Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Одним из правовых средств охраны общественного порядка является институт административной ответственности.




К административным правонарушениям, посягающим на общественный порядок, действующее законодательство относит: мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ); нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2 КоАП РФ); распитие пива и напитков, изготавливаемых на их основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ); появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ); появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.22 КоАП РФ) и др.

Наиболее типичным правонарушением в анализируемой сфере является мелкое хулиганство, т.е. самый распространенный вид правонарушений, совершаемых в общественных местах. Оно проявляется в гипертрофированном желании самовыразиться, зачастую противопоставляя себя обществу, окружающим людям.

Формы проявления хулиганских действий чрезвычайно разнообразны. Это умышленные действия, при которых нарушитель сознает антиобщественный характер своего поведения, сознательно желая или допуская нарушения общественного порядка и спокойствия. Примерами нарушения общественного порядка являются: повреждение оборудования в зрелищных предприятиях, в общественном транспорте; нанесение нецензурных надписей в местах общего пользования; демонстрирование непристойных жестов; оскорбительное приставание к гражданам и др.

Нецензурная брань – одна из грубых форм неуважения нарушителем норм общественной нравственности. Сегодня филологи применяют термин – ненормативная лексика, это циничные слова, фразы, речь в грубой форме, обозначающие сферу сексуальных отношений. Эти слова недопустимы в официальном общении, в большинстве коллективов людей. Очевидно, такая речь приемлема только на бытовом уровне в компании знакомых людей, принимающих «правила игры», Но, даже в таком коллективе часто просят не выражаться нецензурно и, в этом случае нецензурная брань нарушает общепризнанные нормы и ее можно признать правонарушением. Произнесение нецензурных слов, судя по составу статьи 20.1, совершается с умыслом, т.е. лицо сознает неправомерность своих действий, произносит слова достаточно громко, знает о неприемлемости такой речи именно в этом общественном месте. Следует отличать нецензурную брань от грубой, образующей состав других правонарушений (ст. 20.21 КоАП РФ). Оскорбительное приставание к гражданам – поведение, унижающее достоинство, содержащее разговоры, действия оскорбительного характера в форме издевательства, грубости. Оскорбительное приставание следует отличать от назойливого приставания, которое является признаком пьяного вида, оскорбляющего человеческое достоинство (ст. 20.21 КоАП РФ).

При мелком хулиганстве возможно причинение материального ущерба путем уничтожения или повреждения чужого имущества. Под уничтожением чужого имущества следует понимать такое внешнее воздействие на предметы, в результате которого они прекращают свое существование либо приводятся в полную непригодность для использования по целевому назначению. Повреждение имущества – причинение вещи такого вреда, когда она без восстановительных работ не может быть использована по целевому назначению. При этом, размер ущерба должен быть незначительным, в противном случае виновный может быть привлечен к ответственности по ст. 167 УК РФ. При оценке ущерба учитывается не только стоимость, но и материальное положение потерпевшего, значение уничтоженного или поврежденного имущества для потерпевшего, возможность его восстановления.

Как правило, мелкое хулиганство совершается при непосредственном присутствии граждан, однако признак публичности обязателен не всегда. Например, при нанесении непристойных фраз в ночное время на заборе в общественном месте

Квалифицирующим видом мелкого хулиганства является совершение тех же действий, сопряженное с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка. Неповиновение предполагает не только пассивное поведение (отказ проследовать в орган внутренних дел, не подчинение требованиям о прекращении хулиганских действий), но не исключает и активное поведение правонарушителя, которое следует отличать от сопротивления выражающееся в активном физическом противодействии.

Объективная сторона является критерием отграничения мелкого хулиганства от уголовно наказуемых действий, ответственность за которые предусмотрена ст. 213 УК РФ (хулиганство). Грубые нарушения общественного порядка, выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением оружия либо предметов, используемых в качестве оружия, являются преступлением, а не административным правонарушением. При этом необходимо учитывать не только место и степень нарушения общественного порядка, но и способ, интенсивность, продолжительность совершения противоправных действий.

Субъективная сторона представляет собой внутреннее отношение субъекта ответственности к совершенному им правонарушению и характеризуется в большинстве случаев виной в форме умысла.

