Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности организации теоретико-прикладного исследования

СМСИ Лекция

Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Основные опросы:

Особенности организации теоретико-прикладного исследования

2. Особенности методики и этапов раз­вертывания прикладного исследования

2.1. Условия и логика развертывания исследования

2.2. Специфика программы и организации прикладного исследования

3. Проблемы выбора исследова­тельской стратегии

Ход лекции

Вследствие несомненных различий содержания про­грамм теоретико-прикладных и прикладных исследова­ний, неодинаковы и способы их организации: порядок действий, распределение ресурсов, практические трудно­сти, которые возникают в процессе этих двух типов ис­следований.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Теоретико-прикладные исследования выполняются, как правило, в рамках перспективной исследовательс­кой программы, в которой должны быть предусмотрены направления и наиболее важные стадии разработки дос­таточно крупной социальной проблемы. Организация каждого отдельного исследования является, таким обра­зом, частью более общего научного замысла.

Мы рассмотрим требования к орга­низации исследования по "жесткой" стратегии. Особен­ности порядка действий и последовательности опера­ций в "качественных" исследованиях были описаны выше.

Главные элементы рабочего плана отдельного тео­ретико-прикладного исследования можно подразделить на четыре временных этапа.

1. Период разработки теоретической концепции и программы данного исследования как составной части перспективной программы (если таковая имеется) или же составление перспективной программы с детальной проработкой первой фазы ее осуществления.

В программе данного отдельного исследования, как мы уже знаем, предусматривается и отработка всех полевых инструментов, включая пробу методик и гене­ральный пилотаж всех процедур. На реализацию этой стадии разумно затратить до 1/3 всего времени, отведен­ного на исследование.

2. Полевой период, т. е. время на сбор первичных данных, их подготовку для ввода в компьютер — при­мерно 20% отведенного времени.

3. Период обработки и анализа данных, включая промежуточные научные отчеты по итогам предваритель­ного анализа, — около 40% времени на все исследование.

4. Время на оформление итоговых отчетов и публи­каций — примерно 10% времени.

Понятно, что особенности авторского коллектива, конкретных условий работы, срочности ее выполнения внесут коррекции в структуру временных затрат. Наш опыт говорит о том, что в рамках глубокого теоретико-прикладного исследования предложенное распределение времени вполне себя оправдывает.

Итак, представим себе, что, продвигаясь в исследова­нии, мы подошли к рубежу, за которым начинается "по­левая" работа. Позади — долгие поиски, сомнения, стра­стные дискуссии, связанные с разработкой программы. Мы сформулировали гипотезы, наметили общий план исследования, составили первые наброски методик сбора первичных данных. Теперь предстоит окунуться в ре­альную жизнь и проверить, насколько придуманные нами инструменты научного поиска отвечают своему назначению. Наступил этап пробы основных процедур исследования.

Предварительная проба ("пилотаж") охватывает проверку годности и отдельных методов получения пер­вичной информации, и системы процедур в целом, и организации массового сбора данных (конструирование выборки, организация "полевых" работ и, наконец, в слу­чае использования качественных методов — экспери­ментальных интервью, наблюдений и т. п.

Проба отдельной методики производится на неболь­шой выборке обследуемых (25—30 человек). Для этого разумно отобрать представителей крайних групп. В каждом случае это будут разные группы, что зависит от содержания исследования. При использовании опрос­ных методов обычно стремятся к тому, чтобы в пробе участвовали люди с различным уровнем образования и жизненного опыта. Здесь проверяется, насколько воп­росник учитывает эти различия. При анализе докумен­тов важно обеспечить полный набор характеристик, что­бы проверить, насколько единицы анализа охватывают тексты. Используя метод наблюдения, заботятся о том, чтобы в пробе были представлены наиболее трудные для наблюдения ситуации.

