Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнительный подход в оценке бизнеса




Использование этого подхода позволяет определить стоимость собственного капитала компании как сложившуюся на рынке цену на аналогичные предприятия.

Технология сравнительного подхода предполагает выполнение следующих процедур:

- выбор предприятия, аналогичного оцениваемому;

- определение соотношения цены продажи аналогичного предприятия и его финансовой базы (мультипликатора);

- произведение соотношения на финансовую базу оцениваемого предприятия.

Составление списка аналогичных предприятий осуществляется в три приема.

  1. Отбор аналогов по факту рыночной цены и отраслевому сходству. Формирование списка претендентов (круг «подозреваемых»). В него входит максимально возможное число предприятий, сходных с оце­ниваемым.
  2. Сбор дополнительной информации и отбор из списка претендентов. Формируется новый список (круг «кандидатов»). Т ребуется дополнительная информация сверх официальной отчетнос­ти, собираемая на предприятиях.
  3. Предварительный финансовый анализ (финансовые и производственные параметры). Формирование заключительного списка.

Тщательный анализ информации может дать отрицательный результат. Оценщик прихо­дит к заключению об отсутствии необходимого сходства и невозможности применения данного метода.

После этого проводится финансовый анализ по всем предприятиям аналогам и оцениваемому предприятию. Отличительные черты финансового анализа при сравнительном подходе:

1. С помощью финансового анализа можно определить рейтинг оцениваемой компании в списке аналогов;

2. Он позволяет обосновать степень доверия оценщика к конк­ретному виду мультипликатора в общем их числе, что в конечном счете определяет вес каждого варианта стоимости при выведении итоговой вели­чины;

3. Финансовый анализ является основой для внесения необхо­димых корректировок, обеспечивающих увеличение сопоставимости и обо­снованности окончательной стоимости.

Ценовой мультипликатор - это коэффициент, показывающий соотно­шение между рыночной ценой предприятия или акции и финансовой базой. Финансовая база мультипликатора является измерите­лем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия. Виды ценовых мультипликаторов:

Таблица 3

Ценовые мультипликаторы

Название Порядок расчета Примечание
     
1.Интервальные мультипликаторы (интервал-1 год)
Цена на прибыль Ц/П В качестве финансо­вой базы используется любой показатель прибыли (чистая прибыль, прибыль до налогообложения, прибыль до упла­ты процентов и налогов и т.д.), исчисленный в последний год перед датой оценки, либо среднегодовая сумма прибыли, исчисленная за после­дние несколько лет. Показатель прибыли сильно зависит от методов бухгалтерского учета. Экономические критерии, обосновывающие степень надежности и объек­тивности того или иного мультипликатора: 1. Крупные предприятия лучше оценивать на основе чистой при­были, мелкие компании — на основе прибыли до уплаты налогов (устраняется влияние различий в налогообложении). 2. Ориентация на денежный поток предпочтительна при оценке предприятий, в активах которых преобладает недвижимость. Если предпри­ятие имеет достаточно высокий удельный вес активной части основных фондов, более объективный результат даст использование мультипликатора цена/ прибыль. 3. Применение мультипликатора на основе денежного потока является целесообразным, если предприятие убыточно либо величина прибыли незначительна, а также при несоответствии фактического полезного срока службы основных фондов предприятия периоду амортизации, принятому в финан­совом учете (стоимость активов будет незна­чительной, хотя прослужат они довольно долго). 4. При различной структуре капитала (соотношение собственных и заемных средств) целесообразно ориентироваться на прибыль до уплаты процентов и налогообложения
Цена на денежный поток Ц/ДП
Цена на дивидендные выплаты Ц/ДВ Целесообразно использовать, если дивиденды выпла­чиваются достаточно стабильно как в аналогах, так и в оцениваемой компа­нии либо способность компании платить дивиденды может быть обосно­ванно спрогнозирована. Может рассчитываться на базе фактически выплаченных и потенциальных дивидендов. Под потенциальными дивиден­дами понимаются типичные дивидендные выплаты по группе аналогичных предприятий, исчисленные в процентах к чистой прибыли*. При оценке контрольного пакета - потенциаль­ные дивиденды, при оценке миноритарного пакета акций- фактические дивиденды (способность собственников влиять на дивидендную политику). Используется редко, т.к. порядок выплаты в компаниях открытого и закрытого типов существенно различается.
Цена на выручку Ц/В Этот мультипликатор используется: -для проверки объективности результатов, получаемых другими способами; - при оценке предприятий сфе­ры услуг; - если цель оценки ─ поглощение компании (следует тщательно изучить стабильность объема выручки от реализации в будущем). Достоинство: универсальность, т.к. не зависит от методов бухгалтерского учета. Особенность применения: оценщик должен учитывать структуру капитала оцениваемой компании и аналогов. Если она существенно отлича­ется, то мультипликатор лучше определяется при расчете на инвестированный капитал
Цена на физический объем продаж Ц/ФО Разновидность мультипликатора Ц/В. Цена сопоставляет­ся не со стоимостным, а с натуральным показателем, который может отражать физический объем производства, размер производственных площадей, количество установленного оборудования, а также любую другую единицу измерения мощности  
2. Моментные мультипликаторы (фотография на определенную дату)
Цена на балансовую стоимость активов Ц/БС Используется балансовая стоимость аналогичных компа­ний на дату оценки либо на последнюю отчетную дату. Оптимальная сфера применения - оценка хол­динговых компаний либо необходимость быстро реализовать крупный па­кет акций  
Цена на чистую стоимость активов Ц/ЧА Применяют при соблюдении следующих требований: - оцениваемая компания имеет значительные вложения в собственность: недвижимость, ценные бумаги, газовое или нефтяное оборудование; - основной деятельностью компании являются хранение, покупка и про­дажа такой собственности. При применении необходимо: - проанализировать по аналогам и оцениваемой компании долю приби­ли в выручке от реализации, так как решение о купле-продаже акций может привести к искусственному росту прибыли в последний год; - изучить по всему списку сравниваемых компаний структуру активов, используя различные признаки классификации, такие как виды активов, местоположение и т.д.; - осуществить анализ чистых активов всех компаний, позволяющий оп­ределить наличие и долю в них акций, представляющих контрольные паке­ты дочерних фирм; - оценить ликвидность всех финансовых активов компании, так как со­отношение доли акций, принадлежащих компаниям открытого и закрытого типов, является определяющим признаком сопоставимости

Заключительным этапом является применение ценовых мультипликаторов: их произведение на соответствующую финансовую базу оцениваемого предприятия и внесение соответствующих корректировок определяет рыночную стоимость бизнеса сравнительным подходом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...