Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общественно-политические движения




Структура семьи

Мы уже подчеркивали, что семья - первичный и важнейший институт общества благодаря тем функциям, которые она реализует. Именно через семью сменяются поколения людей, в ней появляется на свет человек, продолжается человеческий род, происходят первичная социализация и воспитание детей, наконец, реализуется такая благородная функция, как забота о престарелых. На семью ложится организация быта, потребления, а также значительная часть хозяйственно-экономических функций.

Структура семьи - совокупность отношений между ее участниками, в том числе и отношений власти. Выделяются авторитарные семьи, в которых складывается жесткое подчинение главе семьи, чаще - мужу, детей - родителям, и семьи демократического типа, где распределение ролей, власти происходит не в соответствии с традициями, а на основе личностных качеств, способностей супругов, для них характерно равноправие в принятии решений, добровольное распределение обязанностей. Основные ролевые отношения в семье: муж, жена, мать, отец, теща, свекровь, старший ребенок, младший ребенок и т. п.

Авторитарная, или традиционная, семья в основном уходит в прошлое. Она господствовала в тех условиях, когда женщина вела дом, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто - единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семейства, т. е. существовала объективная основа для авторитарной семьи. И совсем другое дело, когда женщина имеет более высокий уровень образования, чем у мужа, активно участвует в экономическом обеспечении семьи, является совладельцем собственности. В этом варианте больше условий для формирования равноправных отношений между членами семьи. Конечно, здесь есть и другая сторона медали. Рост экономической самостоятельности женщины, ее активное участие в общественном производстве ведут к перегрузке женщины, снижаются ее возможности в воспитании детей, увеличивается число разводов, снижается рождаемость и т. п.

Функции семьи

Функция продолжения рода - это важнейшая и ничем не заменимая функция современной семьи, если не считать первых колбочных младенцев. Весь опыт свидетельствует, что по мере развития цивилизации в семье снижается количество детей, ведь дети - это своего рода страховка супругов для обеспечения своей старости. Сейчас, чем выше уровень и качество жизни населения, культура и образованность, тем ниже рождаемость. Идет не расширение, а сокращение популяции, старение населения. Социологи и демографы называют это явление демографической революцией. При его анализе приходится считаться с массой обстоятельств. На уровне рождаемости сказываются соотношение городского и сельского населения, религиозные и национальные традиции, генетический фонд, социально-экономические условия. По медицинской статистике, до 15 процентов семей не имеют детей из-за бесплодия мужа или жены, причем в соотношении 40:60. Или такой факт: после апрельской реформы 1991 г. только за два месяца число абортов в нашей стране увеличилось на 200 тыс.

Снижение рождаемости и, одновременно, детской смертности может сыграть злую шутку с человеческой популяцией. Сейчас выживают дети со слабой и отягощенной наследственностью. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в высокоразвитых странах доля новорожденных, у которых фиксируются признаки поражения олигофренией (включая слабые и промежуточные формы), достигает 10-12 процентов. В тяжелой форме болезнь поражает 3-3,5 процента детей. По выборочному исследованию в одном из регионов России, среди причин этого заболевания пьянство родителей составляет 80 процентов случаев. Причем есть одна особенность. Алкоголики, люди с отягощенной наследственностью, социально безответственные, как правило, имеют больше детей, чем нормальные, здоровые.

В нормализации демографической ситуации должно быть заинтересовано общество или государство, но они ведут себя чересчур эгоистично:


    • политики жалуются на снижение рождаемости,

    • интеллигенты - на падение нравственности,

    • ректоры вузов - на снижение интеллектуального потенциала абитуриентов,

    • генералы - на слабое здоровье призывников.


Следовательно, рождаемость не сугубо личное дело. Значит, надо помогать семье, проводить активную демографическую политику.

Последствия начавшейся депопуляции населения России будут многочисленны, тяжелы и затронут все сферы жизнедеятельности общества. Величина потерь из-за процессов старения населения, ухудшения воспроизводства трудовых ресурсов будет значительно больше, чем от нынешнего экономического кризиса, и для их компенсации потребуется время, измеряемое поколениями.

