Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Верблюжья битва в 36 году по хиджре




Часть четвёртая

 

Правление ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) (35–40 гг. х.)

_____________________________________

 

Скачать статью в док формате:

http://vk.com/doc195761095_376074547

Читать на сайте:

https://bibliotekaislama2.wordpress.com/2015/03/21/%d0%bf%d1%80%d0%b0%d0%b2%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d0%b0%d0%bb%d0%b8-%d0%b8%d0%b1%d0%bd-%d0%b0%d0%b1%d1%83-%d1%82%d0%b0%d0%bb%d0%b8%d0%b1%d0%b0-%d0%b4%d0%b0-%d0%b1%d1%83%d0%b4%d0%b5/

Глава первая


Краткая биография ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах)

Его звали ‘Али ибн Абу Талиб ибн ‘Абду-ль-Мутталиб ибн Хашим ибн ‘Абд Манаф аль-Кураши аль-Хашими. Он был двоюродным братом посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует), мужем его дочери Фатымы и отцом аль-Хасана и аль-Хусайна, внуков посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует).

Его матерью была Фатыма бинт Асад ибн Хашим ибн ‘Абд Манаф. Он был первым хашимитом, рождённым от хашимитки. Абу Нуа‘йм аль-Асфахани "Марифат ас-Сахаба", (1/278).
Носил кунью Абу аль-Хасан, а также Абу Тураб (" отец пыли "), как прозвал его посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует). Принял ислам, будучи ребёнком.
Согласно дошедшим до нас сообщениям, ему в то время было восемь лет. Абу Нуа‘йм аль-Асфахани "Марифат ас-Сахаба", (1/278).

Жёны ‘Али (да будет доволен им Аллах):

1. Фатыма, дочь посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует).

2. Умама бинт Абу аль-‘Ас ибн ар-Раби‘. Её матерью была Зейнаб, дочь посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует). ‘Али женился на ней после кончины её тётки Фатымы (да будет доволен ею Аллах).

3. Хауля бинт Джа‘фар ибн Кайс аль-Ханафиййа из бану Ханифа.

4. Лейля бинт Мас‘уд ибн Халид ибн Малик из бану Тамим.

5. Умм аль-Банин бинт Хизам.

6. Асма бинт ‘Умайс.

7. Ас-Сахба бинт Раби‘а.

8. Умм Са‘ид бинт Уруа.

У ‘Али было много детей.
Сыновья: Аль-Хасан, аль-Хусайн, Мухаммад-старший, ‘Убайдуллах, Абу Бакр, аль-‘Аббас-старший, ‘Усман, Джа‘фар-старший, ‘Абдуллах, Йахйа, ‘Аун, ‘Умар-старший, Мухаммад-средний, Мухаммад-младший.
Дочери: Зейнаб-старшая, Умм Кульсум-старшая, Рукаййа, Умм аль-Хасан, Умм Хани, Маймуна, Зейнаб-младшая, Рамля-старшая, Рамля-младшая, Умм Кульсум-младшая, Фатыма, Умама, Хадиджа, Умм аль-Кирам, Умм Джа‘фар, Умм Саляма, Джумана, Нафиса.

Если говорить о достоинствах ‘Али, то их можно условно разделить на три категории:
1. личные достоинства ‘Али;
2. достоинства ‘Али, как представителя Ахлю-ль-бейт - семьи посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует);
3. достоинства ‘Али, как одного из сподвижников.

