Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные категории психологии развития и возрастной психологии.

Тема 1. Введение. Предмет и задачи психологии развития, возрастной психологии.

Основные категории психологии развития и возрастной психологии.

Варианты ответов Текст вопроса
Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всём протяжении жизненного пути человека. - Периодизация психического развития в онтогенезе. - Изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов. - Установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний. - Исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях. - Определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека. - Создание службы систематического контроля за ходом психического здоровья и развития детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях. - Возрастная и клиническая диагностика. - Выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека. - Наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий Напишите проблемы решаемые возрастной психологией
  • Раскрыть общие закономерности развития человека
  • Установить причины перехода от одной стадии к другой
  • Классифицировать возрастные периоды
  • Создать психологическую картину каждого периода
  • Изучить ведущие факторы развития
Напишите проблемы, решаемые психологией развития
Возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.   3 Напишите предмет изучения возрастной психологии
Предметом изучения психологии развития являются конкретные возрастные периоды, причины переходов от одного периода к последующему и их механизмы, тенденции, закономерности, а также темп и направленность психического развития в процессе общего развития человека. Сюда же можно отнести индивидуальные и возрастные особенности людей, развитие психических процессов и различных видов активности, формирование качеств личности. 4 Напишите предмет изучения психологии развития
Развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. 5 Напишите определение развития
Сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л. С. Выготским. Социальная ситуация развития как единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет: 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А. Н. Леонтьев); 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия. Напишите определение социальной ситуации развития
Качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни. Напишите определение новообразования
Непродолжительный отрезок времени в онтогенезе, характеризуются резкими психологическими изменениями,связан с переходом на новый этап развития. восемь возрастных кризисов. Пять из них приходятся на детский возраст. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис ново-рожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11–12 лет) и кризис юношеский. Шестой свойствен молодым взрослым людям. Седьмой кризис переживается в сорокалетнем возрасте (плюс-минус два года). Восьмой по счету и последний кризис жизненного пути переживается во время старения. Напишите определение кризиса развития
Филогенезом называется развитие живых организмов или определенных тканей, органов либо систем органов со времени их исторического возникновения. Изучение истории появления и формирования определенной функции ткани, органа или систем органов имеет большое значение для глубокого раскрытия закономерностей осуществления этой функции в настоящее время. Напишите определение филогенеза
Онтогенезом называется индивидуальное развитие живого организма начиная с момента оплодотворения яйцевой клетки и до конца его жизни. Изучение развития функций в онтогенезе в единстве с их развитием в филогенезе позволяет обнаружить закономерности возрастных изменений функций в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Особенно велико теоретическое и практическое значение изучения онтогенеза детей. Напишите определение онтогенеза
Увеличение организма или отдельных органов в процессе развития. Напишите определение роста
среда
интериоризация
рефлексия

 

Одним из факторов психического развития является
Механизма психического развития
Области (сферы развития)
Форм развития

 

Предмет и объект психологии развития зависит от
Индивидных свойств человека
Интеллекта
Поведения

 

Созревание –это процесс, который зависит от
Направленность
Необратимость
Закономерность

 

Способность системы к накапливанию изменений называется
Филогенез
Развитие
Закономерность

 

Способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей называется
Системность
Направленность
Активность

 

Способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития называется
Становление
Рост
Развитие

 

Процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной функции называется
Мотивационная сфера
Личностная сфера
Когнитивная сфера

 

Одной из сфер развития является
Целями психического развития
Целями личностного развития
Целями индивидуального развития

 

Развитие человека обладает направленностью, которая задается
Необратимость
Онтогенез
Закономерность
Филогенез
Направленность

 

В приведенном списке выберите две основные формы развития
Психосоциальная
Социальная
Психофизическая
Психологическая
Когнитивная

 

В приведенном списке выберите три основные области (сферы) развития
Образовательная система
Определенная социальная ситуация развития
Типические особенности субъекта
Основной, или ведущий тип деятельности
Основные психические новообразования

 

В приведенном списке выберите три основных показателя, характеризующих каждый возраст
Активность
Среда
Гетерохронность
Наследственность
Неустойчивость

 

В приведенном списке выберите три основные фактора психического развития
Ведущая деятельность
Среда
Социальная ситуация развития
Кризис развития
Психологическое новообразование

 

В приведенном списке выберите четыре основные составляющие механизма психического развития ребенка
Правильная интерпретация полученных данных
Значительные временные затраты
Испытуемые исследуются неоднократно
Испытуемые привыкают к исследованию
Значительное финансирование

 

В приведенном списке выберите отрицательные стороны лонгитюдных исследований
Описание психологических фактов психического развития человека в онтогенезе
Определение уровня актуального развития ребенка
Обоснование категории «возраст»и построение периодизации психического развития
Определение нормы психического развития на различных этапах онтогенеза
Выявление закономерностей и механизмов психического развития

 

В приведенном списке выберите четыре задачи, решаемые психологией развития
Юность
Младший подросток
Дошкольник
Младший школьник
Подросток

 

В приведенном списке выберите в соответствии с возрастными периодами четыре основных раздела психологии развития
Реальный
Паспортный
Биологический
Социальный
Физический (календарный)