Другая важнейшая функция семьи - воспитание детей. Вообще, семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее сильное - в самые первые годы жизни ребенка, когда закладываются нравственные, психологические, эмоциональные основы личности. Здесь легче всего реализовать индивидуальный подход к ребенку, вовремя заметить положительные и отрицательные качества. Причем необходимо учитывать, что на первые годы жизни приходится ряд пиков в развитии личности. Конечно, у каждой семьи есть свои пределы воспитательных возможностей: не только экономические, образовательные, временные, но и нравственные. Авторитет родителей должен строиться не на дидактических назиданиях, физических наказаниях или материальном поощрении, а на личном примере.

Развитие ребенка органически вписано в жизнедеятельность семьи. Современная наука накапливает все больше данных о роли семейного воспитания в стимулировании интеллектуального развития ребенка: чем содержательней и многообразней общение в семье, тем быстрее ребенок накапливает знания, навыки речи, мышления. Сегодня даже для детей, оставшихся без попечения родителей, государство организует нетрадиционные детские дома, детские дома семейного типа.

В цивилизованном обществе рядом с семейным воспитанием выстраивается целая система государственного, общественного воспитания детей. Она помогает семье, но полностью заменить ее не может.

Претерпевает трансформацию и такая функция семьи, как забота о престарелых родителях. Известно, что еще в начале века у некоторых народов Сибири и Крайнего Севера, например у чукчей, существовал обычай умерщвлять престарелых, когда они уже не могут быть помощниками в семье. Сдавать беспомощных стариков взрослыми детьми в дома для престарелых ради освобождения жилой площади разве менее дико и безнравственно? Следует помнить, что в современном обществе эта функция семьи все больше изменяется. Ее материальный характер все больше заменяется на моральный, она приобретает форму заботы, поддержки. Правда, бытует шутка, что обязанность настоящих родителей довести своих детей до пенсии. Действительно, сейчас немало молодых семей в значительной мере живет за счет поддержки своих родителей. Именно поэтому работают многие пенсионеры.

С развитием цивилизации хозяйственно-экономическая функция претерпевает наибольшую трансформацию. Понятно, что крестьянское, фермерское хозяйство на основе труда членов семьи, семейный магазин, личное подсобное хозяйство и современная городская семья реализуют разные по типу хозяйственно-экономические функции. Различаются они также в зависимости от соотношения в семье организации производства и потребления, потребления материальных и духовных благ, наконец, в зависимости от структуры и типа семьи

 

44. Общественно-политические организации и лобби.

Общественно-политические движения

Понятие «общественно-политические движения» включает различные объединения граждан, ассоциации, союзы и т.п., которые не входят в государственные и партийные структуры, но являются субъектами политичес­кой жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединений – от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отлича­ющихся высоким уровнем организованности до сугубо политических, не имеющих четкого организационного ядра. Это многообразие создает трудности при типологизации движений, анализе их идейно-поли­тической позиции, социальной базы, взаимоотношений с властью.

При характеристике общественно-политических движений следует учитывать, что они включают:

1) организации непосредственного, прямого влияния на политические решения, которые создаются при государственных структурах (лобби, группы давления) и основная задача которых – налаживание контактов с политическими деятелями и чиновниками с последующим влиянием на их решения;

2) организации, для которых политическая функция является устойчивой, но не основной (профсоюзы, союзы предпринимателей, потребительские движения и т.д.);

3) массовые движения, имеющие стихийную природу. Например, демократические по своему характеру движения: антивоенные, молодежные, за охрану окружающей среды и т.д.

Типология общественно-политических движений
По отношению к существующему строю
  • Консервативные;
  • реформаторские;
  • революционные
По идеологической основе
  • Либерально-демократические;
  • консервативные;
  • социалистические
По национальному признаку
  • Национально-освободитель­ные;
  • за самоопределение нации, культурно-национальную автономию
По демографическому признаку
  • Молодежные;
  • студенчес­кие и др.
По степени организации
  • Стихийные;
  • разрозненные;
  • слабоорганизованные,
  • высокоорганизованные
По масштабам
  • Международные;
  • региональные;
  • действующие в стране, штате, республике
По методам и способам действия
  • Легальные/нелегаль­ные;
  • формальные/неформальные;
  • ориентирующиеся на мирные или насильственные действия

Типология современных общественно-политических движений проводится также по целям (социально-политические, культурно-просветительские, этнополитические, политико-экологи-ческие), по массовости (элитные/массовые), по масштабу (местные, региональные, национальные, мировые) и т.д.

Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире, а цели намного конкретнее, чем у партий. Это по­зволяет участвовать в движении людям, имеющим разные политические взгляды, но поддерживающим конкретную политическую цель, ради достижения которой создается и действует движение. Это же обуслов­ливает способность движений приобретать большой размах.

У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянным числом участников, обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддержи­ваться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. В целом же основой движений яв­ляются солидарность и добрая воля их участников.

Развитость политической системы, степень ее демократизации, масштабность институтов гражданского общества обусловливают (и обусловливаются) многообразием форм и проявлений общественно-политической жизни. Большую роль в этих процессах играют общественно-политические движения, пытающиеся воздейство­вать на власть, но сами к ней не стремящиеся.

Общественно-политические движения выполняют важные функции:

  • агрегируют (объединяют) интересы, настроения широких разнородных слоев населения;
  • выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения, создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи;
  • руководят массовыми выступлениями;
  • осуществляют контроль за деятельностью структур власти и помогают в реализации интересов конкретной личности и различных социальных групп в общественной жизни.

Характерными чертами общественно-политических движений являются: гетерогенность либо однородность (в зависимости от социальной направленности); разнообразие участвующих социальных слоев; организационная неустойчивость; различия во взаимодействии с официальной властью.

Вторая половина и особенно конец XX в. характеризуются увеличением количества и усилением роли общественно-политических дви­жений, что говорит о вовлечении в политику огромного числа людей. Причинами возникновения общественно-политических движений являются: 1) утверждение плюрализма в различных сферах общественной жизни; 2) резкие изменения политической, экономической, идеологической ситуации; 3) кризис веры в политическую власть и др.

Существуют различные варианты взаимоотношений обществен­но-политических движений с партиями.

Общественно-политические движения могут существовать са­мостоятельно, не вступая в какие-либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея опреде­ленный политический интерес, не удовлетворены деятельностью партий (потому что партии не выражают их интересы,
а также не способны найти общий язык с участниками движений и привлечь их на свою сторону). Многие участники дви­жений вообще не хотят связывать себя партийностью.

Некоторые движения создаются по инициативе отдельных партий или их блока. Это про­исходит в том случае, когда партиям удается вовлечь в борьбу за вы­двинутую политическую задачу широкие массы беспартийных. Пар­тии могут брать движения под контроль, руководить ими (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защи­щенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).

Добившись успеха в решении поставленных задач, политиче­ские движения обычно прекращают свое существование (так прои­зошло, например, с движением против размещения крылатых ра­кет в Европе и др.). Но в ряде случаев, когда выдвинутые задачи слишком сложны, а борьба за их решение требует длительных, боль­ших усилий и доступа к рычагам власти, политические движения приобретают признаки партии и преобразуются в нее (так, напри­мер, произошло с движением «зеленых»).

В современной России существуют различные виды общественно-политических объединений: Всероссийское политическое движение «Духовное наследие», «Вся Россия», комитет солдатских матерей и др. Их возникновение во многом объясняется формализмом и стереотипами в работе многих официальных организаций, повышением уровня информированности и образованности россиян

 

46.Политический процесс виды и способы политического взаимодействия.

Одной из самых распространённых категорий политологии является политический процесс (5). В публицистике и в массовом сознании под политическим процессом подразумевают политическую жизнь общества в целом. Но политология, как наука, стремиться конкретизировать это понятие, показать его чёткое содержание.

В российской политологии политический процесс рассматривается как особый вид социально-исторических процессов. Его основная черта – достижение политическими субъектами общих целей при помощи использования власти и существующих норм. Механизм политического процесса составляет взаимодействие общественных институтов и социальных групп с их сознанием и психологией. Характер и содержание политического процесса определяется особенностями данной политической системы и существующего политического режима.

