Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Школа и основная мысль России XVIII века




Введение

Актуальность:

Одним из видов человеческого развития является педагогика, история которой важна для формирования отдельного человека и общества в целом. В ее предмет входит анализ причин, вызывающих отмирание одних и модернизацию или возникновение других педагогических теорий, методик, способов организации учебно-воспитательного процесса. Эти причины могут быть вызваны как изменениями исторической ситуации, так и появлением нового знания в смежных областях, оказывающих значительное влияние на формирование и изменение педагогических взглядов на ребенка и задачи формирования его личности. Тема является актуальной, так как история страны зависит от уровня культурного развития граждан.

Цель: выявить этапы становления русской педагогики.

Задачи:

Изучить этапы развития педагогики в истории государства.

Выявить влияние педагогики на становление русского человека и общества в целом.


Педагогика Древней и Средневековой Руси VII - XVII веков

Основные события периода

VII в. - на основе греческого алфавита начинает складываться славянская письменность, получившая название протокириллицы.

863 г. - братья Кирилл и Мефодий создают первый славянский алфавит (глаголицу), на основе которого их ученики затем составляют кириллицу. Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885) открыли первую школу с преподаванием на славянском языке (в Велеграде, столице Моравского княжества). Заложили основы славянской письменности, литературы, философии, богословия. Канонизированы православной и католической церквами.
988 г. - Крещение Руси кн. Владимиром Святославовичем. Открытие первой на Руси школы «учения книжного» в Киеве, расширение географии школьного образования в XI-XIII вв. (Переславль, Владимир, Суздаль, Чернигов, Полоцк, Муром и др.). Начальное обучение проводили «мастера грамоты», учившие детей всех сословий. Кроме грамоты изучалось пение и ремесла, а также искусство делать книги. Обучение велось в индивидуальной форме: ученики сидели вместе, но учитель занимался с каждым отдельно. «Учение книжное» давало элементарное и повышенное образование, учащиеся получали сведения о природе, истории различных стран.

1073 г. - появление «Изборника Святослава», получившего широкое распространение на Руси. Основан на ряде религиозных источников («Притчи Соломона», «Премудрость Иисуса, сына Сирахова» и др.). «Изборник» должен был в достаточно краткой и легкой форме помочь ученикам овладеть элементами знаний, которые приблизили бы их к византийской образованности.
Конец XV века - «Домострой» - древнерусский свод правил поведения в общественной жизни и быту. В него входили главы о почитании веры («духовное строение»), о семейной жизни («мирское строение»), о ведении хозяйства («домовое строение»). Среди добродетелей особого внимания заслуживало воспитание мужества, настойчивости, трудолюбия, бережливости, патриотизма, уважения к старшим. Разрешалось применять наказание, но без злоупотреблений. «Домострой» ставил превыше всего авторитет хозяина и мужа, но вместе с тем с уважением относиться к женщине, которой отводилась роль матери, хозяйки и воспитательницы («похвала женам»).

1574 г. (Львов), 1581 г. (Острог)- появление первых печатных книг - букварей Ивана Федорова, впитавших опыт учительской работы мастеров грамоты предшествующих веков.

1615 г. - открытие Киево-Могилянского коллегиума, впоследствии преобразованного в академию по образцу западноевропейских гимназий академического типа. Первое в России высшее учебное заведение, в котором обучалось 1200 человек и имелось три отделения: младшее, среднее и старшее. Преподавались астрономия, музыка, катехизис, риторика, славянская и латинская словесность, славянский, польский, греческий, древнееврейский, немецкий, французский и латинский языки, история, география, математика, экономика, медицина и др.. Большое внимание уделялось философии, богословию, юридическим наукам. До 80-х гг. XVIII в. преподавание велось на латыни, с 1784 г. - на русском языке. В 1819 г. преобразована в Киевскую духовную семинарию.

1649 г. - открытие Ф. Ртищевым на собственные средства училища (школы) в Москве при Андреевском монастыре. Руководил училищем Епифаний Славинецкий, а сам Ртищев стал его слушателем. В содержание обучения входили греческий, польский, латинский языки, грамматика, риторика, богословие. Для нужд училища составлен первый греко-славянский словарь.

1681 г. - открытие в Москве Типографской школы (училища) по инициативе царя Федора Алексеевича. Первая государственная школа повышенного типа. Типографская школа являлась одновременно и начальной школой, и училищем по подготовке переводчиков для Печатного двора. Впоследствии слилась со Славяно-греко-латинской академией.

