Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закон Украины О благотворительности и благотворительных организациях




Ст. 6 ЗУ О благотворительности

Благотворительные организации могут образовываться в таких организационно-правовых формах:
членская благотворительная организация;
благотворительный фонд;
благотворительное учреждение;
другие благотворительные организации.
Конкретная организационно-правовая форма благотворительных организаций определяется учредителями.

 

52. Правовая характеристика общественных организаций

 

Закон украины об общественных объединениях

Статья 1. Понятие общественного объединения «

1. Общественное объединение — это добровольное объединение физических лиц и / или юридических лиц частного права для осуществления и защиты прав и свобод, удовлетворения общественных, в частности экономических, социальных, культурных, экологических и других интересов.

2. Общественное объединение по организационно-правовой форме образуется как общественная организация или общественное союз.

3. Общественная организация — это общественное объединение, учредителями и членами (участниками) которого являются физические лица.

общественная организация это объединение граждан, созданное для удовлетворения и защиты своих законных социальных, экономических, творческих, национально-культурных, спортивных и других интересов.

Наиболее полную характеристику объединений граждан позволяет дать их классификация по организационно-правовым свойствами, согласно которым выделяют:

· массовые объединения граждан (политические партии, творческие союзы, религиозные организации, добровольные общества, профессиональные союзы и т. п.);

· органы общественной самодеятельности (народные дружины по охране общественного порядка);

· органы общественного самоуправления (советы и коллективы микрорайонов, домовые, уличные комитеты и др.).

Объединения граждан могут классифицироваться и по масштабам деятельности. В соответствии с этим критерием можно выделить объединения граждан, действующие в масштабах всего государства, масштабах отдельных административно-территориальных единиц и их частей, а также объединение граждан, деятельность которых носит международный характер и распространяется на территорию не только Украины, а и других государств. При этом политические партии действуют только в государственном масштабе. Масштаб деятельности органов общественной самодеятельности и органов общественного самоуправления ограничен границами конкретных административно-территориальных единиц.

Объединением граждан присущи признаки, отличающие их от государственных организаций. При этом можно выделить общие признаки, характерные для всех объединений граждан, а также отдельные специфические признаки, свойственные тем или иным объединениям граждан.

К общим признакам следует отнести:

1) добровольность объединения. Это отображается в добровольности вступления и выхода из объединения граждан, методах работы, сущностью которых является достижение определенной цели внутренне-организационными методами, особых формах принуждения, из которых наивысшей является исключение из членов объединения граждан;

2) организационные мероприятия, которыми в деятельности объединений граждан выступают самоуправление и саморегуляция;

3) отсутствие у объединений граждан вследствие их природы государственно-властных полномочий (за исключением случаев, когда государство делегирует отдельные полномочия такого рода и закрепляет их законодательно, например, закрепление за общественными инспекторами охраны природы права составлять протоколы об административном правонарушении).

Отдельными признаками, присущими отдельным объединениям граждан, являются:

1) членство в объединении и отношения членства, вытекающие отсюда;

2) обязательность участия членов объединения граждан в его работе и создании материальной базы объединения путем внесения членских взносов;

3) наличие устава объединения граждан. В деятельности объединений граждан в основном отсутствуют коммерческие цели или получения прибыли. Исключение составляет лишь деятельность кооперативных организаций. Кроме того, допускается хозяйственная или иная коммерческая деятельность объединений граждан для выполнения их уставных задач и целей.

Взаимоотношения государства и объединений граждан носят исключительно правовой характер. Это проявляется в законодательном закреплении правового статуса объединений граждан рядом нормативно-правовых актов. Основными среди них являются Закон Украины "Об объединении граждан", а также законы Украины "О свободе совести и религиозных организациях"/Закон ДНР «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», "О профессиональные союза, их права и гаранта деятельности"/Закон ДНР «О профессиональных союзах». Деятельность некоторых объединений граждан, в том числе кооперативных организаций, коммерческих фондов, органов общественной самодеятельности, регулирующих соответствующие законодательные акты.

