Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прямой эфир на радио и ТВ: традиции и новаторство.

 

53. Информационное агентство ЮСИА. 5 Мировых информагентств: АП, ЮПИ, Рейтер, Франс пресс и ИТАР ТАСС (могут распространять информацию четырех видов во все регионы мира). Проблема: СМИ развивающихся стран активно пользуются услугами мировых информагентств, игнорируя при этом свои, национальные (и мировые, конечно, не помешают, но нужен фильтр). Мировые информагентства обеспечивают 80-90% новостей международной жизни в таких странах, как Бирма, Шри-Ланка, Непал.На особом месте находится информационное агентство США – ЮСИА. Формально оно было создано американским конгрессом 01.08.1953 г. для ведения психологической войны. Предыстория ЮСИА такова: Для изучения эффективности американской внешнеполитической пропаганды в 1947 г. за рубеж была направлена делегация конгресса США, по итогам работы которой был принят закон, заложивший основы реорганизации пропагандистского аппарата. Ранее существовало Управление психологической войны, которое занималось внешнеполитической пропагандой. При президенте Трумэне вместо него было учреждено Управление по координации операций, ставшее основой для основанного вскоре Информационного Агентства США. Американский исследователь Соренсен признавал, что ЮСИА было рождено на волне холодной войны. При президенте Картере ЮСИА было реорганизовано в Управление по международным связям (УМС), при этом ему были переданы некоторые подразделения госдепартамента, а бюджет резко увеличен. А уже президент Рейган вернул этому пропагандистскому ведомству его прежнее название. ЮСИА работает в тесном контакте с Советом национальной безопасности и государственным департаментом. Заграничная служба информации – ЮСИС имеет информационные посты, центры и отделения информации. Деятельность всех сотрудников ЮСИС определяется секретным «планом по стране» и контролируется послами США. ЮСИА издает около 10 журналов на 18 языках, распространяет тематическую информацию по компьютерным сетям, поставляет их агентствам новостей. Бюджет ЮСИА – около 1 млрд. долларов. Численный состав персонала – около 10 тыс. чел. В последние годы начали налаживаться контакты ЮСИА с РБ. Заключены соглашения об обмене актуальной информацией, преподавателями русского и английского языков. Хотя с 1967 по 1983 гг. количество информационных постов ЮСИА и сократилось с 230 до 206, но при этом число стран, в кот. Они расположены достигло 127. Это на 15 больше, чем в 1967 г. В среднем на каждую страну, где размещает посты ЮСИА, приходится 5 американских и 24 иностранных служащих. Одновременно с сокращением персонала агентства зарубежом, возросла численность персонала ЮСИА в США. Увеличение произошло в основном за счет «Голоса Америки» и создания под его эгидой «Радио Марти». В 1997 г. достигнута договоренность с крупнейшей иноязычной телесетью «Унивизьон» в предоставлении «ТВ – Марти» телепрограмм.

 

54. Система аудиовизуальных СМИ Беларуси. По состоянию на 1 февраля 2005 года в Министерстве информации Республики Беларусь зарегистрировано 202 теле- и радиопрограммы: 149 программ радиовещания, из которых 130 – государственной формы собственности, 19 – негосударственной формы собственности и 53 программs телевещания, из которых 28 - государственной формы собственности, 25 - негосударственной формы собственности. Следует отметить, что за 2004 год в деятельности Белтелерадиокомпании, ЗАО "Второй национальный телеканал" и ЗАО "Столичное телевидение" наблюдаются тенденции к увеличению объема программ собственного производства, расширению спектра общественно-политического и информационного вещания, которое является ключевым в вещательной политике телерадиоканалов. В информационных и информационно-аналитических программах "Первого национального телеканала", телеканалов "ОНТ", "СТВ", "Лад", а также программах белорусского радио регулярно освещаются мероприятия с участием Главы государства, В рамках информационно-аналитических программ созданы специальные рубрики, посвященные 60-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, ходу исполнения в республике Директивы №1 об обеспечении общественной безопасности, выполнению Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, пропаганде отечественных товаров и услуг, формированию здорового образа жизни, возрождению села, успехам белорусских спортсменов на международной арене, укреплению положительного имиджа государственных символов, работе молодежных организаций и другое. Так, информационное вещание Белтелерадиокомпании увеличилось за 2004 год более чем в 2 раза и представлено следующими программами: на "Первом национальном телеканале""Новости", "Панорама. Информационный канал"; "В центре внимания"; "Вокруг планеты"; "Зона Х", "Земельный вопрос", "Деловая жизнь". На телеканале "Лад" информационное вещание представлено программами: "Новости"; "Регион". Телеканал «Лад» был создан в соответствии с указом Президента от 23 апреля 2003 г. и начал вещание в октябре 2003 г. Яканюк. На телеканале "ОНТ" объем информационного вещания в 2004 году увеличился более чем в 2 раза по сравнению с 2003 годом. В эфир выходят информационные программы: "Наши новости", "Наше утро", "Контуры", а также программа "Особое мнение" и ток-шоу "Выбор". На телеканале "СТВ " в 2004 году информационно-аналитическое вещание увеличилось по сравнению с 2003 годом на 70%. На сегодняшний день оно представлено следующими программами: информационно-новостными выпусками "24 часа", "168 часов", "Минск и минчане", "Тема дня", "Минщина", "Эксперт". В целях интеграции Беларуси в международное информационное пространство создан спутниковый Канал «Беларусь-ТВ». РАДИО - Первый Национальный канал Белорусского радио На Белорусском радио выходят следующие информационные программы: "Радиофакт", "Постфактум", "Регион", "Тема дня", "Прямая линия" и др.- Радиоканал "Культура"- Радиостанция "Беларусь"- Радиостанция "Столица"- Радиостанция "Радиус-FM"- Пять областных телерадиокомпаний.

 

55.Лингвистичная организация публицистического текста. Лінгвістыка тэксту (Т) вывучае унутраную арганізацыю, спосабы, прыёмы пабудовы Т. У лінгвістыцы публіцыстычнага Т ен (Т) разглядаецца як СКЦ (складанае камунікатыўнае цэлае, якое акрамя інтралінгвістычных фактараў утрымлівае у сабе экстралінгвістычныя – устаноўкі, мэты, задачы адрасанта і адрасата, веды пра акаляючы свет, думкі. Т – складаная іерархія ведаў. Акрамя сугуба лінгвістычнай інф- цыі існуе экстралінгвістычная інф. Ван-Дэйк “Язык познанія коммунікаціі” Т вывучаецца як камунік. з’ява Функцыі Т: акумулятыўная (назапашвае веды, вопыт) кагнетыўная (познанія) Лінгв. Публіц. Т – адгалінаванне. Тут Т абмежаваны жанрава. Методыка грунтуецца на асн. Прынцыпах: гістарызму – ёсць лексічн. Грам. Развіцце мовы, “бабыль” – раней беззямельны, зараз – не жанаты) узроўневага падыходу - даследав. Фанет. Арганізацыі Т, сінтакс., марфал., лексіка-семант. Арганізацыя каардынацыі прыватнага і асобнага – улічваецца акрамя агульнамоўнага, яшчэ і індывідуальна- аўтарскае. Узаемаабумоўленасць формы і зместа “ у бубны дахаў вецер б’е” – для узмацнення уплыву Т. Метады: лінгвістычнага эксперыменту – спец. Падмена лінгв. Факта у Т іншым. Семантычна – стылістычны метад – даслед. Індыв.-аутарскія выкарыстанні,граматычныя формы, якія не упісваюцца у звыклую сістэму словаўжывання. Усведамленне сац-культурнай атмасферы твора або часу напісання твора адыгрывае вялікую ролю (аналіз верша “Адкажы”) Лексіка-семантычны метад – вольны прыём аналізу. Чалавек можа вызначыць тыя ці іншыя асаблівасці Т у сілу сваёй кампетэнцыі. Супастауляльна- стылістычны пры даследаванні розных рэдакцый аднаго Т – падабенства і адрозненні у моўным афармленні аднатыповага зместу.