Необходимо, чтобы наряду с авторами исследования в проведении пробы участвовали и другие. Обычно это — будущие интервьюеры, наблюдатели, кодировщи­ки текстов. Иногда к пробе привлекают коллег — уче­ных,'мнение которых в ходе проверки инструментов ис­следования было бы особенно ценным. Участие в пробе нескольких человек позволяет подвергнуть обсуждению качество инструментов сбора данных. Задача: выяснить, насколько "работают" запланированные вопросы или пункты методик, понятны ли они респондентам (а так­же интервьюерам или наблюдателям, кодировщикам), дают ли они планируемую информацию и т. п.

Руководитель пробы начинает с устного инструкти­рования всех участников и комментирует письменную инструкцию. Особое внимание обращает на те пункты информации, которые почему-либо вызывают сомнение. В "поле" проверяют альтернативные варианты. Напри­мер, половине обследуемых задают вопрос в одной фор­ме, а другой половине — в иной.

Если участники пробы не имеют опыта, нужна предварительная тренировка интервьюеров, наблюдате­лей, кодировщиков. Лучше всего это достигается наглядной демонстрацией. Например, руководитель проводит публичное интервью с "наивным" респондентом. После интервью даются пояснения к отдельным моментам прошедшей беседы. Такие опыты могут быть повторе­ны. Еще лучше комбинировать наглядную демон­страцию интервьюирования с записью на пленку. Про­ходящие обучение протоколируют интервью, обсуждают тексты, сличая их с записью на аудио-видеопленке.

Начинающие работу анкетеры должны "проиграть" ситуацию респондента: они сами заполняют анкеты, от­вечая на все вопросы. Этим достигается более полное включение в роль опрашиваемого, что совершенно необ­ходимо для хорошего выполнения функций анкетера. При заполнении анкеты возникнут вопросы, которые по­могут лучше понять состояние респондента, а также спо­соб реакции анкетера на эти состояния. Типичные слу­чаи обсуждаются всей группой, выходящей в "поле".

Кодировщики текстов (при контент-анализе) и шиф­ровальщики должны пройти обучение с помощью зара­нее составленных инструкций. В период проверки в "поле" инструкции уточняются. Участвующий в поле­вой работе кодировщик практически выступает соавто­ром составителя основной процедуры: он обнаруживает неучтенные и важные для исследования термины в тек­стах, неудачное расположение шифровальных схем и т. п. изъяны.

Проба осуществляется поэтапно, так что после каж­дой небольшой серии собранных данных производят анализ информации и обмениваются мнениями. Вместе с интервьюерами авторы исследования обсуждают шаг за шагом все элементы методики, начиная со вступи­тельных разделов и кончая "паспортичкой". Замечания тут же анализируются, и принимается решение пробо­вать новый вариант, продолжать пробу старого или на­чать пробу двух вариантов одновременно.

Итог пробы — окончательный текст методики и инструкции по сбору данных.

В инструкции указывают назначение методики, последовательность операций, способ обращения к ис­точникам информации, отмечают особенности сбора све­дений по некоторым пунктам и, наконец, предлагается форма итогового протокола (бланка, кодировального ли­ста и т. д.).

В идеальном случае надо осуществить и пробу инст­рукции, т. е. убедиться в том, что все ее разделы понят­ны и отвечают своему назначению. Это делается на группе интервьюеров или кодировщиков, которые будут участвовать в сборе основного массива данных. Однако чаще всего такую пробу относят на стадию генерального пилотажа.

Генеральный "пилотаж " — продолжение пробы, но теперь уже не отдельной методики или инструмента, а всей процедуры сбора первичных данных: методик, спо­собов протоколирования и сведения данных в кодиро­вальные листы, инструкций по сбору данных, организа­ции полевых работ на объектах и, наконец, качества вы­борки. Это "разведка боем", ^основная цель которой — проверка на надежность всех звеньев полевой процедуры. Важная функция пилотажа — установить прямой контакт с ответственными лицами на объекте исследова­ния, обеспечить их сотрудничество в дальнейшей рабо­те. Вместе с тем проверяется пригодность всех звеньев собственной организации, особенно уровень подготовки участников исследования, их тренированность, понима­ние обязанностей.

