Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-правовые гарантии и меры социальной защиты служащих ФСИН РФ




 

Неотъемлемым элементом правового положения сотрудников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, является их социально-правовая защита. Речь идет о комплексе юридических гарантий, распространяющихся на безопасность сотрудников, их надлежащее материально-бытовое обеспечение, медицинское обслуживание, льготы по выслуге лет и пенсии. Актуальность этого вопроса обусловлена необходимостью компенсации лицам, проходящим службу в уголовно-исполнительной системе, тех затрат, которые они несут в связи с выполнением своих служебных обязанностей, создания уверенности в государственной поддержке, социальной важности их профессии.

Социально-правовая защита выступает существенным фактором привлечения кадров на службу в системе исполнения наказаний, сопряженную со сложными условиями, а иногда и опасностью для здоровья и жизни. Однако в настоящее время в этой сфере наблюдаются негативные тенденции.

Между тем одной из наиболее злободневных проблем является нарушение прав сотрудников УИС, их крайне низкая социальная защищенность. Нельзя рассматривать эту проблему в отрыве от общей гуманитарной ситуации в УИС, как проблему, касающуюся только сотрудников УИС и ее руководства. Она непосредственно сказывается на соблюдении прав человека и стабильности в следственных изоляторах и тюрьмах, других пенитенциарных учреждениях. Озлобленность и безысходность порождают насилие внутри тюремных стен, неуважение к правам осужденных, пренебрежение ими. Руководство не вправе требовать уважения со стороны сотрудников, если постоянно нарушаются их права. Следует уточнить, что большинство из них - офицеры, добровольно принявшие решение служить Отечеству, даже терпя от него обиды и унижение, рискуя жизнью и здоровьем в особо тяжелых и неблагоприятных условиях, требующих максимальной сосредоточенности и самоотдачи. Существенно снижается уровень контроля над осужденными, обеспечением режима, что создает предпосылки для побегов, а значит, непосредственную опасность для населения. Между тем именно от сотрудников УИС, их профессионализма и деловых качеств зависит эффективность исполнения наказаний в целом.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы обеспечиваются следующими социальными гарантиями:

1) льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии (1 месяц службы за 1,5 месяца), право на пенсию за выслугу лет наступает независимо от возраста уже после 14 лет службы в уголовно-исполнительной системе;

) выдача форменного обмундирования;

3) возможность получения (безвозмездно) высшего образования впервые в образовательных учреждениях ФСИН России, обучения в адъюнктуре, докторантуре;

)   бесплатное медицинское обслуживание в ведомственных медицинских учреждениях;

)   очередной ежегодный оплачиваемый отпуск - от 30 календарных дней с оплатой проезда сотрудников к месту проведения отпуска и обратно;

)   один раз в два года одному из членов семьи сотрудника оплачивается стоимость проезда к месту проведения очередного ежегодного отпуска и обратно;

)   ежегодно при уходе в очередной ежегодный отпуск выплачивается материальная помощь в размере 2 окладов денежного содержания;

)   ежемесячно выплачивается надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере до 120 % должностного оклада, процентная надбавка за выслугу лет до 70 % оклада денежного содержания и другие ежемесячные надбавки и доплаты;

)   ежеквартально выплачивается премия за добросовестное исполнение служебных обязанностей;

10) выплачивается денежное вознаграждение по итогам работы за год;

11) сотрудники и члены их семей имеют право на санаторно-курортное лечение или оздоровительный отдых в ведомственных санаториях и домах отдыха ФСИН России и МВД России с ежегодной выплатой компенсации за путевку;

)   при увольнении на пенсию выплачивается единовременное денежное пособие до 20 окладов денежного содержания в зависимости от выслуги лет.

Проблемы обеспечения жильем по-прежнему являются камнем преткновения для закрепления сотрудников, особенно молодых специалистов, на службе в уголовно-исполнительной системе.

Серьезные изменения произошли в сфере обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы жильем. Статья 35 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», регламентировавшая обеспечение сотрудников жилой площадью, с 1 января 2005 г. утратила силу. Остро назрела потребность развития льготного ипотечного кредитования молодых сотрудников или предоставления ведомственного служебного жилья (при получении низкопроцентной ссуды на приобретение или строительство жилья сотрудник будет обязан отработать в уголовно-исполнительной системе 10-15 лет до ее полного погашения). В настоящее время Центром жилищно-коммунального хозяйства ФСИН России совместно с Департаментом социального и гражданского законодательства Минюста России необходимо разработать предложения о внесении изменений в ряд нормативных актов, касающихся вопросов предоставления субсидий на приобретение жилья сотрудниками УИС, имеющих стаж службы не менее 5 лет.