 

56. Особенности печати Германии. Основные характеристики печати Германии: периодичность (ежедневные и те газеты, которые и 2-3 раза выходят в неделю); региональные, местные (оч. качественные) и надрегиональные (областные); аудитория (качественная, кач.-массовая, бульварная). Почти вся пресса надрег. - качественная. Кач-массовая в основном региональная; принадлежность к информ. Группе или издательскому концерну. Сегодня насчитыв.10 крупнейших газетных концернов: Аксель Шпрингер, ВАЦ, Штутгартер, Ди райнфальд, Ду Монт, Грунер унд, Яр и т.д. В руках первых 5 концернов сконцентрир.41,8% всех тиражей ежедневных газет. К крупнейшим информационным магнатам принадлежат владельцы 3 концернов – Бартсельман, Бурда и Шпрингер. Всего в ФРГ вых.408 ежедн.г-т, 28 еженедельников, 745 публичных журналов, 988 спец.изданий. В Вост.Германии сущ.газетные группы: «Берлинер цайтунг» и «Берлинер морган». Изд-во Акселя Шпрингера – крупн. Газ.изд-во Европы. Там издаются: 1 – межрегион. немецк. ежедн.г-та «Билд цайтунг», 2 – вечерняя г-та «Хамбургер абенблат», 3 – воскресные г-ты «Билдам зонтаг», «Велт ам зонтаг», радио и тележурналы. Шпрингер не только самый известный издатель, но и газетный магнат, проводивший национально-консервативную и яркую антикоммунистическую издательскую политику. Ему удалось завоевать ведущие позиции на рынке ежедневных и воскресных г-т и развлекат.ж-лов. В 1998 г.на печатной продукции к.Ш. приходилось почти 23, 8% совокупного тиража германской ежедневной прессы. После смерти Шпрингера в 1985 г., концерн продолжал действовать на рынке ежедневных г-т. Он явл.совладельцем ряда газетных изданий на Севере Германии. Участвует в деят-ти частных теле и радиокомпаний и расширяет своё присутствие на европейском рынке. Он создаёт СП в Венгрии. Вместе со швейцарской фирмой издаёт в Словакии и Чехии21 г-ту и ж-л. В 98г. оборот к.составлял почти 4,6 млрд.марок. Бартсельман – к.вырос из неьбольшого книжного изд-ва и стал крупным по обороту евр.концерном в обл.СМИ. В 97-98гг.его оборот достиг 23 млрд.марок. Благодаря большим инвестициям на американском рынке СМИ, Бартсельман явл.крупнейш.изд-лем англоязычной л-ры, совладельцем различных клубов любителей книги, типографий. Финансовую базу для экспансии концерт создал за счёт создания клубов любителей книги и музыки. Благодаря этому, он смог действовать на рынке г-т и ж-лов, учав.в издат.и типографииделе, в пр-ве бумаги, в деят-ти муз.издат., кино, радио и телекомпаний. Бурда – в этом изд-ве (оборот в 1992г. = 1, 35 млрд.марок) выходят, среди прочих ж-лов, ж-лы «Fokys», «Forbes», «Bunte». В Вост.Германии в киосках можно найти издательские ж-лы типа «Супер ТВ», в Шверине издат.приобрело народную г-ту, а в Ростоке – последние Северо-герм.новости. Крупный тираж у региональных таких как (более 1 млн.) Вестдойче Алдэмайне, Фрайе прессе, Райнише пост, Бэ Цэ (издаются в доме Шпрингера). ТВ. В Германии зарегистрировано 10 публично-правовых телерадиокомп. Публично-прав. Статус был выбран, чтобы обеспечить независимость ТК от гос-ва. Надзор, контроль за СМИ осуществляют Совет по вопросам радио и телевещания и Совет по вопросам управления и генеральный директор. Чтобы закупать продукцию для ТВ, земельные радио ТВ станции «Дойчланд радио» и «Немецкая волна» объед. В Рабочее сообщество публично-правовых телекомпаний ФЕд. РЕс. Гер. (Ард). Составление телепрограммы АРД Первой программы германского ТВ координирует Программная конференция. Все земельные каналы делают для АРД продукт. Важные информпрограммы: «Тагесшау» (новости дня) и «Тагестемен» (темы дня). Они готовятся в редакции «Норддойчер рундфунк» в Гамбурге. АРД вещает 24 часа. В веч. Аремя идут региональные передачи. 40 % - информпрограммы, 60 % игровые, спортивные, муз. И развл. В Нюрнберге есть Общ-во по исследованию потребления. Спустя нес. Часов после программы есть сведения о кол-ве зрителей. Это регулирует рекл. время. Качества: сообразительность, усердие, надежность и чувство языка.

 

57. Газеты «Наша доля», «Наша нива». «Наша доля» - первое легальное периолическое издание на белорусском языке. Общетсвенно-политическая и литературная газета.выходила с 01.09 до 01.12 1906 года в Вильне кирицей и латиницей. Издавалась группой мелко-буржуазной и левонародницкой национальной партией «Беларусская сациалистическая грамада». Редактировал и издавал И. Тукеркес. Активнное участие в образовании газеты и издании первых номеров принимала Цетка (белорусская поэтеса). В передовой статье к читателям газета выступала за участие в революционном движении, социальную и экономическую свободу, развитие самосознание рабочих и крестьянства, просвещение и народный язык.Публиковались остро-пкублицистические статьи и агитационные артикулы, в которых вскрывалась антинародная политика царизма. Газета информировала про революционные события в стране. Этими темами и идеей проникнуты опубликованные произведения Цетки (повесть «Присяга над кровавыми разорами. Первое стихотворение Я. Коласа «Наш родный край».Некоторым материалам свойственны склонности в сторону либерализма и просвещения. После 4-го номера в результате раскола редакции создается газета «Наша нива». Вышло 6 номеров. На газеты неоднократно накладывался арест, а редакция привлекалась к криминальной ответственности – по судебному приговору издание газеты запрещается, а редактор приговаривается е тбремному заклбчению на 1 год. Газета «Наши нива» - общетсвенно-политическое, научно-популярное и литературно-художетсвенное издание, которое выходило на белорусском языке в Вильне с 10.11 1906 по 07.08.1915. Издавалась группой мелко-буржуазной и левонародницкой национальной партией «Беларусская сациалистическая грамада». Редакция – издатели С. Волький, А. Власов, Я. Купала. Социально-политичекая позиции газеты – противоречивые, зависили от конкретной ситуации, точки зрения редактора и автора. Совмещали оиберально-просветительские и революционно-демократические взгляды. «Н.н.», высступала против велокодержавной политики царизма и шовинизма польских церковных кругов, в некоторых случаях пропогандировала националистические идеи обособленной жизни белорусов. Выступала за освещение освободительного движения, тяжелой жизни белорусских эмигрантов, свободу печати, совести, развитие национальной культуры всех народов. Важной задачей считала всестороннее развитие духовной культуры белорусского народа, создание оригинального белорусского стиля в поэзии, театре,музыке и изоброзительном искусстве. Она поддерживала все формы народного творчества. Только в первые три года в «Н.н.» напеччатано 246 стихотворений 61 поэта, 36 прозаиков, 91 повесть, 906 корреспонденций. На ее страницах впервые увидели свет многие произведения Я купалы (Поэмы «Курган», стихотворения и примерно 30 статей). Я. Колас публиковал 125 стихотворений, 40 рассказов, отрывки из «Новой земли», статьи. Газета способствовала становлению белорусской культуры. Ее работники проводили организационно-художественную, научную работу в главной белорусской книжной типографии, создали теартрально-музыкальные кружки и профессиональные коллективы, способствовали становлению театра Буйницкого, создали белорусский музей в Вильне. «Н.д.» – першае легальнае перыядычнае выданне на бел.мове. Грамадска-палiтычная и лiтаратурная газета (выходзiла з 01.09.да 01.12. 1906 г. у Вiльнi кiрылiцaй i лацiнiцай). Выдавалася групай дробна-буржуазнай i леванароднiцкай нац.партыяй «Беларуская сацыялiстычная грамада». Рэдагавау i выдавау И. Тукеркес. Актыуны удзел у стварэннi газеты i выданнi першых нумароу прымала Цетка. У перадавым артыкуле да чытачоу газета выступiла за удзел у рэвалюцыйным руху, сац.i нац.свабоду, развiцце самасвядомасцi рабочых и сялян., асвету, нар.мову. Друкавалiся востра-публiцыстычныя i агiтацыйныя артыкулы («Што будзе?», «Усяго патроху», «Даход расiйскага цара», «Пагром», «Колькi стояць рускiя генералы?», «Старое лекарства»), у якiх выкрывала антынародную палiтыку царызму. Iнфармавала пра рэв.падзеi у краiне. Гэтымi тэмамi i идэяй прасякнуты надрукаваныя творы Цеткi(верш «Наш палетак» и апавяданне «Прысяга над крывавымi разорамi», 1-ы верш Я.Колса «Наш родны край» - 1.09. 1906 г.- першае выступленне паэта у друку, «Беларусам», «Асеннi вечар», апавяданне «Слабада» i iнш.) Асобным матэрыялам уласцiвы хiстаннi у бок лiбералiзму и асветнiцтва. Пасля 4-га нумару у вынiку расколу рэдакцыi утвараецца газета «Наша нiва» (лiт.-маст.). Выйшла 6 нумароу. На газеты неаднаразова накладвауся арышт, а рэд. прыцягвалi да крымiнальнай адказнасцi 11.01. 1907 – па судоваму прыгавору выданне яе забараняецца, рэдактар прыгавораны да турэмнага зняволення на 1 год. Газета «Наша нiва» – грам.-палiт., навук.-папул. И лiт.-маст. газета, выдав. штотыднева на бел.мове у Вильнi. З 10.11. 1906 да 07.08.1915. кiрылiцай i лацiнiцай. Утворана кiруючай групай дробнобурж.леванароднiцкай нац.партыяй БСГ. Рэдакцыя – выдауцы С.Вольскi, А.Уласау (з 08.12.1906),Я.Купала (з 07.03.1914-рэдактар, а з 16.05 – рэдактар-выдавец). Сацыяльна-палiтычная пазiцыi газеты – супярэчлiвыя, залежылi ад канкрэтнай ситуацыi, светапогляду рэдактара и аутарау. Сумяшчалi лiберальна-асветнiцкiя i рэв.-дэмакратычныя погляды. «Н.н», выступаючы супраць вялiкадзяржаунай палитыкi царызму i шавiнiзму польскiх клерыкальных колау, у асобных выпадках прапагандавала нацыяналiстскiя iдэi адасобленага жыцця беларусау. Выступала за: асвятленне вызваленчага руху, цяжкага жыцця бел.эмiгрантау, свабоду слова, друку, сумлення, развiцце нац.культуры усiх народау. Важнай задачай лiчыла усебаковае развiцце духоунай культуры бел.народа, стварэнне арыгiнальнага нац.стылю у паэзii, прозе, тэатры, музыцы i выяуленчым мастацтве. Яна падтрымлiвала усе формы народнай самадзейнасцi. Толькi за 1-ыя 3 гады у «Н.н» надрукавана 246 вершау 61 паэта, 36 празаiкау, 91 апавяданне, 906 карэспандэнцый. На яе старонках упершыню пабачалi свет многiя творы Купалы (паэмы «Курган», «Бандароуна», 170 вершау i прыкладна 30 артыкулау). Колас =- 125 вершау, 40 апавяданняу, урыукi з «Новый зямлi», артыкулы. М.Багдановича, Цеткi, Бядулi, Гартнага, Гарэцкага, Каганца. Газета садзейничала станауленню бел. лiт.(артыкулы Багдановiча, Гарэцкага, Палуяна). Яе супрацоунiкi праводзiлi арганiзацыйна-мастацкую, навуковую працу у галоунай беларускай кнiгадрукарнi, стваралi тэатральна-музыкальныя гурткi i паупрафесiянальныя калектывы, садзйнiчала станауленню тэатра Буйнiцкага, стварылi Бел.музей у Вiльнi. На старонках «Н.н» складвалiся граматычныя нормы бел.мовы.

