Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные философские направления




Идеализм существует в двух видах: объективный и субъективный.

Объективный идеализм в качестве исходного начала принимает мировое сознание, мировой разум, нечто трансцендентное (недоступное чувственному восприятию). Это начало в разных философских учениях назы­вается по-разному (Эйдосы, Бог, Дух, Брахман, Идея, Воля и т. п.). Это идеальное, духов­ное начало порождает мир вещей, предметов (т.обр, объективные идеалисты не отрицают существования материи, лишь считают ее вторичной по отношению к миру идей), а также и человеческое созна­ние. Поскольку это начало существует вне человеческого сознания, объек­тивно, эта форма идеализма и называется объективным идеализмом.

Классическими представителями объективного идеализма в европейской философии являются Платон (428-347) — в античной, Фома Аквинский (1225-1274) — в средневековой, Гегель (1770-1831) и Шопенгауэр — в философии Нового времени; в индийской философии — ортодоксальные даршаны (например, веданта).

Платон говорит о двух мирах: мире идей и мире вещей. Все виды вещей имеют свой прообраз в виде соответствующей идеи. Платон вводит в свою философскую систему божество, демиурга, который с помощью мировой ду­ши на основе идей как прообразов создает мир вещей. Здесь важно отметить, что, по Платону, мир вещей создается из некой пассивной, неопределенной материи. Идея сотворения материи была представлена в христианской фи­лософии в виде принципа креационизма, утверждающего сотворение мира из ничего. Этого принципа придерживался Фома Аквинский.

Если у Платона говорилось о мире идей, то у Гегеля исходным началом утверждалась «абсолютная идея».

В субъективном идеализме утверждается зависимость мира, вещей и т. п. от человека, от его сознания. Т. обр., первичное по отношению к остальному миру идеальное начало находится в сознании индивида. Известными представителями субъективного идеализма являются Беркли (1685-1753), Фихте (1762-1814), некоторые экзистенциалисты и др.

Путь к субъективному идеализму у Беркли выстраивается следующим об­разом. Прежде всего он утверждает относительность воспринимаемых ка­честв. Так, в зависимости от расстояния один и тот же предмет кажется нам то большим, то малым. Далее, все, что мы знаем о предметах, сводится к ощу­щениям величины, формы, твердости, цвета, запаха, вкуса и т. д. Поэтому то, что мы называем вещью, есть не что иное, как совокупность наших ощуще­ний, восприятий. Отсюда следовал известный тезис Беркли: «Существовать — значит быть воспринимаемым». Об объективном же су­ществовании, т. е. существовании вне и независимо от восприятий, с точки зрения Беркли, вообще говорить нельзя. Субъективные идеалисты говорят, что мир таков, каким мы его представляем.

Материализм признает первичной материю, идеальное ей порождается.

Материализм имеет продолжительную историю. Начала материализма были в философии Древнего мира (например, даосизм в Древнем Китае, чарвака-локаята в древней Индии, атомизм в Древней Греции).

Первая основная форма материализма — механистический материализм. Подходы к нему встречаются уже в античности (например, атомистическое учение). Развитие эта форма материализма получила в философии Нового времени. Его известные представители: Ф. Бэкон (1561-1626), Гоббс (1588-1679) - в Англии, Ламетри (1709-1751), Гольбах (1723-1789) - во Фран­ции и др. Этот материализм опирается на достижения естествознания, глав­ным образом на механику, которая длительное время была ведущей обла­стью естествознания. Философы абсолютизировали ряд понятий и принци­пов механики, вследствие чего материальный мир представлялся как весьма сложный и неизменный механизм, в котором все причинно обусловлено и не­обходимо.

Механистические, метафизические материалисты были материалистами в объяснении природы, но не поднялись до материализма в понимании об­щества; считая, что в обществе нет механической причинности, они утвер­ждали, что в нем действует моральные принципы, что «мнения правят ми­ром», и т. п.

История показывает, что в рамках механического, метафизического мате­риализма и естествознания были диалектические моменты. Дело в том, что в силу объективности, всеобщности развития, даже метафизически в целом мыслящий философ и ученый не может полностью абстрагироваться от него и каким-то образом, иногда даже бессознательно, отражает развитие. Другое дело, что это отображение было односторонним, неадекватным.

Высшей, современной формой материализма является диалектический материализм. Исходным фундаментом его были философские взгляды Мар­кса (1818-1883) и Энгельса (1820-1895). В последующем взгляды осно­вателей диалектического материализма ожидала двойственная судьба. В те­чение довольно длительного периода они были канонизированы в странах социализма. Но затем они получают развитие, конкретизацию, уточнение; происходит отказ от некоторых их положений (главным образом, в социаль­но-философских концепциях), выдвигаются новые идеи. Интенсивно разра­батываются проблемы онтологии, гносеологии, методологии и других разде­лов философии в плане диалектического материализма.

Материализм в социальном плане имеет свои основания в деятельности и идеологии передовых социальных групп; материализм ориентирован на отображение данных науки и практики, на мобилизацию сил для прогрес­сивного изменения общественной жизни.

Агностицизм

Обращаясь ко второй стороне основного вопроса философии, выделяют две позиции: признание познаваемости мира и сомнения или даже отрицание возможности достижения истины. Последняя позиция назы­вается агностицизмом.

Агностицизм тоже имеет свою историю. В античном агностицизме он су­ществовал в форме скептицизма. Греческие скептики ставили три вопроса:

1) какова природа вещей?

2) как должны мы к ним относиться?

3) что проистечет для нас из этого отношения?

На эти вопросы давались следующие ответы:

а) поскольку каждому тезису о природе вещей можно противопоставить столь же обоснованный антитезис, то природа вещей нам неизвестна;

б) к вещам нужно относиться, безусловно, скептически, воздерживаясь от категорических суждений о них;

в) воздержание от суждений ведет за собой невозмутимость и отсутствие страданий, в чем и состоит счастье.

В эпоху Возрождения и начала Нового времени скептицизм Монтеня (1533-1592), Бейля (1647-1706) был направлен против догматического от­ношения к авторитетам, боролся с предрассудками, с устаревшими тради­циями.

Агностицизм Нового времени представлен Юмом (1711-1776) и Кантом (1724-1804). Юм утверждал, что мы можем только гадать о том, есть ли что за нашими восприятиями; особое внимание Юм обращал на критику при­вычных представлений о причинности. Кант говорил, что мы знаем то, что является предметом наших чувств («вещей для нас»), но мы принципиально не можем знать, каковы предметы сами по себе («вещи в себе*-). Пытаясь по­знать «вещи в себе», например решить вопрос о том, конечен мир или беско­нечен, разум впадает в противоречие, антиномию, и вопрос остается в прин­ципе неразрешимым.

Тенденция к агностицизму проявляется и в ряде направлений современной философии. Так, в экзистенциализме некоторые его представители утверж­дают непознаваемость человеческого существования, предлагая к тому же оценивать эту непознаваемость положительно, ибо «познание утяжеляет су­ществование».

Агностицизм имеет определенные онтологические основания. Дело в том, что материальные объекты диалектически противоречивы, представляя со­бой единство внешнего и внутреннего, явления и сущности. Метафизиче­ская интерпретация их соотношения, абсолютизация одной из сторон их единства открывает путь к агностицизму. У агностицизма есть и социальные предпосылки; власть имущим выгодно внушить людям мнение о невозмож­ности изменения мира, поскольку он непознаваем.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...