Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инструментарий государственного регулирования экономики




Тема 2. Формы и методы государственного регулирования экономики.

План

1. Объекты и цели государственного регулирования экономики.

2. Прямые и косвенные формы государственного регулирования экономики.

3. Методы государственного регулирования экономики.

 

Конспект лекций

Объекты и цели государственного регулирования экономики.

Выявление причин необходимости государственного регулирования экономики в решающей степени предопределяет объекты воздействия властных органов.

Объекты государственного регулирования — первичные звенья сферы производства и услуг, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, т.е. то, на что направлено внимание государственных органов для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.

Основными объектами, на которые направлено воздействие государства в сфере экономики, являются:

процессы разгосударствления, приватизации, демонополизации;

структура форм собственности;

социальная, отраслевая, секторальная, региональная и воспроизводственная структуры национального хозяйства;

экономический цикл, процесс воспроизводства;

государственный сектор экономики;

условия и источники накопления капитала;

денежное обращение;

цены, антиинфляционные процессы;

конкурентная среда;

предпринимательство;

инвестиции, НИОКР;

социальная сфера, трудовые отношения, механизм защиты населения,

занятость, кадры;

платежный баланс;

внешнеэкономическая деятельность страны;

окружающая среда.

Перечень объектов государственного регулирования свидетельствует о том, что они охватывают различные сферы хозяйственной жизни общества как на микро, так и на макроуровне, включая международные экономические отношения.

Определяя объекты своего воздействия, государство формулирует и цели, которые оно ставит перед собой. Множество объектов воздействия обусловливает и множество целей, разнообразных по своему характеру.

Совокупность целей представляет собой определенную систему, включающую основную, генеральную цель, а также конкретные цели, связанные с реализацией того или иного экономического, социального процесса и способствующие достижению главной цели. Взаимообусловленная совокупность главной и конкретных целей получила название "дерево целей".

Основной, главной целью государственного регулирования экономики является обеспечение социально-экономической стабильности в обществе. Непосредственным следствием этой главной цели государственного регулирования в любой стране и не менее важной целью выступает формирование стартовых условий и потенциала экономического роста, а на этой основе - повышения благосостояния народа. Данная цель более конкретно трансформируй всеобщую главную цель.

"Дерево целей" видоизменяется в зависимости от конкретных проблем стоящих перед страной. Конкретные цели можно сгруппировать по определенным блокам, определяющим достижение наиболее общих целей. В целом "древо целей" можно представить следующим образом.

I. Обеспечение экономической стабильности, выравнивание долгосрочных циклических и краткосрочных конъюнктурных колебаний;

регулирование отраслевой и региональной структуры национальной экономики;

обеспечение экономического роста;

поддержка устойчивости национальной валюты;

обеспечение полной занятости;

внешнеэкономическое равновесие.

II. Обеспечение рамочных условий функционирования национального хозяйства:

обеспечение территориальной целостности;

обеспечение правовой основы функционирования экономики;

поддержка внутреннего порядка.

III.Обеспечение социальной стабильности:

социальная обеспеченность различных слоев населения;

предоставление социальных услуг;

обеспеченность населения общественными благами.

IV.Координация хозяйственной деятельности:

обеспечение информацией о конъюнктуре рынка, перспективах развития национального хозяйства;

разработка мотивационного механизма, системы поощрения и санкций.

V. Поддержка конкурентной среды:

создание экономических, правовых условий, правил системы конкурентных отношений, защита конкурентной среды;

борьба против недобросовестной конкуренции;

борьба с монополизмом;

разработка стратегических и тактических мер развития предпринимательской активности (финансовых, налоговых, таможенных и др.);

поддержка мелкого и среднего предпринимательства.

V. Управление государственным сектором в экономике:

управление государственными предприятиями;

управление государственной собственностью (разведанными полезными ископаемыми, государственными ценными бумагами, пакетами акций, государственными кредитными средствами).

Инструментарий государственного регулирования экономики

Выбор инструментов государственного регулирования экономики, характера и механизма их использования не может быть случайным. Инструментарий регулирования определяется наиболее оптимально выбранными стратегией и путями развития экономики. Набор инструментов государственного воздействия на экономику может быть одним и тем же в разных странах. Однако существующая в этих странах политическая, экономическая и социальная специфика, насущные проблемы, различие целей и задач, особенно кратковременных, вызывают необходимость наиболее рационального выбора форм и методов государственного регулирования экономики, определения их приоритетности и сочетания.

Например, если при осуществлении трансформации постсоциалистической экономики страны на первый план выдвигается задача ее либерализации и финансовой стабилизации, то они осуществимы в более короткие сроки и одними и теми же инструментами, связанными с жесткой финансовой политикой. Если же страна первоочередными целями считает системные преобразование то реализация этих целей требует более длительного времени, а также специфического набора инструментов для их осуществления.

