Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самоходная артиллерийская установка M18 «Хеллкэт»




 

М18 «Хеллкэт» был самой скоростной САУ Второй мировой войны. Обладая 76-мм пушкой, эта машина имела легкое бронирование и открытую сверху башню.

Если САУ М10 была построена на базе шасси танка М4А2, то М18 изначально создавалась как самоходная артиллерийская установка. Ее разработка под обозначением Т70 началась в 1942 году, а первые образцы были готовы в 1943-м.

М18 стала одним из лучших и наиболее успешных образцов американской концепции САУ. Она была заметно компактнее, чем М10, весила почти в два раза меньше, была более скоростной и вооружена более мощной пушкой. САУ М18 стала самой скоростной бронированной машиной Второй мировой войны. М18 была вооружена 76,2-мм пушкой М1А1 или М1А2 (последняя с дульным тормозом), разработанной на базе пушки от М10 и установленной в башне с открытым верхом. Снаряд пушки пробивал броню толщиной 100 мм на дистанции 915 м.

Внешне САУ М18 напоминала танк. Башня вращалась на 360°, но бронирование было намного тоньше танкового и составляло максимум 12,7 мм. Кроме того, верх башни был открыт и прикрывался только тентом от непогоды, поэтому экипаж М18 в бою полагался в основном на маневренность, низкий силуэт и огневую мощь своей боевой машины. Звездообразный бензиновый двигатель с воздушным охлаждением располагался в задней части корпуса. Он был создан на основе авиационного двигателя, и его характеристики придавали машине хорошие удельную мощность, приемистость и маневренность. Внутри М18 располагались экипаж из пяти человек и 45 снарядов к пушке. Для самообороны и борьбы с авиацией имелся 12,7-мм пулемет. В кормовой части башни имелся отсек для хранения различного имущества. В противотанковых батальонах, куда САУ М18 поступили на вооружение, этим машинам дали прозвище «Хеллкэт» («Ведьма»).

Несмотря на успехи в борьбе с танками, САУ М18 постепенно выводились из состава противотанковых батальонов, по мере того как менялись взгляды на применение этих машин. К 1945 году большая часть М18 была передана в бронетанковые части, где они применялись как штурмовые орудия или обычные самоходные артиллерийские установки.

 

 

Варианты

Производство М18 продолжалось с июля 1943 по октябрь 1944 года, когда стало ясно, что война долго не продлится. Всего было построено 2507 машин, в том числе некоторое количество в безбашенном варианте, которые получили обозначение М39 и применялись как транспортеры, артиллерийские тягачи и мобильные командные пункты. Кроме того, на базе М18 был создан огнеметный танк Т65 с измененной верхней частью корпуса. Предпринимались попытки установить на шасси М18 105-мм гаубицу (самоходная гаубица Т88) и башню с 90-мм пушкой, а также создать плавающий вариант машины. М18 поставлялись по ленд-лизу в страны-союзники, в том числе и в СССР.

 

 

До октября 1944 года было произведено 2507 М18 «Хеллкэт». Это была единственная американская САУ Второй мировой войны, способная успешно бороться со всеми, кроме самых тяжелых, немецкими танками.

 

 

Самоходная артиллерийская установка М36

 

М36 была мощной самоходной артиллерийской установкой, способной поразить почти любой немецкий танк. Созданная на базе САУ М10, эта машина имела увеличенную башню для 90-мм пушки.

САУ М36 с 90-мм пушкой (прототип имел обозначение Т71) можно рассматривать как усовершенствованную модификацию САУ М10А1. Основным отличием стала 90-мм пушка М3, которая имела высокую начальную скорость полета снаряда и применялась в сухопутных войсках США в вариантах зенитного, буксируемого и танкового орудий. Помимо вновь произведенных машин, 2324 единицы были переделаны (в США и Канаде) из существующих М10А1. Некоторое количество было произведено фирмой «Шевроле» (подразделение компании «Дженерал Моторс»), На базе танка М4А3 построили 187 САУ модификации М36В1, а шасси М10 стало основой для 237 М36В2.

Помимо пушки (с дульным тормозом или без него), изменения коснулись силовой установки (8-цилиндровый бензиновый двигатель «Форд» GAA от М10А1) и башни (большего размера и других очертаний, но также с открытым верхом). Некоторые изменения были внесены в связи с увеличившимся размером снарядов, а боекомплект сократился до 47 боеприпасов (против 54 у М10).

В моторно-трансмиссионном отделении установили вспомогательный генератор для обеспечения электропитанием при выключенном двигателе. Таким образом, САУ М36 имела несколько меньшую массу, чем М10, хотя основные характеристики остались практически прежними. М36 унаследовала многие недостатки М10, в том числе слабое бронирование, а также высокий силуэт. Тем не менее получилась достаточно мощная самоходная артиллерийская установка, которая могла поразить любой немецкий танк, в том числе и «Тигр-2».