В американской политологии широкое распространение получило социологическое истолкование политического процесса. Это взаимодействия между социальными субъектами и носителями политической власти на основе выполнения ими политических ролей и функций. Американский политолог Пай в основу политического взаимодействия положил ценностные отношения. С его точки зрения, содержание и характер политического взаимодействия задаётся системой культуры социального субъекта и носителей власти.

Ценностное отношение лежит в основе цивилизационного подхода к классификации различных обществ. Т.е. все общества делят на два основных типа: западное и восточное.

В политическом процессе взаимодействуют разнообразные факторы, в результате чего происходят изменения и преобразования в политической сфере. Регулируется политический процесс как нормами права (прежде всего, конституционного), так и неправовыми нормами (уставами партий, обычаями, традициями), а иногда не регулируются и протекает спонтанно.

Участниками политического процесса выступают граждане, политические и общественные организации, социально-классовые, этнические и др. общности людей.

У каждого участника политического процесса, т.е. его субъекта, имеются свои цели и задачи, которые определяют формы, содержание, методы деятельности политических сил, характер взаимоотношений между ними. Но всё сводится к вопросу о политической власти и, прежде всего, её государственной форме.

Для одних участников политического процесса цель сводится к овладенью властью, для других к её удержанию и использованию. В зависимости от этого складываются и взаимоотношения между субъектами политического процесса. Они могут носить характер сотрудничества, соперничества, борьбы, конфликта.

Политический процесс представляет собой последовательно сменяющие друг друга взаимосвязанные явления и события, происходящие в политической жизни общества.

В зависимости от ряда признаков существуют различные типы и разновидности политического процесса.

Типология политического процесса:

1. Внутриполитический и внешнеполитический. Т.е. подразделяется в зависимости от объекта проявления политической воли (2).

2. Неангажированный (добровольный) и ангажированный (спонтанный). Т.е. рассматривается с точки зрения характера политического участия.

Неангажированные политические процессы предполагают свободное политическое участие граждан в отношениях с государством и другими институтами власти.

При ангажированных (1) политических процессах преобладают навязанные гражданам формы политических отношений и жёстко централизованные методы принятия управленческих решений (например, авторитарные лидеры и монархи; военная элита; или единственная в стране партия).

3. Открытый и скрытый (теневой). Т.е. можно выделить с точки зрения публичности осуществления участниками политического процесса своих функций и полномочий.

Открытый политический процесс характеризуется доступностью для общественности этапов принятия политических решений, корректировке программ.

Скрытый процесс базируется на публично неоформленных политических институтах и центрах власти, в роли которых могут выступать запрещённые, нелегализованные и непризнанные обществом структуры.

4. Революционные и эволюционные. Т.е., подразделяются политические процессы по характеру и методам преобразования власти.

Революционный политический процесс – это относительно быстрое изменение власти, которое может осуществляться как мирными, так и насильственными средствами.

Эволюционный – где изменение властно-политических структур происходит путём постепенных преобразований и реформ.

5. Стабильные и нестабильные. Т.е., можно выделить с точки зрения устойчивости взаимоотношений институтов политической системы

Стабильный – характеризуется устойчивыми формами политического поведения граждан.

Нестабильный – возникает в условиях кризиса, как проявление необходимости изменения политического курса.

Политический процесс, таким образом, не есть что-то иное по сравнению с политикой или политической жизнью, а их специфическая динамическая характеристика, отражающая различные аспекты воспроизводства и изменения политики.

 

47. Социальный прогресс и его критерии.

Прогресс – направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным.

Прогрессу противоположен регресс, для которого характерно обратное движение – от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям.

Французские просветители (Тюрго): критерий прогресса – в развитии человеческого разума. Марксизм: прогресс – в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. Вико: история – циклический круговорот, Данилевский, Шпенглер, Тойнби говорили о независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ. «Антипрогрессизм» К.Поппера. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отельного человека, но не для истории. Последняя может быть объяснена и как прогрессивный процесс, и как регресс.