Субъектом мелкого хулиганства может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Административные правонарушения, предусматривающие ответственность за распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах и появление в общественном месте в состоянии опьянения являются не только самыми распространенными, но и оказывающими наибольшее негативное влияние на состояние развития личности, общества и государства в целом.

Статьей 20.20 КоАП РФ предусмотрена ответственность за распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах. Объектом данного правонарушения является общественный порядок, общественная нравственность, а также здоровье населения.

С объективной стороны противоправные действия выражаются в: распитии пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах; потреблении наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потреблении иных одурманивающих веществ в общественных местах. Понятие и виды алкогольной и спиртосодержащей продукции дает Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе (продукция с содержанием этилового спирта менее 12% объема готовой продукции), алкогольной и спиртосодержащей продукции (продукция с объемом содержания этилового спирта более 12%) в общественных местах противоречит принятым в обществе правилам поведения, мешает окружающим, создает условия для совершения правонарушений.

В Федеральном законе от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» установлено, что в РФ запрещается потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача. Правонарушение, связанное с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, посягает на законный оборот наркотических средств и психотропных веществ и здоровье населения[1].

Для привлечения граждан к административной ответственности за рассматриваемое правонарушение достаточно самого факта распития пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции (кроме организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив), а также потребления наркотических средств, психотропных веществ, иных одурманивающих веществ в общественных местах.

Правонарушение считается оконченным не только тогда, когда спиртные напитки или часть их уже распиты, а наркотическое средство употреблено, но и когда они подготовлены к употреблению.

К общественным местам относятся, помимо перечисленных в статье, дворы, подъезды, лестничные клетки, лифты в жилых домах, театры, дворцы культуры, пляжи и др. Субъектом правонарушения может быть вменяемый гражданин достигший 16-летнего возраста. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умышленной формой вины.

Статья 20.21 КоАП РФ предусматривает ответственность за появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

Объектом правонарушения является общественный порядок, общественная нравственность, человеческое достоинство. С объективной стороны противоправные действия выражаются в появлении в общественных местах в состоянии опьянения. При этом для квалификации данного правонарушения, не имеет значения, где употреблялась алкогольная, спиртосодержащая продукция. В случае если указанная продукция распивалась или употреблялась в общественном месте, сотрудникам полиции необходимо учитывать, что в действиях граждан имеет место и правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 КоАП РФ.

Особенностью объективной стороны рассматриваемого состава является то, что гражданин находится в общественном месте в такой степени опьянения, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность (неприятный внешний вид, вызывающий брезгливость и отвращение, грязная, мокрая одежда; неустойчивая, шатающаяся походка; пребывание в общественном месте в бесчувственном (лежачем) стоянии, наличие рвотных масс на одежде и т. п.).

Субъектом правонарушения может быть гражданин, достигай 16-летнего возраста. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умышленной формой вины.

Статьей 20.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность за появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах. Объектом правонарушения является общественный порядок, человеческое достоинство, общественная нравственность, здоровье и нравственное воспитание несовершеннолетних.

С объективной стороны ответственность законных представителей несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет наступает в случае, когда он в общественном месте: появляется в состоянии опьянения; распивает пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, алкогольную и спиртосодержащую продукцию; потребляет наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, иные одурманивающие вещества в общественных местах.

Таким образом, объективной стороной данного правонарушения являются действия (бездействие) законных представителей, послужившие причиной подобного поведения несовершеннолетнего.

Субъектом правонарушения являются родители или иные законные представители (усыновители, опекуны, попечители) несовершеннолетних. Правовое положение данных субъектов закреплено в ГК РФ и СК РФ. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умышленной формой вины.

При выявлении факта распития спиртных напитков в общественных местах сотрудник полиции обязан: 1) немедленно потребовать прекращение противоправного поведения; 2) проверить документы, удостоверяющие личность правонарушителя; 3) зафиксировать выявленные в них сведения; 4) установить и записать данные о свидетелях[2].

Если сложившиеся на месте правонарушения обстоятельства не позволяют установить личность правонарушителя и при невозможности составления протокола об административном правонарушении на месте его выявления, сотрудник полиции доставляет правонарушителя в дежурную часть, участковый пункт полиции или орган местного самоуправления сельского поселения.