53. Особенности правового статуса политических партий

 

Деятельность политической партии может осуществляться только после ее регистрации. Таким образом, устанавливается правовая связь между политическими партиями и органами государственной власти, местного самоуправления, гражданами, некоторыми другими субъектами конституционно-правовых отношений. Акт регистрации, с одной стороны, предоставляет возможность политическим партиям реализовать предусмотренные Законом Украины «О политических партиях в Украине» права, а, с другой — обязует установленные этим Законом органы государственной власти осуществлять государственный контроль за деятельностью политических партий.

Регистрации политической партии, естественно, предшествует ее создание. Решение об этом происходит на учредительном съезде политической партии. Это решение должно быть закреплено подписями не меньше десяти тысяч граждан Украины, которые, согласно Конституции Украины, имеют право голоса на выборах, собранными не менее чем в 2/3 районов и не меньше как в 2/3 областей Украины, городов Киева и Севастополя, Автономной Республики Крым. Таким образом, законодатель с помощью государственно-правовых мероприятий стремится обеспечить условия для всеукраинского статуса политических партий.

Создание политической партии сопровождается утверждением ее устава и программы, избранием руководящих и контрольно-ревизорных органов. После создания происходит собственно регистрация политической партии, которую осуществляет Министерство юстиции Украины. К заявлению о регистрации добавляется программа и устав; протокол учредительного съезда; подписи граждан Украины, собранные на поддержку решения о создании политической партии; ведомости о составе руководящих органов политической партии; платежный документ, который заверяет внесение регистрационного сбора, размер которого устанавливается Кабинетом Министров Украины; название и адрес банковского учреждения, в котором политическая партия будет открывать счета. После проверки этих материалов в тридцатидневный срок принимается решение о регистрации. С этих пор политическая партия получает статус юридического лица. Если представленные материалы не отвечают Конституции и Законам Украины, Министерство юстиции отвечает отказом в регистрации политической партии. А в случае выявления на протяжении трех лет недостоверных ведомостей в документах, предоставленных политической партией для регистрации, регистрационное свидетельство может быть аннулировано по решению суда по представлению регистрационного органа. Таким образом, законодатель предусмотрел постоянный контроль Министерства юстиции Украины за деятельностью политических партий, особенно на начальном этапе их развития.

Со дня регистрации политическая партия на протяжении шести месяцев должна обеспечить образование и регистрацию своих областных и приравненных к ним партийных организаций не менее чем в четырнадцати административно-территориальных единицах Украины из перечисленных в ч. 2 ст. 133 Конституции Украины (т.е. в четырнадцати регионах — Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе). Они регистрируются соответствующими органами юстиции Министерства юстиции Украины на протяжении десяти дней со дня поступления письменного заявления от них, заверенного руководящим органом политической партии.

К заявлению прибавляются копия устава политической партии и протокол учредительного собрания или конференции, на которых было образовано соответствующее структурное образование политической партии. Если это условие создания политической партии не будет выполнено, ее регистрационное свидетельство может быть аннулировано согласно вышеуказанной процедуре. После регистрации структурные подразделы политической партии могут получать статус юридического лица лишь в случае, когда это предусмотрено ее уставом. Министерство юстиции и его органы в случае отказа в регистрации как политической партии, так и ее структурных подразделений и образований должны предоставить заявителю свое мотивированное письменное решение. Оно может быть обжаловано до суда. Причем отказ в регистрации не может стать препятствием в повторном обращении о регистрации.

Одно из ведущих мест в конституционно-правовом регулировании статуса политических партий в Украине занимает закрепление его прав. Права политических партий — это закрепленные в Конституции и законах Украины возможности для осуществления ими соответствующих функций, а по сути — для выполнения их роли в политической системе нашего государства. Речь идет о вышеупомянутом преобразовании частных интересов граждан, разных социальных слоев в общий политический интерес. Перечень политических прав, которые регулируются в Конституции, Законе Украины «О политических партиях в Украине» и других нормативно-правовых актах, является обусловленным видением законодателя места и роли политических партий в политической системе Украины. Политические партии могут:

во-первых, свободно проводить свою деятельность в пределах, предусмотренных Конституцией и законами Украины;

во-вторых, принимать участие в выборах Верховной Рады Украины, Президента Украины, других органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном соответствующими законами Украины;

