Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

База опытно-экспериментальной работы




Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Московской области

ГОУ ВПО МО «Коломенский государственный

Педагогический институт»

 

 

Аксёнов А.А.

СТУДЕНТУ О КУРСОВОЙ РАБОТЕ

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

 

 

Коломна

 

УДК 378 (075.8) ББК 74.58я 73 А 42   Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом КГПИ

Рецензент:

Денисевич Н.Н., кандидат психологических наук, доцент

Аксёнов А.А.

А 42 Студенту о курсовой работе: учебно-методическое пособие для студентов психологических и педагогических специальностей/А.А. Аксёнов. – Коломна: КГПИ, 2008. – 20 с.

 

В пособии в доступном для студентов ранних курсов стиле раскрывается содержание методологического аппарата научного исследования. Пособие предназначено студентам, делающим первые шаги на пути грамотного научного оформления своего исследования, представленного на данном этапе обучения в форме курсовой работы.

Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 020400 «Педагогика и психология», по специальности 031000 «Психология стандарт. университетская», 030900 «Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью», 031300.00 «Социальная педагогика с дополнительной специальностью»

 

УДК 378 (075.8)

ББК 74.58я 73

А 42

 

©А.А. Аксёнов, 2008

© ГОУ ВПО МО «КГПИ», 2008
Пояснительная записка

 

Студенты пишут первую курсовую работу на третьем курсе своего обучения в ВУЗе. В это время они ещё не обладают высокой методологической культурой и мало представляют, что такое научная деятельность. Они уже, возможно, писали рефераты, аннотации и резюме, делали конспекты и готовились к сессии, у них прошла первая ознакомительная практика, где они впервые учились анализировать свою работу. Возрастные особенности молодых людей таковы, что им очень хочется выполнить значительную работу и при этом затратить минимум сил, поэтому мало кто из них хочет читать сложную методическую книгу о том, как представлять научное исследование.

Нашей целью было разработать пособие для студентов, впервые приступающих к работе над курсовым исследованием. Принципиальным для этого является представление пособия в стиле максимально понятном для студентов ранних курсов. В тоже время в нашем руководстве представлены все основные требования к выполнению и оформлению курсовой работы, даны основные определения и таким образом соблюдены принципы научности и доступности. Это пособие стало результатом многолетнего руководства курсовыми работами студентов, в нём мы учли основные проблемы в этой работе. До представления в печать, эти рекомендации, распространяемые в своей среде, уже получили положительную оценку студентов.


 

Обращение к студенту

Дорогой студент!

Курсовая работа – это начало вашей научной деятельности. Конечно, вы только учитесь, но уже здесь нужно соблюсти некоторые общепринятые требования, чтобы работа называлась курсовой, а не тезисами, выписками, конспектом умных и полезных мыслей, лекцией, воплощённым криком души и т.п. Наука – это матрица познания мира. Она веками создавалась и перед нами сейчас не стоит задача в ней что-то кардинально изменить, а стоит задача написать курсовою работу. Тогда следует упорядочить свои излияния креативной энергии, и придать им общепринятую форму.


Структура курсовой работы

 

Итак, первое, что должно быть у вас написано после титульного листа (образец оформления которого можно взять у научного руководителя или списать с какой-нибудь ранее правильно оформленной курсовой, не забыв предварительно изменить на свои: тему, имя автора и ФИО руководителя) – это «Содержание» (обратите внимание: не «План»). Пишется это слово посередине строки большими буквами, примерно вот так:

 

Содержание

 

В нём указываются в столбик названия глав, параграфов, разделов работы, а также номера страниц. Имейте в виду, что если глав в вашей курсовой больше трёх, значит, вы написали не курсовую, а учебник, сборник статей, большой цитатник, монографию или ещё что-нибудь, поскольку даже в докторской диссертации, как правило, не бывает больше 3-х глав, две из которых – теоретические, а одна – практическая. В курсовой работе нормально и 2 главы, одна теоретическая, а вторая практическая. Поэтому не мельчите. А вот параграфов у глав может быть сколько угодно. Но только, всё равно, не мельчите. То же нормально, если курсовая работа вообще не содержит практическую часть, но тогда она должна быть выполнена на солидном теоретическом уровне.

