Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средний танк T-V «Пантера»




 

Вверху. Поздняя модификация танка «Пантера». Для усиления бортовой защиты применены навесные противокумулятивные экраны, а также запасные гусеничные траки. Кроме того, днище танка было покрыто специальной пастой для защиты от магнитных мин.

 

В 1941 году самым мощным танком, состоявшим на вооружении вермахта, был T-IV, который успешно боролся с новыми советскими танками Т-34, в небольших количествах поступавшими на фронт в том же году. Работы по созданию танка массой 30-35 т на замену T-IV начались еще в 1937 году, однако они продвигались медленно. В 1941 году фирмы «Хеншель» и «Порше» представили опытные образцы новой машины, получившие условное обозначение VK 3001 (Н) и VK 3001 (Р) соответственно. Оба варианта были отвергнуты и отправлены на доработку. Впоследствии на их базе был создан танк «Тигр» (объект VK 4501).

 

 

Новое вооружение

В 1941 году был размещен заказ на разработку нового танка с длинноствольной пушкой калибра 75 мм, улучшенным бронированием и усовершенствованной ходовой частью. В конкурсе приняли участие фирмы «Даймлер-Бенц» и MAN, которые представили свои прототипы - объект VK 3002 (D13) и VK 3002 MAN соответственно. Конструкция MAN во многом напоминала Т-34, но именно ее в сентябре 1942 года одобрили в производство под названием T-V «Пантера» или SdKfz 171. Первые серийные машины покинули заводской цех уже через два месяца. Вскоре к производству новых танков подключились заводы компаний «Даймлер-Бенц», а в 1943-м - «Хеншель» и некоторые другие субподрядчики. Планировалось выпускать 600 танков «Пантера» в месяц, однако в это время союзная авиация начала массированные бомбардировки Германии и максимальный месячный темп производства не превышал 330 единиц. Поскольку «Пантера» была запущена в серию без тщательных испытаний,вскоре выявились многочисленные недостатки. Постоянный выход из строя из-за поломок и отказов новых танков на марше и в бою не прибавили им популярности в войсках.

Боевое крещение танков «Пантера» состоялось в июле 1943 года в Курской битве, впоследствии они широко применялись и на других фронтах. Технические проблемы были устранены, и некоторые специалисты даже стали относить этот танк к лучшим немецким образцам времен Второй мировой войны. После окончания войны трофейные «Пантеры» некоторое время оставались на вооружении французской армии.

 

 

Модификации

Модель T-V Ausf А стала предсерийной, модификации В и С в производство не пошли. Массово производились танки модификации D (именно с такими машинами столкнулись союзники при высадке в Нормандии), а впоследствии их сменили T-V Ausf G. На базе «Пантеры» были разработаны истребитель танков «Ягдпан- цер», мобильный артиллерийский наблюдательный пост, а также БРЭМ. Основное вооружение включало длинноствольную 75-мм пушку с боекомплектом 79 снарядов, а дополнительное - три 7,92-мм пулемета MG 34 (спаренный, курсовой и зенитный).

Танк «Пантера» был очень дорог и сложен в производстве, поэтому выпуск был сравнительно невелик - всего около 4800 машин, тогда как Т-34 и М4 «Шерман» выпускались десятками тысяч. Так, в СССР только за один 1944 год было построено более 11 000 танков Т-34/85!

 

 

Вверху. Пехотинцы дивизии «Великая Германия» наступают в августе 1944 года на Восточном фронте под прикрытием танка «Пантера», который не уступал большинству советских танков того времени.

 

 

Танки «Пантера» широко применялись в Нормандии и представляли серьезную опасность для войск союзников.

 

 

Тяжелый танк T-VI «Тигр»

 

Этот образец T-VI позднего периода войны имеет дополнительную защиту от противотанковых средств противника в виде экранов по бортам корпуса и траков на башне.