Проблема недостаточного обеспечения сотрудников жильем и отсутствие ближайшей перспективы его получения была и остается острой. За счет внутренних резервов уголовно-исполнительной системы данную проблему решить невозможно, нужна централизованная программа по обеспечению жильем семей молодых сотрудников.

На основании ст. 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 852 сотрудники имеют право на денежную компенсацию за поднаем (наем) жилых помещений. Сумма не соответствует реальным ценам регионов.

Кроме того, денежную компенсацию за продовольственный паек следует привести в соответствие с реальной стоимостью потребительской корзины в регионах, так как низкий уровень денежного содержания с трудом обеспечивает семьям молодых специалистов необходимый прожиточный минимум.

В связи со вступлением в силу с 1 января 2005 г. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ сотрудникам уголовно-исполнительной системы отменен бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения, отменены льготы при уплате земельного налога, налога на недвижимость (ст. 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации). Несмотря на то что эти льготы были заменены увеличением ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы с 70 до 120 % оклада по занимаемой штатной должности, она в полной мере не компенсирует реальных затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг, проезд к месту службы и обратно в муниципальном транспорте. Не учтен факт использования коммерческого транспорта с более высокими ценами за проезд.

В соответствии со спецификой осуществляемой деятельности и такого объема льгот и средств социальной защиты, который позволял бы компенсировать в полном объеме те затраты и ограничения, которые несут сотрудники, выполняя служебные обязанности.

Констатируются случаи обжалования сотрудниками УИС вышестоящим в порядке подчиненности начальникам, а также в суд в УИС вопросов социальной защиты. Однако специально они не регистрируются, данные о них фиксируются вместе с письмами, заявлениями и обращениями граждан. Было бы рациональным включить в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» статью, гарантирующую сотруднику судебную защиту его прав в случае нарушения социально-правовой защиты при прохождении службы в УИС с целью выявления количества и динамики обращений сотрудников с жалобами на неправомерные решения по вопросам социальной защиты в административном порядке и в суд для определения правомерности принимаемых решений по вопросам социальной защиты. На основании этого представляется, что управление персоналом УИС станет более успешным, субъект управления, обладая наиболее полной информацией о процессах и явлениях, проходящих в управляемом объекте, а также в среде функционирования данной социальной системы, станет регистрировать соответствующие обращения сотрудников и результатов их рассмотрения, что, предполагается, позволит повысить качество принимаемых решений и облегчит контроль над их выполнением.

При Управлении по работе с личным составом Федеральной службы исполнения наказаний следует сформировать постоянно действующую комиссию, которая будет осуществлять сбор и анализ информации о нарушениях в области социально-правовой защиты, допускаемых руководителями учреждений и органов УИС и их структурных подразделений, реализующих правовую защиту и социальные гарантии сотрудников, а также выработку рекомендаций для конкретных исполнителей по этим вопросам. В состав комиссии должны войти руководители всех управлений по основным аспектам деятельности ФСИН России, а возглавить ее - заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний по работе с личным составом.

Таким образом, в практике по организации работы по социально-правовой защите персонала УИС существуют определенные недостатки, которые возможно устранить лишь при соответствующем нормативно-правовом обеспечении. Если проанализировать законы и нормативные правовые акты ФСИН России, можно прийти к выводу о том, что правовая регламентация мер социальной защиты сотрудников УИС разработана не полностью. Следует развивать социальную сферу уголовно-исполнительной системы, привлекать к решению социальных проблем органы власти субъектов Российской Федерации, заботиться о поддержке персонала, тем самым избегая больших кадровых потерь.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы не являются субъектами обязательного медицинского страхования, поскольку находятся вне сферы действия Закона РФ от 28 июня 1991 г. №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Этим они лишены бесплатной медицинской помощи в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и могут обслуживаться в лечебных учреждениях МВД или ФСИН России. Однако Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат отдельным категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей» не определены: объем и виды медицинской помощи, оказываемой сотрудникам в учреждениях МВД России; механизм возмещения расходов по лекарственному обеспечению при лечении в амбулаторно-поликлинических учреждениях; система контроля за качеством медицинской помощи. Нормы качества и объема медицинской помощи, установленные Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в медицинских учреждениях МВД России не действуют. Вследствие этого в лечебных учреждениях МВД России получают медицинскую помощь менее 50 % сотрудников уголовно-исполнительной системы, ее объем значительно ниже, чем в учреждениях государственного и муниципального здравоохранения. В нарушение ст. 24 Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка медицинская помощь женщинам-сотрудникам при беременности, родах и в послеродовой период в лечебных учреждениях МВД России вообще не оказывается.