 

В приведенном списке выберите три основные возраста, изучаемые психологией развития
Индивидуальное развитие
Преобразование
Социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества
Активность личности
Возрастной символизм

 

В приведенном списке выберите три системы отсчета в возрастных категориях
Возрастная психология Раздел психологии, в котором изучаются закономерности и динамика развития психики человека в пределах его индивидуальной жизни
Возрастные стереотипы Что представляют собой черты или свойства, приписываемые культурой лицам данного возраста и задаваемые им в качестве подразумеваемой нормы
Возрастные обряды Что может являться ритуалами, посредством которых культура структурирует жизненный цикл и оформляет взаимоотношения слоев, классов, групп
Факторы психического развития Как называются ведущие детерминанты развития человека
Фенотип Как называется совокупность всех признаков и свойств особи, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой
Происходящие независимо от какого либо опыта Созревание и рост-это изменения
Область(сфера) психического развития Психическое пространство, состоящее из элементов определенного качества
онтогенез Какой процесс индивидуального развития Вам известен
Психическое развитие в филогенезе Какой процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом вам известен
Я-концепция Назовите целостный образ собственного Я человека, представляющий собой относительно устойчивую систему представлений человека о самом себе
Психофизическая Какая область развития включает в себя внешние и внутренние изменения тела человека
Психосоциальная Какая область развития предусматривает изменения в эмоциональной и личностной сферах
Когнитивная Какая область развития включает все аспекты познавательного развития
Активность 3-1 2-3 1-2 Свойство индивида повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом
Среда Деятельное состояние организма человека как условие его существования и поведения
Наследственность Окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования

 

Сопоставьте названия и характеристики факторов психического развития
Неравномерность Проявляется в кризисах развития
Неустойчивость 2-3 1-1 3-2 Неодинаковость, непостоянство в развитии психических функций
Кумулятивность Разновременность,асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций
Гетерохронность Накопление в ходе роста свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям в их развитии

 

Соотнесите названия закономерностей психического развития человека и их характеристики
Психофизическая Развитие умственных способностей, интеллекта, познавательных процессов
Психосоциальная Внешние и внутренние изменения типа человека
Когнитивная Изменения эмоциональной и личностной сфер

 

Соотнесите между собой названия сфер развития и их характеристики
Проблема объекта и предмета психологии развития Эмпирические факты следует вписать в целостный контекст развития
Проблема выбора оснований для построения возрастной периодизации развития Взаимосвязь общей психологии и психологии развития
Проблема интерпретации эмпирических фактов развития Обеспечение условий обучения и воспитания для реализации возможностей данного возраста
Проблема соотношения обучения и развития ребенка Определение критериев, механизмов развития, новообразований, взаимодействия психических функций в процессе развития

 

Соотнесите задачи решаемые психологией развития и связанные с ними проблемы
Развитие познавательной сферы Эмоции, потребности, мотивы
Формирование системы личностных отношений Восприятие, внимание, память, воображение, мышление
Овладение системой практических и умственных действий Продуктивная, творческая деятельность

 

Соотнесите показатели психического развития и их характеристики

 

 

Тесты по психологии развития и возрастной психологии.

Тема 2. Концептуальные основания психологии развития и возрастной психологии.

Варианты ответов Текст вопроса
Ведущая деятельность - деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психических новообразований человека на данной ступениразвития его личности. Л. С. Выготским были заложены основы представлений о ведущей деятельности в рамках его трактовки игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте Напишите определение ведущей деятельности
предполагает одновременное использование и других методов: наблюдения, тестирования, психографии и др Напишите - что предполагает использование лонгитюдного плана исследования в психологии развития
предполагает тестирование разных людей разного возраста Напишите - что предполагает использование метода поперечных срезов в психологии развития
предполагает объединение метода поперечных срезов и лонгитюдного метода в один комбинированный план, при котором люди, принадлежащие к нескольким возрастным когортам, наблюдаются периодически на протяжении длительного периода. Напишите - что предполагает использование комбинированного плана в психологии развития
характерной чертой метода наблюдения является то, что он позволяет изучить исследуемое явление непосредственно в его естественных условиях, так, как это явление протекает в действительной жизни. Напишите - чем характеризуется метод наблюдения в психологии развития
  Напишите - чем характеризуется метод беседы в психологии развития
отличается тем, что исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику. Напишите - чем характеризуется метод эксперимента в психологии развития
 
Теоретические задачи
Лабораторные условия
Практические задачи

 

Какой вид условий проведения исследования выделяется в психологии развития
 
Ведущая деятельность
Игровая деятельность
Трудовая деятельность

 

Деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития называется
 
Детское развитие
Кризис развития
Цикл развития

 

Переломный пункт в нормальном течении психического развития называется
 
Психическое развитие
Психологическое новообразование
Социальное развитие

 

Психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде называется
 
Деятельность общения
Игровая деятельность
Социальная ситуация развития

 

Конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его социальной действительнос тью называется
 
Ведущий вид деятельности
Кризис развития
Психологическое новообразование

 