 

58. Проблемы международной жизни в СМИ. К сожалению, современное инф-ное и коммуникационное пространство х-ся глобальными противоречиями сложившихся реальностей распространения новостей между индустриальноразвитыми и развивабщимися регионами, порождающих неравенство и несбалансированность и диспропорции в СМИ. Такая несправедливая практика международного обмена фактами и идеями вызывает закономерное опасение миллионов людей. Массовое распространение сообщений, отвечающее интересам одних государств и ущемляющее полит., экон., соц. И к-рное развитие других, явл. Мощным средством геополитического давление на остальные, в технологическом отношении, страны. Такое негативное воздействие на равноправный обмен информации явл.причиной обострённых соц.-политич.дебатов на уровне глав государств и глав правительств в ООН, ЮНЕСКО, др.авторитетных организаций. Становится очевидным, что не может идти и речи о свободной и отвечающей национальным интересам политике в сфере СМИ без взаимопонимания гос-в в строительстве справедливого и равноправного информационного и коммуникационного пространства, без ликвидации этих условий в распространении новостей, к подтасовке сообщений и фактов в угоду одних гос-в и ущемления нац.интересов других. Не удивительно, что в начале 90-х гг. противодействия развивающихся стран при таком положении дел обострились и приняли глобальный масштаб в международных отношениях. Н-р, встречи глав гос-в в Мехико, Каире. Эти форумы – свидетельство того, что большинство стран уделяют большое внимание разработке нац.политики в сфере мирового инф-го и коммуникатпространства. Идея нов.инф.порядка содержит 2 осн.момента: 1 – необходимость выработки и утверждения норм международного обмена инф-ции на демократич.основе, 2 –необходим.созд-я систем массовой коммуник., охватывающей, в равной степени, весь мир и позволяющей осуществлять этот обмен равномерно, в интересах др.стран. Сегодня в миренасчитывается около 50 транснациональных информационных корпораций. Практически все они нах. в США, Франции, Англии, Германии, Испании. Контролируют 80% тиража ежедневных г-т, 90% - радио международного диапазона, 95% мощн.диапозона междунар.ТВ. США – Джордж Буш заявил о том, что изменения в американской иммиграционной политике могут позволить миллионам нелегальных иммигрантов, находящихся в США, узаконить свой статус. Одна из причин – нехватка дешевой рабочей силы. Бывший министр финансов Пол О`Нил обвинил американского президента Дж.Буша в несостоятельности как руководителя и нечестности как политика. Книга журналиста Рона Зюскинда «Цена преданности» базируется на информации, получнной от Пола О`Нила: в первые 100 дней правления администрации Буша ее члены рассматривали возможность начала войны с целью устранить Саддама Хусейна от власти. В ходе совещаний членной администрации президент напоминал «слепого в компании глухих». Администрация Буша стремилась к ослаблению доллара. Война в Ираке – год спустя. Во многих крупных городах мира 20 мара прошли крупные антивоенные манифестации, приуроченные к 1-й годовщине начала войны в Ираке. Косово – проходят самые офесточенные столкновения между сербами и албанцами за последние 5 лет. В крае начались массовые погромы – уничтожаются православные церкви, разворовывается имущество сербов. Убиваются на только сербы, но и полицейские ООН, и натовские военные – этническая чистка. Грузия – новый президент (избран 4 января) – Михаил Саакашвили – самой главной проблемой называет коррупцию – обещает начать кампанию по борьбе с ней. Россия торопится завершить переговоры о вступлении в ВТО до конца 2004 г. К сожалению, современное инф-ное и коммуникационное пространство х-ся глобальными противоречиями сложившихся реальностей распространения новостей между индустриальноразвитыми и развивабщимися регионами, порождающих неравенство и несбалансированность и диспропорции в СМИ. Такая несправедливая практика международного обмена фактами и идеями вызывает закономерное опасение миллионов людей. Массовое распространение сообщений, отвечающее интересам одних государств и ущемляющее полит., экон., соц. И к-рное развитие других, явл. Мощным средством геополитического давление на остальные, в технологическом отношении, страны. Такое негативное воздействие на равноправный обмен информации явл.причиной обострённых соц.-политич.дебатов на уровне глав государств и глав правительств в ООН, ЮНЕСКО, др.авторитетных организаций. Становится очевидным, что не может идти и речи о свободной и отвечающей национальным интересам политике в сфере СМИ без взаимопонимания гос-в в строительстве справедливого и равноправного информационного и коммуникационного пространства, без ликвидации этих условий в распространении новостей, к подтасовке сообщений и фактов в угоду одних гос-в и ущемления нац.интересов других. Не удивительно, что в начале 90-х гг. противодействия развивающихся стран при таком положении дел обострились и приняли глобальный масштаб в международных отношениях. Н-р, встречи глав гос-в в Мехико, Каире. Эти форумы – свидетельство того, что большинство стран уделяют большое внимание разработке нац.политики в сфере мирового инф-го и коммуникатпространства. Идея нов.инф.порядка содержит 2 осн.момента: 1 – необходимость выработки и утверждения норм международного обмена инф-ции на демократич.основе, 2 –необходим.созд-я систем массовой коммуник., охватывающей, в равной степени, весь мир и позволяющей осуществлять этот обмен равномерно, в интересах др.стран. Сегодня в миренасчитывается около 50 транснациональных информационных корпораций. Практически все они нах. в США, Франции, Англии, Германии, Испании. Контролируют 80% тиража ежедневных г-т, 90% - радио международного диапазона, 95% мощн.диапозона междунар.ТВ.

