Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание для самостоятельной работы




Наука бионика изучает особенности строения и принципы функционирования живых организмов с целью их использования для создания новых приборов и механизмов. На­зовите аналогичные принципы, используемые и в природе, и в технике.

 

4 Идеальный конечный результат

 

Идеальный конечный результат (ИКР) - достижение ре­зультата (решение проблемы) без усложнения технической сис­темы с минимальными затратами ресурсов (денег, времени, ме­талла, чистой воды и т. п.). С точки зрения решения природо­охранных задач, в схему ИКР попадают все ресурсосберегающие, безотходные. малоотходные технологии. Например, в некоторых странах Евросоюза взят курс на нулевое количество отходов.

Как кратко определить понятие «идеальный конечный ре­зультат»? В работах Г.С. Альтшуллера предлагалась такая фор­мулировка: «Технической системы нет, а ее функция выполня­ется». Для этого необходимо определить главную полезную функцию технической системы, т.е. ответить на вопрос «Зачем создано это устройство»? Например, мобильный телефон был создан для разговоров в отсутствие стационарного телефона. Следовательно, идеальным конечным результатом является воз­можность мгновенно связаться с любым человеком в любой точке планеты (частично это сейчас уже обеспечивается Интер­нетом). ИКР не всегда достижим, на то он и идеальный. Но мож­но повысить так называемую идеальность технических систем - это отношение полезных функций системы к затратам на ее экс­плуатацию.

ИКР необходимо формулировать, чтобы:

1) определить направление поиска решения;

2) избавиться от заведомо пустых проб при поиске решения;

3) гарантировать высокое качество будущего решения.

 

Пример 1. Одна из глобальных экологических проблем - загрязнение воздуха. Для ее решения делается попытка перейти от бензинового транспорта к электрическому. Как избавиться от главного недостатка электромобилей - громоздких аккумулято­ров? В Англии разработаны аккумуляторы, которым можно придать любую форму, например, выполнить из них корпус ав­томобиля. Повышение идеальности осуществляется за счет того, что подсистема (корпус автомобиля) выполняет две функции одновременно: скрепляет все детали машины и является акку­мулятором.

Пример 2. Идеальное производство - производство без отхо­дов. Возможно ли это? На некоторых производствах используется так называемая оборотная вода - после использования она очища­ется и снова запускается в производственный цикл. Достоинство такой технологии в том, что в окружающую среду не сбрасывается загрязненная вода, и предприятие не забирает из водоемов чистую воду, которая может пригодиться в другом месте.

Пример 3. В качестве близкого к ИКР решения можно при­вести сброс сточных вод в болота, где загрязняющие вещества частично разлагаются и обезвреживаются под действием живых организмов, солнечного света, частично оседают на дно.

 

 

5 Применение физических и химических явлений (научных эффектов)

 

В основе огромного числа процессов и явлений в природе и в технике лежат физические законы. Иногда мы используем знание физики, даже не задумываясь об этом. В ТРИЗ выбраны и сведены в отдельный указатель несколько сотен физических эффектов (явлений), использованных в патентах и авторских свидетельствах.

Научный эффект - природное явление или комбинация из нескольких природных явлений, которые могут быть использо­ваны для решения экологических задач. В ТРИЗ понятие «науч­ный эффект» используется как обобщение физических и хими­ческих эффектов, а также свойств математических объектов.

Пример использования физических эффектов: измерение температуры окружающей среды можно проводить с помощью регистрации теплового расширения (привычный градусник), из­менения ферромагнитных свойств (точка Кюри), фазовых пере­ходов (плавление, кипение).

Химический эффект - явление, помогающее разрешить техническое противоречие; особенность которого в том, что эф­фект достигается посредством изменения химического состава технической системы или её отдельных частей. Химические эф­фекты весьма многообразны, однако поддаются классификации.

Для тех, кого заинтересовало применение научных эффек­тов, можно обратиться к ресурсам Интернет. Указатель физи­ческих явлений размещен на сайте http://www.triz-summit.ru.

 

В качестве примера применения физических и химических явлений можно привести патент РФ № 2255898. Изобретение относится к способам получения коагулянта (реагента, образующего круп­ные хлопья осадка, ухватывающего загрязнители и оседающего на дно; коагулирование широко применяется для очистки при­родных и сточных вод) на базе основных хлоридов алюминия. Здесь используются одновременно химические и физические эф­фекты: растворение, гидролиз, коагуляция, фазовые переходы. Новый коагулянт может быть использован для очистки различ­ных типов вод от взвесей и обладает дезинфицирующими свойст­вами по отношению к патогенным микроорганизмам, что позво­ляет получать питьевую воду в экстремальных условиях при ин­дивидуальном применении в виде таблеток. Твердый хлоралюминий, содержащий коагулянт, получают из жидкого коллоидного раствора гидроксохлорида алюминия, который под­вергают взаимодействию с гесаметилентетраамином. Процесс получения твердого коагулянта протекает при комнатной темпе­ратуре без затраты энергии в течение короткого времени. Из по­лученного продукта легко получить таблетки, что удобно для ин­дивидуального применения при получении питьевой воды.

