Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ финансовых результатов.

Финансовый результат деятельности предприятий в конечном итоге характеризуется показателями прибы­ли (убытка). Известно, что без получения прибыли предприятие не может развиваться в рыночной экономике, за исключением организаций, финансируе­мых за счёт государства или других источников. Поэтому задача улучшения финансового результата является жизненно важной для хозяйствующего субъекта. Анализ финансовых показателей позволяет выявить возможности улучшения финансового положе­ния и по результатам расчётов принять экономически обоснованные решения.

В процессе анализа решаются следующие задачи:

· изучение данных о формировании финансового результата и использовании прибыли;

· исследование динамики показателей прибыли и рентабельности предприятия;

· выявление и измерение влияния основных факторов, воздействующих на финансовый результат;

· выявление резервов и их использование для повышения прибыли и рентабельности предприятия.

Основными источниками информации анализа финансовых результатов являются данные бухгалтерского учёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности. Из форм бухгалтерской отчётности используют:

· Бухгалтерский баланс, форма № 1, где отражаются нераспределённая прибыль или непокрытый убыток отчётного и прошлого периодов (раздел III пассива).

· Отчёт о прибылях и убытках, форма № 2, составляется за год и по внутригодовым периодам.

Валовой доход торговли: показатель, характери­зую­щий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению.

Задачами анализа валового дохода являются:

  • Изучение динамических изменений валового дохода и его соотношений:
  • с товарооборотом;
  • с себестоимостью товаров;
  • с издержками товарного обращения.
  • Оценка изменений валового дохода по формам приобретения товаров.
  • Определение резервов роста валового дохода и эффективности торговли.

Основным показателем, определяющим размер валового дохода, является торговая надбавка к себестоимости товаров. Уровень надбавки устанавливается в зависимости от покупательского спроса, выраженного рыночными ценами на данный товар, себестоимости и издержек обращения этого товара.

Фактической себестоимостью товарных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

В анализе следует измерить и оценить эффективность торговли по показателю валового дохода. Эффективность продаж по валовому доходу измеряют отношениями (уровнями) валового дохода к товарообороту, себестоимости товаров, издержкам товарного обращения.

Чтобы выявить резервы улучшения финансового состояния, необходимо определить количественное изменение чистого финансового результата при заданном количественном изменении факторных показателей, то есть провести анализ влияния факторов на величину прибыли.

Основными факторами, влияющими на прибыль, являются товарооборот, средний уровень валового дохода и средний уровень издержек обращения, а также другие доходы и расходы. На величину дохода, а, следовательно, и прибыли влияет и структура товарооборота. Это связано с тем, что каждая товарная группа имеет свой уровень валового дохода и требует различных затрат. Поэтому с изменением состава товаров меняется и финансовый результат.

Влияние товарооборота, среднего уровня валового дохода и издержек обращения можно определить методом разниц.

Чтобы рассчитать влияние товарооборота на сумму прибыли этим методом, нужно базисный уровень рентабельности продаж умножить на величину абсолютного изменения товарооборота.

 

 

Классификация доходов и расходов определяется Положениями по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99).В соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 в форму № 2 включаются следующие доходы и расходы:доходы и расходы по обычным видам деятельности;прочие доходы и расходы. Доходами организации в соответствии с ПБУ (ПБУ 9/99) признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Не могут признаваться доходами различные поступления от других юридических и физических лиц: НДС, акцизы, налоги, экспортные пошлины и иные аналогичные обязательные платежи и др.Доходы включают следующие статьи:выручку от продаж товаров, услуг;проценты и дивиденды к получению;доходы от участия в других организациях (ДрД);поступления от продажи основных средств и другого имущества;прочие доходы (ПрД);отложенные налоговые активы.

Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, арендная плата и т.д.К прочим доходам относятся поступления:от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации;от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленных образцов и других видов интеллектуальной собственности;прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

Расходами организации в соответствии с ПБУ 10/99 признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).Расходы классифицируются по следующим группам:себестоимость, коммерческие, управленческие расходы;проценты к уплате (% упл);прочие расходы;расходы по операциям с активами (РоА);отложенные налоговые обязательства;налог на прибыль. Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, с выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и продажей товаров.В ходе анализа доходов и расходов рассчитываются следующие показатели: абсолютное отклонение, темп роста каждого показателя, уровень каждого показателя в итоговой величине (доходов или расходов) в %, изменение структуры доходов и расходов, проводится факторный анализ.

Задачи анализа финансовых результатов деятельностиФинансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.Прибыль предприятия получается главным образом от реализации продукции, работ, а также от других видов деятельности, например, от сдачи в аренду основных фондов, коммерческой деятельности на финансовых и валютных биржах и т.д. Прибыль — это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. В количественном выражении она представляет собой разность чистой выручки (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимости реализованной продукции. Следовательно, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли.

Задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:изучение возможностей получения прибыли в соответствии с имеющимся ресурсным потенциалом предприятия и конъюнктурой рынка;контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;выявление резервов увеличения прибыли и рентабельности;оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;разработка мероприятий по использованию выявленных резервов. Основными источниками информации при анализе финансовых результатов прибыли служат накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета, финансовой отчетности (форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»), а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия. Показатели прибыли В процессе анализа хозяйственной деятельности показатели прибыли в зависимости от классификационного признака можно рассматривать по следующим видовым группам. По видам хозяйственной деятельности различают:прибыль от основной (операционной) деятельности;прибыль от инвестиционной деятельности;прибыль от финансовой деятельности.

· По составу включаемых элементов различают:маржинальную (валовую) прибыль;прибыль от реализации;прибыль до налогообложения;чистую прибыль.