Значительная нагрузка падает на проверку дей­ствий по осуществлению запланированной выборки и оценки е. объема, который зависит от двух основных факторов: характера информации (если нет сведений о нужных параметрах генеральной совокупности, то они извлекаются из данных генерального пилотажа) и дос­тупности единиц наблюдения. Часто отобранные по спискам или иным путем обследуемые по разным причинам оказываются недоступными: находятся в отъезде, больны, слишком заняты, вовсе не проживают или не работают там, где мы ожидаем их найти, и т. д. и т. п. Эти организационные погрешности определяют, насколько следовало бы увеличить первоначальный от­бор, с тем чтобы в итоге получить запланированный объем выборки.

Полевое обследование — массовый сбор информа­ции на объектах. Основные требования организации на этом этапе: четкое соблюдение инструкций, контроль доброкачественности исходных данных по мере их по­ступления, целесообразная система хранения первичной информации.

Контроль доброкачественности материала обеспечи­вается строгим выполнением инструкций и выбороч­ными проверками действий всех сотрудников: интер­вьюеров, наблюдателей, кодировщиков. Материал, со­бранный одним из сотрудников, выборочно проверяется другим, более опытным. Последний вновь обращается к источнику информации (например, к опрашиваемому), используя ту же методику. Таким путем контролируют добросовестность интервьюера или кодировщика и вмес­те с тем определяют ошибки, связанные с его индивиду­альными характеристиками.

Полученные данные следует хранить по определен­ной системе, подсказанной процедурой дальнейшей об­работки: группировать материал наблюдений, анализа документов, опросов либо по отдельным объектам, или в порядке сплошной нумерации.

Прежде чем приступить к обработке данных, весь массив предварительно изучается с точки зрения воз­можных отклонений выборки от расчетных параметров. При районированных и квотных выборках, когда полу­ченные данные не соответствуют намеченным парамет­рам, можно сократить общий объем массива и добиться запланированных пропорций, отбрасывая по принципу случайности "лишнее" число протоколов наблюдений, интервью, опросных листов и т. п. Иногда, напротив, сле­дует произвести соответствующую довыборку.

Подготовка данных для обработки включает: шифровку, кодирование и перенос кода на перфокарты ручной или машинной обработки или на магнитную ленту — в зависимости от техники обработки.

Шифром обычно называют условную символичес­кую запись первичной информации в бланке протокола (в анкете, шифровальном листе при анализе докумен­тов). Шифровку можно производить в разных симво­лах: численных обозначениях (например, пунктов шка­лы), в буквенных аббревациях ("КЗ" — критические за­мечания, "ВП" — вопросы и просьбы — при кодирова­нии текстов писем), в различных символах ("+", "—", "?": "согласие", "несогласие", "неясно"). Кодом называ­ют числовую запись тех же данных.

Обработка и анализ данных осуществляются в со­ответствии с задачами исследования поэтапно. Логичес­кие задачи переводятся теперь в серию технических операций с исходными и производными признаками. Исследователь, если он сам не продолжает анализ на компьютере, передает в вычислительный центр задания в форме макетов нужных таблиц и иных вычислений или группировок, пользуясь кодовыми обозначениями признаков.

Например, задание на простую группировку предла­гается в простейшей форме: "Выдать простые распреде­ления по признакам 001—112, 124—211". После анали­за простых распределений может следовать задание на укрупнение шкал: "Выполнить объединения градаций шкал пр. 004: 1+2, 3+4+5, 6, 7; пр. 112: 1, 2+3, 4+5, 6+7..." Для построения двухмерных распределений: "Выдать двухмерные распределения по пр. 021x041, 021x042..." Для многомерных классификаций: "Создать подмассивы: 041/1, 041/2, 041/3 и для каждого полу­чить двухмерные распределения 021x041, 021x042" и т. д. Формирование подмассивов означает расчленение совокупности по разрядам шкалы признака 041 и в рамках этих разрядов — построение двухмерных таб­лиц. Такое задание может быть передано для формиро­вания таблиц.

В сложных обработках, если для этого имеются соответствующие алгоритмы, задание передается в более общей форме, например: "Произвести факторизацию признаков 121, 123, 141— 146, 217—222", или: "Выпол­нить кластеризацию, таксономию (многомерную клас­сификацию) по признакам (следует их перечень)", или: "Выдать матрицу интеркорреляций (ранговые и метри­ческие коэффициенты) признаков (следует перечень)".

