Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Методы введения, развития и систематизации терминов




МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

ОЗЕРСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНЖЕНЕРНО-ФИЗИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Ю.А. Петров, А.А. Захаров

 

 

Практическая методология

 

Озерск - ОТИ МИФИ

2001

ББК 72 с

П30

 

 

Рецензенты:

Доктор философских наук, профессор Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации Делокаров К.Х.;

Доктор философских наук, профессор Московского Государственного Университета Бочаров В.А.

 

 

Издание выходит в авторской редакции

 

 

Петров Ю. А, Захаров А. А.

П30 Практическая методология. – Озерск: ОТИ МИФИ, 2001. - 107 с.

Авторы: Петров Ю.А.: Окончил филос. ф-т МГУ (1959), аспирантуру и докторантуру там же. Работал на кафедре философии естественных ф-тов МГУ с 1962 по 1975: асс. ст. преп., доц., проф. С 1975 по настоящее время— доктор философских наук, проф. филос. ф-та МГУ.

Захаров А.А. Окончил филос. ф-т РГУ (1980), аспирантуру Института философии АН СССР (1987), докторантуру филос. ф-та МГУ (1999). Работал в ЧИМЭСХ г. Челябинска, Институте философии и права АН Таджикистана. Доктор философских наук, Член Петровской Академии наук и искусств (г. Санкт-Петербург), член Ученого Совета Международного Союза Ученых и Педагогов (СУПЕР), профессор Нового гуманитарного университета (г. Москва), доцент ОТИ МИФИ.

В монографии описаны способы преодоления трудностей, возникающих в процессе мыслительной деятельности обучаемых и преподавателей при использовании понятий, оценке истинности суждений, формулировании вопросов и ответов, построении классификации и т.п. Правильное осуществление подобных мыслительных операций необходимо также при написании различных работ (изложений, сочинений, рефератов, студенческих и аспирантских работ, статей, монографий и т.п.). Даются ответы на вопросы о том, как правильно сформулировать заглавие работы, ее цель, как организовать ее содержание.

Для преподавателей, аспирантов, докторантов, студентов естественных и гуманитарных специальностей.

ББК 72 с

П30

 

 

Отпечатано с готового оригинал-макета авторов

 

©. Ю. А. Петров, А.А. Захаров, 1999, 2001

 

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение  
Глава I. Методы введения, развития и систематизации терминов  
1. Методы введения терминов  
2. Методология развития и систематизации научных терминов  
3. Метод научной классификации терминов  
Глава II. Методология вопросно-ответного мышления  
1. Общие интеррогативные методы  
2. Методы организации научной работы  
Глава III. Методы обоснования истинности суждений  
1. Принципы истинности  
2. Безотносительное обоснование суждений  
3. Относительное обоснование суждений  
4. Недозволенные приемы обоснования истинности (или правдоподобности)  
5. Научно-практическое значение методологии обоснования суждений  
Глава IY. Методы построения научных языков и теорий  
1. Научные языки и методы их построения  
2. Научные теории и методы их построения  
Глава Y. Методы гносеологического анализа теорий  
Заключение  
Терминологический указатель  
   

 

Введение

 

 

Практическая методология – наука о практических способах мышления, т.е. введения понятий, постановки вопросов и дачи ответов на них, применения правил вывода, оценки истинности суждений, построения и анализа научных языков и теорий и т.д. Традиционная и математическая логики, изложенные во всех учебниках по формальной логике, дают материал, главным образом, по искусственным правилам дедуктивных выводов, которые весьма редко встречаются в мышлении. Например, в этих логиках ничего не сообщается о том, как оценить суждение на предмет его истинности, как правильно подготовить научную работу, как эффективизировать определение и т.п. проблемы.

