Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности законодательства о транспортно-зкспедиционнои деятельности.




Деловые отношения между клиентом и экспедитором, как и между перевозчиком и его транспортным агентом, с право­вой точки зрения — это отношения между принципалом и агентом.

Потенциальным экспедиторам и агентам следует иметь в виду:

— при выборе агента или экспедитора принципалы отда­ют предпочтение не только грамотным и солидным, но и ини­циативным фирмам, действующим по принципу разумного коммерческого риска;

— наличие огромного числа экспедиторских и агентских фирм в каждой стране обусловлено, в частности, тем, что мно­гие транспортно-экспедиторские предприятия целенаправленно создают в своих структурах формально самостоятель­ные дочерние и внучатые специализированные фирмы под другими названиями, или придавая им разный юридичес­кий статус— акционерного общества, товарищества, парт­нерства и др., или, например, железнодорожного агента ре­гистрируют в одном городе, а речного — в соседнем, авиаци­онного — в аэропорту, или к названию предприятия добав­ляют определения типа «промышленный экспедитор», «транспортное агентство», «перевозки химических грузов» и т.п. После этого материнская компания назначает дочер­нюю фирму в качестве независимого агента или экспедито­ра в конкретной сделке по обслуживанию того или иного принципала.

Выполняя договоры транспортной экспедиции и транс­портного агентирования и «принципалы» и «агенты» вступа­ют в правоотношения с «третьими лицами». В силу такой осо­бенности транспортно-экспедиторского обслуживания, по­нятие «третье лицо» в транспортной экспедиции весьма ши­рокое. Прежде всего это официальные власти: администра­ция портов, железнодорожных и автомобильных дорог, тамо­женные, пограничные, санитарные, органы внутренних дел и полицейские власти, консульства, нотариусы, судебные орга­ны и др., а также партнеры по договорам, в которых экспеди­тор и агент выступают принципалом. Ими могут быть фрах­тователи, операторы терминалов, отправители и получатели груза, фирмы, обслуживающие груз, транспортные средства, снабженческие фирмы, компании, обслуживающие парк обо­рудования, и др. Кроме того, существует группа так называе­мых прочих третьих лиц: сюрвейеров (инспекторов, экспер­тов, занимающихся обследованием груза, транспортного сред­ства и т.д.), страховщиков, адвокатов, представителей клас­сификационных обществ, клубов взаимного страхования и др. Таким образом сфера договоров транспортной экспедиции и транспортного агентирования расширяется за счет включе­ния в нее возникающих при исполнении таких договоров обя­зательств сторон перед третьими лицами и требований треть­их лиц к экспедиторам, агентам, клиентуре и к перевозчи­кам. Они определяются различными нормами гражданского права (перевозка, транспортная экспедиция, поручение, ко­миссия, агентирование, хранение, подряд, страхование, арен­да). Законодательство исходит при этом из основного прин­ципа: по договору, заключенному экспедитором/агентом с третьими лицами от своего имени и за счет клиента/перевоз­чика, экспедитор/агент приобретает права и становится обя­занным даже, если клиент/перевозчик и был назван в догово­ре; по договору заключенному с третьими лицами от имени и за счет клиента/перевозчика, права и обязанности возника­ют непосредственно у клиента/перевозчика.

 

В договоре необходимо предусмотреть, что в тех случаях, когда экспедитору или транспортному агенту будет поручено заключить от имени клиента с третьим лицом договор, обеспечить отправку или получение груза, а также выполнять от имени клиента другие обязанности, связанные с перевозкой, клиент должен выдать экспедитору доверенность (она воз­вращается клиенту, если ее срок не истек после прекращения договора). Кстати, опытный экспедитор, действующий по доверенности, никогда не забывает, во избежание недоразу­мений, указывать на это обстоятельство в ходе своих деловых контактов с третьими лицами в связи с исполнением экспе­диторского поручения клиента.

При определении размера прав и обязанностей, ответ­ственности экспедитора/агента необходимо обязательно все­гда учитывать правовые нормы, на которых экспедитор/агент строил свои отношения с третьими лицами в ходе исполне­ния выданного ему принципалом экспедиторского или аген­тского поручения.

Более того, все виды поручений на выполнение конкрет­ных услуг целесообразно каждую классифицировать по её со­ответствию той или иной определенной договорной, граж­данско-правовой норме и на основе этого находить правиль­ное решение коммерческих и эксплуатационных задач в ра­боте с третьими лицами.

Сказанное можно иллюстрировать на примере экспеди­торского поручения: «организовать или выполнить перевоз­ку груза». Оно может выполняться экспедитором по-разному, в зависимости от конкретных обстоятельств.

Выполнение экспедиторского поручения на основе догово­ра агентирования.

В соответствии с правовыми нормами, предусмотренны­ми гл. 52 ГК РФ (Агентский договор»).

Агент вправе: если иное не предусмотрено договором, зак­лючить субагентский договор с другим лицом, оставаясь от­ветственным за действия субагента перед принципалом (ст. 1009).

Агент обязан: представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором (ст. 1008);

Принципал обязан: сообщить свои возражения в 30-днев­ный срок со дня получения отчета, если иной срок не уста­новлен соглашением сторон; в противном случае, при отсут­ствии иного соглашения, отчет считается принятым (ст. 1008); уплатить агенту вознаграждение (ст. 1006).

К выполнению поручений клиента в соответствии с пра­вовыми нормами договора агентирования экспедитор прибе­гает, когда ему поручается совершать не только юридические, но и «иные действия», а также в тех случаях, когда экспедитор считает целесообразным возложить на клиента всю ответ­ственность за последствия выполнения действий от имени и за счет клиента и, наоборот, когда клиент требует от экспедитора принять на себя всю ответственность, как «агент» клиента за последствие сделки.

По такому типу договора оформляется поручение на орга­низацию агентирования транспортного средства.

К поручениям, выполняемым по отношению к третьим лицам на условиях агентского договора, можно отнести сле­дующие:

— Поручение на изготовление и доставку товаросопрово­дительной и транспортной документации.

— Поручение на получение требующихся для экспорта или импорта документов. На прием/сдачу груза на складе третье­го лица (грузоотправителя/грузополучателя; их экспедитора; на таможенном складе; таможенному перевозчику и т.д.), а также на возврат или получение порожних контейнеров.

— Поручение на выполнение таможенных формальнос­тей (например, заполнение грузовой таможенной декларации), согласно «Порядку лицензирования и осуществления контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов» (Приказ ГТК РФ от 15.06.98.г. №392) и других операций административного характера, например, с органами санитарно-карантинного надзора.

— Поручение на выполнение расчетов по внешнеторго­вым сделкам клиента, в том числе через централизованные расчетные центры, создаваемые экспедиторскими ассоциа­циями.

— Поручение на организацию проверки качества товара в ходе приемки/сдачи груза.

 

В случае возникновения разногласий между экспедито­ром и третьим лицом при приемке/сдаче груза по качеству, экспедитор обязан уведомить клиента об этих разногласиях и требовать участия в этих операциях независимого инспекто­ра по качеству.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...