Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация форм воспитательной работы




В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы. Некоторые методисты стремят­ся собрать как можно больше названий форм и даже насчиты­вают несколько тысяч таких названий. Попытка собрать такую коллекцию не имеет никакого смысла. Перечислить все фор­мы воспитательной работы невозможно, да и нет такой необхо­димости. Каждая форма не повторяет другую, а лишь может быть похожа на нее.

Оригинальна предложенная Е.В. Титовой классификация форм воспитательной работы. Она считает, что существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного про­цесса, по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллек­тиве, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для вос­питанников с целью непосредственного воспитательного воз­действия на них. Она выделяет характерные признаки такого типа форм. Это прежде всего созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т.п., то это и есть мероп­риятие1.

Понятие «мероприятие» исходно состоит из двух: «мера» и «принимать». Как считает В.С.Безрукова, изначальный смысл мероприятия заключается в том, чтобы обозначить дозировку применяемых к воспитаннику мер. Впоследствии сам термин получил негативный смысловой оттенок как обозначающий формальное действие.

Ко второй группе форм воспитательной работы Б.В. Титова относит так называемые «дела». Дела — это общая работа, важ­ные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Игры — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

 

Мы считаем, что, прежде чем говорить о классификации форм воспитательной работы, необходимо определить то, что отличает одну форму от другой, то есть определить признаки формы.

Такими признаками могут быть количественные: формы отличаются друг от друга временем их подготовки и проведе­ния, количеством участников.

Когда мы говорим об отличии форм по времени, то имеем в виду, что воспитательные отношения его участников зависят от дозировки во времени. Важно выяснить, насколько продол­жительны эти отношения, сколько времени говорит педагог и сколько ученик, как часто используется в воспитательной ра­боте данная форма.

По времени проведения все формы можно разделить на:

— кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);

— продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);

— традиционные (регулярно повторяющиеся).

По времени подготовки можно говорить об экспромтных формах, то есть проводимых с учащимися без включения их в предварительную подготовку, а также о формах, предусматри­вающих предварительную работу, подготовку учащихся.

Можно различать формы по видам деятельности — формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельнос­ти; по способу влияния педагога — непосредственные и опо­средованные.

По субъекту организации классификация форм может быть следующая:

— организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;

— деятельность организуется на основе сотрудничества;

— инициатива и ее реализация принадлежит детям.

По результату все формы можно разделить на следующие группы:

— результатом является информационный обмен;

— результатом является выработка общего решения (мне­ния);

— результатом является общественно значимый продукт.

 

По количеству участников формы могут быть:

— индивидуальные (воспитатель — воспитанник);

— групповые (воспитатель — группа детей);

— массовые (воспитатель — несколько групп, классов).

Невозможно перечислить и тем более охарактеризовать все формы воспитательной работы. Отметим лишь некоторые из них, действующие во всех видах их совместной деятельности и являющиеся наиболее распространенными.

Индивидуальные формы пронизывают всю внеурочную де­ятельность, общение педагогов и детей. Они действуют в груп­повых и коллективных формах и в конечном итоге определя­ют успешность всех других форм. К индивидуальным формам работы относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совмест­ного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкрет­ной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы могут действовать самостоятельно, а чаще всего они со­провождают друг друга. Каждая из них имеет свою инструмен­товку, но перед педагогами в индивидуальных формах работы стоит одна из важнейших задач: распознать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характе­ру, устремлениям, а также все, что мешает ему проявить себя. С каждым из них необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе подрост­ка, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнения­ми. В индивидуальных формах работы заложены большие вос­питательные возможности. Разговор по душам может оказать­ся для ребенка полезнее, чем несколько проведенных коллек­тивных дел.

К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой участник или как организатор. В отличие от коллективных форм влияние его на детей более заметно, так как на него в большей мере обраще­но внимание школьников. Главная задача педагога, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой — создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива. Влияние педагогов в, групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактично­го отношения к детям самого педагога.

К коллективным формам работы педагогов со школьниками относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные сорев­нования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда дру­гих условий педагоги могут выполнять различную роль при ис­пользовании этих форм: ведущего участника, организатора; ря­дового участника деятельности, воздействующего на детей лич­ным примером; участника-новичка, воздействующего на школь­ников личным примером овладения опытом более знающих лю­дей; советчика, помощника детей в организации деятельности.

 

Все классификации взаимосвязаны, и в зависимости от под­хода одна и та же форма может быть отнесена к любой из этих классификаций. Так, например, школьный кооператив — одна из комплексных форм трудовой деятельности, включающая в себя индивидуальные, групповые и коллективные формы вос­питательной работы.

Дежурство по классу на первом этапе является формой не­посредственного взаимодействия педагога со всем коллективом детей. Учитель организует коллективное обсуждение положе­ния о дежурстве по классу. Сами школьники под его руковод­ством вырабатывают правила дежурства, права и обязанности дежурных. В некоторых ситуациях дежурство полностью орга­низуется и регулируется самими детьми без явного участия педагога.

По рассмотренным выше признакам можно охарактеризо­вать каждую форму.

Предлагаем схему характеристики формы воспитательной работы:

1) название,

2) продолжительность проведения,

3) предварительная подготовка или экспромтное проведение,

4) количество участников,

5) кто организует деятельность,

6) характер влияния педагога,

7) результат совместной деятельности.

Делая попытки классифицировать формы воспитательной работы, следует также иметь в виду, что существует такое явление, как взаимопереход форм из одного типа в другой. Так» на­пример, экскурсия или конкурс, рассматриваемые чаще как мероприятие, могут стать коллективным творческим делом, если эти формы будут разработаны в проведены самими детьми.

 

Литература

 

1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию. – Ростов-н/Д., 2000.

2. Куприянов Б. Классификация форм воспитательной работы // Воспитание школьников. – 2002. – № 4, 5.

3. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М., 2001.

4. Щуркова, Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми / Н.Е. Щуркова. – М.: Новая школа, 1994. – 96 с.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...