Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение 16. От данных существительных образуйте форму




К зачету по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Тема 1. Культура речи как особая дисциплина в профессиональной и общекультурной подготовке специалистов с высшим образованием.

1. Культура речи: предмет и задачи. Норма и этикет в специфике культуре речи.

2. Особенности коммуникативной функции языка.

3. Соотношение речи и языка, речевое взаимодействие.

4. Устная и письменная разновидности литературного языка.

Тема 2. Орфоэпическая норма

1. Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка.

2. Орфоэпическая норма.

3. Особенности русского произношения

Тема 3. Лексическая норма

1. Лексическая сочетаемость

2. Особенности использования синонимов, паронимов, антонимов

3. Особенности использования фразеологизмов

Тема 4. Морфологическая норма

1. Имя существительное. Категории имени существительного. Определение рода, числа и падежа.

2. Степени сравнения прилагательных.

3. Образование некоторых форм глагола.

Тема 5. Синтаксис русского языка и синтаксическая норма

1. Согласование главных членов предложения..

2. Трудности в образовании форм причастий, деепричастий.

3. Трудности при склонение числительных

Тема 6. Научный стиль и сфера его функционирования.

1. Функциональные стили речи русского литературного языка.

2. Научный стиль речи. Экстралингвистические и лингвистические особенности научного стиля.

3. Структура научных текстов.

4.Виды компрессии научного текста.

5. Научная статья как особый вид научной работы

Тема 8. Официально-деловой стиль речи.

1. Особенности официально-делового стиля речи.

2. Основные типы документов и их особенности.

3. Формуляр документа и особенности их оформления.

Тема 9. Культура речевого делового общения

1. Основные особенности культуры речевого делового общения.

2. Основные направления совершенствования грамотного письма и говорения.

3. Требования к речевой коммуникации в деловой среде.

Тема 10. Деловая беседа

1. Структура деловой беседы.

2. Факторы успеха деловой беседы.

3. Типы совещания. Факторы успеха в проведении делового совещания.

Тема 11. Культура устной публичной речи

1. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.

2. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи.

3. Ораторская речь как разновидность выступления.

4.Информационное обеспечение выступления.

Тема 12. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка.

1. Разговорный стиль и его особенности..

2. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

 

Практические задания

Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. При пожар... дым скапливает...ся в верхней части помещения по/этому при сильном задымлени... не/обходимо нагнут...ся или леч... на пол так/как ядовиты продукты г...орения с тёплым воздухом поднимают...ся в/верх накрыв нос и рот мокрым носовым платком или полотенцем двигат...ся на четвереньках или ползком вдоль стены что/бы не/потерять направление.

Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Продел...ая за последние 2-3 года работа по пр...филактике нарушений зако...ости снятию и...быточ…ных адм...нистративных бар…еров при осуществлении... государстве...ого пожарного надзора пр...несла определё...ые пол…жительные...двиги.

Упражнение 3. Вставьте, где нужно, букву ь. Молодёж..., несколько тысяч..., на помощ..., навзнич..., тушиш..., фальш..., этаж..., чувствуеш..., смерч..., участвуеш..., несколько крыш..., могуч..., много задач..., умнож...те, спряч...те, ветош..., лиш..., сбереч..., багаж.., рубеж….

Упражнение 4. Прочитайте слова, показывая оглушение звонких согласных в приставках перед глухими согласными и озвончение глухих перед звонкими согласными корня. Объясните несоответствие написания и произношения этих приставок. 1.Сделать, подписать, отблеск, предпочтение, предшественник, отграничить, отсеять, отзывчивый, надземный, предопределить, сказать, предусмотреть, поднебесный, подстрочный (перевод), обводить, обгореть, обслуживать, обходить, обкатать, вручать, внедрять, вступать, сделать, сбегать, сжать, сшить.

Упражнение 5. Вставьте –нн- или –н-. Промышле...ый, предоставле...ый, завершё...ый, обяза...ости, зако...ый, необходимость обусловле...а, серебря...ый, организацио...ый, возложе...ые полномочия, действия связа...ы, гости...ый, ветре...ый, сушё...ые, получе...ый. Обществе...ый, глиня...ая, указа...ый, обжалова...ы, це...ая вещь, предусмотре...ые, установле...о, бесчисле...ый, гости...ица, инспекцио...ый, ответил письме...о, выявле...ые нарушения, стекля...ый, материалы обобще…ы, направле...ые.

Упражнение 6. Прочитайте примеры вслух, отражая оглушение и озвончение согласных в выделенных словах. Подберите к ним родственные слова, объясните правописание сомнительных согласных. 1. Извозчик доставил меня к загородному вокзалу (Кор.). 2. После обеда гости уехали, чтобы успеть переодеться к свадьбе (Л.Т.). 3. В самый жар косьба показалась ему (Левину) не так трудна (Л.Т.). 4. Объездчик задумчиво поглядел на даль (Ч.). 5. На лиловый снег падал свет от замёрзших окошек. 6. Ты, наверное, замёрз, бедняжка?

Упражнени 7. Вставьте пропущенные буквы, объясняя правописание о-е(ё) после шипящих в корне слов. Кош...лка, деш...вый, ж...сткий, ч...лн, щ...тка, обж...ра, ч...каться, ш...колад, маж...рный, зач...т.

