Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иерархичность строения индивидуального стиля деятельности




 

В.С. Мерлин считает, что индивидуальный стиль деятельности следует понимать не как набор отдельных свойств, а как целесообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный результат. Эта система имеет иерархическое строение и в ней можно выделить три уровня: 1) индивидуальный стиль реакций и движений, 2) индивидуальную систему операцией, 3) индивидуальную стратегию промежуточных целей для осуществления общего направления деятельности.

Мерлин считает, что иерархический уровень индивидуального стиля деятельности определяется тем, какие иерархические уровни индивидуальности по преимуществу его детерминируют. К уровням индивидуальности он относит:

1) систему индивидуальных свойств организма, в которую входят биохимические, обще соматические свойства и свойства нервной системы (нейродинамические);

2) систему индивидуальных психических свойств, в которую входят психодинамические (свойства темперамента) и психические свойства личности;

3) систему социально - психологических индивидуальных свойств, включаюущую в себя социальные роли в социальной группе и коллективе и социальные роли в социально- исторических общностях (класс, народ).

1. К первому уровню индивидуального стиля относятся режим питания и стиль моторной активности. Стиль моторной активности изучен в зависимости от свойст нервной системы. Например, при подведении к обрабатываемой детали токарь с подвижным типом нервной системы выполняет ряд толчкообразны движений, а для токарей с инертным типом нервной системы характерны плавные постепенно замедляющиеся движения.

2. Второй иерархический уровень индивидуального стиля характеризуется индивидуальной системой операций. Наиболее общий и основной его признак - соотношение ориентировочных, исполнительных и контрольных операций. В учебной работе при выполнении сочинений первый тип индивидуального стиля деятельности проявляется в том, ученик составляет подробный черновик, многократно исправляет его в целом и в деталях. Чистовая работа состоит лишь в переписывании. Второй тип индивидуального стиля заключается в том, что черновик имеет весьма общий схематический характер. На него затрачивается очень мало времени. Большая часть сочинения и детализация его плана осуществляются в ходе выполнения чистовой работы.

 

Темперамент и личность

 

Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств.

От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

Впечатлительность — это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.

Эмоциональность — это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более, чем у неэмоционального человека, выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид — это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.

Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.

Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного «Я». Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений и т.п.

Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.

Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и тормозимость. В первую очередь это способности, включающие в свой состав сложные и точные движения с непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.


Лекция 5. Понятие о характере. Основные подходы к определению характера.

 

Понятие о характере

 

Понятие «характер» впервые появляется в языке древних греков. Словом «характер» поначалу называли инструмент, которым ставили штамп, клеймо. Впоследствии слово «характер» переносится на сам отпечаток, оттиск, штамп, на саму метку.

Геродот под характером подразумевает черты лица, выступающие специфической меткой индивида. Позднее данное слово начинают употреблять для обозначения индивидуального своеобразия и психических черт человека.

Аристотель сужает представление о характере. Он, вслед за Платоном, использует термин «этос» (др. греч. ethos). «Этос» –это набор добродетелей, сформированных нравственных устоев. Добродетели приобретаются на основе привычек, созданных путём выработанного субъектом стандарта поступков.

Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе, самому себе и вещам. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»).

Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для одних существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность человека вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле — тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении с людьми, плывет по течению, зависим от обстоятельств, управляется ими.

Существует разделение черт личности человека на мотива-ционные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека. Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуру характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека. В-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу.

 

Структура характера

 

Характер представляет собой совокупность не изолированных друг от друга черт, а черт взаимосвязанных друг с другом, образующих целостную систему. В ней выделяют доминирующие и второстепенные черты характера.

Доминирующие черты характера проявляются во всех видах деятельности, при любом общении человека с другими людьми. Они определяют психологический облик личности. Второстепенные черты характера обычно является дополнением к доминирующим чертам и подчинены им. Между доминирующими и второстепенными чертами может быть гармония, следовательно, характер цельный, непротиворечивый. Если наблюдаются противоречия, то характер называется противоречивым.

Если в характере человека отсутствуют доминирующие черты, то такой характер называется неопределенным. В зависимости от того, к какой сфере психики относятся черты характера, в структуре характера выделяют четыре группы черт:

1) интеллектуальные черты характера (легкомысленный, вдумчивый, беспечный, любознательный и пассивный).

2) нравственные черты характера (принципиальность, доброта, честность, правдивость).

3) волевые черты характера (настойчивость, выдержанность, мужество, смелость).

4) эмоциональные черты характера (добросердечность или жестокость, чуткость, сентиментальность).


 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...