Критерии общественного прогресса. Согласия среди ученых в этом вопросе нет. Французские просветители: критерий прогресса – развитие разума, Сен-Симон – состояние общественной нравственности. Гегель – степень сознания свободы. Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса – развитие производительных сил. Применимость подобного критерия оспаривается в современном обществознании. Состояние экономического базиса не определяет характер развития всех остальных сфер жизни общества. Цель, а не средство любого общественного прогресса – создание условий для всестороннего развития человека. Отсюда критерий прогресса – мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия ее потенциальных возможностей.

Критерии Алексеева и Панина:

1) темпы роста производительности труда, ведущие к увеличению свободы человека по отношению к природе;

2) степень свободы работников от эксплуатации;

3) уровень демократизации общественной жизни;

4) уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов;

5) увеличение человеческого счастья и добра.

Для более прогрессивной общественной системы характерна ориентация на обеспечение человеческого счастья в обществе. Такая ориентация может дать гармонично развивающуюся систему. Поскольку в общем комплексе критериев общественного прогресса ведущее место занимает гуманитарный критерий, постольку этот комплекс в целом может быть назван гуманитарным критерием.

Границы прогресса. Научная философия не ставит пределов прогрессу духа, за исключением одного: дух всегда будет находиться во взаимозависимости с природой; материя неисчерпаема, бесконечно и ее познание, которое в своем поступательном развитии может приближаться к абсолютному раскрытию ее разнообразия, а при постоянном росте объема истинной информации всегда останется область непостижимого.

 

 

48. Понятие и типы избирательных систем.

В современном мире существуют два типа избирательных систем - мажоритарная и пропорциональная. Каждая из этих систем имеет свои разновидности.

Мажоритарная избирательная система ведет свое название от французского слова majorite (большинство), и уже само название этого типа системы в значительной степени проясняет ее сущность победителем и, соответственно — обладателем соответствующего выборного поста становится тот из участников предвыборной борьбы, который получил большинство голосов избирателей. Мажоритарная избирательная система существует в трех вариантах: 1)мажоритарная система относительного большинства, когда победителем признается тот кандидат, который сумел получить голосов избирателей больше, чем любой из его соперников; 2)мажоритарная система абсолютного большинства, при которой для победы необходимо набрать более половины поданных на выборах голосов (минимальное количество в этом случае составляет 50% голосов плюс 1 голос); 3)мажоритарная система смешанного или комбинированного типа, при которой для победы в I туре необходимо набрать абсолютное большинство голосов, а, если этого результата не удается добиться ни одному из кандидатов, то тогда проводится II тур, в который выходят уже не все кандидаты, а только те два, которые в I туре заняли 1-е и 11-е места, и тогда во II туре для победы на выборах достаточно получить относительное большинство голосов, то есть набрать голосов больше, чем конкурент.

Подсчет поданных голосов при мажоритарной системе осуществляется, по одномандатным избирательным округам, от каждого из которых может быть избран только один кандидат. Количество таких одномандатных округов при мажоритарной системе при выборах парламента равно конституционному количеству депутатских мест в парламенте. При выборах президента страны таким одномандатным избирательным округом становится вся страна.

К основным достоинствам мажоритарной системы относят следующие:

1. Это универсальная система, так как используя ее, можно избирать как отдельных представителей (президент, губернатор, мэр), так и коллективные органы государственной власти или местного самоуправления (парламент страны, муниципалитет города).

2. В силу того, что при мажоритарной системе выдвигаются и конкурируют между собой конкретные лица-кандидаты. Избиратель может принимать во внимание не только его партийную принадлежность (или отсутствие таковой), политическую программу, приверженность той или иной идейной доктрине, но и учитывать личные качества кандидата: его профессиональную пригодность, репутацию, соответствие нравственным критериям и убеждениям избирателя, и т.п.

3. В выборах, которые проводятся по мажоритарной системе, могут реально участвовать и побеждать наряду с представителями крупных политических партий представители небольших партий и даже беспартийные независимые кандидаты.

4. Избранные по одномандатным мажоритарным округам представители получают большую степень независимости от политических партий и партийных лидеров, так как они получают мандат непосредственно от избирателей. Это позволяет более корректно соблюдать принцип народовластия, в соответствие с которым источником власти должны выступать избиратели, а не партийные структуры. При мажоритарной системе избранный представитель становится гораздо ближе к своим избирателям, так как они знают, за кого конкретно голосуют.