 

59. Информационное пространство РБ – основные характеристики. Основные массово-информационные средства: газеты, журналы, радио, ТВ. Новый вид СМИ – Интернет. Медиа-ландшафт РБ на сегодня: 1300 СМИ (более 800 газет, 400 журналов, 50 бюллетеней, 8 информационных агентств и др.). Сегодня каждая редакция чувствует на себе возрастающее «давление потребителя» информационного продукта. Аудитория реально воздействует на существование каждого издания, радио, ТВ-программы. Читатель в частности вынужден ограничивать свой выбор дешевым информационным продуктом. Газетно-журнальный рынок перенасыщен. Найти свою нишу очень сложно. Журналисты вынуждены ориентироваться на специализированные тематические издания, журнальный тип или еженедельный «фактосбор-дайджест». Неупорядоченность системы и механизмов подписных цен на периодические издания. Фактические подписные тиражи падают. И это при том, что количество изданий растет, хотя и малыми темпами. В РБ – 3 типа белорусской журналистики по критериям экономического обеспечения и политических приоритетов:

1) бюджетнофинансируемые СМИ;

2) коммерческие СМИ;

3) СМИ общественных организаций, - эта триада и определяет информационный климат Беларуси.

Типологический анализ системы СМИ РБ. 1) по региону распространения: общенациональные (или центральные) издания: «Советская Белоруссия», «Республика», «Белорусская дело­вая газета», «Народная газета», «Звязда»; региональные газеты (обслужи­вающие отдельные регионы страны): «Свобод­ное слово» - города Рогачева и района, «Новая Борисовская газета» -города Борисова. 2). В зависимости от учредителя: негосударст­венными и непартийными органами - «7 дней» (учред редакционный коллектив, редак­тор- Лемешонок), «Народная газета»(учред ред коллектив, редактор -Шиманский), «Вечерний Минск» (учред ред коллектив, редактор- Свир-кунов). Государственные: газета «Беларуская думка» (учред Администрация Президента, ре­дактор- Величко), «Звязда» (учред Совет Рес­публики. Национальное собрание, Палата пред­ставителей, Совет министров, редактор- Наркевич). Партийные- «Товарищ» (учред -Центральный комитет партии коммунистов РБ). 3). По аудитории: специализированная пресса -«Медицинский вестник», «Белорусский тракто­ростроитель», «Главный бухгалтер» - профес­сионально- отраслевые издания; для женщин-«Гаспадыня», «Алеся»; для подростков «Пере­ходный возраст» «Знамя юности». Пресса «для всех», универсашные издания: «7 дней», «Ве­черний Минск». 4). Качественная и массовая пресса (досуговая). Система СМИ подразделяется на: 1). печатная пресса; 5). Аудиовизуальные СМИ(радио. ТВ, документ фильмы): 6). Информационные службы (пресс- службы, Пиар, рекламные бюро, телеграфные агснства). 7) Наука: «Весник БГУ» - учр-ль – БГУ, редактор – Рудь, научно-теоретичнский журнал. Язык – р и б, тираж – 10.000 «Банкауски весник»- экономика, финансы, культура Сельскохозяйств. Издания, транспортн., предпринимательск., здравоохран. 8) Культура: ж-лы «Маладосць»- редактор Далидович, «Мастацтва» - редактор Дударев, «Литаратура и мастацтва» - редактор Некляев 9) Издания о спорте и туризме, молодежные издания: г-та «Знамя юности»- учр-ль Госком. По делам молодежи, редактор Гуковский, язык – р., тираж – 30.742 «Чырвоная змена» - учр-ль – ЦК БСМ, редакция г-ты «Чырвоная змена», редактор – Карлюкевич. +54.

 

60. Технология подготовки программ ТВ и радио.

 

61. Лид. Первый абзац, именуемый обычно журналистами “лидом” (“развернутый подзаголовок” – от того же английского корня, что и “лидер”) – самый важный абзац во всей статье. Он может возбудить в людях желание дочитать до конца, а может оттолкнуть, и тогда они поищут что-нибудь интереснее. Единственный способ заставить читателя продолжать чтение после лида – написать его хорошо. А для этого следует всегда помнить несколько общих правил: 1. Цель лида – завладеть интересом читателя и задать тон статье, которой он предшествует. 2. Он должен быть ясным и понятным. Читая его, читатель должен задаться одним-единственным вопросом: хочу ли я прочесть эту статью? Ответом почти наверняка будет “нет”, если первый абзац двусмыслен. 3. Он должен быть самодостаточным. За исключением определенной категории очерков, смысл лида не должен зависеть от того, что идет после него. Равным образом, в нем не должны оставаться неразъясненными никакие факты, лица, события, организации и т. д. – если только в этом нет особой необходимости. 4. Никогда не начинайте статью с придаточного предложения. Например: “Несмотря на растущее число убийств...”. Это медленный подход, он уводит от главной мысли статьи и сбивает читателя. Придаточные предложения в начале фразы вообще имеют отвлекающее свойство, и поэтому их следует пореже использовать и далее в тексте. 5. Никогда не начинайте статью с чисел, написанных цифрами. 6. Никогда не начинайте статей с официальных титулов или полных наименований учреждений. Если вы начинаете со слов “Управление министерства сельского хозяйства и водных ресурсов по контролю за чистотой окружающей среды объявило вчера...”, читатели бросят читать, так и не узнав, что рыба, выловленная в их реке, отравлена и есть ее нельзя. Начните лучше либо с краткой формы названия, например: “Государственные эксперты по экологии”, а еще лучше – сообщите, что случилось, а названия упомяните позже. 7. Как можно реже начинайте с цитат. Начав статью с цитаты, вы сбиваете читателей с толку, поскольку, пока вы им не сообщите, они не будут знать, кто именно говорит это. Есть всего несколько случаев, когда хорошо начать с цитаты, но в этих случаях немедленно должен быть назван ее автор. 8. Не растягивайте первый абзац. Совет называется “Притча о друге на холме” и звучит так: “Представьте себе, что вы прогуливаетесь за городом и в голове у вас – вся информация о некоем сюжете. Вдруг вы замечаете на вершине холма друга, которому будет интересно услышать вашу историю. Вы бежите к нему, все выше и выше, и когда добираетесь до него, у вас остается дыхание только на одну фразу, после чего вы рухнете без сил. Какие слова вы выпалите? Вот это есть лид”. Существуют вариации на эту тему. Например, вообразить, что вы посылаете телеграмму о вашей статье. Слово стоит 5 долларов, и платите вы из своего кармана.Типы лидов: 1. Повествование. Это лид из разряда хронологических. Обычно используется в очерках, но порой и в информационных сообщениях, где вопрос “как это произошло” более важен или интересен, чем “что именно произошло”. 2. Анекдот. Крайне важно, чтобы ваш “анекдот” был хорош и к месту. 3. Затяжной прыжок. Это лид из нескольких абзацев, где реальное событие приберегается под конец, как кульминационная фраза анекдота. 4. Одним ударом (Одиночный “выстрел”, состоящий иногда из двух-трех слов: “Налоги рванули вверх”.) Здесь все содержание сконцентрировано в одном выразительном предложении. Смерть Гитлера -- британская “News Chronical” начала свою статью одной сильной фразой: “Самый ненавидимый человек на свете мертв”. 5. Обзорный Лид. Он к месту, когда надо выделить главные моменты в сложной цепи событий. Это вступление используйте также, когда ни один из аспектов истории не представляет из себя чего-то особенного, а основной интерес – в том, что произошла некая последовательность событий. 6. Лид-объяснение. Он очерчивает территорию, на которую автор заводит читателя. Он сходен с обзорным лидом, но больше сродни кино-афише, дающей общее представление о содержании картины. 7. Шокирующий лид-загадка. Это вступление, в котором автор ошарашивает читателей эксцентричной фразой в надежде, что они заинтересуются ею настолько, что продолжат чтение. 8. “Представьте себе”. Этот лид, похожий на театральную ремарку с описанием сцены нового действия, хорош в длинных очерках. Лучше всего, если в таком вступлении есть какая-то подробность из разряда “часы пробили тринадцать раз”. 9. Вопрос. Опасный случай, поскольку читатели вполне могут немедля ответить на ваш вопрос и пропустить статью. Поэтому лучше не задавать им прямые, легкие вопросы. 10. Шутка. Один из самых распространенных типов вступления. И один из тех, что удаются реже всего. Но если читатели почувствуют, что попали в веселую компанию, то обязательно продолжат чтение.11. Философский лид Это вступление к очерку, которое пытаются написать чаще всего и которое удается реже всего. Его суть в том, чтобы выступить с каким-нибудь широким, общим утверждением, которое по идее должно звучать глубокомысленно, а это получается редко. Не забывайте – мысль о судьбах человечества, пришедшая вам в голову накануне сдачи статьи, вряд ли будет казаться такой же глубокой на следующее утро. 12. Ложная посылка Относится к тому же разряду, что и предыдущая, но в этом случае утверждение делается с единственной целью – в пух и прах разнести его на протяжении всей статьи. 13. Исторический Лид Статья в этом случае начинается со справки по истории вопроса, например: “В 1948 году правительство Руритании постановило закрыть границы государства. Тем самым был положен конец давней традиции этой страны – гостеприимству по отношению к иностранцам”. Во вступлениях этого типа либо исторический факт сам по себе должен быть достаточно интересен, чтобы завладеть вниманием читателя, либо поворот должен быть достаточно захватывающим. В противном случае лид будет производить вялое впечатление. Почти всегда будет лучше переработать его, опираясь на информацию из второго абзаца.14. Подробность Это такой лид, для которого вы сначала обыгрываете одну незначительную деталь, а уже потом даете общий план. 15. Загадка. Это безусловно ошибочный лид, некое “псевдовступление”. Обычно он принимает одну из двух форм. Первая – неудачная шутка, как в статье о новом спортивном автомобиле: “В сторонку, девушки – приближается изогнутый объект желания, который вскоре вытеснит вас из мечтаний ваших мужчин”. Виды: жесткий (инфо о сенсациях) и мягкий (инфо с подробностями и деталями).

