Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 2. Групповые ценности и нормы. Взаимодействие индивида и группы.




Существенным фактором поведения личности в группе являются групповые ценности и нормы. Они выступают не только как ориентир поведения субъектов в различных ситуациях, но и как и как средство социального контроля со стороны группы за поведением ее членов.

 

Групповые нормы — это определенные правила, выраба­тываемые группой, принятые, им должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют функцию регулирования по отношению к этой деятельности[14][14].

 

Нормы могут оказывать сильное влияние, как на поведение отдельной личности, так и на то, в каком направлении будет работать группа: на дости­жение целей организации или на противодействие ему. Они помогают членам группы определить, какое поведение и какая работа ожидается от них.

Воздействие норм на поведение связано с тем, что при соблюдении их человек может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку. Это отно­сится как к неформальным, так и к формальным организаци­ям.

Все нормы с позиции интересов организации в целом могут нести как положительную, так и отрицательную нагрузку.

 

К положительным нормам относятся те, что поддерживают цели и задачи организации и поощряют поведение, направленное на достижение этих целей.

Отрицательные нормы создают противоположный эффект: они поощряют поведение, которое не способствует достижению целей организации.

 

Нормы группы связаны с ценностями.

Ценностикаждой группы складываются на основании выработки определенно­го отношения к социальным явлениям, ее опытом в органи­зации определенной деятельности. Ценности различных со­циальных групп могут не совпадать между собой и иметь большую или меньшую значимость для групповой жизнедея­тельности. Они также могут по-разному соотноситься с цен­ностями общества. Нормы как правила, регулирующие пове­дение и деятельность членов группы, опираются именно на групповые ценности.

Понять взаимоотношения человека с группой можно толь­ко при условии выявления того, какие нормы группы он принимает, а какие отвергает и почему он так поступает.

 

Ценности определяют как набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни. Это проявляется в том, что путем соответствующей оценки происходящих во­круг него событий человек принимает решения и осуществля­ет свои действия.

 

Обычно ценности рассматриваются как нормативная база морали и фундамент поведения человека.

 

Ценности бывают двух видов:

1. ценности, относящиеся к цели жизни, желаемым резуль­татам, исходу действия и т.д. Например:

· ценнос­ти, касающиеся удобства жизни, красоты, мира, равенства, свободы, справедливости, удовольствия, самоуважения, об­щественного признания, дружбы и т.п.

2. ценности, относящиеся к средствам, используемым чело­веком для достижения целей:

· касаю­щиеся амбиций, открытости, честности, доброжелательности, интеллектуальности, обязательности, ответственности, само­контроля и т.п.

Совокупность ценностей, которым следует человек, составляет его ценностную систему, по которой окружающие судят о том, что собой представляет данная личность.

 

Ценностная система человека формируется в основном в процессе его воспитания. Многие ценности человек получает под влиянием родителей и других близких ему людей. Боль­шое влияние оказывают образовательная система, религия, литература, кинематограф и т.п. Ценностная система подвер­гается развитию и изменению даже в зрелом возрасте. Боль­шую роль в этом играет организационное окружение.

Для успешного сочетания двух систем ценностей и созда­ния гармонии ценностей человека и ценностей организации необходимо проводить широкую разъяснительную работу по четкому формулированию, разъяснению и доведению до всех членов организации системы ценностей, которым следует организация. Следует также уделять значительное внимание и уяснению того, какие ценностные ориентиры имеют члены организации.

Групповая атмосфера - это совокупность таких показателей как:

· · групповое давление (степень жесткости и однозначности требований, предъявляемых группой к своим членам);

· · социально-психологический климат (характер эмоциональных отношений в группе);

· · групповая сплоченность (устойчивость группы в течение определенного время и верность группы определенным ценностям и нормам, т.е. некое уподобление индивидуального интеллекта групповому);

· · совместимость (степень непротиворечивости индивидуальных характеристик членов группы);

· · срабатываемость (возможность членов группы сохранять устойчивые отношения в процессе совместной работы);

· · конформность (осознанная готовность членов группы корректировать свое поведение и взгляды в соответствии с мнением группы);

· · внушаемость (неосознаваемая готовность перенимать взгляды и нормы поведения, принятые группой, основанная на доверии к лидеру или группе в целом).

 

Сплоченная коман­да является более эффективной по сравнению с разрозненной группой. Но, не смотря на то, что групповая сплоченность влияет и напродуктивность деятельности, и на эмоциональное состояние членов группы, специалисты обнаруживают и отрицательные последстви­я групповой сплоченности.

 

В сплоченной группе:

· · может проявляться однообразие идей и подходов к решению задач;

· · возникает стремление членов группы к «усреднению» результатов;

· · активные и независимые личности нередко чувствуют давление групповых норм, препятствующих свободе самовыражения;

· · после достижения успеха может быть затруднено дальнейшее развитие, поскольку такая группа тяготеет к стабилизации;

· · профессиональное развитие, повышение компетентности в сплоченной группе затруднено из-за установки на взаимозаменяемость.

Замечено, что в группе человек всегда ведет себя иначе, чем сам по себе.