Как правило, социологи используют стандартные компьютерные программы, пригодные для обработки различной социальной информации: в простых распре­делениях, процентах, средних и дисперсиях отклонений, коэффициентах ассоциации качественных признаков, ранговых и парных коэффициентах корреляции, факторизации, энтропии, регрессионных показателях, а также в специальных индексах и типологиях: и меется три пакета программ для компьютерной обработки данных: SPSS+ или SPSS for Windows: Statistical package for Social sciences; Excel for Windows — пакет для создания статистических таб­лиц, графиков и диаграмм; Word for Windows — для текстового форма­тирования и иллюстрирования текстов. По проблемам машинной об­работки данных социальных обследований см. [366, 268].

Анализ данных производится по порядку задач, объединенных едиными гипотезами. Если в работе уча­ствует много сотрудников, некоторые таблицы дублируются, так как различные гипотезы м^гут проверяться на общем исходном материале.

Важны систематические обсуждения по ходу ана­лиза, сообщения участников исследования о добытых результатах, обсуждения промежуточных итогов с дру­гими специалистами, В этих дискуссиях возникают но­вые догадки, требующие дополнительного изучения ма­териала.

Изложение итогов в виде отчета или публикации. Итоговый документ следует составить так, чтобы дать возможность читателю самостоятельно проанализиро­вать обоснованность и достоверность всех выводов, а также при желании воспользоваться эмпирическими данными для постановки иных задач. Поэтому в пуб­ликации следует придерживаться максимальной последовательности и ясности изложения всех данных и выводов.

Для научной публикации наиболее целесообразно придерживаться такого порядка:

1. Изложение целей и задач исследования. Форму­лировка проблемы. Краткая или более пространная ха­рактеристика литературы по вопросу.

2. Основные идеи программы исследования и концептуальная схема. Уточнение исходных понятий.

3. Описание основных процедур сбора первичных данных (методики типа выборки).

4. Изложение и анализ полученных данных по группам гипотез (задач или проблем).

5. Теоретические и практические выводы из иссле­дования. Сопоставление полученных данных с имеющи­мися в литературе.

6. Постановка вопросов для дальнейшего изучения, выдвижение новых гипотез, которые не могли быть про­верены в данном исследовании.

7. Приложения: методики сбора первичных данных, сводные таблицы, основные статистические показатели по ведущим гипотезам (или задачам).

Авторы исследования не должны забывать, что в ра­боте принимали участие многие специалисты, научные работники и практики. Этика науки строго предписыва­ет отметить всех участников работы, от ее инициаторов и теоретиков до научно-вспомогательного персонала и многочисленных критиков, рецензентов, помощников на объектах. Работа социолога невозможна без сотрудни­чества многих людей, которые заслуживают того, чтобы быть названными в итоговом документе.

2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ И ЭТАПОВ РАЗ­ВЕРТЫВАНИЯ

ПРИКЛАДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Условия и логика развертывания исследования

Специфика прикладного исследования. Граница, разделяющая теоретико-прикладное и прикладное ис­следования, определяется в зависимости от основной цели, по преимуществу связанной с углублением науч­ного знания о социальных процессах или же преимуще­ственно направленной на непосредственное решение конкретных социальных проблем. В теоретико-приклад­ном исследовании социальный заказ часто имеет место как некая общественная потребность, "взывающая" к ее изучению и удовлетворению. В прикладном же имеется и конкретный заказчик, управленческий орган, непосред­ственно заинтересованный в помощи исследователей.

Направленное на анализ актуальных общественных проблем, теоретически ориентированное исследование не менее практично, чем прикладное. Его результатами яв­ляются обнаружение взаимосвязей и тенденций в раз­витии социальных процессов, оценка условий, способ­ствующих или, напротив, препятствующих снижению со­циальных напряжений, разрешению конфликтов и т. д.