__________________________________________


Если говорить о личных достоинствах 'Али, которые подчеркнул в нем посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует), то о них сообщается немало.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал во время похода на Хайбар: " Сегодня я вручу знамя человеку, который любит Аллаха и Его посланника и который любим Аллахом и Его посланником ". Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3702; Муслим № 2405.
‘Али (да будет доволен им Аллах) передаёт: " Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал мне: " Любит тебя только верующий и ненавидит тебя только лицемер " ". Этот хадис приводит Муслим в "Сахих", № 78.
Са‘д ибн Абу Уаккас (да будет доволен им Аллах) передаёт, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал ‘Али: " Ты занимаешь при мне такое же положение, как Харун при Мусе, с той лишь разницей, что после меня не будет пророков ". Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3706; Муслим, № 2404.
Зейд ибн Аркам (да будет доволен им Аллах) передаёт, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: " ‘Али является покровителем для того, для кого я являюсь покровителем ". Этот хадис приводит имам Ахмад в "Муснаде", (5/350), иснад достоверный.

__________________________________________


А теперь обратимся к достоинствам ‘Али как члена семьи посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует).
Зейд ибн Аркам передаёт: " Однажды, когда мы вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) остановились у источника в Хумме [Хумм - название рощи в трёх милях от аль-Джухфы], что находится между Меккой и Мединой, он встал и обратился к нам с проповедью. Он сказал: " Я оставлю вам две веские вещи, одна из которых значительнее другой! ". И он упомянул о Коране и стал побуждать людей следовать ему, после чего сказал: " И я напоминаю вам об обязанностях в отношении членов моей семьи, которые возложил на вас Аллах! И я напоминаю вам об обязанностях в отношении членов моей семьи, которые возложил на вас Аллах! " ".
Зейда ибн Аркама спросили: " А кто является членом его семьи? ". Он ответил: " Те, кому запретно брать закят. Члены семьи ‘Али, члены семьи Джа‘фара, члены семьи ‘Акыля и члены семьи аль-‘Аббаса ".
Зейда спросили: " Все они являются членами его семьи? ". Он ответил: " Да ". Этот хадис приводит Муслим в "Сахих", № 2408.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: " Однажды утром, когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует), на котором был полосатый [или: " украшенный узорами в виде верблюжьих сёдел "] плащ из чёрной шерсти, вышел из дома, к нему подошёл аль-Хасан ибн ‘Али, и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) укрыл его своим плащом. Потом подошёл аль-Хусайн, и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) укрыл и его. Потом подошла Фатыма, и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) укрыл плащом и её. Потом подошёл ‘Али, и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) также укрыл его плащом, после чего сказал: " Аллах желает только удалить от вас скверну, о члены семьи пророка, и очистить вас полностью "". Сура 33 "Союзники", аят 33. Этот хадис приводит Муслим в "Сахих", № 2424.

__________________________________________


А теперь упомянем об общих достоинствах ‘Али.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: " Перестань трястись, о Ухуд, ибо на тебе только пророк, правдивейший (сыддик) и мученик ". Этот хадис приводит Муслим в "Сахих", № 2417. А на горе с ним в это время были Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, ‘Али, Тальха, аз-Зубайр и Са‘д (да будет доволен Аллах ими всеми).
Са‘ид ибн Зейд передаёт, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: " Десять человек будут в Раю. Абу Бакр будет в Раю, ‘Умар будет в Раю, Али будет в Раю, ‘Усман будет в Раю, Тальха будет в Раю, аз-Зубайр будет в Раю, Абу Убайда будет в Раю, ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф будет в Раю, Са‘д будет в Раю и ваш товарищ будет в Раю ". Этот хадис приводят ат-Тирмизи в "Сунане", № 3784, достоверный иснад.
‘Абдуллах ибн Мас‘уд передаёт, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: " Лучшими из людей является моё поколение, затем - следующее за ним, затем - следующее за ним ". Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3651; Муслим № 2533.