Для привлечения к административной ответственности по рассмотренным статьям, сотруднику полиции не обходимо пресечь правонарушение, удалить из общественного места лиц, находящихся в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, изъять приобретенные спиртные напитки. Для этого приходится применять предусмотренные законом меры административного принуждения[3].

Административное задержание применяется в целях пресечения совершаемых правонарушений, когда другими средствами невозможно добиться желаемого результата, а также, если это необходимо, для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Согласно ст. 27.3 КоАП РФ, административное задержание – это кратковременное ограничение свободы физического лица. Об административном задержании составляется протокол. По просьбе задержанного о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются его родственники, администрация по месту его работы (учебы), а так же защитник. О задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или законные представители.

Срок административного задержания не может превышать трех часов. Он начинается с момента доставления нарушителя для составления протокола, а если нарушитель находится в состоянии опьянения – со времени его вытрезвления. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер наказания, административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

3. Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность

Термины «общественный порядок», «общественная безопасность», «личная безопасность граждан» имеют широкое распространение: они часто употребляются как в международно-правовых документах, национальном законодательстве, так и в социально-экономической и юридической литературе. Это предполагает необходимость теоретического осмысления сущности общественной безопасности и личной безопасности граждан.

Как и порядок, безопасность, в качестве понятия, имеет самое широкое распространение в различных областях знаний и деятельности. Безопасность означает соблюдение, сохранение, нерушимость условий жизни и развития человека, общества, окружающего мира.

Безопасность в ее современном состоянии и значении может быть разделена на несколько видов: техническую, экологическую, социальную, правовую и др. Все они, в той или иной мере, входят в предмет правового регулирования, но наибольшему регулированию подвержены отношения в сфере социальной безопасности.

При разработке концепции общественной безопасности, представляющей собой систему научно обоснованных и официально принятых взглядов на жизненно важные интересы личности, общества и государства, специфику угроз этим интересам и стратегию их защиты, необходимо учитывать ее социально-правовой характер.

Ее значение на современном этапе развития российской государственности возрастает в силу объективных закономерностей, определяющих в конечном итоге темпы научно-технического прогресса и пути демократизации всех государственных, общественных и иных структур.

Общественная безопасность в качестве понятия имеет самое широкое применение в различных областях знаний и деятельности. Однако к всеобщему сожалению, сегодня можно констатировать, что у нас нет достаточно научно обоснованного понятия общественной безопасности.

При разработке этого понятия представляется целесообразным максимально учитывать соответствующие положения Конституции Российской Федерации, действующего Закона Российской Федерации «О безопасности», а также взгляды ученых. В качестве исходной позиции для уяснения сущности и понятия общественной безопасности, необходимо подчеркнуть следующее.

Во-первых, общественная безопасность – это самостоятельное явление, имеющее историческую форму, содержание, механизмы ее возникновения, развития и поддержания.

Во-втор ых, общественная безопасность – это одна из характеристик социальной действительности, которая свидетельствует о состоянии удовлетворения жизненно важных интересов личности, общества и государства.

В-третьих, безопасность в терминологическом аспекте исходит от антонима «опасность».

Безопасность в ее современном состоянии и значении, исходя из теории единства и противоположности механической, биологической и социальной систем, классифицируется на три вида: техногенную, экологическую и социальную. Именно последняя безопасность впервые определяется в Законе Российской Федерации «О безопасности» как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Социальная безопасность по действующему российскому законодательству включает безопасность личности, общества и государства.

В общем виде понятиеличной безопасности граждан можно определить как состояние защищенности каждого гражданина от преступного и иного противоправного посягательства на его жизнь, здоровье, права и свободы, честь и достоинство, неприкосновенность личности и жилища. Когда речь идет об обеспечении личной безопасности граждан, имеется в виду обязанность всех государственных органов обеспечивать и охранять права и свободы каждого человека как высшие социальные ценности. Для полиции выполнение этой обязанности составляет первейшее ее предназначение.

Таким образом, личная безопасность граждан находится в тесной взаимосвязи с общественной безопасностью и осуществлением мер по ее обеспечению. Эта взаимосвязь проявляется не только в том, что от безопасности отдельного человека зависит состояние безопасности общества в целом, но и в том, что общественная безопасность означает ограждение от опасности одновременно многих людей на территории страны или в конкретном городе, населенном пункте, в определенной местности.