Практическая составляющая такого исследования состо­ит в том, что углубленное понимание социальных проб­лем позволяет обществу его гражданским и админист­ративным структурам лучше ориентироваться в соци­альном пространстве и соответственно действовать.

Практичность прикладного исследования — в его непосредственной устремленности на решение соци­альных проблем в их строго фиксированной простран­ственно-временной локализации, т. е. именно "здесь" и "сейчас". Прикладные исследования завершаются де­тальной проработкой управленческих решений и в ко­нечном счете — внедрением в практику социальных нововведений.

Отсюда вытекают основные особенности прикладных исследований.

1) В прикладном исследовании, в отличие от теорети­ко-прикладного, четко определен объект и неявно — его предмет. Предмет изучения зависит здесь от общей соци­альной ситуации на данном объекте и тех особых про­блем, с которыми сталкиваются принимающие решения. Они могут поставить перед исследователем четкую зада­чу, связанную с необходимостью разработки определенных проектов, но могут выдвинуть и общую проблему: выя­вить возможные трудности, которые возникнут после реализации тех или иных нововведений, и т. д.3

2) Время на проведение теоретико-прикладных исследований рассчитывается с учетом сложности и значимости изучаемых проблем. В прикладном же ис­следовании, какими бы ответственными и сложными ни были поставленные задачи, их решение должно быть найдено в сроки, устанавливаемые заказчиком, исходя из времени, отпущенного для принятия соответствую­щих решений.

Следовательно, для повышения надежности итого­вых выводов прикладного исследования необходимо тщательно обдумать, насколько ресурс времени и от­пущенных средств позволяет детализировать инфор­мацию и ее анализ. Всегда надо помнить, что меньший объем достоверной информации намного полезнее, чем большой объем сомнительных сведений.

3) Положение социолога в прикладном исследова­нии облегчается тем, что ему предстоит изучать типич­ные социальные проблемы и процессы, которые в другое время и в другом месте уже были предметом теорети­ко-прикладного или прикладных исследований. Поэто­му целесообразно воспользоваться уже разработан­ными методиками или же их модификациями. В теоре­тико-прикладном исследовании, напротив, оригиналь­ность программы диктует нестандартность методик сбо­ра первичных данных и логики их анализа.

4) Немаловажная особенность прикладного исследо­вания состоит и в том, что, выполняя оплачиваемый за­каз, социолог концентрирует внимание на практичес­ком решении определенных проблем, так что глубина их теоретического осмысления в собственно социологи­ческих категориях отступает на второй план. Если име­ются удовлетворительные объяснения, предложенные экономистами, юристами, психологами, специалистами-управленцами, другими компетентными лицами, все должно быть принято во внимание. Работающий же по программе теоретике-прикладного исследования, напро­тив, должен не только стремиться к обоснованности сво­их выводов, но, в неменыпей мере, — к полноте и мно­госторонности их теоретической интерпретации.

5) Порядок действий, этапы работы определяются здесь в первую очередь логикой практического исполь­зования информации для управленческих решений, тог­да как в теоретико-прикладном поиске это прежде всего логика осмысления социальных процессов, а затем уже практического приложения добытых знаний.

6) Итоговый "продукт" теоретико-прикладного исследования — научная публикация, прикладного — рабочий документ, в котором содержится минимум све­дений о состоянии объекта и найденных взаимосвязях, максимум — о способах реализации предлагаемых ре­шений, обоснованию которых должно быть уделено главное внимание.

Этапы развертывания прикладного исследования на предприятиях, в организации могут быть представлены следующим образом [48].