Разумеется, мажоритарная избирательная система, как и любое другое изобретение человека, не является идеальной. Ее достоинства реализуются не автоматически, а при “прочих равных условиях” и в очень высокой степени зависимости от “среды применения”, в качестве которой выступает политический режим. Так, например, в условиях тоталитарного политического режима практически ни одно из достоинств этой избирательной системы не может быть реализовано в полной мере, так как в этом случае она лишь выполняет функцию механизма реализации воли политической власти, а не избирателей.

К числу объективных недостатков мажоритарной системы, которые как бы изначально ей присущи, обычно выделяют следующие. Во-первых, при мажоритарной избирательной системе “пропадают” и не преобразуются во властные полномочия голоса тех избирателей, которые были отданы за не победивших кандидатов, несмотря на то, что в общей сумме поданных на выборах голосов именно эти “непобедившие” голоса могут составлять весьма значительную часть, а иногда — не намного меньшую, чем голоса, определившие победителя, или даже ее превышающие. Во-вторых, мажоритарную систему справедливо считают более дорогой, финансово затратной из-за возможного второго тура голосования, и из-за того, что вместо избирательных кампаний нескольких партий, проводится несколько тысяч избирательных кампаний отдельных кандидатов. В-третьих, при мажоритарной системе из-за возможной победы независимых кандидатов, а также кандидатов небольших партий создается гораздо большая вероятность формирования слишком дисперсных, мало структурированных и поэтому плохо управляемых органов власти, эффективность деятельности которых из-за этого существенно снижается. Этот недостаток особенно характерен для стран с плохо структурированной партийной системой и большим количеством партий (Верховная Рада Украины – яркий пример)

Наконец, противники мажоритарной системы утверждают, что она создает благоприятные возможности для возрастания роли финансовых спонсоров вопреки конституционным правам избирателей. Очень часто местные органы власти обвиняются в использовании «админресурса», т.е. в поддержке администрацией тех или иных кандидатов, партий и т.п. Выборы президента в 2004г. в Украине подтвердили это.

Вторым типом избирательной системы является пропорциональная система. Уже само название в значительной степени способно прояснить ее суть: депутатские мандаты распределяются прямо пропорционально поданному за ту или иную политическую партию количеству голосов избирателей. Пропорциональная система имеет ряд существенных отличий от описанной выше мажоритарной системы. При пропорциональной системе подсчет голосов избирателей проводится не в рамках одномандатного округа, а по многомандатным округам.

При пропорциональной избирательной системе основными субъектами избирательного процесса являются не отдельные кандидаты, а политические партии, списки кандидатов которых и конкурируют между собой в борьбе за голоса избирателей. При пропорциональной системе голосования проводится только один тур выборов, вводится своеобразный “барьер проходимости”, который обычно составляет 4-5 процентов от количества поданных в общенациональном масштабе голосов избирателей. Более мелкие и хуже организованные партии чаще всего не в состоянии преодолеть этот барьер и поэтому не могут рассчитывать на депутатские места. При этом поданные за эти партии голоса избирателей (а соответственно — стоящие за этими голосами депутатские мандаты) перераспределяются в пользу тех партий, которые сумели набрать проходной балл и могут рассчитывать на депутатские мандаты. Львиная доля этих “перераспределенных” голосов достаются тем партиям, которые сумели получить наибольшую сумму голосов. Именно поэтому в пропорциональной системе голосования заинтересованы прежде всего так называемые “массовые” (они же централизованные и мировоззренческие партии), которые делают упор не на привлекательность ярких личностей, а на массовую поддержку своих членов и сторонников, на готовность своего электората голосовать не по персонифицированным, а по идейно-политическим мотивам.

Избрание по партийным спискам по пропорциональной системе обычно требует значительно меньших расходов, но “зато” в этом случае между народным представителем (депутатом) и самим народом(избирателями) появляется фигура своеобразного политического посредника в лице партийного лидера, с мнением которого “списочный” депутат вынужден считаться в гораздо большей степени, чем депутат от мажоритарного округа.