Состояние угрозы общественной безопасности может возникать при нарушении правил эксплуатации средств железнодорожного, морского, речного, автомобильного транспорта, правил дорожного движения, ведении строительных, дорожных и других работ, эксплуатации пожароопасных объектов и устройств, а также обращении с оружием, боеприпасами, взрывчатыми материалами, сильнодействующими ядами, радиоактивными изотопами и другими опасными предметами и веществами. Общественно опасные нарушения указанных правил квалифицируются, в соответствии с уголовным законодательством, как преступления, посягающие на общественную безопасность. Одновременно такие правонарушения посягают и на личную безопасность граждан.

Угроза общественной безопасности и личной безопасности граждан может возникать из-за нарушения установленного порядка при проведении массовых мероприятий, неподготовленности мест для их проведения, несвоевременности принятия мер к упорядочению движения больших групп людей и т.п. Зачастую тяжкие последствия имеют место при неподготовленности спортивных сооружений, в результате чего страдают многие зрители.

Признаки угрозы общественной и личной безопасности граждан неизбежно возникают при стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах.

Под обеспечением общественной безопасности следует понимать проведение государственной политики в сфере общественной безопасности, направленной на создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов безопасности, осуществление мер и средств нормативно-правового, организационного, правоохранительного и иного характера, адекватного угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

К правонарушениям, посягающим на общественную безопасность, действующее законодательство относит:

нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ);

– нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст. 20.5 КоАП РФ);

– невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации (ст. 20.6 КоАП РФ);

– нарушение правил гражданской обороны (ст. 20.7 КоАП РФ);

– нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему (ст. 20.8 КоАП РФ);

– установка на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения (ст. 20.9 КоАП РФ);

– незаконное изготовление, продажа или передача пневматического оружия (ст. 20.10 КоАП РФ);

– нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет (ст. 20.11 КоАП РФ);

– пересылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему (ст. 20.12 КоАП РФ);

– стрельба из оружия в не отведенных для этого местах (ст. 20.13 КоАП РФ);

– нарушение правил сертификации оружия и патронов к нему (ст. 20.14 КоАП РФ);

– продажа механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковыми устройствами либо искровыми разрядниками без соответствующей лицензии (ст. 20.15 КоАП РФ);

– незаконная частная детективная или охранная деятельность (ст. 20.16 КоАП РФ);

– нарушение пропускного режима охраняемого объекта (ст. 20.17 КоАП РФ);

– нарушение особого режима в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) (ст. 20.19 КоАП РФ);

– нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (ст. 20.23 КоАП РФ);

– незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности (ст. 20.24 КоАП РФ);

– невыполнение в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения лица, проводящего указанную операцию (ст. 20.27 КоАП РФ).

Наиболее распространенными правонарушениями, которые выявляются сотрудниками органов внутренних дел в анализируемой сфере, на наш взгляд, являются составы, связанные с оборотом оружия (ст. 20.8-20.15 КоАП РФ).

Под оружием, согласно ст. 1 Федерального закона «Об оружии» следует понимать устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов, а также основные части оружия, определяющие его функциональное назначение (ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка).

В зависимости от целей использования, а также по основным параметрам и характеристикам оружия подразделяется на гражданское, служебное, боевое ручное стрелковое и холодное.

Под оборотом оружия понимается его производство, торговля, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Российской Федерации и вывоз его из Российской Федерации.

Поскольку большинство составляющих законного оборота оружия представляют собой самостоятельные виды лицензируемой деятельности, важной гарантией законности является применение к нарушителям мер организационного характера (вынесение письменного предупреждения, аннулирование лицензии или разрешения и т.д.). Там же, где это оказывается недостаточным, возникает необходимость в дополнительном установлении мер административной ответственности (например, за нарушение правил ношения пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж. и калибра 4,5 мм. включительно).

Правонарушения, связанные с незаконным оборотом оружия (деятельность без необходимых лицензий и разрешений) в большинстве своем влекут уголовную ответственность (ст. ст. 222, 223, 224, 225 и др. УК РФ), однако ряд нарушений в этой области не охватываются уголовным законодательством.