На первом этапе рекомендуется максимально лока­лизовать проблему и объект исследования, выделив их из более широкого круга проблем и концентрируя на той части основного объекта, где проблема воспринима­ется как особо острая. Например, это может быть вопрос об отстающих подразделениях предприятия, в отноше­нии которых хотя бы в первом приближении надо выделить достаточно очевидные факторы, отличающие эти подразделения от большинства и тем более от ус­пешных. Такой предварительный анализ целесообразно провести на основе уже имеющейся информации и пу­тем активного привлечения экспертов-специалистов разного профиля и уровня управления. Как замечает В. И. Герчиков, экспертов надо спрашивать только о том, о чем нет объективной информации. В итоге данного этапа намечаются пути практического решения пробле­мы (или проблем),

Второй этапразработка конкретной программы действий, которая может осуществляться параллельно несколькими путями: (а) целенаправленным поиском передового опыта; (б) обобщением сведений, полученных на первом этапе и дополнительной экспертизой, теперь уже с помощью целевых интервью со специалистами; (в) путем коллективного обсуждения возможных меро­приятий методами так называемой "мозговой атаки", "фокус-групп", т. е. особым образом целенаправленного обсуждения. Разрабатываемая программа должна иметь четкий адрес, ясно указывать и способы действий, и ответ­ственных за их реализацию, иными словами, она должна вылиться в определенную систему практических решений, взаимоувязанных по направленности и исполнителям, подкрепленных ресурсным обеспечением.

Когда проект действий в основном разработан, выде­лены направления работы и объекты предполагаемого внедрения, снова уточняется теоретическая концепция ре­шения и продумываются возможные следствия его осуще­ствления для разных подразделений. Теперь целесообраз­но провести выборочное обследование для выяснения ре­акции работников на предлагаемые нововведения.

На третьем этапе осуществляется внедрение пред­лагаемых решений, сначала экспериментальное, на от­дельном объекте, затем "базовое", с учетом накопленно­го опыта (возможно, еще до окончания эксперимента на опытном объекте), и, наконец, "полное внедрение", если предшествующие операции были успешными и дока­зали свою эффективность.

Итак, логика и структура последовательности дей­ствий социолога в прикладном исследовании существен­но отличается от соответствующей логики теорети­чески ориентированного поиска. Это исследования инно­вационного типа [10. С. 169—175], в которых итоговая ре­комендация есть не просто логический вывод из получен­ных данных, но результат определенным образом органи­зованного процесса самого исследования.

Г. С. Батыгин предлагает следующую модель пост­роения инно­вационного исследования [10. С. 228]. В ней обобща­ется сказанное выше в данном разделе (рис. 17).

Первый, этап (" дескриптивная модель ") — описание ситуаций на данный момент,

второйпрогноз, опира­ющийся, с одной стороны, на экстраполяцию существую­щих тенденций, т. е. развитие процессов без вмешатель­ства в ход событий, а с другой — на нормативный прогноз. Последний предполагает обоснование же­лательного состояния с учетом реальных возможностей.

Различные комбинации включения имеющихся ресур­сов для реализации того или иного норматива (обычно предлагается несколько нормативов, от минимума до максимума) образуют третий этап разработки проекта рекомендаций — " древо возможных решений", в кото­рых могут рассчитываться вероятности приближения эксплоративных прогнозов к нормативному состоянию.

На четвертом этапе (в схеме В. И. Герчикова — это вторая стадия работы) осуществляется сбор допол­нительной информации, нужной для обоснования воз­можных решений,

а на пятом — предлагаются конкрет­ные варианты решений — " древо решений", мероприя­тий, инноваций, затем осуществляется эксперименталь­ный шестой этап, за которым на седьмом этапе следу­ет прогноз возможных проблем, порождаемых нововве­дениями. Завершающий восьмой этап - собственно внедрение, которому предшествует разработка норматив­ных документов (регламентации, обязанности различ­ных служб и подразделений).

Возврат от сбора дополнительной информации к "древу решений" необходим для того, чтобы уточнить варианты решений, а движение от эксперимента к ста­дии принятия решений — путь их коррекции на основе практического опыта. Седьмой этап предполагает про­гноз ситуации после осуществления нововведений, что может привести к поправкам в процедуре внедрения.

Особое внимание в прикладном исследовании долж­но быть уделено обоснованию оценки эффекта предла­гаемых решений. Это самая трудная, но совершенно не­обходимая фаза работы социолога. Часто социальный эффект пытаются выразить исключительно в экономи­ческих категориях, показателях экономии мате­риальных и человеческих ресурсов. Такие расчеты, хотя они и необходимы, всегда являются грубоприблизитель-ными и малодостоверными. Другая крайность — стремление свести социальный эффект к перечню мероприя­тий, результативность которых принимается за очевид­ное. Между тем их "очевидность" бывает обманчивой.