__________________________________________


А теперь обратимся к благородным поступкам и подвигам ‘Али, благодаря которым он выделялся среди остальных сподвижников.
‘Амр бин Абд Уудд, решил сразиться с ‘Али ибн Абу Талибом, который сказал ему: " О ‘Амр! Ты дал обет, что если кто-либо из курайшитов обратится к тебе с двумя просьбами, то ты исполнишь одну из них? ". Он ответил утвердительно.
‘Али сказал ему: " Первым делом, я призываю тебя к Аллаху, Его посланнику и исламу ". Он ответил: " Мне это не нужно ".
‘Али сказал: " Тогда я вызываю тебя на единоборство ". ‘Амр ответил: " Зачем, о сын моего брата? Клянусь Аллахом, я не хочу тебя убивать ".
‘Али сказал ему: " Но я, клянусь Аллахом, хочу тебя убить ". Тогда ‘Амр разгневался, спрыгнул с коня, ударил мечом по ногам коня и кулаком по его морде и бросился на ‘Али. Они вступили в единоборство и ‘Али убил ‘Амра. Ас-Силяби, "Али б. Абу Талиб", стр. 99. Также Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа", событие 5 г.х.

Он также участвовал в поединке с иудеем Мархабом в походе на Хайбар. Когда мусульмане подошли к Хайбару, появился их предводитель Мархаб, который принялся расхаживать перед нами, держа в руках меч и произнося такие стихи:

" Уже узнал Хайбар, что я - Мархаб,
Боец, хорошо вооруженный и опытный
В войнах, когда они разгораются!
"


И ‘Али сказал:

" Я - тот, кого мать назвала Хайдаром [Хайдар - лев]
Подобен я страшному льву, что в лесах обитает
И многих и многих из вас погублю я!
"
Этот хадис приводит Муслим в "Сахих", № 1807

Глава вторая


Присяга ‘Али да будет доволен им Аллах!

Мухаммад ибн аль-Ханафиййа, сын ‘Али ибн Абу Талиба, передаёт: " ‘Али пришёл в дом ‘Усмана (да будет доволен им Аллах) после его убийства и запер за собой двери. Люди пришли, постучали в дверь и сказали: "Он убит, а людям необходим халиф и мы не знаем более достойного претендента, чем ты" ".
‘Али сказал в ответ: " Не желайте видеть меня халифом, ибо в качестве советника я принесу вам больше пользы, чем в качестве правителя ".
Однако люди сказали: " Нет, клянёмся Аллахом, мы не знаем более достойного кандидата, чем ты ".
‘Али сказал: " Если вы непременно хотите, чтобы я стал халифом, то присяга мне не должна приноситься тайно. Я пойду в мечеть, и кто желает присягнуть мне, пусть сделает это там ". И он отправился в мечеть, и люди присягнули ему там ". Имам Ахмад в "Фадаил ас-Сахаба", (2/573), № 696, достоверный иснад.

Ему присягнули ансары и мухаджиры, которые в то время находились в Медине.
Согласно другим сообщениям, некоторые сподвижники не стали присягать ему сразу, например: Са‘д ибн Абу Уаккас, ‘Абдуллах ибн ‘Умар, Мухаммад ибн Масляма и некоторые другие.
Однако, согласно наиболее известной версии, ‘Али присягнули все. Что же касается Са'да, Ибн ‘Умара и Мухаммада ибн Масляма, то они не стали участвовать в сражениях вместе с ним, но присягнули ему вместе со всеми.

‘Ауф ибн Абу Джамиля сказал: " Я был у аль-Хасана аль-Басри, а он был в Медине, когда убили ‘Усмана. Они заговорили о сподвижниках посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) и Ибн Джаушан аль-Гатафани сказал: "О Абу Са‘ид, над Абу Мусой смеялись из-за того, что он последовал за ‘Али".
Аль-Хасан разгневался и воскликнул: "А за кем было следовать? Повелителя верующих подло убили и люди устремились к лучшему из них и присягнули ему. А кому ещё было следовать?!". И он повторил эти слова много раз
". Имам Ахмад в "Фадаил ас-Сахаба", (2/576), № 976, достоверный иснад

Ахлю-с Сунна единодушны в том, что лучшим из сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) после ‘Усмана ибн Аффана был ‘Али ибн Абу Талиб.