 

Еще в 1938 году, когда танк T-IV находился в стадии разработки, командование вермахта задумалось о новом, более мощном танке, который должен прийти на смену в обозримой перспективе. Согласно техническому заданию, перспективная машина должна была иметь массу до 36 т, скорость до 40 км/ч, иметь мощную броневую защиту и эффективную пушку. Самым удачным из представленных в 1941 году разными фирмами прототипов был признан образец компании «Хеншель» под условным обозначением VK 3601.

 

 

Развитие конструкции

В мае 1941 года технические требования изменились - предпочтение было отдано объекту VK 4501 с массой 45 т и модернизированной противотанковой 88-мм пушкой Flak, которая впоследствии наводила ужас на танкистов противника. От разработчиков потребовали, чтобы прототип этого танка был готов к следующему дню рождения Гитлера, 20 апреля 1942 года. Поскольку времени было не много, специалисты фирмы «Хеншель» применили многие конструктивные решения модели VK 3601 и еще одного отвергнутого ранее образца - VK 3001 (Н). К назначенному времени был представлен объект VK 4501 (Н) - буквенный индекс означал «Хеншель». К конкурсу подключилась также фирма «Порше», представившая свою модель VK 4501 (Р). Гитлер осмотрел оба образца, а в августе 1942 года было принято решение запустить в серийное производство модель «Хеншель» под обозначением T-VI «Тигр» Ausf Е или SdKfz 181

 

 

«Тигр-Фердинанд»

На случай, если танки «Тигр» окажутся не совсем удачными в бою, была заказана пробная партия из 90 машин VK 4501 (Р), которые получили индекс SdKfz 184 и название «Фердинанд» по имени разработчика и владельца фирмы - Фердинанда Порше.

 

 

Проблемы

Для своего времени «Тигр» имел довольно мощное вооружение и надежную броневую защиту, однако конструкция отличалась сложностью и высокой стоимостью производства. Одной из самых больших проблем была ходовая часть, и особенно расположение опорных катков. Движение танка мог парализовать застрявший между ними камень, а суровой зимой на Восточном фронте многие танки утром не могли начать движение, поскольку катки и грязь смерзались в единое целое. Именно раннее утро стало для советских войск предпочтительным временем для атаки. При движении по дорогам с твердым покрытием использовались гусеничные ленты шириной 515 мм, а для действий на пересеченной местности применяли траки шириной 715 мм для снижения удельного давления на грунт и повышения проходимости.

 

 

Смертельное оружие

Вооружение танка «Тигр» включало 88-мм пушку KwK 36 и два 7,92-мм пулемета MG 34 - спаренный и курсовой. Боекомплект состоял из 84 снарядов к пушке и 5850 патронов к пулеметам.

Танки «Тигр» выпускались с августа 1942 года по август 1944-го, всего было построено 1350 таких машин трех основных модификаций. Наиболее массовым стал описанный вариант, кроме того, выпускался танк боевого управления Befehlspanzer Tiger - вместо основного вооружения в башне размещали дополнительные радиостанции, а навесное оборудование (лебедка, кран и т.д.) позволяло использовать машину в качестве БРЭМ.

 

 

Штурмовой «Тигр»

Третьим вариантом был Sturmtiger - штурмовой «Тигр» с усиленным бронированием и установкой реактивных снарядов калибра 380 мм. Всего было построено 10 таких машин.

 

 

Вверху. Танки «Тигр» из состава танковой дивизии «Рейх» активно участвовали в контрнаступлении под Харьковом в марте 1943 года.

 

 

Внизу. Экипажи нередко жаловались, что «Тигр» слишком массивен, неповоротлив и не отличается высокой надежностью узлов. Однако в бою его вооружение и броневая защита были вне конкуренции.

 

 

Тяжелый танк T-VI «ТИГР II» или «Королевский Тигр»

 

 

Вверху. На первые 50 серийных танков «Королевский Тигр» устанавливали башню конструкции фирмы «Порше» с длинноствольной пушкой калибра 88 мм. Мощное бронирование обеспечивало надежную защиту от противотанковых средств союзников на средних и больших дистанциях.