В рамках социальной ситуации развития возникает и развивается
 
Зависят от личных особенностей и пристрастий исследователя
Объективно значимы для психического развития индивида
Не направлены на решение конкретных исследовательских задач
Не зависят от личных особенностей и пристрастий исследователя
 

 

В приведенном списке выберите характеристики принципа объективности, проявляющися в исследовании
Наблюдение
Беседа
Моделирование
Эксперимент
Психометрия

 

В приведенном списке выберите три основные метода сбора данных в психологии развития
Самооценочный
Констатирующий
Формирующий
Фактологический
Тематический

 

В приведенном списке выберите разновидности эксперимента в психологии развития
Возможность определения нормы развития
Моделирование
Возможность проведения повторных испытаний
Возможность сбора большого объема материала
Собираются факты реального поведения ребенка

 

В приведенном списке выберите преимущества метода тестирования
Как объяснительный принцип развития психики
Как предмет исследования
Как объект исследования
Как психологический феномен
Как деятельность субъекта

 

В приведенном списке выберите две позиции с которых рассматривается деятельность человека
Определенная социальная ситуация развития
Образовательная система
Ведущий вид деятельности
Типические особенности субъекта
Основные психические новообразования

 

В приведенном списке выберите показатели развития, характеризующие каждый возраст
Овладение системой практических и умственных действий
Определение актуального и реального уровня развития ребёнка
Развитие познавательной сферы ребёнка
Определение актуального и реального уровня развития ребёнка
Формирование системы личностных отношений

 

В приведенном списке выберите показатели психического развития ребенка
Кризис развития Сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений. изменений и переломов в личности ребенка называется
Социальная ситуация развития ребенка Конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его социальной действительностью в тот или иной период своей жизни называется
Ненанесение ущерба испытуемому, Информированное согласие, Согласие родителей,Дополнительное согласие,Избегание обмана, Анонимность и конфеденциальность, Взаимные обязательства, Сообщение результатов, Информирование испытуемых, Благотворные условия, Ответственнсть ученого В чем состоит этика научного исследования в психологии развития
· кризис новорожденного; · кризис 1 года; · кризис 3 лет -;) · кризис 7; кризис подросткового возраста (13 лет)   Сколько кризисов развития от момента рождения до периода юношества было описано в психологии развития
Однако негативная сторона кризиса – обратная, теневая для позитивной, конструктивной стороны. Как называются негативная сторона любого кризиса детского развития
Первая из них- разрушительная сторона кризиса. Возникновение нового непременно отмирание нового непременно означает отмирание старого, эти процессы вообще сконцентрированы преимущественно в кризисных возрастах. Как называется позитивная сторона любого кризиса детского развития
сформировать познавательную мотивацию. предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность Что необходимо изменить при трудновоспитуемости детей во время кризиса
Трудновоспитуемость С какой характеристикой кризиса развития связано снижение темпа продвижения ребенка в ходе обучения
Границы, отделяющие начало и конец этих стадий от смежных периодов, крайне неотчетливы. Как называется характеристика кризиса развития, связанная с началом и концом детского развития
Д.Б Эльконин Назовите имя ученого, который в своем подходе попытался охватить и связать между собой взаимоотношения ребенка с миром вещей и людей
Младенцу с первых недель жизни и до года Детям какого возраста присуще непосредственное эмоциональное общение со взрослыми
Ранний детский возраст (от1 до 3) Детям какого возраста присуща предметно-манипулятивная деятельность как ведущая
Детям дошкольного возраста (от3 до 6) Детям какого возраста присуща игровая деятельность как ведущая
Младшие школьники от 6 до10-11 Детям какого возраста присуща учебная деятельность как ведущая
Подростки в возрасте от10-11 до 15 Детям какого возраста присуща деятельность общения как ведущая
1-3года (раннее детство) Учебная деятельность
7-11лет (младший школьный возраст) Предметно-манипулятивная деятельность
4-6лет(дошкольный возраст) Непосредственно-эмоциональное общение
0-1год (младенчество) Игра

 

Соотнесите между собой ведущие виды деятельности с этапами развития ребенка
Кризис первого года жизни Трудновоспитуемость
Кризис 7лет Упрямство, протест
Кризис 3лет Ребенок физически отделен от матери, биологически - нет
Кризис новорожденности Гипобулические реакции

 

Соотнесите между собой особенности поведения, проявляющиеся во время кризисных моментов жизни ребенка
Принцип «не навреди» Психолог не имеет права разглашать результаты исследования без согласия испытуемого
Принцип добровольного согласия Исследование не должно причинить вред психическому или физическому здоровью испытуемого
Принцип конфидициальности Участники исследования обладают привилегиями о которых должен знать заранее
Принцип исключительных прав Испытуемый должен дать согласие на участие в исследовании

 

Соотнесите между собой принципы построения и особенности проведения научного исследования  
 
Новорожденность Кризис новорожденности
Школьный возраст Кризис 7лет
Ранее детство Кризис 3лет
Дошкольный возраст Кризис 1года

 

Соотнесите между собой периоды психического развития ребенка и кризисные границы (по Л.С.Выготскому)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...