62. Газета «Звезда». Первой большевистской газетой в Беларуси стала «Звязда» (27 июля 1917г.). Сначала функционировала как орган Минского комитета, а потом – Юго-западного комитета РСДРП (б). У ее истоков стояли Фрунзе, Месников, Кнорин. Была зарыта Временным правительством 25 августа, 15 сентября начала выходить под названием «Молот». Снова запрещена 6 октября. Но 8 октября вышла под названием «Буревестник». После победы октябырьской революции с 1 ноября 1917 года снова выходит под названием «Звезда». До 1925 года она печаталась на русском языке, с 1927 на русском и белорусском, с 9 августа – послностью перешла на белорусский язык. Гаезта первой сообщила белорусскому народу о победе Октябырьской революции. Не первой странице газеты «Буревестник» был напечатан приказ номер 1 исполнительного комитета советских рабочих и солдат. Сообщалось, что в Петрограде и в Минске 25 октября 1917 власть перешла в руки Советов. В Белоруси в то время сложилась сложная политическая и экономическая обстановка. Часть территории была оккупированна немецкими войсками. На свободной от оккупации территории в конце 1917- начале 1918 годов были созданы местные органы власти. 9 ноября начал действовать Областной исполнительный комитет Западной комуны и фронта как высший орган Советов на белорусской земле. Газета вела борьбу против колониальной политики Германии. основными издательскими центрами стали Минск, Витебск, Могилев и Гомель. После изгнания немецких захватчиков, 30-31 января 1918 года было решено 1 съездом Компартии Беларуси – создать БССР, что было закреплено в «Манифесте Временного рабоче-крестьянского правительство БССР». Власть республики приняла ряд мер по укреплению периодической печати.редактор «Звезды» возвращается из Смоленска в Минск (11 декабря 1918г.) основные проблемы на страницах: мобилизация рабочих на дальнейшую борьбу с интервентами, укрепление местной советской власти, налаживание хозяйственной жизни. 20 февраля 1919 года для защиты объединяются Литовская и Белорусская компартии.В середине 1920 года Минск покидает Красная армия, «Звезда» переезжает в Смоленск. Снова выходит в Минске 8 августа 1920 года. У перадавым артыкуле працуе у Минску, як раз у дзень сваёй трэццяй гадавины. 3 сакавика 1921 г. – выходзиць штодзень, орган.Цэнтр.Бюро КП(б)Б.

63. Асветницкая дзейнасць Ф. Скарыны 1490 – 1551 г. – бел. и усходнеславянски першадрукар, мыслицель – асветник, вучоны и письменник эпохи адраджэння. Нарадзиуся у сям»и купца Луки скарыны. Пешапачатковую адукацыю атрымау у полацку, вучыуся на филасоуским факультэце, дзе атрымау вучоную ступень бакалаура филасофии. У 1512г.у Падуанским ун-це атрымау вучоную ступень доктара медыцыны. Вярнуушыся на радзиму у 1521г., стварыу у вильне новае выдавецтва, абсталявау у доме Бабича друкарню пракаменциравал и выпусциу на царска-славянмскай мове некальки выданняу пад агульным загалоукам «Малая падарожная книга» (каля 1552г.), дзе аб»яднаны Псалтыр, Часасловец, Шасудневец, 8 акафистау, 10 канонау, Саборник (уключае «Святун», и «Пасхалию» са звестками з астраномии и грамадзянскага календара, пасляслоуе. У 1525г.апубликавау «Апостал», книга «Дзеяния и паслания апостальския». 1514 г. жнивень, Прага – кн. «Псалтыр» + 23 кн. «Ветхага завету» на царкоуна-славянсмкая мове. Ас-ци выдавецтва Ф.СК.: 1 – дэмакратызм (зрабиць максимальна даступна для масавага чытача), а – зпросциу шрыфт, б – разбиу сказы на адзельныя словы, в – увёу абзац, г – раданачальник перакладу (збоку на старонках пераклад незразумелых слоу), д – размесциу и Библии илюстрацыи. У кн. «Быцие» и «Иисус Хрыстос» размесциу 2 сабыцийных партрэта. 2 – зменшыу фармат кн. «Малая падарожная книжыца», 3 – Предисловие, пасляслоуе (думки и пачуцци Фр. Ск.). Предисл. Да «Псалтыра» (гаворыць, што усялякае писанне – ёсць карыснае для ч-ка). Самая вяликая каштоунасць – к-ра, якая захоуваецца спадчынай. Мова – родная мова – святое. Предисл. Да «Юдифь». Фр. Ск. Быу старонникам прававой дзяржавы. Кн. «Вторзаконие»: закон неабходны, каб людзи добрыя магли жыць з людзьми злыми. (каб доюрых людзей агародзиць ад злых). 2 закона: 1 – неписаны (раби другим тое, што яны могуць дараваць сабе), 2 – писаныя.

 

64. Понятие эффективности и влияния СМИ. Действенность – заключ. в том, чтобы при наличии определенных средств воздействовать на аудиторию с целью выработки определенного общественного мнения. Эффективность – эффект действенности., т.е. то, чего добились СМИ в результате своей компании. Ранее д. и э. определялись пропагандой. Д. – это способность СМИ влиять на общественное мнение. Э – показатель действенности. Эффективность СМИ – показатель успешности деятельности по достижению установленных целей. Показатели эффективности СМИ: рейтинг, объем аудитории, доля отдельного СМИ на информационном рынке, разница между аудиторией реальной и потенциальной.Эффективность экономическая, политическая. Влияние СМИ – целенаправленное изменение представлений, мнений, поведения аудитории путем воздействия СМИ. Показатели влияния СМИ: знание аудиторией данного СМИ, доверие аудитории к данному СМИ, выбор аудиторией данного СМИ в качестве основного источника информации. Виды влияния: горизонтальное (на однотипную аудиторию) и вертикальное (в интересах власти); информационное и экспертное (убеждение в компетентности источника влияния). Указ Президента Республики Беларусь № 630 «О реагировании должностных лиц на критические выступления в государственных средствах массовой информации». 5 декабря 1997 г. Принят в целях укрепления исполнительной дисциплины, повышения роли гос.СМИ в обществ-политич. и соц-экономич. жизни общества. Редакции информируют предприятия и организации независимо от форм собственности об опубликованных критических выступлениях в адрес этих предприятий и орг. О невыполнении или ненадлежащем выполнении лицами и работниками этих предприятий Конституции РБ, законов РБ, решений Президента, Совета Министров. Руководители предприятий обязаны: 1). Рассмотреть опубликованные в гос. изданиях критические материалы и в пределах компетенции принять меры. 2). Направлять в редакции сведения о рассмотрении и принятии мер. – в течение месяца с момента опубликования или выхода в эфир. В случае невыполнения – освобождение от занимаемой должности.