Шейхуль-ислам Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) сказал: " Ахмад ибн Ханбаль считал приверженцем нововведений человека, который не признавал, что ‘Али являлся самым достойным кандидатом на пост правителя после ‘Усмана. Он сказал, что такой человек более заблудший, чем осёл и велел сторониться его и объявлять ему бойкот ". "Маджму‘ль фатауа", (4/438).

Ахлю-ль-Сунна согласны в том, что лучшим из сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) был Абу Бакр, а потом ‘Умар ибн аль-Хаттаб, а затем они разошлись во мнениях относительно ‘Усмана и ‘Али.
Большинство утверждают, что ‘Усман был лучше, чем ‘Али. И они единодушны в том, что ‘Али - четвёртый из праведных халифов.

 

 

Глава третья


Важнейшие события в годы правления ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах)

_______________________________________

 

Верблюжья битва в 36 году по хиджре


После того, как люди принесли присягу ‘Али (да будет доволен им Аллах), Тальха и аз-Зубайр попросили у ‘Али разрешения отправиться в Мекку и он разрешил им. Там они встретились с матерью верующих ‘Аишей (да будет доволен ею Аллах). До неё дошло известие о том, что ‘Усмана убили. Собравшись в Мекке, они решили, во что бы то ни стало, добиться отмщения за кровь ‘Усмана.
Из Басры прибыл Йа‘ля ибн Мунйа, из Куфы - ‘Абдуллах ибн Амир. Они присоединились к Тальхе, аз-Зубайру и ‘Аише и решили вместе с ними добиваться наказания убийц ‘Усмана.
После этого они вышли из Мекки и направились в Басру со всеми, кто пожелал присоединиться к ним, чтобы покарать убийц ‘Усмана. Они считали, что приложили слишком мало усилий для защиты ‘Усмана.
‘Али в это время был в Медине, а наместником в Басре был ‘Усман ибн Хунайф, назначенный ‘Али.

Когда они прибыли в Басру, ‘Усман ибн Хунайф послал к ним спросить, чего они хотят. Они ответили, что требуют выдать им убийц ‘Усмана.
Он ответил, что не сделает этого, пока не прибудет ‘Али и не позволил им войти в город.
Затем к ним вышел Джабаля, один из тех, кто участвовал в убийстве ‘Усмана, в сопровождении семисот человек и сражался с ними, однако они разбили его и убили многих из его воинов. Многие жители Басры примкнули к войску Тальхи, аз-Зубайра и ‘Аиши (да будет доволен Аллах ими всеми).
‘Али отправился из Медины в Куфу после того, как услышал о сражении между войском его наместника ‘Усмана ибн Хунайфа и войском Тальхи, аз-Зубайра и ‘Аиши. Там ‘Али собрал десятитысячное войско, чтобы сражаться с войском Тальхи и аз-Зубайра.

Таким образом, это ‘Али вышел к ним, а не они выступили против ‘Али. Они не собирались сражаться с ним, как утверждают некоторые группы и их единомышленники. Если бы они хотели выступить против ‘Али, они отправились бы в Медину, а не в Басру.
Ни Тальха, ни аз-Зубайр, ни ‘Аиша не отрицали, что ‘Али стал халифом по праву и является законным правителем Исламского государства.
Никто из них не порицал и не осуждал его и не говорил о нём дурного. Никто из них не присягал другому правителю.
И, направляясь в Басру, они не имели намерения сражаться с ‘Али, поскольку ‘Али в Басре не было.

Поэтому аль-Ахнаф ибн Кайс сказал: " Я встретил Тальху и аз-Зубайра после осады дома ‘Усмана и спросил: "Что вы велите мне, ибо я думаю, что его убьют?". Они ответили: "Придерживайся ‘Али". Потом я встретился с ‘Аишей в Мекке уже после того, как ‘Усмана убили и спросил её: "Что ты велишь мне делать теперь?". Она ответила: "Присягай ‘Али" ". Ибн Хаджар "Фатхуль Бари", (13/38), который сказал: " Приводил ат-Табари с достоверным иснадом ".

