Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Что такое электронная подпись? Ее назначение и использование.

Электро́нная по́дпись (ЭП) — информация в электронной форме, присоединенная к другой информации в электронной форме (электронный документ) или иным образом связанная с такой информацией. Используется для определения лица, подписавшего информацию (электронный документ)[1].

По своему существу электронная подпись представляет собой реквизит электронного документа, позволяющий установить отсутствие искажения информации в электронном документе с момента формирования ЭП и проверить принадлежность подписи владельцу сертификата ключа ЭП. Значение реквизита получается в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа ЭП.

Назначение и применение ЭП

Электронная подпись предназначена для идентификации лица, подписавшего электронный документ и является полноценной заменой (аналогом) собственноручной подписи в случаях, предусмотренных законом[2].

Использование электронной подписи позволяет осуществить:

Контроль целостности передаваемого документа: при любом случайном или преднамеренном изменении документа подпись станет недействительной, потому что вычислена она на основании исходного состояния документа и соответствует лишь ему.

Защиту от изменений (подделки) документа: гарантия выявления подделки при контроле целостности делает подделывание нецелесообразным в большинстве случаев.

Невозможность отказа от авторства. Так как создать корректную подпись можно, лишь зная закрытый ключ, а он должен быть известен только владельцу, то владелец не может отказаться от своей подписи под документом.

Доказательное подтверждение авторства документа: Так как создать корректную подпись можно, лишь зная закрытый ключ, а он должен быть известен только владельцу, то владелец пары ключей может доказать своё авторство подписи под документом. В зависимости от деталей определения документа могут быть подписаны такие поля, как «автор», «внесённые изменения», «метка времени» и т. д.

В России юридически значимый сертификат электронной подписи выдаёт удостоверяющий центр. Правовые условия использования электронной цифровой подписи в электронных документах регламентирует Федеральный закон Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи».

После становления ЭП при использовании в электронном документообороте между кредитными организациями и кредитными бюро в 2005 году активно стала развиваться инфраструктура электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками. Начал работать приказ Министерства по налогам и сборам РФ от 2 апреля 2002 г. № БГ-3-32/169 «Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи». Он определяет общие принципы информационного обмена при представлении налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В законе РФ от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» описаны условия использования ЭП, особенности её использования в сферах государственного управления и в корпоративной информационной системе.

Благодаря ЭП теперь, в частности, многие российские компании осуществляют свою торгово-закупочную деятельность в Интернете, через системы электронной торговли, обмениваясь с контрагентами необходимыми документами в электронном виде, подписанными ЭП. Это значительно упрощает и ускоряет проведение конкурсных торговых процедур[15].

С 1 июля 2012 года Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ утратит силу, на смену ему придет Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»[16].

Понятие и цели защиты информации.

Под защитой информации в узком смысле будем понимать совокупность мероприятий и действий, направленных на обеспечение ее (информации) безопасности – конфиденциальности и целостности - в процессе сбора, передачи, обработки и хранения. Это определение подразумевает тождественность понятий защита информации и обеспечение безопасности информации.

Основными целями защиты информации являются [15]:

• предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;

• предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;

• предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;

• предотвращение других форм незаконного вмешательства в

информационные ресурсы и информационные системы;

• обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности;

• защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;

• сохранение государственной тайны документированной информации в соответствии с законодательством;

• обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

Правовая защита информации.

Как известно, право — это совокупность общеобязательных правил и норм поведения, установленных государством в отношении определенных сфер жизни и деятельности.

На государственном уровне правовая защита регулируется государственными и ведомственными актами. В нашей стране такими нормами являются Конституция, законы Российской Федерации, гражданское, административное, уголовное право, изложенные в соответствующих кодексах.Наиболее полный перечень законов и кодексов представлен в разделе«Законы».

Правовой элемент системы организации защиты информации на предприятии основывается на нормах информационного права и предполагает юридическое закрепление взаимоотношений фирмы и государства по поводу правомерности использования системы защиты информации, фирмы и персонала по поводу обязанности персонала соблюдать установленные меры защитного характера, ответственности персонала за нарушение порядка защиты информации. Этот элемент включает:

— наличие в организационных документах фирмы, правилах внутреннего трудового распорядка, трудовых договорах, в должностных инструкциях положений и обязательств по защите конфиденциальной информации;

— формулирование и доведение до сведения всех сотрудников положения о правовой ответственности за разглашение конфиденциальной информации, несанкционированное уничтожение или фальсификацию документов;

— разъяснение лицам, принимаемым на работу, положения о добровольности принимаемых ими на себя ограничений, связанных с выполнением обязанностей по защите информации.

В числе основных подсистем защиты информации в правовом плане можно считать:

— установление на объекте режима конфиденциальности;

— разграничение доступа к информации;

— правовое обеспечение процесса защиты информации;

— четкое выделение конфиденциальной информации как основного объекта защиты.

Опираясь на государственные правовые акты на уровне конкретного предприятия (фирмы, организации), разрабатываются собственные нормативно- правовые документы, ориентированные на обеспечение информационной безопасности.

К таким документам относятся:

Политика Информационной безопасности;

Положение о коммерческой тайне;

Положение о защите персональных данных;

Перечень сведений, составляющих конфиденциальную информацию;

Инструкция о порядке допуска сотрудников к сведениям, составляющим конфиденциальную информацию;

Положение о специальном делопроизводстве и документообороте;

Обязательство сотрудника о сохранении конфиденциальной информации;





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.