В этих случаях требуется возможность применения к нарушителям мер административной ответственности (например, при пересылке оружия, незаконном изготовлении пневматического оружия и т.д.).

Статья 20.8 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему. Основы правил закреплены Законом об оружии. Сами правила устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», а также соответствующими ведомственными нормативными правовыми актами.

Под производством понимается исследование, разработка, испытание, изготовление, а также художественная отделка и ремонт оружия, изготовление боеприпасов, патронов и их составных частей. Указанные виды деятельности осуществляются на основе лицензий (в соответствии с ч. 4 ст. 16 Закона «Об оружии» не требует специальной лицензии снаряжение патронов к охотничьему огнестрельному оружию, осуществляемое владельцем этого оружия для личного использования при наличии разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия). Административно-наказуемым нарушением правил производства оружия может быть, например, нарушение учета выпускаемой продукции.

Продажа – форма распоряжения собственником объектом права собственности путем совершения сделки купли-продажи, условия которой предполагают возмездное отчуждение имущества продавцом в пользу покупателя. Нарушение правил продажи оружия может выражаться в несвоевременном предоставлении в орган внутренних дел соответствующих документов, в продаже патронов к охотничьему огнестрельному гладкоствольному оружию патронов, снаряженных гражданами для личного пользования, продажа электрошоковых устройств или искровых разрядников лицам, не достигшим 18-летнего возраста и т.д.

Коллекционирование оружия и патронов к нему предполагает его сбор и хранение для формирования культурно-исторических коллекций (собраний) в научных, информационных и познавательных целях. Не требуется получения гражданами Российской Федерации лицензий на коллекционирование типов и моделей оружия, приобретение которых разрешается без лицензий. Административную ответственность может влечь, например, нарушение правил регистрации и хранения коллекции.

Экспонирование оружия и патронов к нему представляет собой показ юридическим и физическими лицами принадлежащих им коллекций, а также оружия либо патронов, принадлежащих другим владельцам. Не является экспонированием демонстрация оружия и патронов, принадлежащих поставщикам (продавцам), в помещениях, расположенных в пределах производственных территорий, и торговых залах, а также проведение таких мероприятий федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Нарушение правил экспонирования может выражаться в отсутствии договора об аренде помещений, в непредставлении в орган внутренних дел по месту проведения выставки плана экспонирования и схемы размещения экспозиций для их согласования, в допуске несанкционированного доступа посторонних лиц к местам размещения и хранения экспонируемого оружия и патронов к нему и т.д.

Нарушение правил учета оружия и патронов к нему может выражаться в нарушении ведения документов, перечень, форма и порядок ведения которых определяется нормативными правовыми актами соответствующих организаций.

Примером нарушения правил хранения оружия и патронов к нему, влекущим административную ответственность по ст. 20.8 КоАП России, может выступать, например, отсутствие необходимых средств охраны (металлических шкафов, сейфов, охранной сигнализации и т.д.), хранение патронов, дымного или бездымного пороха в заводских упаковках сверх разрешенного объема и т.д.

Нарушение правил ношения оружия может выражаться в его ношении без необходимых документов (документов, удостоверяющих личность гражданина, и выданных органами внутренних дел лицензий либо разрешений на хранение либо ношение имеющегося оружия), в ношении оружия при проведении митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других массовых публичных мероприятий и т.д.

Порядок уничтожения оружия и патронов, технически непригодных для эксплуатации, самодельных или переделанных, а также запрещенных к обороту на территории Российской Федерации, устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Состав правонарушения формальный.

Субъектом может быть как юридическое так и физическое вменяемое лицо, обладающее на законных основания оружием.

С субъективной стороны правонарушение характерно как умышленной так и неосторожной формой вины.

Важнейшей задачей административной деятельности органов внутренних дел (полиции) является осуществление административно-правового контроля за исполнением законодательства об охране порядка управления. Административные правонарушения против порядка управления предусмотрены в гл. 19 КоАП РФ.

Основываясь на анализе признаков административного правонарушения в ст. 2.1 КоАП РФ, административными правонарушениями, против порядка управления, следует признавать противоправные, виновные и наказуемые деяния, посягающие на общественные отношения, складывающиеся при осуществлении установленного порядка управления.

