Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Меры по поддержке АПК в развитых странах




Франция: органом координации межотраслевых связей в продовольственном комплексе является Высший совет по ориентации и координации развития сельского хозяйства и пищевой промышленности.

В совет входят представители:

  • Минфина;
  • Министерства промышленности
  • Минсельхоза
  • сферы переработки
  • сферы реализации продовольствия
  • сферы АПК.

В компетенцию Совета входят: зерно, молочная продукция, сахар, масленичные растения.

Работает также система сельхозпалат и профессиональные союзы.

Они ведут переговоры и подписывают соглашения с Правительством по вопросам:

- объема производства сельхозпродукции;

- цен на продовольствие, касающихся доходов фермеров.

Германия: Принят закон о сельском хозяйстве, где закреплены:

· основы аграрной политики

· конкретные политические средства ее осуществления

Регулируется торговля, кредитная политика, ценовая политика.

США: есть программа «Стабилизация доходов фермеров», на реализацию которой идет до 50% всех бюджетных ассигнований в АПК.

В нее входят подпрограммы:

  • «страхование урожая»
  • «сельхозкредит»
  • «государственная программа поддержки цен»

Венгрия – гарантированные цены, по которым государство обязано закупать продовольствие

Англия: имеется большое количество услуг для АПК:

· сервисные

· маркетинговые

· консультационные

· внешний менеджмент

· подготовка квалифицированного менеджмента

Во всех странах Европы действует механизм гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию.

Есть общая Европейская политика, но страны имеют право участвовать в финансировании следующих направлений:

· меры по качеству;

· ветеринарный надзор;

· внедрение новой техники;

· охрана природы;

· стимулирование проблемных территорий;

· обеспечение минимального уровня доходов мелких хозяйств.

Политика в сфере АПК включает в себя:

· организация рынков сбыта;

· поддержание фермерских доходов;

· реализация излишней продукции.

На бюджетные программы «Исследования и разработки» в среднем по ЕС направляется около 10- 30% аграрных бюджетов.

На модернизацию сельхозпроизводства направляется до 1/3 аграрных бюджетов.

Как мы видим, для обеспечения доходности сельхозпроизводителей с учетом расширенного воспроизводства необходимо:

1. Установление на год целевых цен, гарантирующих уровень доходов для самофинансирования расширенного воспроизводства со средним или ниже уровнем затрат и покрытия разницы в конце года между целевой и рыночной ценой за счет бюджета и приведения к так называемой гарантированной цене

3. Установление залоговых цен. Покупка государством по залоговым ценам с последующим выкупом продукции в случае увеличения рыночных цен.

Из анализа системы мер по поддержке сельского хозяйства, принятых в развитых странах, можно сделать следующие выводы.

В этой системе всегда присутствуют три основных составляющих:

Первая составляющая - это субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства. Эти субсидии могут быть как прямыми, так и косвенными.

Прямые – это субсидии на единицу продукции и на 1 гектар пашни.

Косвенные включают в себя покрытие ряда издержек, связанных с развитием сельского хозяйства (процентные ставки по кредитам, субсидии на закупку минеральных удобрений, ГСМ, семян, транспортные расходы);

Сюда же входят большие затраты, связанные с консалтинговыми, научно-исследовательскими услугами.

Вторая составляющая – это меры по поддержке сельских поселений, включающие создание специализированных центров и фондов для их комплексного развития.

Третья и главная составляющая – это увязка проблемы субсидий и проблемы мониторинга и контроля за соотношением цен между розничной торговлей, переработчиками и сельхозпроизводителями.

Осуществляется действенный контроль за тем, чтобы закупочные цены для сельхозпроизводителей:

  • были стабильны на длительный срок,
  • обеспечивали достаточную доходность фермеров, которая позволяла бы обеспечить самофинансирование расширенного воспроизводства сельхозпродукции.

Все эти направления поддержки АПК выстраиваются на основе законов, имеют долговременную программу и содержат долговременные стимулы для поддержания сельскохозяйственного производства на достаточно высоком уровне.

Главная цель всех этих мер – обеспечение стабильных цен для потребителей и доступности продовольствия для большинства населения.

Нам необходимо в своей работе учитывать мировой опыт.

Работе по поддержке сельского хозяйства в Свердловской области должна быть придана определенная комплексная направленность.

Эта работа должна охватывать три важнейших компонента.

1. Прямое и косвенное субсидирование АПК, включая:

§ субсидии на техническое перевооружение (уборочная техника, механизированные коровники и др.). Ежегодный объем этих субсидий должен быть не менее 1 млрд. руб.;

§ меры по компенсации расходов, вызванных ростом цен на электроэнергию, удобрения, семена, ГСМ, транспорт и др.;

§ финансирование консалтинговых и научно-исследовательских работ, которые дают рекомендации крестьянам, как более грамотно и эффективно вести сельское хозяйство.

Эти субсидии:

· должны быть долговременными, т.е. не должны меняться в зависимости от изменения политического курса в регионе.

· основываться на соотношении применительно к объемам товарной продукции.

Также все вопросы, связанные с субсидированием сельского хозяйства, должны быть максимально прозрачными.

2. Комплекс программных мер по развитию сельских поселений.

Нам необходимо, обеспечить нормальные условия жизни в сельских поселениях.

Эта работа должна включать в себя:

  • развитие системы образования и здравоохранения на селе;
  • создание транспортной инфраструктуры, включая ремонт дорог внутри поселений и подъездных путей, в том числе тех, по которым осуществляется доставка техники к местам уборки урожая;
  • обеспечение необходимыми товарами и продуктами.

Объемы финансовой поддержки этих мер должны быть привязаны к каким-то определенным постоянным величинам, чтобы они не становились предметом ежегодного торга.

3. Решение проблемы, связанной с установлением заявленных закупочных цен на год.

Эту проблему можно решить путем заключения долговременных соглашений о соотношении цен между основными участниками рынка сельскохозяйственной продукции: сельхозпроизводителями, переработчиками сырья и розничной торговле.

Соглашение должно заключаться по итогам серьезного переговорного процесса между тремя сторонами.

При этом Правительство Свердловской области должно осуществлять контроль за выполнением соглашения, выявлять и называть тех участников, которые нарушают установленный ценовой паритет.

Поскольку у нас в области особенно развито молочное производство, то именно вопросы установления закупочных цен на молоко нам необходимо регулировать в первую очередь.

На сегодняшний день в этой сфере складывается неудовлетворительная ситуация:

· розничная торговля в последние годы резко повысила цену на молоко для конечного потребителя – с 22 руб. за литр в 2008 году до, фактически, 40 руб. за литр в настоящее время.

· в то же время закупочные цены для производителей резко снизились – с 14 руб. за литр в 2008 году до 10-11,5 руб. в 2009-2010 году. В 2011 году эта цена была поднята до 13,5 руб., что, однако, ниже уровня 2008 года.

· что касается цены на молоко для переработчиков, здесь мы не располагаем вообще никакими данными.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...