в-третьих, использовать государственные средства массовой информации и создавать собственные. Так, из свыше 140 политических партий, которые зарегистрированы в Украине, более чем полсотни имеют свои печатные издания;

в-четвертых, поддерживать международные связи с политическими партиями и общественными организациями других государств, международными и межправительственными организациями, заключать соглашения о сотрудничестве и осуществлять другие мероприятия, которые не противоречат законам и международным соглашениям Украины. Но при этом они должны придерживаться таких условий: политические партии не могут заключать соглашения, которые ставят их в подчиненное или зависимое положение относительно любой другой иностранной организации или политической партии; они могут основывать только такие международные союзы или вступать в такие союзы, уставами которых предусмотрено создание лишь консультативных или координационных органов;

в-пятых, с целью расширения возможностей влияния на социальные слои, прослойки, группы, по возможности большую часть общества, а также — увеличение каналов обратной связи идейно, организационно и материально поддерживать молодежные, женские и другие объединения граждан, предоставлять помощь в их создании. Согласно конституционному принципу политического и идеологического разнообразия, Закон Украины «О политических партиях в Украине» гарантирует политическим партиям свободу оппозиционной деятельности. Это положение оказывает содействие развитию политических партий, их цивилизованному участию в выборах, более продуктивному использованию политическими партиями органов государственной власти и местного самоуправления для реализации своих программ, уменьшению возможности приватизации ими как названных органов, так и материальных ресурсов, формированию институтов гражданского общества, подконтрольности государственной власти и др.

Законодатель установил такие направления оппозиционной деятельности политических партий: а) излагать публично и отстаивать свою позицию по вопросам государственной и общественной жизни; б) принимать участие в обсуждении и делать достоянием гласности, обосновывать критическую оценку действий и решений органов власти, используя для этого государственные и негосударственные средства массовой информации в порядке, установленом законом; в) вносить в органы государственной власти Украины и местного самоуправления предложения, которые являются обязательными для рассмотрения соответствующими органами в установленном порядке.

Общественные организации, исходя из своей сути, имеют право представлять и защищать свои законные интересы и законные интересы своих членов в государственных и общественных органах, получать от них информацию, необходимую для реализации своих задач, пропагандировать свои цели и идеи, выступать участником гражданско-правовых отношений, приобретать имущественные и неимущественные права, создавать средства массовой информации и предприятия, необходимые для выполнения уставных целей, и др.

Это неприбыльная организация. Поэтому государство гарантирует им право на средства и прочее имущество только для осуществления своих уставных задач. Для этого они могут использовать как собственное, так и арендованное движимое и недвижимое имущество, оборудование, транспорт, другие средства, обретения которых не запрещается законами Украины.

Правовое регулирование финансовой деятельности политических партий направлено не только на содействие эффективному выполнению ими своей роли в политической системе, но и на оздоровление политической жизни путем прекращения возможной коррупции, особенно среди партийного руководства. Законодатель определил, что они для осуществления своих уставных задач не могут использовать средства от: 1) органов государственной власти и местного самоуправления, кроме случаев, предусмотренных законом; 2) государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также предприятий и организаций, в имуществе которых есть доли (паи, акции), что есть государственной или коммунальной собственностью или которые принадлежат нерезидентам; 3) иностранных государств и их граждан, предприятий, учреждений, организаций; 4) благотворительных и религиозных объединений и организаций; 5) анонимных лиц или от лиц под псевдонимом; 6) политических партий, которые не входят в избирательный блок политических партий.

Информация о поступлении на счет политической партии средств, запрещенных Законом Украины «О политических партиях в Украине», доводится соответствующим банковским учреждением к сведению Министерства юстиции Украины. Если средства из источников, которые запрещены законом, поступят на счет политической партии, они должны быть перечислены самой политической партией в Государственный бюджет Украины или взысканные в доход государства в судебном порядке.

Для обеспечения равенства политических партий перед законом, прозрачности их финансовой деятельности законодатель предусмотрел государственный контроль за средствами и имуществом политических партий. Полномочие относительно имущества, в том числе средств, что является собственностью политической партии, осуществляется, согласно законодательству Украины, в порядке, предусмотренном уставом политической партии.