1685 г. - открытие школы при Богоявленском монастыре братьями Лихудами. Все свободные науки преподавались на латинском и греческом языках, изучался итальянский. Эта школа повышенного типа приближалась по уровню образования к западноевропейским университетам. Учителем греческого языка был Карион Истомин — учитель цесаревича Петра Алексеевича и автор многих учебников.

1687 г. - основание Славяно-греко-латинской академии, первого высшего учебного заведения в Москве. Цель - подготовка православных священников, государственных служащих, преподавателей. Первое высшее учебное заведение, в котором серьезно изучались не только богословские, но и светские науки. Академия ориентирована на программы западноевропейских университетов. В академии было восемь основных классов и один подготовительный. В первой половине XVIII века стала одним из центров русской культуры и просвещения, с развитием сети светских учебных заведений - центром русской религиозной мысли и проповедничества. В 1814 г. - указом Синода преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру

Владимир Святославович

Принятие христианства в 988 г. стало точкой отсчета коренных изменений всех сторон жизни Древней Руси, в том числе воспитания и образования. Благодаря принятию христианства, Русь включалась в культурный мир наиболее передовых государств этого времени и прошлого: «Сложение своей системы письма и достаточно гибкого и развитого древнерусского литературного языка предоставили Руси возможность получить из Византии и других стран Центральной и Западной Европы, а также Балканского полуострова и Ближнего Востока огромную сумму информации по различным областям знаний раннего средневековья – богословию, натурфилософии, космогонии, зоологии, астрономии, истории (хронографы), праву, этнографии. Через культуру Византии Русь приобщалась к вечно живому источнику цивилизации Эллады и Древнего Рима».

Однако уже в первые десятилетия Русь не только смогла освоить эти духовные богатства человечества, но и создать свои собственные творения, и поныне поражающие своим совершенством. Б.В. Сапунов пишет: «Если рассматривать русскую культуру XI в. во всем ее объеме, и особенно духовную культуру, то невольно возникает чувство глубокого удивления и восхищения перед темпами и широтой ее распространения. За какие-нибудь 50 – 70 лет после крещения Руси страна смогла выдвинуть целую плеяду блестящих писателей, философов».

Принятие христианства имело огромное значение для развития образования. Даже если до официального принятия христианства у славян и существовали школы, то с принятием христианства они кардинально изменились во всех своих компонентах: целях, содержании, методах, отношениях между учителями и учениками.
Образование в это время складывается в определенную систему, которая включает в себя начальные школы («ученье грамоте»); школы, дающие более высокий уровень образования – «ученье книжное» (княжеские и монастырские школы) и высшие школы, «училища».

Начальные школы открывались при церквях. С XII в. на Руси начали работать мастера грамоты, которые обучали вне церкви.

 

 

Владимир Мономах (1053-1125)

Киевский князь, автор одного из первых педагогических сочинений «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096). «Поучение» требует воспитания любви к Богу, советует не отлынивать от работы, учиться, вести деятельную жизнь, творить добро, почитать старших. Главный способ воспитания - подражание детей отцу. "Поучение детям". Основным методом воспитания считал пример, особенно отца, которому следует подражать как образцу. Был за упрочнение семьи, высоко ставил роль отца в воспитании у мальчиков трудолюбия, способности исполнять все мужские дела, быть воином.
Основные качества человека, которые надо формировать у детей - религиозность, уважение к старшим, братское отношение к ровесникам, милость к бедным, осторожность, самообладание, находчивость и хладнокровие в опасных ситуациях.
Основное умение - умение рачительно управлять своим домом. Одним из главных средств воспитания детей считал образование.
Впервые в отечественной литературе выдвинул задачу связи воспитания с практическими потребностями личности и обосновал идею деятельности.
Мономах считал, что сверх воспитание зависит не от отдельных наставлений, а от совокупности многообразных воспитательных средств, включающих этикет, манеры и тон поведения.
Главное в военно-физическом воспитании - тренировка. Лучшая тренировка это охота.
Писал, что человека спасают лишь добрые дела. а не пост, не уединение, не монашество.

 

Кирилл Туровский (ок.1130-ок.1182)

Кирилл Туровский - древнерусский мыслитель, разрабатывавший проблемы познания и обучения. Развивал педагогические идеи Иоанна Златоуста. Считал, что знания приобретаются человеком с помощью органов чувств, а успех воспитания основан, прежде всего, на вере в Бога.

