и проблемы прежде всего нужно направить внимание.

 

Принципы перефразирования.

 

  1. Перефразирование должно быть кратким.
  2. Перефразирование должно ограничиваться теми вещами, которые с Вашей точки зрения являются существенными.
  3. При кризисной интервенции перефразирование должно, по возможности, концентрироваться на том содержании, которое актуально для клиента в данный момент.

 

ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ.

Отражение чувств - это вербализация тех чувств, о которых клиент прямо не говорит, но которые вы можете в нем предположить, исходя его из невербальных проявлений (поза тела, язык тела, тон голоса и пр.), а также исходя из особенностей его ситуации.

Цели отражения чувств.

 

  1. Помочь клиенту идентифицировать свои чувства и побудить его говорить о своих аффективных переживаниях в связи с проблемой.
  2. Помочь клиенту вентилировать свои чувства и таким образом снизить уровень напряжения, что в конечном счете обеспечит возможность сфокусироваться на проблеме.
  3. Продемонстрировать Ваше эмпатическое понимание проблемы клиента и улучшить раппорт с ним.

 

Принципы отражения чувств.

 

  1. Идентифицировав чувство, выберите слово, которое соответствовало бы интенсивности эмоции, выраженной клиентом; чувство злости, например, в зависимости от степени выраженности может быть названо различными словами от "огорчения" до "ярости".

Точно найденное слово, соответствующее аффективному переживанию клиента, говорит о наличии хорошего раппорта и создает у клиента чувство безопасности. Это не значит, что Вы не имеете права на ошибку, но если Вы постоянно используете слабые слова для обозначения сильных чувств, клиент начинает смутно чувствовать, что ему не позволяется быть таким, какой он есть. В попытках быть "услышанным" аффект клиента может возрасти.

  1. Старайтесь сосредоточиться на актуальных чувствах клиента.
  2. Отражая чувство, старайтесь выражаться просто и коротко, и говорить только об одном чувстве в каждый момент времени. Краткость увеличивает ясность и минимизирует возможность интерпретаций. В фокусе внимания остается абонент.
  3. Позитивные формулировки более эффективны, чем негативные ("чувствуете себя
    оскорбленным" вместо "Вы не чувствуете себя счастливым").
  4. Сомнение в том, что Вы можете дать точное отражение может помешать Вам. Давайте Ваше отражение уверенно. Клиент может принять его, уточнить или опровергнуть. Чрезмерная озабоченность поисками наиболее точного слова может привести к смещению фокуса с рассказа клиента на Вашу собственную тревогу.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВВОДНЫХ СЛОВ.

Вводные слова придают Вашему высказыванию вероятностный характер. Таким образом, сама структура Вашего высказывания подчеркивает право клиента принять или отвергнуть его. Примеры вводных слое: "Мне показалось", "У меня возникло предположение..." и пр. Вводные слова нужно использовать не только при отражении чувств, но и с другими вербальными приемами.

 

ПРИСОЕДИНЕНИЕ ЧУВСТВА К СОДЕРЖАНИЮ.

Это вербальный навык, объединяющий отражение чувства с перефразированием содержания. Этот процесс помогает прояснить чувства и связать их с вызвавшими их событиями, за счет этого уменьшается ощущение хаоса и утраты контроля, проясняются объекты работы.

 

ПРОЯСНЕНИЕ.

Это серия вербальных навыков, используемых для получения информации от клиента. Прояснение сочетает перефразирование с вопросами.

 

Принципы прояснения.

 

1. Первый шаг в процессе прояснения - это перефразирование того, что Вы поняли из слов клиента. Второй шаг - задавание вопроса. При этом важно к Вашему вопросу присоединять вводные слова. Использование вводных слов подчеркивает Ваше уважение к праву клиента отказаться от ответа на Ваш вопрос.

Пример: - "Это звучит так, будто Ваши отношения вызывают у Вас чувство растерянности. Могли бы Вы сказать мне, что Вы думаете о ней?" Проясняющий вопрос можно предварить отражением собственных чувств "Я не уверен, что правильно понял Вас. Могли бы вы сказать, что Вы думаете о ней?"

2. Предостережение: нельзя задавать слишком большое количество проясняющих вопросов. Для клиента это может быть знаком того, что Вы чувствуете неловкость по поводу обсуждаемой темы или хотите "исправить положение", то есть слишком быстро перейти к решению проблемы. Перед тем, как задать проясняющий вопрос, мысленно проверьте свою мотивацию:

a. Вы боитесь молчания клиента?

b. Вам стало скучно?

c. Проблема вызывает у Вас неловкость, Вам хотелось бы переменить тему?

d. Вы пытаетесь исправить проблему или спасти клиента от нее

 

ОТРАЖЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ ЧУВСТВ.

В процессе разговора с клиентом вы можете испытывать самые разнообразные эмоции - боль, сочувствие, скуку, раздражение. Эти чувства неизбежно будут влиять на качество вашего контакта и их всегда важно осознавать Однако, невозможно дать однозначные рекомендации, когда полезно будет поделиться этими чувствами с клиентом и в какой форме это лучше всего сделать. Принимая решение по этому поводу, важно ориентироваться на один критерий – будет ли это работать на клиента.

 

Цели отражения собственных чувств

 

  1. Проявление эмпатии, создание атмосферы доверия, улучшение качества контакта.
  2. Говоря о своих чувствах по поводу ситуации клиента, вы можете облегчить ему доступ к его собственным переживаниям, которые ему по разным причинам трудно признать. Например, когда консультант делится чувством гнева, которое возникает у него при рассказе клиента о совершенном над ним насилии, это может помочь клиенту выразить его собственный гнев.
  3. Ваши чувства могут быть для вас дополнительным источником информации о состоянии клиента, его отношениях с собой и с другими людьми. И сообщение о чувствах консультанта может помочь клиенту, глубже понять природу его затруднений. Например: «Я почувствовав сейчас раздражение и протест. Мне кажется, вы на меня давите. Я подумала о том, что ваша дочь может чувствовать
    что-то похожее в отношениях с вами, и это может быть одной из причин ваших конфликтов»

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...