Общественные организации приобретают право собственности на средства и имущество, полученное от их основателей, членов и государства, приобретенное в результате вступительных и членских взносов, пожертвований граждан, предприятий, учреждений и организаций, хозяйственной и другой коммерческой деятельности, созданных ими хозрасчетных учреждений и организаций. Финансирование молодежных и детских общественных организаций, деятельность которых направляется на обеспечение социального становления и развитие молодых граждан, происходит за счет госбюджета.

Определение субъектов государственного контроля за деятельностью политических партий имеет важное значение в правовом регулировании их статуса. Круг государственных органов и объем полномочий относительно контроля за деятельностью политических партий определяется местом в политической системе и, в свою очередь, предопределяет возможность политическим партиям цивилизованно выполнять уставные задачи, реализуя свою общественно-политическую роль. Такими органами является Министерство юстиции Украины, на которое положен контроль за соблюдением политическими партиями Конституции, законов Украины и их устава, а также Центральная и окружные избирательные комиссии, которые призваны осуществлять контроль за соблюдением политическими партиями порядка участия в избирательном процессе.

В случае нарушения политическими партиями Конституции и Законов Украины к ним могут применяться такие мероприятия, как предупреждение и запрет. При применении первого соответствующий контролирующий орган выдает предписание о недопущении противоправных поступков, если руководство политической партии публично объявило о намерении совершить их, и предписание об устранении допущенных правонарушений, если содеянные политической партией действия не тянут за собой другого вида ответственности. В последнем случае ее руководство обязано безотлагательно отстранить нарушение законодательства Украины и в пятидневный срок сообщить в соответствующий контролирующий орган о принятых мерах.

Политическая партия может быть запрещена по донесению Министерства юстиции Украины или Генерального прокурора Украины в судебном порядке в случае нарушения требований относительно ее создания и деятельности, установленных Конституцией Украины, Законом Украины «О политических партиях в Украине», другими законами Украины. Решение суда относительно запрета деятельности политической партии тянет за собой прекращение ее деятельности, роспуск руководящих органов и других структурных подразделений и образований, предусмотренных уставом политической партии и прекращение партийного членства.

Конституционно-правовое регулирование статуса политических партий и общественных организаций в Украине имеет несколько характерных особенностей: во-первых, оно отвечает реалиям общественного развития нашего государства. Всего за годы независимости возникло свыше 140 политических партий, причем несколько из них в своем развитии достигли довольно высокого уровня — с программой, построенной на основе четких идеологических принципов, структурой, которая отвечает партийному уставу, социальной базой, достаточным кадровым потенциалом, фиксированным членством и др.; во-вторых, оно определяет место и роль политических партий в политической системе Украины, оказывает содействие им в поиске общественной опоры в виде социального слоя или другой заинтересованной группы; в-третьих, в связи с ростом роли политических партий в политической системе Украины, увеличением их влияния на развитие общественного отношения значительно расширяется его законодательная основа: кроме Конституции Украины и Закона Украины «О политических партиях в Украине», деятельность политических партий регулируется многими другими законами; в-четвертых, с запретом органам государственной власти и местного самоуправления, их должностным лицам вмешиваться во внутреннюю деятельность политических партий, выделять в своем отношении любую из них оно оказывает содействие укреплению самоуправляющейся, общественной основы политических партий, преобразованию их в институт гражданского общества и др.

 

54. Правовое положение профессиональных союзов

Конституция ДНР

Статья 23

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Согласно Конвенции Международной организации труда № 87 (1948 г.) «О свободе ассоциаций и защите права на организацию», трудящиеся имеют право создавать по своему выбору организации, вступать в такие организации для выражения и защиты своих интересов. Таким же правом эта Конвенция МОТ наделяет и предпринимателей.

Для выражения и защиты своих интересов работники объединяются в профсоюзы.

Правовой статус профсоюзов теперь определяется Законом ДНР «О профессиональных союзах». Данный Закон устанавливает правовые основы организации и деятельности профсоюзов, содержит нормы, обязывающие органы государственной власти и управления, работодателей, должностных лиц администрации производства содействовать деятельности профсоюзов. В статье 1 Закона дается определение ряда понятий.

Закон ДНР о профессиональных союзах

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...