 

Как только началось серийное производство танков «Тигр», было решено создать новую, еще более мощную его версию, способную успешно бороться со всеми имеющимися у Красной Армии танками и даже перспективными тяжелыми машинами, которые могли появиться у противника в ближайшем будущем. К разработке проекта подключились все те же фирмы «Хеншель» и «Порше». Конструкторы «Порше» предложили свой предыдущий вариант VK 4501 с орудием калибра 150 мм. Эта пушка оказалась недоработанной, и выбор был сделан в пользу усовершенствованной версии хорошо себя зарекомендовавшего 88-мм орудия, установленного в новой башне. В конечном итоге предложение фирмы «Порше» было отклонено, так как для производства электрического привода поворота башни требовалось много дефицитной меди.

 

 

«Супертигр»

Вариант компании «Хеншель» VK 4503 (Н) был представлен в октябре 1943 года, в его конструкции были использованы многие компоненты разрабатываемого танка «Пантера II». Образец был одобрен, и в декабре того же года на заводе в Касселе началось серийное производство нового танка «Тигр II» Ausf В или SdKfz 182 Новые танки выпускались параллельно с обычными «Тиграми». На первые 50 машин установили башни конструкции «Порше», однако на последующих устанавливали башни «Хеншель». Всего было построено 482 танка «Тигр II».

Тяжелые танки «Тигр II» впервые были применены в бою на Восточном фронте в мае 1944 года, они участвовали в боях и в Нормандии в августе того же года. По обе стороны фронта массивные машины получили название «Королевский Тигр».

 

 

Грузный тихоход

«Тигр II» внешне во многом напоминал танк «Пантера», использовалась одинаковая силовая установка. Однако масса нового танка существенно превосходила вес T-V, и поэтому передвигался он гораздо медленнее. Литой корпус «Тигра II» имел толщину брони лобовой части до 150 мм. Механик-водитель размещался в передней части корпуса слева, справа от него было место стрелка- радиста. Башня также была литой, в ней располагались три члена экипажа - наводчик и командир слева от казенной части пушки, заряжающий - справа. Силовая установка была расположена в кормовой части корпуса.

 

 

Вооружение

Основное вооружение включало длинноствольную версию знаменитой пушки калибра 88 мм с высокой начальной скоростью полета снаряда. Как и в других немецких танках, дополнительно устанавливались спаренный и курсовой пулеметы MG 34 калибра 7,92 мм. Боекомплект включал 84 снаряда к пушке и 5850 патронов к пулеметам.

Мощная броня танков «Тигр II» обеспечивала надежную защиту от огня большинства имевшихся у союзников противотанковых средств, однако эти тяжелые и тихоходные машины не отличались высокой маневренностью. В конце войны, когда у немцев возникли проблемы с тыловым обеспечением, многие экипажи тяжелых танков «Тигр II» подрывали свои машины после того, как в баках заканчивалось топливо и не было надежды на подвоз ГСМ.

 

 

Истребитель танков

На шасси «Тигра II» был создан истребитель танков с орудием калибра 128 мм. До конца войны было выпущено 48 таких машин.

 

 

Слева. На поздних «Королевских Тиграх» устанавливали башню фирмы «Хеншель», которая отличалась простотой конструкции и невысокой стоимостью производства.

 

 

Внизу. «Королевские Тигры» доминировали на поле боя, однако были очень тихоходными и неповоротливыми. В Арденнах многие танки были брошены своими экипажами, так как кончилось горючее, а система подвоза была нарушена.

 

 

Тяжелый танк «Тигр»

 

 

В предвоенные годы в большинстве танков в башне размещались два члена экипажа - командир и наводчик. По тем временам эту схему нельзя было назвать эффективной, поскольку два человека не справлялись с большим объемом работы. В танке «Тигр» немцы последовали традиционной для них компоновке - в башне размещались три члена экипажа. Это позволяло каждому из них полностью сосредоточиться на выполнении своих обязанностей. Командир руководил действиями всего экипажа и определял цели, наводчик удерживал назначенную цель в перекрестии прицела, а заряжающий подавал в казенник орудия требуемый бое- припас - бронебойный или осколочно-фугасный. Хорошо подготовленный экипаж был способен максимально использовать боевые возможности танка.