Профессиональный уровень социолога лучше всего и проверяется в том, как он сумеет выделить качествен­ные критерии социального эффекта в соответствии с природой изучаемых процессов. Будет ли эффект оце­ниваться по показателям сугубо организационным (введение новых форм работы, обслуживания, управле­ния), или же будет предложено учесть качественную ре­зультативность социальных нововведений — ключевой вопрос. Лучший способ качественной проверки социаль­ного эффекта нововведений контрольное обследование с использованием таких же приемов и методов, которые были разработаны для получения информации в основ­ном исследовании: экспертные оценки, опросы, наблюде­ния, анализ документов и соответствующей статистики.

Для контрольных обследований, каковые следует планировать в числе мероприятий, рекомендуемых для принятия решений, лучше использовать малые, но не­пременно квотные выборки. Квоты надлежит тщательно обосновать по объективным характеристикам, обнару­жившим в основном исследовании сильные связи с рас­сматриваемыми процессами. Сдвиги в социальных пока­зателях, признанных существенными индикаторами данных процессов, должны перекрывать ошибку измере­ния исходной информации, как это делается при оценке социального сдвига в повторном и сравнительном ис­следованиях.

При опросах особенно, внимательно надо подходить к оценке сдвигов в показателях субъективных оценок удовлетворенности условиями и содержанием деятель­ности. Показатели общей удовлетворенности, и тем бо­лее суммарные, по всем группам обследуемых крайне неинформативны, так как с изменением условий изме­няются потребности и запросы людей, т. е. субъектив­ный критерий оценки "социальной нормы". Поэтому, как правило, распределения оценок общей удовлетво­ренности различными обстоятельствами условий и со­держания деятельности, стремятся к нормальному распределению. Главное внимание должно быть обраще­но на изучение структурных составляющих общей оценки удовлетворенности. Именно здесь в случае эф­фективности проведенных мероприятий должны фикси­роваться значимые сдвиги. Социальный эффект об­наруживается в перемещении проблем из одной зоны в другие, но не в том, что исчезают все проблемы и насту­пает всеобщее довольство.

В опросах общественного мнения и маркетинговых исследованиях, профессиональный долг социолога обязы­вает его прежде всего не поддаваться соблазну "уго­дить заказчику". Это требует соблюдения, как минимум, следующих требований:

1. Не допускать сколь-нибудь внушающих форму­лировок вопросов и не забывать оставлять место для ук­лонения от ответа ("не знаю", "не могу сказать", "еще не решил" и т. п.);

2. Строго соблюдать требования репрезентативности выборки (или иных моделей выборочного обследова­ния). В отчете заказчику четко разъяснить ограниче­ния выводов (а) характером выборочной совокупности и (б) допустимой ошибкой распределений.

Заказчик может радоваться тому, что некий рей­тинг повысился на 2%, или огорчаться, узнав о падении популярности товара на 2%. Но социолог, указав на до­пустимую ошибку, скажем, +3%, обязан дать понять, что, возможно, здесь не обнаружено существенных сдвигов.

3. В опросах общественного мнения, предназначен­ных для публикации в средствах массовой информации, не менее важно соблюдать требования, описанные выше. Вместе с тем, здесь следует аккуратно воспроизвести формулировку вопроса и формат ответов. Даже в том случае, если журналист неумышленно (или хуже того — преднамеренно) неадекватно истолкует данные, грамотный читатель или слушатель сам разберется, что к чему, у него есть полная исходная информация, предоставленная исследователем.4

4. Излагать данные и комментарии на их основе раздельно. К тому же, когда комментарий предшествует описанию данных, он настраивает на их интерпретацию в заданном ракурсе. Лучше комментировать то, над чем читатель может и сам поразмыслить, соглашаясь или не соглашаясь с вами.

5. Никоим образом нельзя смешивать описание и комментарий данных относительно опросов обществен­ного мнения с прогнозом ожидаемого поведения людей.