 

65. Основные творческие методы в журналистике. Метад – грэч. – шлях даследвання. Творчы метад – катэгорыя эстэтыки: «спосаб адлюстравання рэчаиснасци». У ж-стыцы з агульнага прынцыпу адлюстр. 2 метады: 1- м.канстатацыи (фиксацыя фактау), 2 – м.интэрпрэтацыи (растлумачванне, анализ, супастауленне, ацэнка, раскрыццё фактау) – падзял.на 3 катэгорыи: а – публицыстычную, б – эсэицкую, в – дзелавой аналитыки. Метад канстатацыи: тэнты, створ.на прынцыпе к., уваходзяць у гр. Инфармац.жанрау: заметка, справаздача, интэрвью, рэпартаж, замалёука. Рэпарцёр шукае тыповы або сэнсацыйны факт. Устанаул.яго сувязь са з»явай ци ситуацыяй, имкнецца вычляниць з факта яго гал.сэнс, адцяняе наёбольш выигрышную грань. Заметка (сцислая фиксацыя канкр. жыццёвага факта – што? Дзе? Кали?) 1 –храникальныя (цалкам адсутничаюць падрабязнасци), 2 – стандартная (побач са звыч.фиксацыяй падаецца штрыхами, логика факта), 2 ч. –1 канстатац.факта, 2 – яго дэтализацыя. Спаваздача – кансирватыуны жанр (стрымливае иницыятыву рэпарцёра). Яе аб»ект адлюстравання – каштоунае мерапрыемства (сход, канферэнц., сесия, дыпламат.прыём…) Пэуная аналит.работа: вызначае вид будучай справаздачы, тэмат. Згрупоувае прапановы выступоуцау, ставиць галоуны акцэнт. Унутраныя виды: 1 – храникальная справаздача – сцислае паведамленне. Нагадвае структ.дэтализ.заметки, 2 – разгорнутая (прамая) – прытрымливаецца паслядоунасци, у якой праходзиць мерапрыества, захоувае рытуал, знаёмиць са зместам даклада., 3 – арганизавана-тэматычная спр. – паслядоуная адлюстраванне манер. Можа прывесци да эклектыки, разрозненых пауторау, алнолькавых ацэнак, да тэматычн.пераскокау. Таму аутар справаздачы групуе выступленне па тэмат.напрамках, абагульняе их. Метад публицыстыки. Публицыст – г.вышэйшы вид грам.-палит., галоуным прызначэннем якога з»яул.палит.асэнсаванне рэчаиснасци, шляхам спалучэння рацыянальна-аналитычнага, эмацыянальна-вобразн.спосабау лит.распрацоуки жыццёвых ситуацый з мэтай аператыунага дасягнення канкрэтнага вынику. П., як вид аперат.л-ры, и публ-ны метад, як спосаб распрацоуки интэрпрэтацыи канкр.жыццёвых рэальнасцей, были, ёсць и будуць скарыстоувацца у журн.працы. Мадэль публ. твора уключае кампаненты: паслядоуная с-ма фактау и грунтоуная с-ма аргументацый, аналит.напоуненасць и эмац.гучанне аутарскага маналогу, пэуная адзначанасць вывадау и абагульн.и адкрытая тэндэнцыйная катэгарычнасць. Галоунае – аутарская пазицыя. Эсэицки метад. Свабоднае аут.самавыяул. (сукупнасць глыбоких ведау), не распрацоуки скрознай тэмы, а развага над магистральными праблемами жыцця грамацтва. Метад дзелавой аналитыки. Анализ з»яу и ситуацый. Усе жанры публицыстыки, але адрасаваны пераважна дзелавым людзям.

Метод. Слово имеет греческое происхождение. «способ отображения реальности». Метод – первооснова любого вида деятельности. Профессор Б.В. Стрельцов выделяет в журналистике 2 основных метода: Метод констатации и метод интерпретации .Констатация (фиксация фактов, событий действительности). Жанры: заметка, отчет, интервью, репортаж, зарисовка. Заметка (фиксация конкретного жизненного факта – что? где? когда?) 1- хроникальная (полностью отсутствуют подробности), 2 – детализированная. Репортаж 1 – синтезированный (динамичное отражение событий с элементами комментария, анализа); 2 – оперативный (целиком основан на методе констатации + авторское Я). Зарисовка – образная информация. Образность отображения (жанр близок к очерку, но в очерке используется публицистический метод). 1 – Событийная зарисовка, 2 – портретная зарисовка. 3 – натурная зарисовка (образ природы). Не объемный, а мини-образ. Отчет – консервативный жанр (ограничивает инициатьиву репортера). Его объект – важное мероприятие. Необходимо провести аналитическую работу: обозначить вид будущего отчета, тему. Обобщает предложения выступающих, ставит главный акцент. Внутренние виды: 1- хроникальный отчет, 2 – развернутый отчет – придерживается последовательности, в которой проходит мероприятие. Интервью – (это и метод, и жанр). Интервью-диалог, Интервью-монолог, Интервью-беседа, Интервью-сообщение, Интервью-мнение, Интервью-зарисовка, Коллективное интервью (прямая линия, чат-беседа, круглый стол), Анкетное интервью. Интерпретация (объяснение, анализ, сопоставление, оценка), Делится на категории: 1 Метод публицистики, 2 Эсеистский метод, 3 Метод деловой аналитики Метод публицистики – это метод активного убеждения. В русской журналистике XIX века публицистика была распространенным видом литературы. В советские времена потребность в открытом убеждении была как никогда необходима. В США и Европе термином «публицистика» вообще не пользуются. Такие материалы называют «общественной журналистикой». Публицистикавысший вид общественно-политической литературы. Главное ее назначение состоит в осмыслении действительности путем совмещения логико-рационального и эмоционально-образного способов разработки темы. Главная функция публицистики – формирование общественного мнения. К не менее важным функциям относится исправление негативной ситуации и популяризация передового опыта. Отличительные черты публицистики: Последовательная система фактов;Целостная система аргументации;Ярко выраженная позиция автора, подкрепленная аргументами;Четкая система выводов, прогнозов.Когда у журналиста сформировалась четкая, уверенная, осмысленная авторская позиция.Анатолий Аграновский: публицистика призвана будить мысль. Публицист ищет новые ходы для раскрытия темы, новый сюжет, новые слова. Аграновский против того, когда повторы сказанного выдаются за постановку проблемы. «Хорошо пишет не ток, кто красиво пишет, а тот, кто хорошо думает». Здесь А. Аграновский имел в виду именно публицистику. Жанры: комментарий, корреспонденция, статья, обзор, рецензия, комбинированные аналитические формы. (Применимо и к эсеистскому методу).Эсеистский метод. Рассуждения для журналистов, умудренных опытом. -- авторский взгляд на проблему-- не строгая разработка факта, а рассуждение над магистральными проблемами жизни-- стремление к философским обобщениям.Метод деловой аналитики. Тоже анализ ситуации и явлений действительности. Художественно-публицистические жанры. Очерк, эссе, фельетон, памфлет.

 

66. Газета «Северо-зап. Край» и вопросы общественно-полит. мысли. Г-та СЗК прыйшла на зменуг-це «Мински литсок» и стала друнгим прыватным выданнем на Беларуси. Выходзила з 14 листапада 1902 па 21 снежня 1905г., выйшай 801 нумары. Рэд. - Михаил Мысауской. Ён быу сялянин Саратаускай губернии. Працавау горнарабочым гомельских чыгуначных майстэрань, служыу у армии, працавау памочникам начальника матэрыяльнай частки Либава-роменскай чыгунки. Тыраж – 87 тыс.экз. Г-ты б.даволи папулярнай. Была распаучсюджана на тэр-рыи усёй Беларуси, карысталась папулярнасцю, як выданне высокага журн.уз-ню и министэрства. Па идэйна-тэматычных накирунках – стаиць на бок бальшавикоу. З-за гэтага мински губернатар забараниу распаусюджваць г-ту у чытальнях. 2 этапы выдання СЗК: 1 – да студз.1905, 2 – 1905 да моманту закрыцця. З кастр.1904 г-та пераходзиць на пазицыи бальшавикоу, а у студз.1905 – нов.рубрыка «Сярод рабочых». Многия ж-сты перайшли працаваць у СЗК з «Минскага листка»: Дарафей Бохан, Ржэуски, Качанец. Г-та асвятляла навины, што адбывалися у минску и па беларуси, шмат уваги надавала жыццю сялян, працы жанчын, падлеткау на вытворчасци. У адным з нумароу – м-л, прысвечаны цяжким умовам працы на барысаускай запалкавай фабрыцы (падлетки працавали па 14 гадзин). Писали пра рабочыя партыи, прафсаюзы, пра праблемы к-ры, л-ры, тэатра, пра заезных артыстау (артыкул пра смерць Чэхава). Ж-сты выступали як л-рныя крытыки (прафесияналы). Некаторыя артыкулы друкавалися на бел.мове. 16 мая 1905г. на першай паласе б.надрукаваны верш Я.Купалы. Газета пришла на смену «Минскому листку» Это второе частное издание в Беларуси. Выходила с 14 ноября 1902 по 21 декабря 1905. Вышел 801 номер. Редактор Михаил Мысавской, бывший крестьянин саратовской губернии. Работал чернорабочим в Гомеле, служил в армии, работал помощником начальника материальной части Либаво-роменской железной дороги. В газете 20 отделов «Местная хроника», «Политические обозрения», «Последняя почта» Тираж 8000 экз. Достаточно популярное издание. Распространялось по всей Беларуси. Первое высокопрофессиональное издание. На позиции большевизма. Это способствовало тому, что губернатор запретил ее распространение в читальнях, ресторанах, чайных. С октября 1904 полностью переходит на большевистские идеи. С января 1905 - рубрика «Среда рабочих».Многие журналисты перешли из «Минского листка» Дорофей Дохан, Скунев, Ржеусский, Когонец. Газета освещала белорусские новости, события. Много внимания уделялось жизни простого человека, женщин, подростков на производстве. В одном из номеров статья о тяжелых условиях работы на борисовской фабрике (подростки работали по 14 часов). Писали о рабочих партиях, профсоюзах. Освещались так же проблемы культуры, литературы, театр, о заезжих знаменитостях, о спорте. Окунев вел циклы «смысл жизни», «права и этика», «научные беседы» 15 мая 1905 на первой полосе стихотворение Купалы «Мужик», рядом — притча Толстого «Три сына». 1902-1904 - от либерального к демократическому. 1904-1905 - революционные идеи, жесткая цензура.