 

 

6 Разрешение противоречий

 

Одна из ключевых идей ТРИЗ: технические системы раз­виваются через обострение и разрешение противоречий.

Суть рассматриваемого приема: сначала нужно сформули­ровать техническое противоречие, а потом его преодолеть. Тех­ническое противоречие - ситуация, когда попытка улучшить од­ну характеристику системы приводит к ухудшению другой ее ха­рактеристики.

Например, увеличение мощности некоторых устройств приводит к росту шума при работе (происходит так называемое акустическое загрязнение). Однако попытки снизить шум от ра­ботающих машин зачастую сводятся к снижению их мощности. Противоречие разрешено в патенте РФ №2334059: предложен слоистый теплозвукоизоляционный блок, который снижает уро­вень шума в заданной полосе частот. В техническом решении использован типовой прием разрешения технических противо­речий - принцип дробления.

Ключевая проблема нашей цивилизации - противоречие между ростом потребностей человечества и ограниченной емко­стью окружающей среды (в том числе ограниченной возможно­стью по утилизации отходов). Это противоречие необходимо учитывать каждому человеку и строить свою жизнь и профес­сиональную деятельность так, чтобы был минимальным эколо­гический след и его, и его ближайшего окружения (родных, зна­комых), и предприятия (организации), в котором работает.

 

 

7 Ведение картотек

 

Картотеку как систему для сбора и организации инфор­мации в 17 веке изобрел немецкий ученый Готфрид Вильгельм Лейбниц. Немецкий астроном Иоганн Кеплер воспользовался картотекой наблюдений, которую 25 лет собирал его учитель Тихо Браге, и, анализируя ее, обнаружил законы движения пла­нет. На основе информации о многих тысячах видов живых ор­ганизмов шведский ученый Карл Линней построил классифика­цию растений и животных. Систематизация данных позволяет выйти на новый уровень обобщения, вскрывать не известные ранее зависимости, предсказывать характеристики объектов и др.

Работа с картотекой открывает исследователю следую­щие возможности:

- опыт сбора и анализа информации по проблеме;

- способ вести исследовательскую деятельность;

- приучение к систематизации информации и к регулярной рабо­те.

 

Пример отдельной карточки приведен ниже.

«В самом конце XIX века английский натуралист доктор Карутерс наблюдал над Красным морем грандиозное переселение саранчи с берегов Северной Африки в Аравию. В течение трех дней плотные тучи насекомых, закрывая Солнце и производя тревожный шум, непрерывно проносились над головой наблю­дателя. Обычное в этих местах, часто повторяющееся явление поразило Карутерса своими размерами, и он решил определить количество насекомых в одной из туч, пролетавшей над ним 25 ноября 1889. Оказалось, что туча занимала пространство в 5967 квадратных километров и весила 44 миллиона тонн».

 

Как же вести картотеки? Прежде всего, необходимо сформулировать тему (учтите, что тема картотеки может ме­няться, уточняться, возможно, неоднократно). Подбирайте тему, близкую и интересную Вам.

 

Возможные темы картотек:

способы решения экологиче­ских проблем;

способы выявления загрязнений и их устранения;

экозащитная техника (устройства для очистки сточных вод и га­зовых выбросов, способы рекультивации земель и т.д.);

методы сохранения биоразнообразия;

альтернативные источники энер­гии и др.

 

После выбора темы нужно регулярно работать с инфор­мационными источниками. Откуда брать информацию? Можно выделить четыре группы источников информации:

- информация реального времени (беседа, случай на улице или на природе, радио, телевидение - все, что исчезает и проходит бесследно, если специально не фиксируется);

- периодические издания - журналы, газеты, Интернет - рас­сылки, реферативные журналы ВИНИТИ;

- книги из личной библиотеки;

- информация из общественных библиотек или информаци­онных сетей.

 

Рекомендуем вести картотеку на компьютере. Для каж­дой карточки заводите отдельный файл, файлы собирайте в от­дельную папку. Если же нет такой возможности, делайте ксеро­копии доступных Вам материалов, которые опять же следует собирать в одном месте.

При оформлении отдельной карточки нужно кратко сформулировать информацию и указать источник. Если это га­зета или журнал, нужно указать название издания, год, номер выпуска, страницы, на которых была размещена информация.

 

Еще один пример карточки.

Земля, заряженная отрицательно, и ионосфера, заряжен­ная положительно, образуют конденсатор. Мы живем в посто­янном электрическом поле, по данным автора, его напряжен­ность — 150 В/м. Автор предлагает извлекать энергию из этого дармового источника, тем более, что заряд Земли и ионосферы постоянно самовозобновляется. (Источник: Горбунов О. Элек­тричество из... воздуха. // Изобретатель и рационализатор, 2009, №1, с.16-17.)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...