Задача данной книги состоит в освещении именно такого рода проблем, которых фактически нет ни в традиционной, ни в математической логиках. Книга дает возможность решать трудные ситуации в мышлении. Например, если кто-то выскажет суждение «солнце черное», то почти все скажут, что это ложь, потому, что не знают о том, что суждения бывают не только эмпирические, но и аналитические, методов оценки которых они не знают. Другой пример. В учебниках по традиционной (аристотелевской) и математической логике нет термина «ключевое слово», хорошо известное в западной логической литературе. А поэтому наши читатели не могут знать о правильной подготовке научной работы. Если бы читатели знали методы правильного обращения со словом «идеализация», то представляли бы себе, как можно оценивать истинность теорий и не говорили бы о том, что геометрия Евклида противоречит геометрии Лобачевского, а Ньютонова механика противоречит теории относительности и правильно судили бы о соизмеримости теорий. И подобных примеров сколько угодно. Цель книги состоит в том, чтобы устранить этот недостаток у читателя.

Глава 1. Методы введения, развития и систематизации терминов

Будем полагать известным, что такое термин (слово). Термин может иметь смысл (т.е. понятие) и значение (т.е. обозначаемые им объекты). Понятие же является формой мышления, представляющей фундамент всех других форм мышления (суждений, умозаключений, теорий и т.п.). Без методологически правильного оперирования понятиями невозможно правильно строить и использовать другие формы мышления. Хотя понятие является известным элементом мышления, но так как оно становится специальным предметом рассмотрения, его надо определить.

Понятиеесть смысл термина, т.е. отображение объекта (предмета, свойства, отношения) со стороны его специфических признаков, отделяющих определяемый объект ото всех других объектов. Нас главным образом будут интересовать понятия, вводимые вербальными (а не остенсивными) определениями.

 

Методы введения термина

 

Введением термина в данную работу является его определение, т.е. разъяснение его смысла или значения в этой работе с целью отличения ото всех остальных предметов. Определение может быть либо вербальным, либо остенсивным. Вербальное определение определяет смысл термина (т.е. понятие) посредством смыслов других терминов, смысл которых уже известен. Остенсивное определение дает значение термина посредством чувственных данных.

Определение термина дает информацию либо о содержании (смысле) термина, т.е. о признаке объекта, обозначаемом этим термином, либо о значении (объеме) термина, т.е. о том множестве объектов, к которым этот термин относится. В обоих случаях определение термина дает реальное представление о смысле или значении термина и о возможности выделить определяемый объект из всех остальных объектов.

На практике имеют место случаи, когда известны и смысл, и значение термина, либо только смысл, либо только значение. Признак, через который разъясняется смысл термина, называется определяющим признаком. Например, вербальным определением термина «человек» может быть следующее определение: человек есть животное разумное. Здесь смысл слова человекразъясняется путем указания на уже известный признак разумности животного. Но термин «человек» можно определить и остенсивно путем указания на его значение, т.е. на конкретных людей. Это тоже будет определением термина, называемое остенсивным определением.

Самый важный для практического мышления вопрос: каковы методы выбора определения термина, каким условиям должен отвечать этот выбор, чтобы дать именно то определение, которое требуется в конкретном случае. На этот вопрос отвечает практическая методология.[1] На этом вопросе мы сейчас и остановимся.

Метод введения термина состоит из выполнения нижеследующих требований и действий:

1 .Уточнить задачу, для решения которой вводится термин.

Специфика решаемых задач, в конечном счете, обусловливает специфику понимания используемого термина, т.е. выбор некоторого из определений термина. Например, имеется несколько определений термина «квадрат». Из школьной геометрии известно, что для решения одних задач выгоднее выбрать определение квадрата как прямоугольника с равными сторонами, а для других задач – как ромба с равными углами и т.п.