Все же специфика состояния и развития отдельных стран не исключает возможности использования типовых мер государственного воздействия на социально-экономические процессы.

Применение правомочными государственными органами, учреждениями системы мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленной на достижение определенных социально-экономических целей, и представляет собой государственное регулирование экономики.

Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на ее реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

Государство использует методы прямого и косвенного воздействия на экономику. Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приемов, средств. Так, метод прямого воздействия реализуется средствами административного и экономического влияния. Косвенный метод регулирования реализуется только экономическими средствами. Конкретное выражение этих приемов или средств регулирования представляет собой их формы.

Особенностью административных средств регулирования экономики является то, что они:

не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации;

базируются на силе и авторитете государственной власти;

включают меры запрета, разрешения и принуждения (квотирование, лицензирование, утверждение правил приватизации и т.д.);

предусматривают организацию управления предприятиями государственного сектора экономики, государственной собственностью.

Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование:

государственного экономического прогнозирования;

государственного экономического программирования;

бюджетно-налоговой системы;

денежно-кредитной политики;

валютной политики;

таможенной политики.

В экономических средствах переплетается использование прямых и косвенных методов. Особенно наглядно это проявляется на примере использования такой формы регулирования, как учетная ставка. Установление нормы учетной ставки Центральным банком на основе проводимой им дисконтной политики — факт прямого действия, а влияние данной нормы ставки процента опосредованно определяет тенденцию развития кредитных отношений, изме­нение ссудного процента, движение ссудного капитала и т.д.

Рассмотрим кратко основные инструменты и их роль в регулировании экономики государством.

Государственное экономическое прогнозирование основано на результатах анализа реального положения дел в экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала, позволяет получитьдостоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях. Исследование вариантов развития помогает осознанно формировать экономическую политику, определять совокупность рычагов, обеспечивающих ее эффективную реализацию. Экономическая наука выработала ряд методологических требований, обеспечивающих эффективность прогнозов:

поэтапность процесса прогнозирования: составление поискового прогноза, работка нормативного, или целевого прогноза, разработка конкретных рекомендаций по использованию экономических регуляторов хозяйственной деятельности; корректировка нормативного прогноза с учетом механизма регулирования;

составление сценария и вариантов прогнозов;

сведение разного рода прогнозов в систему.

Формирование системы прогнозов складывается из прогнозов последствий разных ситуаций; развития отраслей, видов производств, научно-технического прогресса; развития территорий; экологических прогнозов; прогнозов внешнеэкономической деятельности.

Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально-экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические программы только формулируют цели развития, но и определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей.

В большинстве стран, где применяется экономическое программирование, подобные программы носят рекомендательный, индикативный характер, но имеют строгую целевую направленность.

Объектами целевых экономических программ являются отрасли, регионы, социальная сфера и ее элементы, направления научных исследований. Примером среднесрочной целевой программы служит программа Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах".

Широко используется практика разработки общенациональных пятилетних планов, имеющих целью обеспечение экономического равновесия и стабильного развития, определяющих рекомендательные ориентиры динамики национального дохода, объемов производства, модернизации промышленности на основе достижений научно-технического прогресса, развития инфраструктуры, жилищного строительства, подготовки рабочей силы. Предусматриваются и меры, способствующие реализации программных целей.

Общенациональные экономические программы разрабатываются в Японии, Нидерландах, Скандинавских странах. В особых случаях разрабатываются чрезвычайные программы. Примерами могут служить программа структурной перестройки в Восточной Германии после присоединения ее к ФРГ, программа восстановления послевоенной экономики Южной Кореи. В течение последних 10 лет в разных странах с рыночной экономикой появилась устойчивая тенденция ориентации государства на решение долгосрочных целей научно-технического прогресса, экономического роста, социальных проблем.

Бюджетно-налоговая система — один из существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы. Масштабы государственного бюджета, определяемые уровнем доходов, их долей в валовом внутреннем продукте (ВВП), создают реальные возможности влияния на социально-экономические процессы.

Основным источником доходной части бюджета являются налоговые поступления. Государственное влияние на экономику реализуется посредством формирования структуры расходной части бюджета.

Учитывая, что налоги являются важнейшим источником доходной части бюджета, а также механизмом перераспределения первичных доходов предприятий, фирм, граждан, необходимо постоянное совершенствование налоговой системы, приведение ее в соответствие с задачами социально-экономического развития страны.