Существует также еще и смешанная или мажоритарно-пропорциональная система, которая, однако, не представляет собой отдельный, самостоятельный тип избирательной системы, а характеризуется механическим объединением, параллельным действием двух основных систем. Функционирование такой избирательной системы вызвано, как правило, политическим компромиссом между партиями, которые заинтересованы в основном в мажоритарной системе, и теми партиями, которые предпочитают чисто пропорциональную систему. В этом случае конституционно обозначенное количество парламентских мандатов делится в определенной пропорции (чаще всего 11) между мажоритарной и пропорциональной системой. При таком соотношении количество одномандатных округов в стране равняется половине мандатов в парламенте, а оставшаяся половина мандатов разыгрывается по пропорциональной системе в одном многомандатном округе. Каждый избиратель при этом голосует и за конкретного кандидата по своему одномандатному избирательному округу, и за список одной из политических партий по общенациональному избирательному округу. Такая система внастоящее время действует для выборов, Государственной Думы России и некоторых парламентов других стран.(До 2005г. смешанная система действовала для выборов Верховной Рады Украины).

 

49. Общество структура, функции, признаки и типы.

Огромное значение в опре­делении специфики того или иного целого, его особенно­стей, свойств плюет структура—внутренняя организация целостной системы, представляющая собой специфический способ взаимосвязи, взаимодействия образующих его ком­понентов.

Понятие структуры употребляется и в ином, более ши­роком смысле как совокупность элементов и их взаимо­связей. В этом случае понятие структуры, по существу, отождествляется с понятием целого, так как, например, «элементарные» частицы и атомы, молекулы и другие предметы и явления, будучи целостными образованиями, именуются как материальные структуры.

Структура — это упорядоченность, организованность системы. Естественно поэтому, что существенной характе­ристикой структуры является мера упорядоченности, ко­торая в самой общей форме, в кибернетическом смысле, выступает как степень отклонения от состояния ее термо­динамического равновесия. Социальные системы стремят­ся повышать степень упорядоченности, используя содер­жащиеся во внешней среде вещество, энергию и информа­цию для собственного функционирования и развития.

Приведенное понятие структуры разделяется многими исследователями.

При этом немало исследователей обращает внимание на огромную роль структуры в формировании целостных свойств системы. Так, отмечая, что система являет собой множество взаимосвязанных элементов, выступающих как определенная целостность, В. Н. Садовский подчеркивает, что «свойства объекта как целого определяются по только и не столько свойствами его отдельных элементов, сколько свойствами, его структуры, особыми интегративными связями рассматриваемого объекта».

Для понятия структуры,— пишет В. С. Тюхтин,— спе­цифичен особый и в то же время универсальный тип от­ношений—отношения «порядка, композиции элементов». Причем «понятие структуры отображает устойчивую упо­рядоченность». При этом В. С. Тюхтин выделяет в интег­ральной структуре три уровня: зависимости между свой­ствами компонентов системы, между свойствами системы и свойствами ее компонентов, зависимость системных, ин­тегральных свойств между собой. Структура системы, выражая ее сущность, проявляется в совокупности законов данной области явлений».

«Структура, объединяющая элементы и свойства объек­та,— отмечает М. И. Сетров,— выступает как некий закон данного объекта или класса вещей. Этот закон объективен, его существование не зависит от нашей воли, и поэтому, как бы мы ни комбинировали все возможные сочетания свойств и элементов, вещь будет оставаться такой, как она есть».

В применении к обществу как системе структура вы­ступает как внутренняя организация общества или его от­дельных звеньев. Структура общества — это совокупность общественных отношений. Структурой обладают обшество в целом и любая конкретная подсистема в его рамках. При­чем всякая конкретная система в рамках «глобального» целого — общества — обладает своей специфической струк­турой, организацией, которая является конкретизацией более общей структуры, структуры, господствующей в об­ществе.

Поскольку главным компонентом любой общественной системы являются люди, то основным элементом ее струк­туры, если можно так выразиться, ее центральным звеном являются отношения людей, прежде всего производствен­ные отношения. Люди, однако, действуют в различных сферах общественной жизни — экономической, социально-политической, духовной, семейно-бытовой. Отсюда нали­чие сп

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...