В философии возникает проблема, какое понятие материи следует принять в качестве философской категории. Как известно, существует несколько определений материи. Например, материю понимают (1) как вещество, (2) как существующее независимо от сознания и чувственно воспринимаемое, (3) только как существующее независимо от (вне) сознания и т.п. Какое же из этих определений принять в качестве определения материи в современной материалистической философии? Конечно то, которое удовлетворяет решению основных проблем этой теории. Можно показать[2], что задача материалистического, пригодного для любых областей действительности (и в этом смысле универсального) решения основного вопроса философии определения материи(1) и (2) не удовлетворяют, но удовлетворяет определение (3). Более того, определения (1) и (2) не удовлетворяют и решению задачи философского обоснования математики, физики, логики и других наук, но решению этой задачи опять-таки удовлетворяет определение (3). Отсюда следует, что из всех определений материи надо выбрать определение (3), для чего необходимо было уточнить стоящие перед материалистической философией задачи.

2. Уточнитьидеализации [3] термином объекта, необходимые для решения задачи, требующей использования этого термина.

Идеализация понимается шире, чем доведение каких-то свойств или отношений до «предела», как чисто умственные представления о предмете исследования. В идеализацию включается абстрагирование, упрощение, огрубление, наделение материальных предметов абстрактными свойствами и т.д. Идеализация происходит с помощью вербальных определений, т.к. подобные определения опираются на смысл, т.е. понятия и поэтому всегда идеализируют

В самом деле, исходя из чего решить вопрос, от чего отвлечься как от несущественного и что принять за существенное, когда требуется выбрать определяющий признак при определении понятия? Этот выбор не произволен. Он опять-таки зависит от решаемой с помощью данного термина задачи.

Например, понятия о таких величинах как отрезки пространства и времени, масса, сила, скорость вводят и ньютонова, и релятивистская механики. Однако задачи ньютоновой механики требуют принятия одних идеализаций механического движения, а задачи релятивистской механики – других. Так, ньютонова механика принимает как несущественный для решения ее задач тот факт, что скорость физических взаимодействий не может превышать скорость света в вакууме, отвлекается от него и принимает эту скорость за бесконечную. Для решения задач релятивистской механики, напротив, факт невозможности скорости распространения физических взаимодействий превысить скорость света в вакууме является существенным, поэтому от него релятивистская механика не отвлекается. В этом состоит основа различия идеализаций ньютоновой и релятивистской механик.

Последнее обусловливает, в конечном счете, определения в той и другой теории даже величины одного и того же рода. В силу этого такие величины как промежутки пространства и времени, масса, сила, ускорение в ньютоновой механике определяются так, что становятся абсолютными величинами (одинаковыми во всех системах отсчета), а в релятивистской механике – относительными величинами (различными в разных системах отсчета).

В философии задачи современной материалистической концепции требуют принятия предпосылок введения категории материи иных, чем предпосылки, принимаемые философией Древней Греции или Нового времени. Так, в философии Нового времени ставилась задача отыскания первоосновы мироздания и категория материи вводилась применительно к решению этой задачи. Поэтому конкретная природа этой первоосновы была существенной для решения поставленной задачи, и в силу этого определение категории материи ее учитывало. Это и нашло свое выражение в понимании материи как вещества. Такое определение материи обусловливалось предпосылками, при которых только и могла решаться задача нахождения первоосновы мира.

Но, как известно, в современной философии задача отыскания первооснов мироздания отошла от философии к физике. Категория материи вводится уже не для решения этой задачи, а для решения совсем других задач, в первую очередь для решения вопроса философии о том, что первично: материя или сознание. Тогда конкретные физические свойства становятся несущественными для определения категории материи и от них не только можно, но и необходимо отвлечься. Отсюда становится неприемлемым понимание материи как вещества. И вообще, становится неприемлемым любое определение материи через перечисление каких-либо конкретных физических свойств (вещества, поля, вакуума и т.п.). Становится существенным лишь одно свойство – существование независимо от сознания. Оно и принимается за определяющий признак, т.е. за смысл категории материи.

3. Выбрать определяющий признак в соответствии с идеализациями, существенными для решения поставленной задачи и определить термин через этот призна к.

Выше мы фактически привели примеры, как это практически делается.

Теперь обратим внимание на общие методологические правила введения термина, которые касаются не только определения, но и применения термина для решения научно-практических задач. Эти правила следующие:

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...