Этот феномен изучали многие исследователи (В.Меде, Ф.Оллпорт, В.М.Бехтерев и пр.) и сделали ряд выводов:

· · в присутствии группы у некоторых людей продуктивность возрастает на 40%, а у некоторых - падает на 20%, но есть и та­кие, у кого продуктивность в группе не меняется;

· · в присутствии значимых людей у человека изменяется мотивация, причем изменение мотивации человека в присутствии других людей зависит от их значимости, сложности решаемой задачи, под­готовленности к ее решению, его положения в группе, реакций других членов группы, ситуации, его ожидания поощрения или награды;

· · степень влияния группы на индивида зависит от его образования, возраста, пола, статуса, от его отношения к присутствующим;

· · группа влияет на индивида даже тогда, когда ее реально ря­дом с ним нет, но он ее себе ярко представляет, а также степень влияния группы на субъекта зависит от того, считает ли он других людей в этой группе своими соперниками либо наблюдателями за его деятельностью;

· · присутствие группы облегчает выполнение простых видов деятельности и влияет преимущественно на количественны е характеристики. И наоборот, решение сложных задач и качественные характеристики деятельности в группе зат­рудняются, что говорит о возможном отрицательном влиянии присутствия группы на деятельность индивида;

· · в изолированных условиях люди более субъективны в суждениях, чем в групповой обстановке;

· · в группах сильно изменяется эмоциональная сфера личности;

· · восприимчивость к шумам в группе падает на 29%;

· · способность переносить боль повышается в условиях соревнования;

· · группы способствуют усреднению результатов анализа, когда люди занимаются сравнением (в эксперименте люди сравнивали запахи, тяжести);

· · примерно у 70% испытуемых, работающих в группе, при выполнении заданий возрастает внимание; кроме того, повышается эффективность восприятия, памяти, мышления, творческого воображения, смягчается отношение к проступкам.

 

Обобщая экспериментальные данные анализа механизмов функционирования группы, а также фак­тов влияния группы на ее членов, исследователи Л.Г. Почебут и В.А. Чикер[15][15] вы­деляют целый ряд групповых эффектов.

1. Психофизиологический — в присутствии других людей психофизиологические реакции и состояния человека изме­няются (усиливается потоотделение, учащается дыхание и пр.), причем тем ярче, чем значимее ситуация группового взаимодействия.

2. Эффект «синергии» — при объединении людей в группу их энергетика и интеллектуальная активность повышаются. В большинстве успешных фирм этот эффект специально инициируется, например, за счет организации группового принятия решений с применением активных методов, в числе которых наиболее популярным является метод «мозгового штурма».

3. Эффект Рингельманас увеличением количества людей в группе их индивидуальный вклад в общегрупповую работу уменьшается. Его размер можно рассчитать по формуле:

 

С = 100 - 7(К - 1),

 

Где

С — средний индивидуальный вклад участников,

К — количество членов группы.

 

4. Эффект «маятника» — означает циклическое чередование групповых эмоциональных состояний: подъема и спада общего настроения. Характер настроения группы важно учитывать при выборе стиля руководства.

5. Эффект «пульсара» — изменение групповой активности в зависимости от различных стимулов происходит от оптимальной, необходимая для деятельности активность к «всплеску» активности, после чего наступает ее спад и возвращение к оптимальному уровню. Активность группы резко повышается в начале деятельности и резко спадает, когда задача решена.

6. Эффект «мы и они» — возникающее у людей чувство принадлежности к своей группе («мы») и чувство размежевания с другими группами («они»). Этот эффект также необходимо учитывать при анализе стратегий межгруппового поведения — как внутри фирмы, так и между сотрудниками фирмы и представителями других организаций.

7. Эффект группового фаворитизма — стремление каким-то образом благоприятствовать членам своей группы в противовес членам других групп. Базируется на эффекте «мы и они».

8. Эффект группового эгоизма — проявляется, когда цели, ценности группы, стабильность ее существования становятся важнее отдельной личности. В норме этот эффект способствует сплочению группы, за пределами нормы — ведет к негативным последствиям.

9. Эффект «ореола»влияние на оценку конкретной личности индивидуальной установки, имеющейся у другого человека. Результат действия этого эффекта - искажение инфор­мации, возникновение предубеждений.

10. Эффект «бумеранга» — действия или информация, направ­ленные против кого-либо, оборачиваются против тех, кто совер­шил эти действия или дал эту информацию.

11. Эффект конформизмаподчинение индивидуальных мне­ний и оценок общегрупповому мнению, нередко навязываемому лидером, руководителем или неосведомленным большинством. Эффект конформизма в своей основе имеет такое свойство груп­повой структуры, как конформность. В разумных пределах кон­формность — это взаимные уступки членов группы. Однако если конформность проявляется в принципиальных вопросах, то она перерастает в конформизм и закрывает группе путь к таким ви­дам деятельности, как совместное принятие решений, открытое обсуждение спорных вопросов, конструктивная критика, разра­ботка рацпредложений.

12. Эффект подражаниядобровольное следование групповым нормам, стереотипам группового поведения, в некоторых случа­ях — внешним атрибутам принадлежности к группе, проявляющимся в одежде, аксессуарах, особенностях прически и пр. Эффект подражания также полезен в разумных пределах.

 

Например, его часто имеют в виду при выработке и трансляции фирменного стиля, для обозначения карьерных ориентации членов группы. Вне разумных пределов эффект подражания в сочетании с другими групповыми эффектами приводит к несбалансированному обособ­лению группы, к нарушению ее взаимодействия с другими груп­пами, в крайних проявлениях — к превращению группы в подо­бие секты

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...