Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основания освобождения от юридической ответственности.




Сущность обстоятельств, исключающих юридическую ответственность, в том, что действия, причиняющие вред имуществу или здоровью, исключают противоправность деяния и ответственность за него. Выделяют следующие обстоятельства, исключающие юридическую ответственность: 1)необходимая оборона; 2)крайняя необходимость; 3)причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление; 4)исполнение приказа или распоряжения; обоснованный риск; 5)физическое или психическое принуждение; 6)случай; непреодолимая сила; невменяемость. Необходимая оборона - правомерное причинение вреда при защите интересов личности, общества и государства. Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны. Крайняя необходимость - это такая ситуация, когда предотвращается опасность, реально угрожающая интересам данного лица или иных лиц, интересам общества или государства, и причиняется вред интересам третьих лиц в связи с тем, что опасность не могла быть устранена другими средствами и причиненный вред менее значителен по сравнению с предотвращаемым. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление. Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным. Исполнение приказа или распоряжения. Под приказом и распоряжением следует понимать исходящее от соответствующего органа или наделенного определенными полномочиями лица правовое требование о совершении либо не совершении определенных деяний лицом или группой лиц. Обоснованный риск. Не является преступным причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели. Риск основывается на практическом опыте, знаниях, расчетах, которые впоследствии приведут к положительному результату; достижение поставленной задачи не может быть достигнуто иными методами; лицо должно предпринять все необходимые меры для предотвращения причинения вреда защищаемым интересам; вред причиняется действиями, направленными на достижение общественно полезной цели.

Правовое регулирование общественных отношений: понятие, элементы, стадии.

Механизм правового регулирования (МПР) - это система всех юридических средств, обеспечивающих упорядоченность общественных отношений правом.

МПР показывает процесс перевода нормативности права в упорядоченность общественных отношений.

Элементы (структура) МПР:

а) нормы права;

б) юридические факты и акты применения права;

в) правоотношения;

г) акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей.

Стадии МПР, то есть этапы перевода нормативности права в упорядоченность общественных отношений (соответствует структурным элементам МПР):

Обязательные:

Стадия формирования и действия норм права;

Стадия возникновения субъективных прав и юридических обязанностей (правоотношений);

Стадия реализации субъективных прав и юридических обязанностей.

Факультативная:

Стадия применения права.

Билет 34

1.Стадии применения норм права. Применение норм права — сложный процесс, включающий несколько стадий. Первая стадия — установление фактических обстоятельств юридического дела, вторая - выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, третья — принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление. Первые две стадии являются подготовительными, третья — заключительной, основной. На третьей стадии принимается властное решение — акт применения права. 1. Круг фактических обстоятельств, с установления которых начинается применение права, очень широк. При совершении преступления — это лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и другие обстоятельства; при возникновении гразкданско-правового спора — обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для ее исполнения, взаимные претензии сторон и т. д. Фактические обстоятельства, как правило, относятся к прошлому и поэтому правоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Они подтверждаются доказательствами — материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия и т.д.). К доказательствам, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства по делу, предъявляются процессуальные требования относимости, допустимости и полноты. 2. Сущность юридической оценки фактических обстоятельств, т. е. их юридической квалификации, состоит в том, чтобы найти, выбрать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию. Этот поиск происходит путем сравнения фактических обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. Значит, для правильной юридической квалификации фактов, установленных на первой стадии, следует выбрать (найти) норму (нормы), прямо рассчитанную на эти факты. Выясняются не любые факты, а лишь те, которые предусмотрены в гипотезе избранной нормы. Типичная ошибка в этой ситуации — когда начинают «подгонять» факты под гипотезу избранной нормы. В юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к изменению юридической квалификации. 3. Содержание решения по юридическому делу определяется главным образом его фактическими обстоятельствами. Вместе с тем при вынесении решения правоприменитель руководствуется требованиями диспозиции (санкции) применяемой нормы. Вынесение решения по делу нужно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, это умственная деятельность, заключающаяся в оценке собранных доказательств и установлении на их основе действительной картины происшедшего, в окончательной юридической квалификации и в определении для сторон или виновного юридических последствий — прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного. Во-вторых, решение по делу представляет собой документ — акт применения права, в котором закрепляется результат умственной деятельности по разрешению юридического дела, официально фиксируются юридические последствия для конкретных лиц. Правоприменительное решение играет особую роль в механизме правового регулирования. Ранее уже отмечалось, что юридические нормы и возникающие на их основе субъективные права и юридические обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения, однако последняя реализуется именно по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти решения могут быть исполнены в принудительном порядке. Возможность принудительного исполнения актов применения права обусловливает их особенности и предъявляемые к ним требования обоснованности и законности.

