Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституционные основы организации и деятельности органов прокуратуры.

Верховный Суд Российской Федерации. Правовое положение федеральных судов общей юрисдикции в РФ.

Верховный Суд Российской Федерации — высший судебный орган РФ.

Судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

- Верховный Суд Российской Федерации;

- верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов;

- районные суды;

- военные суды;

- специализированные суды.

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

Систему судов общей юрисдикции можно представить и несколько иначе, разбив ее на три звена:

1) основное звено - районные (городские) суды;

2) среднее звено - верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды федерального подчинения в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов;

3) высшее звено - Верховный Суд РФ. Мировые судьи по мере их образования, вероятно, будут дополнять основное звено

К функциям судов общей юрисдикции в РФ относится:

· укрепление законности и введение в общество правопорядка;

· предупреждение любых правонарушений;

· защита безопасности и целостности РФ;

· защита основ конституционного строя страны;

· осуществление правосудия;

· обобщение и проработка судебной практики;

· контроль за обоснованностью и законностью действий и решений органов государства и их представителей;

· разъяснение законодательства;

· ведение судебной статистики, ее анализ;

· разработка предложений совершенствования законодательства.

В своей работе суды общей юрисдикции могут использовать федеральное законодательство, законодательство каждого их субъектов федерации, подзаконные акты, нормы международных договоров государства, а также нормы международного права, являющиеся общепризнанными.

Внутри системы общей юрисдикции суды не находятся в подчинении, и при осуществлении судебной власти либо реализации других полномочий каждый судебный орган принимает собственное решение, от своего имени, и только он за него в ответе. Благодаря тому что суды построены на основании инстанций, судебные дела могут двигаться от нижестоящих органов к вышестоящим судам для изменения или отмены решения.

Суды общей юрисдикции являются подсистемой судебной ветви власти Российской Федерации, и закономерно, что каждый суд общей юрисдикции является и элементом судебной системы страны в целом. Однако в состав системы судов общей юрисдикции законом не включены Конституционный Суд РФ, конституционные суды каждого субъекта страны, а также арбитражные суды.

Конституционны основы организации и деятельности арбитражных судов в РФ.

Арбитражный суд — постоянно действующий официальный государственный орган, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основные принципы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации

Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.

Организационное построение арбитражного суда, его общая структура в основном определяются Конституцией РФ и Законом «Об арбитражных судах в РФ». В соответствии с указанными нормативными актами в настоящее время в РФ действуют: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик в составе РФ; краевые арбитражные суды; областные арбитражные суды; арбитражные суды городов федерального значения; арбитражные суды автономной области и автономных округов (арбитражные суды субъектов РФ).

Все указанные арбитражные суды образуют единую систему, возглавляемую Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, который отвечает за организацию, состояние и совершенствование деятельности всех арбитражных судов страны. В соответствии со ст. 127 Конституции Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практика.

Конституционные основы организации и деятельности органов прокуратуры.

Прокуратура РФ играет важную роль в обеспечении верховенства закона, укреплении законности и правопорядка, охране и защите прав и свобод человека и гражданина.

Правовой основой организации деятельности прокуратуры РФ являются:
– Конституция РФ;

- Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ»;
– Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г.;
– Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»;
– Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом».

Статья 129 Конституции РФ, посвященная прокуратуре, помещена в главе «Судебная власть».

Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

В соответствии с ч.1 ст.129 Конституции РФ Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Эту единую систему составляют: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные иные специализированные прокуратуры.

Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, который в соответствии с ч. 2 ст. 129 Конституции РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Срок полномочий Генерального Прокурора РФ – пять лет.
Прокуроры же субъектов Российской Федерации назначаются самим Генеральным прокурором РФ по согласованию с субъектами РФ (ч. 3 ст. 129 Конституции РФ). Все иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.
Прокурором может быть назначен гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами, способный по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на него обязанности.

Лицо, впервые назначенное на должность прокурора, принимает присягу.
На должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 5 лет.

На должности районного, городского прокурора, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж прокурорской и следственной работы в органах прокуратуры не менее 3 лет.
Прокуратура РФ в соответствии с Конституцией РФ:
– осуществляет надзор за исполнением действующих на территории РФ законов;
– принимает меры, направленные на устранение нарушений закона и привлечение виновных к ответственности.

Конституция РФ не закрепляет за Генеральным прокурором РФ право законодательной инициативы. В то же время Прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...