 

 

67. Система СМИ Франции. Печать Франции в Европе занимает 17 место. 17 % французов читают газеты. Очень тяжелое финансовое положение прессы. Газеты «ЛЕ МОНТ», «ЛЕ НОВЕЛЬ», «ОБСЕРВАТОР», «ЛИБЕРАСЬЕН», «НОВЕЛЬ». Журналист, не имеющий фото к статье, не печатается. Фото - подтверждение подлинности материала. Очень мало частных изданий. Все полугосударственные. Любое издание, достигшее 30-тысячного тиража, получает помощь от государства - 50 %. 500 газет стремятся достичь этого тиража, они бесплатные Количество газет сокращается. Система СМИ: 1) общенациональные 2) провинциальные 3) низовые (городские мелкие) 4) газеты учебных заведений, профессиональные, военные. Та же система радио и ТВ. СМИ контролируются самопроизвольным процессом. Монополия Эрсана - это агентство информации «Ашет» - в 20-х гг. ХХ в. оно стало монополистом в распространении печатной продукции Франции. Владело почти всеми печатными киосками Парижа. Кроме СМИ занимается производством прицелов к оружиям, продажей бананов. Почти последнее место в Европе по количеству печатной продукции. Лишь 20% французов читают г-ты. Около 30 млн/день. Во Франции издаётся около 500 г-т, все – без подписки. Ж-сты работают на гонорарах, зарплаты не получают. Ведётся популяризация г-т, чтобы поднять тираж до 30 тыс. Только после этого гос-во берёт на себя 50% финансирования г-ты. К этому стремятся все. Корр-тов почти нет. Всё берётся из интернета. М-лы без фото не печатаются. Фр.инф.аг-во «Франс-пресс» зависит от политики правительства в отношен.СМИ. АФП ведёт ожесточённую борьбу за сбыт инф.м-лов с аг-вом Рейтер. В настоящее время конкуренция обострилась. АФП вышло на первое место в мире среди инфоаг-в по внедрению инф-ции в странах Вост.Евр. Стали активны в распространении иллюстраций на американский рынок для «Нью-Йорк таймс», «Вашингтон пост», ж-л «Таймс». Монополия Эрсана – это аг-во инф-ции «Ашёт» в 20-х гг. 20 в. Оно стало монополистом в распространении печатной продукции Фр. Владело почти всеми печатными киосками Парижа. Парфюмерный король Коти владел до 1933 г. г-ми «Фигаро», «Толуа», многими провинциаольными г-ми. Эрсан умер в апреле 1996 г. Он возглавлял г-тную инф.Империю «Ашёт». Сейчас её возглавляет Ив де Шезмартен. Осн.г-ты «Фигаро» и «Франц Суар». 22 апр. 96 г. на 76 г.жизни умер Эрсан. В 99 г. г-та «Франс Суар» принесла много убытков. Аг-во «Франспресс». Самые крупн.изд-я: «Ле Монд», «Либерасьён», «Си Пари», «Обсерватор». «Франспресс»: 1200 г-т, из них 69 – национальных, распр. инф. в 152 страны, 108 представительных аг-в за рубежом, 3,3 млн.слов.

 

68. Проблемы белорусизации (20-30 гг) в печати. 1918 – 1922 у БНР – 14 выданняу только на бел. мове друкавалися: «Вольная Беларусь», «Бел. зямля», «Бел. шлях», -газ. (Мински), яшчэ «Крыница», штомесячник «Варта», Вильня – газ. «Гоман», «Бел.элюстраваная часопись». «Дзянница» - г-та – 1 сав. Газ. На бел.мове. 31 сак. 1918 г. па 24 лют. 19 г. выдавалася спач. у Пецярбурзе, потом у Маскве. У развитальным нумары: «За лист дзянницы будзе новая газ., якая будзе аб»яднаць бел.силы.» З 24 лют. Газ. Зникаюць – польская акупацыя – выдаюцца бел.г-ты паляками – «Звон», «Беларусь», (газ.Минск), Вильня – газ. «Крыница». Частка г-т пайшла за Саветами, частка – за Польшай. 31 лип. 20 г. – заканчв.польская акупацыя – Смаленск, г-та «Сав.Беларусь» (номер 1 – 1 лют.20г.) Выходзила як часопис (на 8 старонках), нумар 3 1 –10, нумар 10 – 10 липеня («Выданне усебеларускага выканаучага камитэту Саветау»). Мова недасканалая, нераспрацаваная у г-це «Дзянница». З 1921-24гг. – беларусизацыя не была у поунай меры не было падставин. Большасць друку выходзиць на бел.мове.Рухи беларусизацыи пачын.з 1924 г. Дзеля беларусизацыи: 1924 г. «Звязда» пачынае друк на бел.мове, «Сав.Бел.» - прапагандуюць за беларусизацыю. Стварэнне акруговых г-т: (Беларусь падзелена на 10 акругоу). «Камунист» (Бабруйски), «Полацкия пахары», «Крестьянская г-та» (Вицебск), «Магилёуски селянин», Климавичы – «Наш працауник», Слуцк – «Вясковы будауник». (з»яул. У 2 пал.24 г.), «Бел.вёска» (Минск), Мазыр – «Савецкая вёска», Орша – «Камунистычны шлях». Стварэнне акруговага друку абвясцила, што у Беларуси ёсць бел.чытач, павяличыла колькасць выданняу. Лозунг: «Творам да вёски». Стварэнне ликбезау (за аднолькавасць). З 1922 г. – Ин-т бел.к-ры (1928 г. - АН) – нарматыун. Правилы бел.мовы (Купала, Колас). 1927 – поунасцю на бел.мову перайшла «Звязда». На бел.мову перайсци было складана – пакутливыя спробы, «Звязда», «Бел.вёска» - без цяжкасцяу. З 1925г. – нарады рэдактарау. «Сав.Бел.» - публ. «На фронце бязглудзицы»: недасканалае веданне бел.мовы рэдактарами. Выники: была праведзена беларусизацыя ва усих установах: устаноулены канкр.тэрмины на пераход. На кируючыя пасады выбир.беларусы – карэнизацыя и развиццё друку меньшасцяу: бел., паляки, яурэи. Усё гэта абарвалася у пачатку 30-х гг. Саюз патрыят.рух. Барацьба супраць нацдэмау. Апошняя чыстка – у 34 г.