Логика названий разделов работы должна соответствовать логике самого исследования, чтобы по вашему содержанию можно было понять ход проведения исследования, не заглядывая в работу.

Первая глава раскрывает объект исследования, вторая – предмет в его отношении к разрабатываемой проблеме. В конце каждой главы могут быть представлены выводы, резюмирующие содержание главы. Названия глав и параграфов не могут повторять тему, объект и предмет, так что активно включайте свою способность перефразировать мысль.

Для примера возьмём условную тему: «Влияние солнечного затмения на размножение сусликов» и спланируем содержание работы:

 

Введение.

Глава I

Размножение сусликов как процесс репродукции вида грызунов.

1.1. Суслики как вид грызунов, их биологическое и физиологическое строение.

1.2. Процесс размножения сусликов.

Глава II

Солнечное затмение как событие, влияющее на репродуктивную

функцию сусликов.

2.1. Солнечное затмение как явление.

2.2. Зависимость солнечного затмения и процесса размножения сусликов

Глава III

Экспериментальное изучение зависимости между солнечным затмением и

репродуктивными процессами у сусликов.

3.1. Программа, методы и процедура эксперимента.

3.2. Особенности проведения и анализ хода эксперимента.

3.3. Результаты эксперимента.

Заключение.

Список литературы (или Библиографический список).

Приложение.

Содержание работы по теме «Значение детско-родительских отношений для формирования характера у подростков» может быть таким:

 

Введение

Глава I

Особенности формирования характера у подростков

1.1. Подростковый возраст как сензитивный период формирования характера.

1.2. Факторы формирования характера подростков

Глава II

Роль отношений подростков с родителями в формировании характера.

2.1. Виды отношений подростков с родителями.

2.2. Влияние типов и видов детско-родительских отношений на возникновение определённых черт характера.

Глава III

Исследование связей типа детско-родительских отношений и формирования

характера у подростков.

3.1. Программа, методы и процедура исследования.

3.2. Особенности проведения и анализ хода исследования.

3.3. Результаты исследования и рекомендации для родителей.

Заключение.

Список литературы (или Библиографический список).

Приложение.

 

После того как написали содержание, на следующей странице, большими буквами пишете:

 

Введение

И строго по схеме пишете это самое введение…

 

Актуальность исследования*)*

Здесь кратко, в несколько абзацев, раскрывается для чего нужно исследовать выбранную тему и проблему, причём не для вас лично, а для науки и общественного прогресса. Хорошо, если здесь вы укажете авторов, утверждающих это. Учтите, что в науке не принято писать от первого лица, поскольку вы не являетесь единственным исследователем выбранной проблемы. До вас и вместе с вами трудились и трудятся многие учёные, научные школы, ваш научный руководитель. Вы лишь соучастник общечеловеческого научного поиска. Поэтому принято писать: «мы», «нашего», «нами» и т.д.

Итак:

… Актуальность нашего исследования связана с тем, что…

или

… В связи с потребностями современного общества в …

Проблема исследования*)

Это научная недостаточность, противоречие между известным и неизвестным, изученным теоретически, но не получившим технологического представления (т.е. как это осуществить), известным частично и фрагментарно без должного обобщения и систематизации. Нужно указать какое противоречие, вопрос, брешь в науке преодолевает, решает и заделывает ваше исследование.

Поэтому вы пишете:

… проблему нашего исследования определили противоречия между …

или

… проблема нашего исследования связана с разрешением актуального вопроса современной науки о …

Проблема <поиска смысла жизни> всегда волновала человека, этому посвящено большое количество исследований, однако ……. изучено недостаточно.