Упражнение 8. В выделенных словах объясните правописание гласных в корне. 1. Соберите книги со стола и поскорее убирайте в комнате. 2. От преследования охотника волк удирает, но, увидев беззащитную овцу, он её задерёт. 3. Смерть не страшна, если, умирая, знаешь, что честно выполнил свой долг. 4. Запереть дверь нетрудно, но стоит ли её запирать, если вы кого-то ждёте? 5. Но, скажи, если слух умирает, значит, должен и звук умереть? (Марш.).

Упражнение 9. Вставьте пропущенные буквы, напишите слитно, раздельно или через дефис. В/течени… года, в/соответстви... со статьёй, в/следстви... наводнения, в/последстви..., из/за пожара, в/следстви... допуще...ошибки, в/течени... Невы, в/продолжени… не/скольких дней, иметь в/виду, из/под развалин, в/отношени... дисц...плины, в/виду предстоящего наводнения, на/встречу выборам, на/счёт противопожарной безопасности.

Упражнение 10. Объясните различия в правописании и значении каждой пары слов. Составьте с ними словосочетания и предложения. Сложение - слагаемое, приложение - прилагательное, водоросль - отрасль, возраст - рост, уровень - уравнение, коснуться - касаться, прикосновение - касание, зарница - зори, творец - тварь, кланяться — склониться.

Упражнение 11. Вставьте пропущенные буквы, напишите слитно, раздельно или через дефис. В/соответстви... с законом, на/счёт пр...ступления, в/связи/с, в/отношени... лица, в/следстви... истечения срока, в/течени... года, из/за границы, не/смотря на отсутствии…, в/виде определё...ой суммы, в/заключени... хочу остановит...ся на/счёт мер безопасности, иметь в/виду, на/встречу выборам, в/продолжени... сезона, в/виду предстоящего отъезда.

Упражнение 12. Вставьте пропущенные буквы, напишите слитно, раздельно или через дефис. Ра…читываешь, предн...значено, какой/либо, а так/же, а...отация, как/будто, а...ревиатура, где/то, ж...ри, не/только, м...золь, для того что/бы, созда...о, уча...ствовать, в/следстви... того что, посвяще...о, на/смотря на то что, поставле...ый, в/виду того что.

Упражнение 13. Вставьте пропущенные и или ы. Объясните орфограмму. Ситуац...я, дисц...плина, ликвидац...я, нац...ональная безопасность, локализац…я, ц..вилизац...я, ц…клон, у границ..., роз…ск, ц..стерна, сенсац...я, организац...онно-правовой, эвакуац...я, сигнализац...я, в Резолюц...и Российской Федерации, спец…альный, организац...онно-массовый, ц..ничный, ц..ган, ц..пленок, ц..почки.

Упражнение 14. Поставьте ударение. Ходатайство, эксперт, звонишь, красивее, жалюзи, нефтепровод, дело возбуждено, договор, каталог, правы, холодильник включен, квартал, некролог, начать, удостоверение вручено, партер, приговор, средства, углубить, столяр, сироты, рапорты.

Упражнение 15. Подобрать родственные слова к приведенным парам. Употребить их в словосочетаниях и предложениях. Лежу - лижу, спеши - спиши, распевать - распивать, жевать - живать, развевать - развивать, лепить - прилипать, посвящать — просвещать.

Упражнение 16. От данных существительных образуйте форму

а) именительного падежа множественного числа. Округ, директор, договор, офицер, доктор, герб, профессор, орден, шофёр;

б) родительного падежа множественного числа. Дело, курсант, носки, солдат, апельсин, место, килограмм, грузин, яблоко, погоны, умение.

Упражнение 17. Вставьте пропущенные окончания прилагательных. Чёрн… кофе, больш... мозоль, импортн... шампунь, интересн... резюме, солнечн... Сочи, справедлив... жюри, МЧС предупреждал..., чугунн... рельс, красив... бра, открыт… музей-квартира, ценн… бандероль, дв... койко-места, страшн... фальш, стран... алиби, нов... тюль.

Упражнение 18. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже. Согласно (указ), аннотация (книга), благодаря (пожарный), по (окончание) учёбы, вопреки (всё), точка зрения (события), оплатить (проезд), удостоен (награда), памятник (Пушкин), уделять внимание (занятия), пришел домой (университет), обращать внимание (дисциплина), вернулся домой (места лишения свободы)

Упражнение 19. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже. Вопреки (обстоятельства), аннотация (книга), исходить (предположение), уверенность (победа), удостоен (награда), Благодаря (следователь), по (прибытие), согласно (постановление), заведующий (кафедра), памятник (герой), уделять внимание (дисциплина), вернулся домой (места лишения свободы), обращать внимание (нарушения).

Упражнение 20. Исправьте предложения. Открыв дверь, моим глазам предстала ужасная картина. Неожиданно воцарилась тишина, поняв смысл которой у меня испортилось настроение. Совершив подж…г, Гаврилов привлекается к уловной ответственности, Не чувствуя усталости, наш путь к вершине продолжался, Возвращаясь домой, у него слиплись от усталости глаза.

Упражнение 21. Исправьте речевые ошибки. 1. Купите мне пару чулок и две пары носок. 2. Периодически астрономам удается хорошо наблюдать Марса. 3. Совхозный сад занимает свыше ста гектар. 4. По совету врача больной полоскает горло раствором питьевой соды. 5. Не махай так сильно руками. 6. Цветок без воды сохнул в вазе. 7. Лекарство каплет в рюмку. 8. Вместе со всеми школами по общей программе проводятся экзамены в школах рабочей молодежи. 9. Подобно многим другим его произведениям идея этой повести вынашивалась писателем в течение ряда лет. 10. Доклад студента отличался мастерским владением материала и глубокой эрудицией.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...