 

 

69. Белорусское радио в годы ВОВ. 7 этапов развития радио. Во время войны был 3-ий. Второй предвоенный является одним из самых благоприятных на заре развития радио. (30-е-41гг). В эфире звучали собственные произведения Чачота, Коласа. Велись репортажи из квартир известных людей. Военный период охватывает 1941 год -44. С июня по январь 1942 года вещание не велось. Было восстановлено 3 января 1942 года из Москвы. Вещала радиостанция «Советская Беларусь» до 20 сент. 1944 г. Первый блок: информ.-публицистический (о состоянии на фронтах, письма из партизанских отрядов). Музыка звучала. Богатырев создал контату «Белорусы, партизанские сыновья». Лариса Александровская организовывала концертные бригады. Феномен – репортажи с линии фронта. Вещание осуществлялось 3-мя способами: прямой эфир, патефон и тонфильм (радиофильм – тех. Приспособление для записи звука на воске. Записывали песни, фильмы. Это можно было использовать в эыире не более 3-ех раз). Произведения записывали на кинопленке. Были распространены фельетоны, патриотические композиции, памфлеты. С 25-го марта 1944 года с вагона началось вещание радиостанции совнаркома БССР, а с сентября еще и станция «Советская Беларусь». После войны появилась Минская радиостудия.

70. Международная инфопространство: правовое регулирование, противоречия и перспективы. Мировое информационное пространство: правовое регулирование, противоречия и перспективы. Существует 4 потока: 1. Свободный. Возник в 60-е гг. 19 в., когда возникли телеграфные агентства. В 1896 г. в Париже прошла конференция по вопросам распределения сфер влияния. Столкнулись интересы информационных и телеграфных агентств. США предложили свободный поток информации: свободное передвижение журналистов в любой стране. В 1936 г. состоялась конференция против милитаризма и фашизма. Началась радио война: агитационное вещание или заглушение радиоволн. В 1973 г. в Алжире состоялась конференция глав государств. Произошел информационный передел, возникла борьба за новый информационный порядок. В 1983 г. США вышли из ЮНЕСКО т.к. оно слишком политизировано. В 1989 г. на Лондонском информационном форуме выступил «Огонька», где говорил о признании свободного потока информации. 2 Односторонний. Близок к свободному, но информация в основном идет с Севера на Юг. 99% – с Севера. Много информации из США, мало из Африки, мелких государств, которые не определяют мировую политику. Этот поток стоит на защите стратегических интересов США. 3 Вертикальный. Движение фактов сверху вниз. Он в виде пирамиды. Мировые новости, о которых говорят все - с разных позиций. 4. Горизонтальный. Местные региональные новости не интересные узкому кругу, мировому информационного рынку. Происходит защита потоков информации одними государствами и отрицание другими. Сущ.4 потока: 1 – свободный поток инф., 2 –односторонний, 3 –вертикальный, 4 – горизонтальный. Все они составляют всё инф.пространство. 1 свободный поток возник в 60-е гг.19 в.,–когда возникли телеграфнфые аг-ва. В 1896 г. В Париже прошла конференция по вопросам распределения сфер влияния. Столкнулись интересы инф.и телеграфных аг-в. США предложили свободный поток инф.: свободное передвижение ж-стов в любой стране. В 1936 г. сост.конференция против милитаризма и фашизма. Нач.радиовойна: агитационное вещание или заглушение радиовойн. В 1973 г. в Алжире сост.конференция глав гос-ва. Произошёл инф.передел, возникла борьба за нов.инф.порядок. В 1983 г. США вышли из ЮНЕСКО т.к. оно слишком политизированно. В 1989 г. на Лондонском инф.форуме выступил ред-р “Огонька”, где говорил о признании свободного потока инф. 2 – Односторонний – близок к свободному, но инф-я в основном идёт с Севера на Юг: 99% - с Севера. Много инф.из США, мало из Африки, мелких гос-в, которые не оперделяют мировую политику. Этот поток стоит на защите стратегических интересов США. 3 – вертикальный – движение фактов сверху вниз. Он ввиде пирамиды. Мировые новости, о которых говорят все – с разных позиций. 4 – горизонтальный – местные региональн.новости, не интересные узкому кругу, мировому инф-му рынку. Происходит защита потоков инф.рынка. Происх.защита потоков инф.одними гос-ми и отрицание другими.

71. Инф. Агенства, их место в инфопросторе РБ. Информагентства возникли в середине 19 века из-за необходимости получения оперативной и объективной информации. Белорусское телеграфное агентство (БЕЛТА) основано 23 декабря 1918 года. Долгое время, сохраняя юридическую самостоятельность, работало в тесной координации с Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС). С 1991 года – самостоятельно. Аг-ва обеспечивают инфой и фото ТВ, радио, газеты, инет. Относят к настоящим СМИ. Имеют свои сайты. Развита подписка на новости. Часто говорится о том, какой должна быть новость (способна конкурировать, коротко, концентрировано, понятно). Особенности сообщения: оригинальность содержания и формы (новые сведения, новые идеи); декодированность (доступность инфо); релевантность (значимость сообщ.); Новости делятся на жесткие и мягкие (менее значимые). У Белты есть 17 заповедей, как писать: новость должна быть не только оперативной, но и достов., излагать ярко, пойми сначала сам, комментируй офиц. Документы. Аг-во печати «Минск-новости». Учредитель Мингорисполком. Официал., массово-полит, справочная тематика. Бел, рус яз. Белапан. Производственно-практич., масс-полит. тематика. Бел, рус, нем, англ. Яз. Для Беларуси работают и др. стран. Интерфакс-запад: (иностранное унитарное предприятие). Масс.-полит.атика. Рус, англ. Для РБ, России, Украины, зап. Европы. Инфомедиа: (фонд содействия инф. Развитию). Масс-полит. Рус, бел, англ. Информационное аг. Бел. Православной церкви: тематика религиозная. Рус, бел. РБ, США, Россия, Канада. Ин. Аг. Владимира Гревцова: Произв.-практическая, нормативная, деловая тематика. Рус, бел, англ. РБ, СНГ, Балтия. ЛБЛ-Ньюс: Научно-поп., произв.-практ, справочная тематика. Рус, англ. РБ и др. страны. Прайм-тасс: Произв.-практ. Тематика, рус, англ. Экопресс: Массово-полит., для досуга, научно-поп., производ.-практич.

72. Отражение процесса формирования идеологии белорусского государства в СМИ. Только идеология, а не интересы, способна удерживать вокруг центрального бюрократического ядра достаточное количество активистов. Партийная идеология должна базироваться на одной из идей, популярных в обществе (национальное возрождение, тоска по советскому прошлому, западный либерализм и т.д.) Эффективно работающая партийная идеология должна содержать помимо идеи еще 2 обязательных элемента: момент силы и образ врага. Особенность белорусского политического ландшафта – отсутствие партии власти. Текст тезисов государственной идеологии озвучен А.Лукашенко на семинаре руководящих работников в к.февраля 2003 г. Идеология президента формирует в сознании белорусов чувства их полной беспомощности и абсолютной зависимости от государства, недоверия и страха по отношению к «другим». Историю снова хотят сделать собственностью власти. Идет цивилизованный выбор белорусов и отличает их «в лучшую сторону» от др. народов бывшего СССР. Отношение к суверенитету белорусских властей является конъюнктурным. Идет разработка макета учебника, учебных и методических пособий по курсу «Основы идеологии белорусского государства». Представлены 8 рукописей. С 24 февраля «Настауницкая газета» начала публиковать «Основы идеологии белорусского государства». Тоталитарные государства не могут обойтись без официальной идеологии, используя ее для полного духовного и практического подчинения себе граждан. Восстановление А.Лукашенко многих черт советской модели организации общества и власти – это создание инструмента для организации тотальной диктатуры личной власти. Стремление полностью подчинить государственной власти экономику, профсоюзы, образование, построить жестко иерархичную государственную власть с одним лицом на ее вершине. Неприемлемость главы РБ Западом и Россией, противодействие ему – создали новую историческую ситуацию – необходимость перехода к усилению личной власти только в Беларуси и только средствами, изысканными в самой Беларуси. Все вузы ввели обязательный курс «Основы идеологии» - зачет. Учебник под ред. Князева и Решетникова, 700 стр. Увольнение несогласных.

73. Правовое регулирование журналистской деятельности в РБ. Действующее в РБ правовое законодательство включает в себя следующие правовые акты: «Конституцию», закон «О печати» и др. СМИ, указы Президента, постановления правительства, подзаконные акты министерств и государственных комитетов. В соответствии со статьей 33 КРБ (Конст.Респ. Бел.), каждому человеку гарантирована свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению убеждений или отказа от них. Монополизация СМИ государством, обществ.объединиениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются. На конституционном уровне (ст.34) закреплено право граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности гос.органов, общественных объединений, о полит., эконом., культ., международной жизни. На гос.органы, общественные объединения, должностных лиц возлагается обязанность предоставлять гражданам РБ возможность ознакомиться с материалами. В части закрепления св

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...