2.Понятие и виды субъектов права. Правосубъектность. Правовой статус. Субъекты правоотношений - это те лица, которые могут быть их участниками. Основные участники правоотношений - физические лица и организации. Иногда субъектом правоотношения может выступать народ, например, при проведении референдума. Физические лица - это граждане, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории конкретного государства. К организациям относятся государство в целом (например, в отношениях с субъектами федерации, в межгосударственных отношениях), государственные органы (например, суд при рассмотрении гражданского дела), юридические лица. Юридическими лицами признаются организации, обладающие следующими признаками: 1) имеют обособленное имущество; 2) отвечают по своим обязательствам этим имуществом; 3) от своего имени могут приобретать и осуществлять права и нести обязанности; 4) выступать истцом или ответчиком в суде. Чтобы быть участником правоотношения, необходимо обладать определенными юридическими качествами (правосубъектностью). Речь идет о правоспособности, дееспособности и деликтоспособности. Правоспособность - это способность обладать правами и нести юридические обязанности. Дееспособность - это способность своими собственными действиями реализовать право и исполнить юридическую обязанность. У организаций и юридических лиц правоспособность и дееспособность возникают одновременно с момента их образования. Правоспособность у физических лиц, по общему правилу, возникает с момента рождения. Возникновение дееспособности связано с двумя условиями: возрастом и состоянием психики физического лица. В полном объеме дееспособность наступает с 18 лет. Считается, что в этом возрасте человек достигает такого уровня социальной и интеллектуальной зрелости, когда он осознает значение своих поступков и может самостоятельно руководить своими действиями. Дееспособность совершеннолетнего лица может быть ограничена только судом. Деликтоспособность физического лица означает способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. Так, гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности с 16 лет, за отдельные виды преступлений - с 14 лет. Полная гражданско-правовая ответственность возникает с 18 лет. Таким образом, в разных отраслях права и в разных нормах установлены свои возрастные пороги деликтоспособности. Правовой статус личности - это система прав, свобод и обязанностей, закрепленная в нормах права. Основой правового статуса личности является ее конституционный статус, где права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый, внутренне согласованный комплекс. Вместе с тем, в каждой отрасли права существуют свои особенные, присущие именно им права и обязанности. Совокупность закрепленных в отдельной отрасли права особенных прав, свобод и обязанностей образуют категорию "отраслевой правовой статус личности". Все виды статусов означают закрепление в праве меры возможного и должного поведения личности, пределы ее свободы. Правовой статус личности рассматривают как родовое понятие, которое выступает как: 1) правовой статус гражданина; 2) правовой статус иностранца; 3) правовой статус лица без гражданства (апатрида).


Билет 35

1.Соотношение системы права и системы законодательства. Система права - это объективное правовое явление, которое формируется на основе общих закономерностей общественной жизни. С одной стороны, нормы права - это продукт субъективной, сознательно-волевой деятельности правотворческих органов. С другой стороны, нормы права становятся естественным элементом системы права лишь в случае объективного отражения потребностей общественной жизни, определяя максимальную меру свободы и справедливости в социальных отношениях. Поэтому нормы права объективно, независимо от воли правотворческого органа, объединяются в относительно самостоятельные группы норм, которые регулируют данные отношения. Правотворческий орган не может по своему усмотрению, произвольно, отнести изданную им норму права к той или иной отрасли права. Если норма издана для регулирования определенного вида общественных отношений, то она объективно входит в ту отрасль права, которая регулирует эти отношения. Система законодательства строится по иному принципу. В ее формировании значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностью правовой практики, необходимостью учитывать изменяющиеся формы человеческого общения. Функциональную основу человеческой жизни составляют взаимосвязь и взаимозависимость различных по своему содержанию общественных отношений. В определенные сферы человеческой деятельности объективно включаются многие виды и разновидности социальных связей. Не всегда можно обнаружить такую изолированную область общественной жизни, где бы доминировал только один вид общественных отношений, являющийся предметом регулирования одной отрасли права. Отсюда практическая необходимость охватить общим правовым регулированием все многообразие общественных отношений, возникающих в различных сферах человеческой жизнедеятельности (на производстве, в быту, в здравоохранении, в сфере услуг и т.д.). Законодатель должен учитывать объективные потребности общественной жизни в своей субъективной правотворческой деятельности, однако не волен изменять содержание правовых норм, регулирующих определенный отраслевой вид общественных отношений. Таковы общие предпосылки соотношения системы права и системы законодательства. В чем же их единство и различие? Система законодательства - это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм. Поэтому право не существует вне законодательства. Они соотносятся как форма и содержание. Именно в законодательстве (источниках права) правовые нормы и их различные структурные образования получают свое реальное выражение, внешнее проявление. В этом смысле система права и система законодательства в целом совпадают. Вместе с тем они различаются по структурным элементам и по своему содержанию. Как отмечалось выше, первичным элементом системы является норма права, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции. Первичным же элементом системы законодательства является статья нормативно-правового акта, которая не всегда содержит все три структурных элемента правовой нормы. В ней иногда излагаются лишь два элемента - гипотеза и санкция, диспозиция же может содержаться в другой статье данного нормативно-правового акта (отсылочный способ изложения) или в совершенно другом акте (бланкетный способ изложения). Более того, в одном и том же нормативном акте могут содержаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями, содержащимися в других нормативных актах (например, законы о собственности, предприятиях и предпринимательской деятельности, народном образовании, местном самоуправлении и другие). Как видно, один и тот же нормативно-правовой акт может регулировать различные по своему содержанию виды общественных отношений, включая нормы нескольких отраслей права, поэтому у него не может быть единого предмета и метода правового регулирования. Как отмечалось, это объясняется тем, что в реальной жизни возникает потребность урегулировать одним или группой нормативно-правовых актов не один вид общественных отношений, а целую группу разновидовых отношений, действующих в определенной сфере: сельскохозяйственном производстве, транспортном обслуживании, оборонной деятельности государства. Разнообразие и взаимосвязь социальных отношений, возникающих в различных сферах общественной жизни, необходимость их эффективной организации обусловливают создание в системе законодательства таких структурных элементов, которые не совпадают с системой права. Поэтому отрасли права не всегда соответствуют отраслям законодательства.