В настоящее время оплата труда является основным и практически единственным источником мотивации деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Из-за невысокого уровня денежного содержания сотрудников в некоторых регионах в отделах и службах наметилась тенденция к оттоку кадров. В последние годы оплата труда перестала выполнять свои главные функции: обеспечение потребностей и повышение заинтересованности работников в труде. Уровень трудовой занятости квалифицированных специалистов остается низким, и это в первую очередь связано с несоответствием размера денежного довольствия и тяжелых, специфичных условий труда, нередко связанных с угрозой для жизни и здоровья сотрудников УИС. При этом необходимо учитывать, что если труд сотрудников не оплачивается соответствующим образом, то это может привести к развитию коррупции. Принимая во внимание тот факт, что в деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы особую роль играет человеческий фактор, от которого зависит соблюдение прав человека в местах лишения свободы, необходимо рассмотреть вопрос об увеличении денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы не за счет различного рода надбавок и индексации окладов денежного содержания в условиях инфляции, не влияющих на размер пенсионного обеспечения, а путем увеличения их должностных окладов (ст. 36 Закона «Об учреждениях и органах., исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»)

 


Заключение

 

Принципиальные изменения в уголовно-исполнительной системе, связанные с радикальными преобразованиями российского общества и государства, переходом УИС из МВД в Министерство юстиции Российской Федерации, ее реформирование обозначили комплекс проблем, связанных с правовым регулированием службы в учреждениях исполнения наказания ФСИН РФ, формирования и организации деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Кризисные явления в российском обществе еще рельефнее обозначили эти проблемы и их сложность. В частности, они нашли отражение в снижении уровня профессионализма и усилении процессов профессиональной деформации сотрудников органов и учреждений УИС. Эти и другие явления выдвигают на первый план вопросы совершенствования законодательства, касающегося прохождения службы в УИС, работы с персоналом УИС, улучшения условий прохождения службы в УИС.

Круг источников, регулирующих службу в Федеральной службе исполнения наказаний России, ее учреждениях и органах, административно-правовой статус сотрудника уголовно-исполнительной системы представляет собой совокупность нормативных правовых актов, имеющих разную юридическую силу, относящихся к различным отраслям права, и характеризуется отсутствием единого правового систематизированного акта. Законы, устанавливая правовые, организационные и финансово-экономические основы службы в уголовно-исполнительной системе, должны четко следовать предмету своего регулирования - правовым отношениям, связанным с поступлением на службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового статуса служащего пенитенциарной системы.

Одной из самых важных, но пока не решённых проблем можно считать отсутствие должного правового обеспечения реформирования службы в учреждениях исполнения наказаний, как на стадии разработки концептуальных подходов, так и на стадии их осуществления. Действующее законодательство в настоящий период допускает применение норм трудового права в случае неурегулированности трудовых отношений на государственной службе и службе в учреждениях исполнения наказаний законами и принятыми на их основе подзаконными правовыми актами. В будущем необходимо отказаться от регулирования внутриорганизационных отношений в УИС нормами трудового права.

В то же время достижения науки административного права и отечественного законодательства свидетельствуют о возможности в будущем прохождения сотрудниками уголовно-исполнительной системы государственной правоохранительной службы и приобретения ими статуса государственного служащего.

Введение службы в уголовно-исполнительной системы в систему государственной правоохранительной службы и наделение ее сотрудников статусом государственных служащих требует пересмотра ряда положений, касающихся установления надежных гарантий правовой защиты и социальной поддержки сотрудников учреждений исполнения наказаний. В практике организации работы по социально-правовой защите персонала уголовно-исполнительной системы существуют определенные недостатки, которые возможно устранить лишь при соответствующем нормативно-правовом обеспечении.

Проанализировав современное российское законодательство, регулирующее службу в учреждениях исполнения наказания ФСИН РФ, правовое положение ее сотрудника, мы пришли к следующим выводам:

1) отсутствие специальной нормативной базы на практике приводит к необходимости применения к служащим учреждений исполнения наказаний правовой базы МВД РФ, а это зачастую является причиной возникновения правового вакуума;

) отсутствие чёткой правовой регламентации статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы, порядка прохождения службы в учреждениях исполнения наказания ФСИН РФ отрицательно сказывается на организации службы;

) правовая регламентация мер социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы разработана недостаточно. Следует развивать социальную сферу уголовно-исполнительной системы.

