Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы разрешения ролевых конфликтов




 

Было бы идеально, если бы каждая личность могла достигать же­лаемых статусов в группе или обществе с одинаковыми легкостью и непринужденностью. Однако лишь немногие индивиды способны на это. В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевое на­пряжение — трудности при выполнении ролевых обязательств и не­соответствие внутренних установок личности требованиям роли. Ро­левое напряжение может повышаться в связи с неадекватной роле­вой подготовкой, или ролевым конфликтом, или неудачами, возни­кающими при исполнении данной роли.

Неадекватная ролевая подготовка. Обучение исполнению соци­альных ролей может быть успешным только при последовательной подготовке к переходу от одной роли к другой на протяжении всей жизни индивида. Маленькая девочка поет колыбельную кукле, малень­кий мальчик строит модель самолета, ученик выполняет сложную тех­ническую работу, данную мастером, студент проходит стажировку в должности инженера — все это отдельные моменты непрерывной социализации через опыт, путем обучения навыкам, мастерству и уста­новкам в определенный период жизни для того, чтобы использовать их впоследствии в следующих ролях.

При непрерывной социализации опыт каждого жизненного эта­па служит подготовкой к следующему. В примитивных обществах это осуществляется успешно и неукоснительно. Например, маленький мальчик из охотничьего племени индейцев почти с рождения знако­мится с игрушечным луком и стрелами, а через некоторое время он уже бегает с настоящим луком, что делает его похожим на одного из мужчин данного племени. Животные и птицы, убитые на охоте, да­ются ему для того, чтобы он подвешивал их, подкрадывался к ним и пронзал их стрелами. Затем наступает знаменательный момент, когда его в первый раз берут на охоту, где он подражает поведению муж­чин и учится у них охотиться. Он несет вместе со всеми добычу и гордится буйволами, которых убил его отец. Когда же, в конце концов, он сам убивает буйвола и становится мужчиной, это являет­ся только последним шагом в его непрерывной детской подготовке к исполнению новой, взрослой роли, которая органично соединяет его долговременный детский опыт со взрослым делом.

Такая ранняя подготовка к переходу от одного статуса к после­дующим — далеко не всеобщее явление в социальной жизни. Наше общество, как и все современные сложные общества, характеризует­ся ролевым обучением, основанным на прерывности, которая делает социализирующий опыт, полученный в одном возрастном периоде, ма­лопригодным для последующих возрастных периодов. Так, большин­ство современных мужчин и женщин выполняют свою основную ра­боту вдали от дома, в связи с чем их дети не могут наблюдать за нею и помогать отцу или матери. В большинстве семей нашего сложно­го современного общества дети мало занимаются работой по дому и девочки плохо обучаются мастерству, установкам и эмоциональному вознаграждению будущей домохозяйки. Детская игровая активность, как правило, очень слабо связана с задачами взрослых и не способ­ствует должным образом воспитанию в детях необходимых способ­ностей для будущей деятельности. Очень часто юноша, закончивший школу, не знает, кем он будет в дальнейшем, чему ему обучаться и какие роли он будет играть в ближайшем будущем. Отсюда возни­кает ролевое напряжение, связанное с неправильным пониманием бу­дущей роли, а также со слабой подготовкой к ней и, как следствие этого, со слабым исполнением этой роли. В жизни каждого челове­ка в современном обществе может оказаться несколько критических точек, когда индивид может быть не подготовлен к исполнению бу­дущих ролей. Например, помимо начала работы по основной профес­сии критическим периодом можно справедливо считать выход на пен­сию, когда женщина или мужчина после 55-60 лет вдруг начинают понимать, что вся предшествующая деятельность совершенно не под­готовила их к роли пенсионера.

Другим источником ролевого напряжения в процессах социализа­ции является то, что моральная подготовка личности к исполнению ро­лей включает в себя в основном формальные правила социального по­ведения. При этом часто игнорируется обучение неформальным моди­фикациям этих правил, которые реально существуют в окружающем нас мире. Другими словами, обучающиеся определенным ролям инди­виды усваивают, как правило, идеальную картину окружающей дейст­вительности, а не реальную культуру и реальные человеческие взаи­моотношения. Например, молодой человек, закончивший школу, час­то бывает воспитан на чувстве справедливости в отношении его соци­ального окружения, на чувстве равенства возможностей в проявлении своих сил и способностей на любом поприще. Но воспитанный таким образом молодой человек в скором времени замечает, что процесс по­лучения многих ролей зависит не от способностей и таланта, а от оби­лия знакомств, положения родителей, наличия денег и т.д. Таким же образом многие молодые люди, считающие, например, политиков вы­дающимися общественными деятелями, убеждаются, что основной их задачей являются компромиссы со священными принципами; военные, призванные защищать отечество, могут меньше всего думать об этом.

Все социальные роли в реальной их модификации и многообра­зии кажутся чуждыми молодым людям, воспитанным на идеальном представлении о многих сторонах человеческой деятельности. Поэто­му у них может возникнуть внутреннее ролевое напряжение, и в по­следующий период они перейдут от наивного идеализма к наивному цинизму, отрицающему основополагающие нравственные и институ­циональные нормы общества.

Некоторый разрыв между формальными впечатлениями и дей­ствительными механизмами ролевого поведения, вероятно, характе­рен для всех современных обществ. Хотя он бывает весьма велик, ка­ждое общество старается в какой-то степени его сократить. Так, студентам в целях социализации к будущей роли специалиста пре­доставляется возможность выполнять лабораторные работы, прово­дить полевые испытания, проходить производственную практику. Од­нако разрыв сохраняется, и поэтому у молодых людей следует вос­питывать не только теоретические навыки, но и способности адап­тироваться к широкому кругу ролей, к решению действительных, реальных проблем.

Ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: между ролями и в пределах одной роли. Часто две или более ролей (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанно­сти личности. Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею до­машних обязанностей, или женатый студент должен примирять тре­бования, предъявляемые к нему как мужу, с требованиями, предъяв­ляемыми к нему как студенту, или работник милиции иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и аре­стом близкого друга. Подобного рода конфликты относятся к роле­вым конфликтам между ролями.

Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деяте­ля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кру­гу объявляющего себя сторонником противоположной, или индиви­да, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечаю­щую ни его интересам, ни его внутренним установкам. Во многих ис­полняемых индивидами ролях — от сантехника до преподавателя высшего учебного заведения — существуют так называемые кон­фликты интересов, в которых обязанности быть честным по отноше­нию к традициям или людям входят в конфликт с желанием «делать деньги». Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внут­ренних напряжений и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, от­ходу от данной роли, к внутреннему стрессу.

Существует несколько видов действий, с помощью которых ро­левая напряженность может быть снижена и человеческое Я защище­но от многих неприятных переживаний. Сюда относят обычно рацио­нализацию, разделение и регулирование ролей. Первые два вида дей­ствий считаются неосознанными защитными механизмами, которы­ми личность пользуется чисто инстинктивно. Однако если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их эффектив­ность значительно повышается. Что касается третьего способа дейст­вий, то он используется в основном осознанно и рационально.

Рационализация ролей — один из способов защиты против болез­ненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью по­нятий, которые для нее социально и персонально желательны. Клас­сической иллюстрацией этого считается случай с девушкой, которая не может найти жениха и убеждает себя в том, что она будет счаст­лива, если не выйдет замуж, потому что все мужчины обманщики, гру­бияны и себялюбцы. Рационализация, таким образом, скрывает ре­альность ролевого конфликта путем бессознательного поиска непри­ятных сторон желаемой, но недостижимой роли. Стоит убедить се­бя в том, что женщины в интеллектуальном плане находятся на уровне детей, как нас уже яе будет мучить вопрос о равноправии жен­щин в обществе. Американские рабовладельцы искренне считали, что все люди рождаются равными, но невольники — это не люди, а иму­щество, в связи с чем не стоит беспокоиться об их бесправном по­ложении. Евангелическая заповедь «не убий» для католиков средне­вековья была справедлива только в отношении людей истинной ве­ры, неверные же не могли считаться людьми, и их можно было унич­тожать с чистой совестью. В данном случае путем рационализации ситуация определяется таким образом, что исчезают ролевой конфликт и ролевая напряженность.

Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем времен­ного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из созна­ния индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли. История дает нам многочислен­ные примеры жестоких правителей, палачей и убийц, которые одно­временно были добрыми и заботливыми мужьями и отцами. Их ос­новная деятельность и семейные роли были полностью разделены. Торговый работник, который нарушает законы днем, а вечером с трибуны ратует за их ужесточение, не обязательно должен быть ли­цемером. Он просто переключает свои роли, избавляясь от непри­ятного несоответствия. Униформа милиционера, военного, белый ха­лат хирурга и профессиональные титулы помогают людям в разде­лении своих ролей. Многие не могут «расслабиться» (полностью отойти от роли) до тех пор, пока не снимут с себя униформу. Принято образно говорить, что каждый член общества, который ус­пешно социализировался, расширяет «гардероб» ролевых личин и надевает то одну, то другую из них в зависимости от ситуации: до­ма он сама мягкость и покорность, на работе жесток и официален, в обществе женщин мужествен и предупредителен и т.д. Такой про­цесс ролевого перерождения создает возможность снятия эмоцио­нальной напряженности всякий раз, когда установки, присущие од­ной роли, сталкиваются с потребностями другой. Если индивид не защитил себя путем разделения ролей, эти противоречия становят­ся психологическими конфликтами.

Ролевые конфликты и несовместимости, вероятно, можно найти в каждом обществе. В хорошо интегрированной культуре (т.е. имею­щей единые, традиционные, разделяемые подавляющим большинством культурные комплексы) эти несовместимости так рационализирова­ны, разделены и блокированы одна от другой, что индивид их вовсе не ощущает. Например, члены некоторых индейских племен относят­ся друг к другу с величайшей терпимостью и мягкостью. Но их чело­вечность распространяется только на членов племени, всех же осталь­ных людей они считают животными и могут спокойно убивать, не ис­пытывая никаких угрызений совести. Однако сложные общества, как правило, не имеют высокоинтегрированной традиционной культуры, и потому ролевые конфликты и ролевая напряженность в них пред­ставляют серьезную социальную и психологическую проблему.

Регулирование ролей отличается от защитных механизмов рацио­нализации и разделения ролей прежде всего тем, что является осоз­нанным и преднамеренным. Регулирование ролей — формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли. Это означает, что организации и общественные ассоциации берут на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или социально неодобряемые роли. На практике это выглядит как ссылка индивида на влияние организаций, в силу которого он выну­жден действовать определенным образом. Муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, говоря, что этого требовала его ра­бота. Нечестный работник торговли не чувствует своей вины потому, что он уверен, что его заставляет так поступать система торгов­ли. Как только у индивида появляется напряженность или ролевой конфликт, он немедленно начинает искать оправдание в организации или ассоциации, в которой он выполняет конфликтную роль.

В итоге можно сказать, что каждая личность в современном об­ществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подключе­ния общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.

 

 

Г л а в а 6

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...