Переход к рыночным отношениям, разгосударствление и приватизация су­щественным образом изменили налогооблагаемую базу: центр тяжести налогообложения перенесен на доходы предприятий частного сектора; изменилась структура доходов хозяйствующих субъектов; произошло снижение доли заработной платы наемных работников в ВВП; изменилась отраслевая структура национального хозяйства — увеличилась сфера услуг, частной торговли. Корректировка налоговой системы в соответствии с новой обстановкой в национальном хозяйстве страны в большей степени будет служить эффективным средством формирования доходной части бюджета и тем самым создавать большие возможности для государственного воздействия на экономику. При этом, конечно, не устраняется проблема собираемости налогов, ликвидации разного рода лазеек для уклонения от их уплаты.

Кроме того, влияние налоговой системы на экономику связано с совершенствованием размеров налогообложения (налоговых ставок), механизма селективного определения объектов льготного налогообложения.

Значительный резерв усиления регулирующей роли бюджетно-налоговой системы заложен в возможностях совершенствования механизма бюджетного федерализма, способного более полно обеспечивать выравнивание уровней социально-экономического развития регионов, субъектов Федерации. Совершенствование бюджетного федерализма связано с разграничением налоговых полномочий центра и регионов, рациональным использованием выравнивающих трансфертов, ибо существует значительная дифференциация субъектов Федерации по уровню их социально-экономического развития.

Важнейшим средством воздействия государства на хозяйственные процессы служат инструменты денежно-кредитной политики, осуществляемой Центральным банком. Денежно-кредитная политика государства должна быть направлена прежде всего на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен. В странах с переходной экономикой эти цели дополняются задачами формирования рациональной банковской системы, борьбы с инфляцией, ликвидации дефицита государственного бюджета, создания финансовых условий выхода из кризиса.

В процессе реализации денежно-кредитных способов регулирования экономики тесно переплетаются прямые экономические и косвенные методы.

К инструментам прямого экономического воздействия относятся:

целевое кредитование;

установление кредитных "потолков";

прямой контроль за установлением уровня процентных ставок.

Меры, связанные с целевым кредитованием, выражаются в существовании специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той или иной отрасли по более льготным ставкам. Эти банки, как правило, пользуются определенными льготами в своей деятельности. Кредитование осуществляется на строго установленные цели и в определенных размерах.

Установление так называемых кредитных "потолков" есть не что иное, как ограничение объемов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельных, сферах хозяйственной деятельности.

Прямой контроль за уровнем процентных ставок связан с установлением Центральным банком ставки рефинансирования (нормы процента — платы за кредит, выдаваемый Центральным банком коммерческим банкам), с определением нормы обязательного резервирования средств коммерческих банков в Центральном банке.

Более широко используются косвенные методы денежно-кредитного регулирования:

регулирование минимальных резервных требований;

осуществление дисконтной политики (регулирование учетных ставок по кредитам);

купля-продажа иностранной валюты;

регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков;

изменение курса национальной валюты;

эмиссия денег в обращение в рамках определенных нормативов;

продажа-скупка государственных ценных бумаг.

Во многих странах значительно сокращены прямые кредиты центральных банков (не более 25% общего объема кредитов), устранены кредитные "потолки".

Центральный банк России активно использует в качестве косвенных методов регулирования экономики изменение нормы обязательного резервирования.

В зависимости от экономической обстановки Центральный банк России изменяет и ставку рефинансирования. В свою очередь, коммерческие банки при выдаче кредитов также изменяют процентные ставки.

Специфическим инструментом воздействия на экономику служит государственный сектор. Его специфичность обусловлена тем, что, во-первых, данный сектор сам является объектом государственного регулирования, а во-вторых, он в значительной степени формирует экономический потенциал государства, обеспечивающий его воздействие на хозяйственную жизнь общества.

Государственный сектор реальной экономики как инструмент воздействия на социально-экономические процессы используется для решения следующих задач:

выравнивание экономического цикла посредством обеспечения государственных инвестиций, госзакупок, реконструкции предприятий инфраструктуры;

поддержка занятости на основе сохранения существующих и создания новых рабочих мест;

формирование наиболее рациональной структуры народного хозяйства посредством реконструкции действующих и строительства новых предприятий в развивающихся отраслях и видах производства;

аккумуляция и перераспределение денежных средств на основе использования налоговой системы, операций на финансовом рынке с государственными пакетами акций, ценными бумагами в целях обеспечения доходов и расходов государственного бюджета, обеспечивающих поддержку деловой активности;

развитие науки, обеспечение технологического применения ее результатов, подготовка научных кадров;

интенсификация внешнеэкономической деятельности с помощью государственных организаций.

Использование государственного сектора в качестве регулятора хозяйственной жизни общества остро ставит проблему повышения эффективности его функционирования. Несомненно, специфика той ниши в экономике, которую занимают предприятия и организации государственного сектора (сфера низкой рентабельности, инфраструктура, фундаментальная наука, решение не коммерческих, а общесоциальных задач и т.д.), непосредственно сказывается на уровне его эффективности, но сама данная проблема не становится от этого менее значимой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...