Исходя из этого автор считает необходимыми следующие меры по совершенствованию норм российского законодательства в области правового регулирования прохождения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и правового положения ее сотрудника, которые позволят в некоторой степени устранить пробелы в действующем законодательстве. Первоочередная задача - внесение изменений и дополнений в действующий Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», а также Положение о службе в органах внутренних дел:

1) изменить наименование Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» на более точное: «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»;

2) внести изменения в ч. 6 ст. 14 «Права учреждений, исполняющих наказания» Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», изложив в следующей редакции: «производить обыск осужденных и помещений, в которых они проживают, а также досмотр их вещей; производить личный досмотр иных лиц, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, транспортных средств, находящихся на территории исправительного учреждения, предприятий, учреждений, исполняющих наказания, и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, а также изымать запрещенные вещи и документы»;

)   п. 4 ст. 28 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» целесообразно представить в следующей редакции:

2) обеспечить в зависимости от характера и степени правонарушения и лиц, его совершивших, силы оказываемого противодействия, наименьшее причинение вреда осужденным, заключенным и иным лицам, обеспечить пострадавшим доврачебную помощь;

3) доложить непосредственному начальнику и начальнику учреждения в письменной форме (рапортом) в возможно короткий срок, но не позднее чем через 24 часа, о каждом случае применения физической силы, специальных средств и оружия;

) руководителю специальной операции доложить непосредственному начальнику в письменной форме (рапортом) в возможно короткий срок, но не позднее чем через 24 часа после окончания операции, о применении огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы во время проведения специальной операции»;

) п. 3 ст. 33 «Гарантии личной безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей» Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в следующей редакции: «Сведения о прохождении службы сотрудником уголовно-исполнительной системы могут предоставляться только с разрешения начальников учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, с письменного согласия сотрудника, за исключением случая, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью сотрудника, а также случаев, установленных Федеральным законом. Ограничивая эту информацию только теми данными сотрудника, которые необходимы для выполнения функций запрашиваемой стороной»;

6) внести в гл. IV статью 26.1. «Ограничения в реализации служебных обязанностей сотрудников уголовно-исполнительной системы»: «Сотрудники уголовно-исполнительной системы не должны исполнять свои служебные обязанности в случаях, когда они:

- временно нетрудоспособны;

находятся в состоянии аффекта;

не прошли соответствующую подготовку для осуществления служебных действий, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия»;

) считаем необходимым внести изменения в пункт 1 статьи 8 «Условия приема на службу в органы внутренних дел» Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации дополнить требованием «владение русским языком». Пункт «б» ст. 57 «Основания для прекращения службы» дополнить словами «приобретением гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации»;

) сформировать постоянно действующую комиссию при Управлении по работе с личным составом Федеральной службы исполнения наказаний по вопросам социально-правовой политики в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы.

В перспективе, жизненно важным является принятие закона «О государственной правоохранительной службе в Российской Федерации». Новый закон о правоохранительной службе позволит не только сохранить все имеющиеся в настоящее время льготы (льготное исчисление срока службы, минимальную выслугу для ухода на пенсию, выходное пособие и т.д.), но и создать надежные правовые гарантии их реализации. Новая законодательная база будет способствовать формированию нового взгляда на правовой статус сотрудников уголовно-исполнительной системы и установлению правовых, организационных и финансово-экономических основ службы.

Представляется также целесообразной разработка на базе этого закона Положения о государственной правоохранительной службе в учреждениях и органах УИС. На основе Положения Министерству юстиции России следует принять Инструкцию о порядке применения Положения о государственной правоохранительной службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в котором будут более детально и подробно регламентированы вопросы и особенности прохождения службы в УИС.

Модернизация механизма правового регулирования в учреждениях исполнения наказаний позволят создать условия, благоприятствующие намеченному развитию пенитенциарной системы, повысится престиж не только этого вида службы, но и самой уголовно-исполнительной системы в целом, как в стране, так и за рубежом, изменится отношение всего общества к системе, снизится слабая мотивация служащих к результативной работе, а также уровень коррупции в учреждениях исполнения наказаний. Кроме того, совершенствование действующего законодательства в области правового регулирования службы в учреждениях исполнения наказания ФСИН РФ даст стране дополнительные кадровые резервы. Изложенное выше позволяет сказать, что формирование современного механизма правового регулирования службы в учреждениях исполнения наказаний находится лишь на начальной стадии.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...