 

 

На первых образцах танка «Тигр» в передней левой части башни имелись два отверстия для прицела наводчика типа TZF 9Ь. Затем эти отверстия снабдили защитным откидывающимся броневым щитком, а на последних моделях имелось одно отверстие для нового прицела TZF 9с. На первых моделях устанавливались две фары фирмы «Бош», как показано на рисунке. В последних модификациях использовалась одна фара, размещенная в центральной части корпуса.

 

 

Стрелок-радист размещался в передней части корпуса, справа от механика-водителя. Для поражения живой силы противника он мог применять курсовой пулемет, установленный в специальной бойнице.

 

 

В передней части корпуса слева располагался механик- водитель. Как правило, это был опытный профессионал, способный управлять тяжелой машиной плавно, без толчков и рывков.

 

 

Помимо пушки, в танке были установлены два пулемета MG 34 калибра 7,92 мм. Стрельбу из спаренного с орудием пулемета вел наводчик, а из курсового, размещенного в передней части корпуса справа, - стрелок-радист. В последних моделях на башне устанавливали еще и зенитный пулемет.

Основное вооружение «Тигра» состояло из 88-мм пушки KwK 36 L/56, созданной на базе орудия Flak. Пушка была способна пробить броню толщиной 123 мм на дальности 1500 м и по праву считалась одним из лучших танковых орудий времен Второй мировой войны. Диаметр погона башни, в которой устанавливали эту пушку, составлял 1,85 м. Выстрел производился с помощью электромеханизма, которым управлял наводчик. Боекомплект орудия включал 92 снаряда в укладке, занимавшей все свободное пространство башни. Количество бронебойных и осколочно- фугасных выстрелов в боекомплекте было примерно равным.

На первых «Тиграх» имелась командирская башенка с узкими прорезями. Позднее башенку сделали вращающейся, в ней установили перископные приборы наблюдения, однако обзор из танка оставался ограниченным. На марше командир танка, как правило, стоял в люке.

Бронирование задней части башни было не таким надежным, как спереди, и его мог пробить снаряд 76-мм пушки советского танка Т-34. Начиная с 56-го серийного «Тигра», позади башни стали устанавливать ящик с ЗИП. Перед ящиком с левой стороны башни имелась бойница, через которую командир мог вести огонь из личного оружия. Позднее на месте бойницы появился люк для аварийного покидания машины.

 

 

Для уменьшения заметности выпускная система двигателя была снабжена устройством PzAbt 501. Оно представляло собой специальные металлические приспособления, установленные на выхлопные трубы в кормовой части и снижавшие шумность, а также рассеивавшие вырывавшиеся газы.

 

 

Командир танка управлял экипажем в бою и на марше, определял направление движения и выбирал цели. У него имелась специальная вращающаяся башенка с приборами наблюдения, которые обеспечивали круговой обзор даже при закрытых люках.

 

 

Тяжелый танк T-VI «Тигр»

 

В конце 1942 года, когда состоялось боевое крещение, танк «Тигр» являлся самым мощным в мире. Он не отличался высокой подвижностью, но, несомненно, доминировал на поле боя. Танки союзников не могли противостоять его 88-мм пушке, их снаряды не пробивали броню «Тигра», и он до конца войны оставался вне конкуренции.

1 пушка KwK L/56 калибра 88 мм

2 спаренный пулемет MG 43 калибра 7,92 мм

3 курсовой пулемет MG 43 калибра 7,92 мм

4 подсумки с патронами к пулеметам MG43

5 дымовые гранатометы

6 аварийный люк

7 сиденье командира

8 командирская рукоятка наведения орудия по азимуту

9 бойница для стрельбы из пистолета командира

10 механизм управления поворотом башни

11 защитный экран казенной части орудия

12 рукоятка горизонтального наведения орудия

13 рукоятка вертикального наведения пушки

14 сиденье наводчика

15 педаль управления спусковым механизмом спаренного пулемета

16 оптические приборы

17 воздухоочистительная установка

18 12-цилиндровый бензиновый двигатель с жидкостным охлаждением HL 210 Р 45 фирмы «Майбах»