Бронебойный снаряд пушки был способен пробить 76-мм броню на расстоянии 4300 м. К концу войны САУ М36 стали применять для борьбы с долговременными защищенными оборонительными сооружениями, такими, как бункеры и доты. Постепенно все эти машины передали из противотанковых батальонов в бронетанковые части. После войны американцы передали М36 некоторым своим союзникам, где эти САУ оставались на вооружении еще много лет. Последний раз эти машины увидели (к удивлению многих) в 1990-х годах во время боснийского конфликта, причем их использовали как боснийские мусульмане, так и сербы. Таким образом, М36 времен Второй мировой войны оставались на службе и в конце XX века.

 

 

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ БРОНИРОВАННЫЕ МАШИНЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

 

Машины разграждения

 

 

Устройство «Джонс Онион», смонтированное на танке «Черчилль». На раме, закрепленной между двумя рычагами, закреплялся заряд взрывчатки, который доставлялся к препятствию и подрывался после отхода машины на безопасное расстояние.

Во время Второй мировой войны англичане использовали в качестве машин разграждения БРЭМ на базе танка «Черчилль», которые по своим характеристикам наиболее полно отвечали предъявляемым требованиям. Для разграждения использовали специальные заряды взрывчатки, которые доставлялись бронированной машиной в указанное место и затем подрывались. Таким способом устранялись препятствия различных типов - от противотанковых надолбов до завалов на маршруте и даже зданий.

 

 

Удлиненные заряды

Для разграждения и проделывания проходов использовались заряды различных типов. Иногда это были небольшие ящики, иногда - длинные шланги, заполненные взрывчатым веществом. Последние получили название удлиненных зарядов, иногда их называли «Бангалорская торпеда». Удлиненные заряды применяли, как правило, для проделывания проходов в минных полях и заграждениях из колючей проволоки, но они были пригодны и эффективны и для выполнения других задач.

 

 

«Джонс Онион»

Заряды доставлялись к месту применения с помощью специальных устройств, смонтированных в передней части БРЭМ. Эти устройства, впервые появившиеся в 1942 году, имели условное наименование «Джонс Онион» («луковица Джонса») и представляли собой раму, закрепленную между двумя длинными рычагами, расположенными по бортам машины. На подходе к месту разграждения рама опускалась специальным тросом на грунт и устанавливалась таким образом, чтобы заряды соо взрывчаткой были направлены в сторону воздействия. БРЭМ отходила на безопасное расстояние, подрыв заряда осуществлялся с помощью электродетонаторов, команда передавалась по проводам.

В1942 году было создано и другое устройство, получившее кодовое обозначение «Морковка». Оно отличалось еще большей простотой, чем «Луковица», и представляло собой заряд, закрепленный в передней части БРЭМ на длинном стальном рычаге. Предполагалось, что БРЭМ будет доставлять заряд к месту применения и подрывать его там. Было разработано два типа зарядов - стандартный массой взрывчатки 11,34 кг и уменьшенный («Малая морковка») весом 5,44 кг. Устройства прошли полигонные испытания, но в 1943 году от этой идеи отказались и в войска такие устройства не поставлялись. Устройство «Козел» напоминало «Джонс Онион», но значительно превосходило его по массе взрывчатого вещества (до 816 кг) и размерам рамы (3,2 х 1,98 м).

 

 

Модификации

Конструкция рамы устройства «Козел» имела опоры, обеспечивавшие вертикальную установку на грунт в месте применения. Подрыв осуществлялся после отхода БРЭМ на безопасное удаление с передачей команды на электродетонаторы по проводам. Разновидностью устройства стал «Горный козел» - заряд предназначался для проделывания проходов в противотанковых надолбах и опускался на обратную сторону препятствия с помощью специального высоко расположенного манипулятора, напоминающего по форме штурмовую лестницу.

 

 

Сочлененные заряды

Для разрушения особо прочных бетонных заграждений использовали сочлененные заряды. Они доставлялись к месту применения и укладывались с обеих сторон препятствия. Такие устройства применялись в войсках, однако не пользовались большим успехом. Во-первых, в боевых условиях было в высшей степени рискованно приближаться вплотную к противнику с таким запасом взрывчатки на броне, когда даже случайная пуля могла вызвать детонацию заряда, и, во-вторых, укладка с двух сторон требовала точного расчета и выверенных действий, погрешность могла обернуться напрасно израсходованным зарядом, потерей времени и необходимостью вновь устанавливать заряд на сохранившееся препятствие.

 

 

Специальный миномет

Новым средством стал специальный миномет, получивший в войсках прозвище «Летающий мусорный ящик». Он имел калибр 290 мм и выстреливал заряд с приемлемой точностью с закрытой огневой позиции. В боевых условиях большинство устройств разграждения оправдали надежды, которые возлагали на них военные инженеры. С их помощью войска союзников смогли преодолеть мощнейшие заграждения и оборонительные сооружения, которые заблаговременно подготовили немцы, в том числе «линию Зигфрида» вдоль границы рейха. Это были прочные фортификационные узлы из железобетона, окруженные многочисленными минными полями. По мнению немцев, их оборона была неприступной, но союзники взломали ее, в том числе с помощью машин разграждения.

 

 

БРЭМ на базе танка «Черчилль» с рамой для установки зарядов (сами заряды отсутствуют).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...