Маржинальная прибыль — это разность между выручкой-нетто и прямыми производственными затратами по реализованной продукции. Прибыль от реализации продукции, работ и услуг (Прп) представляет собой разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода. Прибыль от продаж (прибыль от реализации) рассчитывается как разность между выручкой от продаж и полной себестоимостью реализованной продукции. Прибыль до налогообложения включает финансовые результаты от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные, чрезвычайные доходы и расходы (до выплаты процентов и налогов). Характеризует общий финансовый результат. Чистая (нераспределенная) прибыль — это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.

· В зависимости от характера деятельности предприятия выделяют:прибыль от обычной (традиционной) деятельности;прибыль от чрезвычайных ситуаций, необычных для данного предприятия. По характеру налогообложения различают:налогооблагаемую прибыль;не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым законодательством. Налогооблагаемая прибыль — это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством.

· По степени учета инфляционного фактора различают:номинальную прибыль;реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде. По экономическому содержанию прибыль делится на:бухгалтерскую прибыль;экономическую прибыль. Бухгалтерская прибыль определяется как разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в системе бухгалтерских счетов. Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные затраты, но и неявные, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы).

· По характеру использования чистая прибыль подразделяется на:капитализированную (нераспределенную) прибыль;потребляемую прибыль. Капитализированная прибыль — это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия. Потребляемая прибыль — та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, вознаграждения персоналу предприятия по итогам года, а также на финансирование социальных программ.

Среди уже рассмотренных показателей прибыли широкую известность и вместе с тем противоречивость оценки в практике применения получил такой аналитический показатель прибыли, как EBITDA ) — прибыль до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений. Расчет EBITDA следующий: Выручка (стр. 10 ф. № 2) - Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (стр. 20 ф. № 2) = Валовая прибыль (стр. 29 ф. № 2) - Коммерческие расходы (стр. 30 ф. № 2) - Управленческие расходы (стр. 40 ф. № 2) = Прибыль от реализации (стр. 50 ф. № 2) + Амортизационные отчисления (ф. № 5). EBITDA не учитывает начисленную амортизацию, которая, в свою очередь, оказывает существенное влияние на объем прибыли, а, значит, по утверждению сторонников этого показателя, более реально отражает величину прибыли компании.Практическая значимость EBITDA состоит в том, чтобы показать, сколько денег компания может теоретически направить на обслуживание своего долга, потому что амортизация — это не реальные платежи.Международные аудиторские правила (GAAP и IAS) прямо не рекомендуют использовать EBITDA, как нарушающую базовые принципы учета, тем не менее на практике она достаточно широко распространена. EBIT ) или операционная прибыль — аналитический показатель, равный объему прибыли до вычета процентов по заемным средствам и уплаты налогов.

Методологические основы анализа показателей прибыли Бухгалтерская прибыль до налогообложения б) — это общая прибыль, конечный финансовый результат, один из показателей эффективности работы.

При анализе прибыли до налогообложения необходимо дать оценку составу прибыли до налогообложения, структуре, динамике выполнения плана за отчетный год, определить факторы, повлиявшие на изменение общей суммы прибыли.При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.Анализ бухгалтерской прибыли до налогообложения предполагает исследование по следующим направлениям: анализ прибыли от реализации; анализ и оценка использования чистой прибыли; анализ взаимосвязи: затраты — объем — прибыль. Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня. Объем реализации продукции (VРП). Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли. Структура выручки д). Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится. Себестоимость (С), которая находятся в обратно пропорциональной зависимости от величины прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот. Уровень среднереализационных цен i). При увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции.Если цены на продукцию в отчетном периоде выросли по сравнению с базисным в среднем на 2,3%, то необходимо рассчитать индекс цен с последующей корректировкой общей величины выручки от реализации.Индекс цены: Выручка от реализации в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна:

где Вц — выручка от реализации в сопоставимых ценах;В1 — выручка от реализации в отчетном периоде;Iц — индекс цены.Влияние фактора «выручка» на сумму прибыли от реализации можно рассчитать при помощи следующей формулы:

где — изменение прибыли от реализации под влиянием фактора «выручка»;В1 и В0 — соответственно выручка от реализации в отчетном и базисном периодах; где Rпр — рентабельность продаж в базисном периоде.Влияние фактора «цена» определяется следующим расчетом: Фактор «себестоимость реализации» определяется следующим образом:

,где УС1 и УС0 — соответственно, уровни себестоимости в отчетном и базисном периодах.Расчет влияния фактора «коммерческие расходы» :

где Укр1 и Укр0 — соответственно, уровни коммерческих расходов отчетного и прошлого года в выручке от реализации.Расчет влияния фактора «управленческие расходы» :

где Уур1 и Уур0 — соответственно, управленческие расходы отчетного и прошлого года в выручке от реализации.Для изучения других взаимосвязей прибыли и показателей деятельности можно воспользоваться приемом моделирования в детерминированном анализе : Ао — средняя величина оборотных активов;Коб — коэффициент оборачиваемости оборотных активов;Rпр — рентабельность оборота.Влияние факторов в полученной модели рассчитывается одним из способов детерминированного факторного анализа. Тем не менее, объективная оценка влияния себестоимости на прибыль за счет эффективного использования производственных ресурсов может быть дана при наличии информации об уровне и динамике затрат в единицу продукции.

Исходя из проведенного анализа, можно заключить, что общий подъем прибыли от реализации был вызван прямо или опосредованно ростом цены реализации, поэтому результаты деятельности не являются следствием активной деловой политики, конструктивных управленческих решений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...