Рассматриваемая группа административных правонарушений посягает на общественные отношения в сфере исполнительной власти, иными словами они нарушают управленческие решения, дезорганизуют управление, мешают нормальному функционированию управленческой власти.

В широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). Установленный порядок управления – это система политико-правовых институтов, обеспечивающих функционирование государственной власти.

Современная юридическая наука понимает под государственным управлением в широком смысле сферу организующей и распорядительной деятельности государственных органов, в узком – деятельность органов исполнительной власти. Главу 19 можно считать одной из центральных в КоАП, т. к. термин латинского происхождения «администрация» есть не что иное, как управление. Нормы этой главы предусматривают ответственность за деяния, посягающие на общественные отношения, возникающие в ходе деятельности, прежде всего, органов исполнительной власти. Ответственность за административные правонарушения в сфере деятельности органов представительной и судебной власти предусмотрена главой 17 КоАП «Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти». Примером могут служить совпадающие по внешнему выражению действий диспозиции ст.ст. 17.9 и 19.26, которые различаются по объекту правонарушения, в первом случае объектом является отправление судопроизводства, во втором – порядок государственного управления в области осуществления государственного контроля (надзора).

  1. Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на установленный порядок управления

Большая часть статей главы 19 КоАП РФ посвящена ответственности за нарушение правил или порядка, непосредственно установленных нормативными правовыми актами.

Под правилами или порядком следует понимать предписания, определяющие последовательность выполнения каких-либо действий, режим какой-либо деятельности.

Диспозиции норм, содержащихся в большинстве статей, носят бланкетный характер, запрещая совершение действий, не соответствующих конкретным правилам и требованиям, зафиксированным в федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах.

Другая часть норм рассматриваемой главы выступает в качестве правовых средств обеспечения выполнения задач, возложенных на различные органы государственной власти и их должностных лиц. Правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена указанными нормами, посягают на полномочия государственных органов и их должностных лиц, связаны с невыполнением законных требований последних.

Объективная сторона административных правонарушений данной группы может быть представлена как действиями субъекта, не подчиняющегося требованиям государственных органов или их должностных лиц, так и бездействием.

Две статьи главы 19 КоАП РФ предусматривают ответственность за правонарушения, посягающие на порядок управления, но не связанные с нарушением установленных правил и предписаний или невыполнением требования должностного лица либо игнорированием запрета, им наложенным. Это – ст. 19.13 КоАП РФ (заведомо ложный вызов специализированных служб) и ст. 19.23 КоАП РФ (подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт).

С точки зрения законодательной конструкции, составы почти всех правонарушений, предусмотренных 19 главой, имеют формальный характер. Для квалификации деяний по статьям данной главы не требуется доказывать связь совершенного деяния с наступлением указанных в статье конкретных вредных последствий, достаточно совершения деяния, противоречащего требованиям конкретных нормативных актов либо законному распоряжению соответствующих государственных органов или должностных лиц. Исключение составляет ст. 19.16, предусматривающая ответственность за небрежное хранение паспорта, повлекшее его утрату.

Анализ главы 19 КоАП РФ, позволяет все виды административных правонарушений, посягающих на порядок управления, условно разделить на определенные группы.

1. Правонарушения, посягающие на нормальное функционирование органов государства, осуществляющих правоохранительные и надзорные функции (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3 КоАП РФ) и др.).

2. Правонарушения, посягающие на управленческие отношения в сфере экономики (непредставление сведений (информации) (ст. 19.7 КоАП РФ) и др.).

3. Правонарушения, посягающие на установленный порядок в сфере разрешительной системы (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) (ст. 19.20 КоАП РФ) и др.).

4. Правонарушения, посягающие на установленный порядок паспортного регистрационного режима (проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации (ст. 19.15 КоАП РФ) и др.).

5. Иные правонарушения (самоуправство (ст. 19.1 КоАП РФ), умышленное повреждение и срыв печати (пломбы) (ст. 19.2 КоАП РФ) и др.).

Рассмотрим наиболее типичные правонарушения в анализируемой сфере.

Статьей 19.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за самоуправство, т.е. самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам.

Статья содержит два состава правонарушения. Во-первых, самовольно

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...