Такая ошибка нередко имеет место при сообщениях о рейтинге политиков в опросах избирателей. Рейтинг не является достаточным "предиктором" итогов голосо­вания, это лишь один из компонентов (действительно, существенный) такого прогноза. Прогноз предусматри­вает необходимость учета многих факторов: помимо рейтинга — характер и качество выборки, осведомлен­ность респондента о кандидатах и их позициях, его го­товность участвовать в голосовании, характер социаль­ной среды (за кого голосует большинство в данной мес­тности), прошлый опыт участия в выборах и т.д. Акку­ратный прогноз — немалое искусство.

2.2. Специфика программы и организации прикладного исследования

Программа и рабочий план прикладного исследо­вания6 образуют единый документ, который обсуждается с заказчиком и должен быть им одобрен.

6 Общие проблемы организации прикладных социологических ис­следований, включая нормативные расчеты расходования различных ресурсов, рассматриваются в [194], а вопросы организации работы социологических служб см. [44, 90, 196].

Поэтому содержание программы излагается непременно на обще­доступном языке, в ней нельзя злоупотреблять узкоспе­циальной терминологией и аргументацией. Основные элементы такой программы следующие.

1. Четкая формулировка задач исследования с ука­занием ожидаемого практического результата. В этом разделе обосновывается необходимость проведения ис­следования, исходя из актуальности конкретных проб­лем и противоречий, мешающих нормальному функцио­нированию и развитию данного объекта. Например, под­черкивается, что реализация определенных социальных целей затруднена вследствие неосведомленности о про­блемах различных групп населения; по имеющимся данным очевидно нарастание напряженности в таких-то сферах или возможен конфликт и т. д.

Ожидаемые в итоге исследования результаты описы­ваются в терминологии возможных управленческих ре­шений с указанием их общего характера и направлен­ности: для таких-то целей в форме таких-то действий и для таких-то органов управления. Например, рекоменду­ется осуществить переговоры между конфликтующими сторонами.

2. Краткое научно-практическое обоснование проб­лемы и возможных способов ее изучения. Этот раздел программы совмещает уточнение основных понятий, пе­речень подлежащих анализу структурных единиц дан­ного объекта (групп работников или населения, произ­водственных ячеек и т. п.) и социальных процессов, ко­торые следует проанализировать, а в заключение содер­жит перечень предполагаемых причин, мешающих нор­мальному функционированию и развитию данных структурных единиц, объекта в целом в данных направ­лениях деятельности. Например, если задачи исследования предполагают анализ проблем национальных меньшинств в данном регионе, то ана­литическими категориями в этом прикладном исследовании могут быть "национальная идентификация", "социальный по­тенциал", "относительная депривация потребностей" данных групп населения. Но в программе, представляемой заказчику, эти научные категории надо заменить на общепонятные. На­пример, указать, что надлежит прежде всего установить, как са­моопределяются во взаимоотношениях с большинством насе­ления представители национальных меньшинств, насколько они испытывают потребность в изучении языка и поддержа­нии своих культурных традиций, обособленность своих интере­сов по таким-то вопросам, чувствуют ли недоверие к себе в ка­честве меньшинств или даже враждебность и т. д. Таким об­разом исследователь переводит категорию национальной идентичности на общедоступный язык.

То же самое следует сделать и для описания задач иссле­дования, связанных с оценками "социального ресурса" нацио­нальных меньшинств: объяснить, что будут изучены соотноше­ния между основным составом населения и меньшинствами по различным показателям их потенциальных возможностей на рынке труда (образование, квалификация и т. п.), в области притязаний на участие в политической жизни, по уровню са­мооценок материальных и других условий жизни; являются ли они аналогичными оценкам большинства или существен­но отличаются — это говорит о различиях в субъективных "ресурсах", необходимых для преодоления каких-то жизнен­ных трудностей, что может стать или уже является источни­ком социального напряжения в отношениях между большин­ством и национальными меньшинствами.

Здесь исследователь опирается на теорию относительной депривации потребностей. Равным образом

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...