19 радиостанция Gu G5

20 укладка боекомплекта 88-мм пушм

21 привод механизма поворота башни

22 исполнительный механизм гидропривода

23 дисковый тормоз

24 трансмиссия

25 рулевая колонка

26 коробка передач

27 сиденье механика-водителя

28 стояночный тормоз

29 педаль акселератора

30 педаль тормоза

31 педаль сцепления

32 амортизатор

33 торсион подвески

34 опорный каток

35 командирская башенка

36 рукоятка включения системы очистки воздуха

37 рукоятка регулировки подачи воздуха (управление воздушными заслонками двигателя)

38 топливный бак

39 заправочная горловина

40 запасной ящик с патронами к курсовому пулемету

 

 

Подвеска

Благодаря расставленным в шахматном порядке опорным каткам и широким гусеницам масса танка распределялась равномерно и удельное давление на грунт было относительно невелико, а торсионная подвеска обеспечивала мягкость хода. Однако в случае подрыва на мине и повреждения внутреннего катка его замена в полевых условиях представляла собой большую проблему. Грязь, смерзшаяся за ночь между катками в сильные морозы, также могла обездвижить танк.

 

 

Гусеничная лента

Ширина траков гусеничной ленты составляла 72 см, что обеспечивало небольшое удельное давление на грунт. Однако для перевозки танка на железнодорожной платформе необходимо было снимать наружные опорные катки и заменять ленту на более узкую, с траками шириной 52 см. Это был чрезвычайно трудоемкий процесс, отнимавший много времени и сил.

 

 

Башня

В башне большинства немецких танков размещались три члена экипажа, что после Второй мировой войны стало общим правилом для танкостроителей разных стран в течение четырех десятилетий. Место командира находилось слева от казенной части пушки и чуть выше. В таком положении командир мог контролировать действия членов экипажа, имел лучший обзор и мог руководить движением танка и выбирать цели. Наводчик располагался впереди и ниже командира, а заряжающий - справа от казенника орудия. В задачу последнего входило обеспечение своевременного заряжания пушки требуемым типом боеприпаса.

 

 

Силовая установка

Силовая установка стала одним из немногих слабых мест в конструкции «Тигра». Двигатель требовал тщательного ухода и постоянного обслуживания. Первые 250 серийных танков «Тигр» комплектовались 12-цилиндровыми двигателями HL 210 Р 45 «Майбах». Они развивали максимальную мощность 485 кВт (650 л. е.), что было явно недостаточно для танка массой 55 тонн. С мая 1943 года на «Тигры» стали устанавливать двигатели «Майбах» HL 230 Р 45 мощностью 522 кВт (700 л. е.), но и этого не хватало для заметного повышения мобильности. Звук запускаемого двигателя танка «Тигр» был хорошо слышен на большом расстоянии, и этот характерный звук вызывал у немецких танкистов уважение, а у их противников - беспокойство.

 

 

Броня

Главными достоинствами «Тигра» были его отличная пушка и мощная броневая защита, надежно укрывавшая экипаж. Броневые листы расположены не наклонно, как в «Пантере» или Т-34, а вертикально, поэтому было необходимо увеличить толщину брони. В результате толщина брони корпуса танка модели Ausf Н колебалась от 25 до 100 мм, башни - от 80 до 100 мм (у модели Ausf Е - до 110 мм).

 

 

«Тигры» 2-й танковой дивизии СС «Рейх» в русском лесу. Тяжелые танки T-VI поступали прежде всего на вооружение войск СС, где в сочетании с фанатизмом танкистов они превращались в сокрушительную ударную силу.

 

 

Внизу. Экипаж танка «Тигр» в минуты затишья между боями на Восточном фронте. Такие танки применялись и на Западном фронте, наводя ужас на войска союзников.

 

 

Вверху. Танки «Тигр», поднимая тучи пыли, выдвигаются в степи незадолго до Курской битвы (1943 год). Башни развернуты в сторону вероятного появления противника.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...