Сражение, о котором пойдёт речь далее, началось не сразу. Сначала стороны вели переговоры. ‘Али послал аль-Микдада ибн аль-Асуада и аль-Ка‘ка‘ ибн Амра, чтобы они поговорили с Тальхой и аз-Зубайром. Они встретились и договорились о том, что не станут сражаться и изложили друг другу свою точку зрения.

Тальха и аз-Зубайр считали, что нельзя оставлять безнаказанными убийц ‘Усмана, тогда как ‘Али считал, что возмездие нужно отложить, потому что, если его осуществить сейчас, это принесёт больше вреда, чем пользы. Он считал, что сначала всё должно встать на свои места и важнее добиться стабильности и спокойствия внутри государства.
Таким образом, все считали, что убийц ‘Усмана необходимо наказать, однако они разошлись во мнениях относительно того, когда это следует сделать.

Придя к согласию, оба войска устроились на ночлег. Сабаиты (убийцы ‘Усмана) были крайне недовольны таким поворотом событий, о чём упоминают историки, в том числе ат-Табари [Ибн Джарир ат-Табари "Тарих аль-Умам уаль-Мулюк", (3/517)], Ибн Касир [Аль-Хафиз Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа", (7/509)], Ибн аль-Асир [Ибн аль-Асир "аль-Камиль фит-тарих", (3/120)], Ибн Хазм [Ибн Хазм "аль-Фисаль", (4/293)] и другие.

Они решили, во что бы то ни стало, расстроить достигнутое согласие. С этой целью в предрассветных сумерках отряд сабаитов напал на войско Тальхи и аз-Зубайра и, убив нескольких воинов, сбежали. Воины решили, что это войско ‘Али предательски напало на них.
Потом они проделали то же самое с войском ‘Али, которое также решило, что войско Тальхи и аз-Зубайра поступило вероломно, неожиданно напав на них, и к полудню разгорелось настоящее сражение.

Предводители обоих войск предпринимали попытки прекратить сражение, однако безуспешно.
Тальха кричал: " О люди! Может, вы послушаете?! ". Однако они не послушали. Тогда он сказал: " Уф! Мотыльки, летящие в огонь! ". "Тарих Халифа б. Хаййата", (182).
‘Али также пытался остановить сражение, но люди не слушали его.
‘Аиша послала Ка‘ба ибн Сиуара со списком Корана, чтобы таким образом остановить сражение, однако сабаиты изрешетили его стрелами.

Когда война разгорается, её уже очень трудно остановить. Так было и в данном случае. Аль-Бухари приводит несколько стихов Имру аль-Къаиса, о смуте, № 7096.

Шейхуль-ислам Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) сказал: " Когда начинается смута, разумные люди зачастую оказываются не в состоянии остановить неразумных и в этот раз даже великие и достойные люди не смогли погасить пламя смуты и усмирить тех, кто разжёг её, что, впрочем, обычно для любой смуты. Как сказал Всевышний Аллах:

" Бойтесь смуты, которая поразит не только тех из вас, кто был несправедлив. И знайте, что Аллах суров в наказании ""
Сура 8 "Трофеи", аят 25
Аз-Захаби, "Мухтасар минхадж ас-Сунна"


Верблюжья битва произошла в 36 году от хиджры, то есть в самом начале правления ‘Али (да будет доволен им Аллах). Она началась в полдень и закончилась перед самым заходом солнца в тот же день.
У ‘Али было десять тысяч воинов, а у аз-Зубайра, Тальхи и ‘Аиши - от пяти до шести тысяч.
Знаменосцем ‘Али был его сын Мухаммад, а знаменосцем его противников - ‘Абдуллах, сын аз-Зубайра.
В тот день погибло много мусульман.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...