Цель исследования*)

Вытекает из проблемы исследования и конкретизирует её, задавая направление исследования. Это то, что в конечном итоге должно получиться (классификация чего-то, комплекс условий эффективности чего-нибудь, определённые закономерности, подходы и т.д.). Если проблему определяют противоречия между известным и неизвестным, значит целью будет изучение неизвестного; если известно, но не применимо на практике, значит цель – разработать технологию применения знаний; если существуют исследования, раскрывающие актуальный вопрос человечества фрагментарно, то целью вашего исследования будет систематизация подходов и создание целостной концепции и тому подобное. Принято формулировать цель в инфинитиве, то есть: изучить, определить, построить и т.д.

Объект исследования*)

Фокус исследования. Что изучается? Это и есть объект. В психологической науке – это изучаемый сложный психический процесс или явление. В педагогике – часть педагогического процесса. Иногда некоторые методологи допускают рассмотрение в качестве объекта психологии, как и педагогики, детей определённого возраста или учащихся определённых классов.

Предмет исследования*)

Конкретная изучаемая сторона, область объекта. Могут быть закономерности, условия, связи в которых рассматривается объект. Здесь в психологических исследованиях обязательно должен иметься в виду психический процесс или явление, а в педагогических – изучаемый фрагмент педагогического процесса или системы.

Вообще-то объект и предмет исследования должны выводиться из темы, так например, если тема курсовой: «Влияние солнечного затмения на размножение сусликов», то объектом исследования будет размножение сусликов (более широкий процесс), а предметом – зависимость указанного космического явления и репродуктивной функции рассматриваемых зверьков. Обратите внимание, мы, в этом случае, изучаем не самих сусликов и не солнечное затмение как таковое, а связь между одним явлением и другим (солнечное затмение и размножение сусликов). Если тема: «значение детско-родительских отношений для формирования характера у подростков», значит, объектом будет – формирование характера у подростков, а предметом – влияние отношений между родителями и детьми на формирование характера.

Гипотеза

Ваше предположение о способе решения проблемы, которая будет доказываться или опровергаться в ходе исследования. Здесь нужно предлагать такое предположение, которое можно проверить посредством указанных ниже методов исследования.

… Мы считаем, что …

Может задаваться вначале общая гипотеза, которая находит свою конкретизацию в виде частной гипотезы.

Если работа чисто теоретическая, гипотезы может и не быть. Однако такая курсовая должна быть выполнена на солидном теоретическом уровне, и представлять собой серьёзную работу по анализу, систематизации, классификации, статистической обработке уже существующих и экспериментально проверенных положений.

Методы исследования*)

Это инструменты, с помощью которых достигается цель исследования. Они отвечают на вопрос: «Как исследовать данную проблему и что делать в ходе работы?» Вот, что делаете в ходе исследования то и методы: читаете книги – значит изучение литературы, наблюдаете – наблюдение, беседуете – значит беседа, тестируете – значит тестирование, ставите ли опыт – эксперимент. Но помните, что все свои действия, чтобы они были научно признанными, должны быть направлены на цель исследования, действительно изучать установленные объект и предмет и оформляться в соответствующих протоколах.

Методы записываются в строчку, через запятую:

Теоретический анализ литературы, наблюдение, обобщение педагогического опыта …

Учтите, что существуют методы: тестирование, анкетирование, эксперимент, а не тест, анкета, опыт, урок. Последнее – это частные виды методов, а здесь надо писать обобщённые названия методов.

Теоретико-методологические основы работы*)

Концептуальная база вашего исследования. Основные научные школы и идеи, на которые опираетесь:

- основные идеи теоретиков деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.)

- идейный фонд представителей …

- наследие исследователей …

Следите, чтобы работы учёных, которые стали основой вашего исследования, хотя бы соотносились между собой, а не были принципиально антагонистичны.

Задачи исследования*)

Конкретизация цели исследования, как бы пошаговый ход её достижения:

1. изучить литературу по проблеме исследования (желательно раскрыть);

2. проанализировать существующие подходы к …

3. выявить закономерности …

4. систематизировать …

5. экспериментально проверить …

База опытно-экспериментальной работы

Школа такая-то.

Этапы исследования (по задачам)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...