2.Толкование норм права и ее виды. От толкования-уяснения следует различать толкование-разъяснение, которое либо дается компетентным государственным органом или управомоченной на то общественной организацией, либо содержится в высказываниях отдельных лиц. Данное толкование различается по субъектам на § официальное и § неофициальное. Официальное толкование дается специально уполномоченным на то органом и является обязательным с точки зрения следования ему лиц, которым оно адресовано. Официальное толкование в свою очередь (в зависимости от толкующих субъектов) делится на: легальное - разъяснение юридической нормы, даваемое уполномоченным на то органом и являющееся в силу этого обязательным для подчиненных органов и должностных лиц либо в некоторых случаях даже общеобязательным. Органами, уполномоченными давать официальное легальное толкование, являются прежде всего Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ (они издают соответствующие постановления); аутентичное - это официальное разъяснение, исходящее от органа, который установил данную правовую норму. Кроме этого, официальное толкование делится также (в зависимости от степени общности и распространенности издаваемых правоположений) на: нормативное (общее) - это разъяснения, имеющие общий характер и обязательные для рассмотрения всех дел определенно категории; казуальное (индивидуальное) - это разъяснение, имеющее обязательный характер только для конкретного дела. Неофициальное толкование - это разъяснения, исходящие от тех или иных лиц, не наделенных официальными полномочиями давать обязательные разъяснения правовых норм; они не имеют юридической силы, и их значение может состоять исключительно в их логической убедительности. Неофициальное толкование, в свою очередь, делится на три вида: - обыденное - это толкование, даваемое людьми, не имеющими специального образования и исходящими из собственного опыта; - профессиональное - это толкование, даваемое профессиональными юристами; - доктринальное (научное) - это толкование, даваемое учеными-юристами. В зависимости от объема т олкование делится на:- буквальное (адекватное) - это истолкование нормы права в точном соответствии со смыслом текста статьи нормативно-правового акта. В этом случае содержание нормы права соответствует ее словесному выражению; расширительное (распространительное) - это случай, когда содержание нормы права шире ее словесного выражения; - ограничительное - в этом случае содержание нормы права уже ее словесного выражения.

Билет 36

1.Правовая культура: понятие, значение, структура. Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры.. Правовая культура - один из важнейших элементов правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства. Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний. Признано, что правовая культура отражает не только субъективную сторону правового поведения личности, но и материализацию идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности. Особенность правовой культуры состоит в том, что она представляет собой не право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц. Правовая культура предполагает высокое качество правотворческого процесса, реализации права; достаточный уровень правового мышления и психологического воспитания правовой реальности; осознание специфических способов правовой деятельности правоохранительных органов; результатов реализации требований законности в виде устойчивого и стабильного правопорядка. Элементами (подсистемами) правовой культуры являются уровневые состояния, т.е. «степени правового развития» таких компонентов системы правовой жизни общества, как: 1) правовые тексты (акты-документы и тексты, имеющие юридическое содержание); 2) правовая деятельность (теоретическая и практическая); 3) правовое сознание (включая когнитивный, эмоциональный и установочный его компоненты); 4 ) субъект-носитель правовой культуры (общество, классы, нации, народности, коллективы, отдельные индивиды). В зависимости от носителя правовой культуры различают: правовую культуру личности и правовую культуру общества. Итак, наиболее характерными чертами (слагаемыми) правовой культуры личности являются: 1) достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания; 2) знание действующих законов страны (незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение); 3) соблюдение, исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта; 4) убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними; 5) правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами; 6) правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма. Суть правовой культуры личности можно выразить следующей формулой: знать - уважать - соблюдать. Имеются в виду требования законов. Как и в случае с правосознанием, это первичный, обыденный уровень правовой культуры, приобретающий, однако, и общественное значение. От правовой культуры личности следует отличать правовую культуру отдельных социальных групп и общества в целом. Групповая правовая культура характеризуется уровнем правосознания данной социальной группы, а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права. Говоря о функциях правовой культуры, можно выделить такие функции, как познавательно - преобразовательная, регулятивная, коммуникативная (связь), ценностно-нормативная и прогностическая.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...