 

 

Архиепископ Геннадий (?-1505)

Архиепископ Геннадий - новгородский архиепископ, сыграл выдающуюся роль в истории отечественной литературы и религиозно-философской мысли. Собрав многих русских и иностранных переводчиков, он стал инициатором создания немалого числа различного рода религиозно-философских сочинений. Автор знаменитого письма 1500 года о малограмотности священников, которые не в состоянии правильно читать богослужебные книги. Это письмо заставило задуматься высшее духовенство о подготовке более образованных священнослужителей.

Иван Федоров (1510-1583)

Иван Федоров - основатель книгопечатания в России и на Украине, просветитель. Автор первой славянской «Азбуки». Систематизированная им практика начального обучения бытовала на Руси на протяжении полутора веков. Обучение грамоте рассматривал как дело семейное.

Епифаний Славинецкий (1600-1675)

Епифаний Славинецкий - педагог, просветитель, представитель византийско-русского подхода к воспитанию. Автор «Рассуждения об учении греческому языку», переводчик «Гражданства обычаев детских». Выпускник Киевской академии, руководитель училища при Андреевском монастыре в Москве. Настаивал на сочетании умственного и нравственного воспитания с опытом учения книжного.

Федор Ртищев (1626-1673)

Федор Ртищев - боярин, воспитатель царя Алексея, основатель училища при Андреевском монастыре, представитель византийско-русского подхода к образованию.

Симеон Полоцкий (1629-1680)

Автор трудов «Букварь языка славянского», «Псалтырь риф-мотворная», «Обед душевный». Высказал идею о делении жизни на пять этапов. Главную задачу воспитания возлагал на родителей. Поддерживал прогрессивные идеи воспитания: наглядность, доступность, увлекательность, учет индивидуальных особенностей учащихся, положительный пример учителей.


Школа и основная мысль России XVIII века

Основные события периода

1689-1725 - царствование Петра I. Радикальные экономические и политические преобразования в России, потребовавшие проведения реформы просвещения. Контроль над образованием переходит от церкви к государству.
1698 - открытие первой гарнизонной школы (артиллерийская школа Преображенского полка) для обучения детей солдат и матросов. В ней обучались грамоте, счету, бомбардирскому (артиллерийскому) делу. В 1721 году вышел указ о создании подобного рода школ в каждом полку. Все школы назывались русскими, т. к. преподавание велось на русском языке.
1701 - открытие государственной артиллерийско-инженерной школы в Москве для обучения «пушкарских и иных посторонних чинов людей детей». Руководил школой ученый математик, астроном Яков Вилимович Брюс (1670-1735). Школа делилась на две ступени: нижняя учила письму, чтению, счету; верхняя - арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению, фортификации и артиллерии. Учителей для школы готовили на месте из наиболее способных учеников.
1701 - открытие школы математических и навигационных наук в Сухаревой башне в Москве. Директором школы стал приглашенный из Англии профессор А.Д. Фарварсон. Возраст учащихся от 12 до 20 лет. Школа готовила моряков, инженеров, артиллеристов, служилых людей. Ученики получали «кормовые» деньги. За прогулы учащимся грозил немалый штраф, а за побег из школы - смертная казнь. В школе долгое время преподавал Л. Ф. Магницкий.
1703 - открытие Московской инженерной школы по образцу навигационной русской адмиралтейской школы в Воронеже.
1706 - открытие Новгородской архиерейской школы, где
братья Лихуды работали в ней учителями.
Школа давала ученикам широкий курс образования. В 20-е годы
под началом этой школы было открыто 15 «меньших школ», в которых работали выпускники Новгородской архиерейской школы.
1707 - открытие в Москве хирургической школы при военном
госпитале для подготовки врачей. В содержание обучения входили
анатомия, хирургия, фармакология, латынь, рисование. Обучение велось преимущественно на латыни. Теоретическая подготовка сочеталась с практической работой в госпитале.
1714 -указ Петра I об открытии цифирных школ. Создание сети государственных начальных школ, доступных достаточно широким слоям населения. Обучались дети с 10 до 15 лет с целью подготовки к государственной светской и военной службе в качестве низшего обслуживающего персонала, для работы на заводах и верфях.
1716 - открытие первой горнозаводской школы в Карелии для подготовки квалифицированных рабочих и мастеров. В школе первоначально обучались 20 детей из бедных дворянских семей. Здесь же обучались горному делу юноши, уже работающие на заводе, а воспитанники Московской школы навигационных и математических наук - доменному, кузнечному, якорному делу.
1721 - открытие школы для подготовки канцелярских служащих.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...