Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Эксплуатация и отработка бурильных труб

 

Смонтированные новые бурильные трубы объединяют в комплекты, в составе которых должны работать до полной амортизации. Комплекты состоят из труб, одинаковых как по диаметру и толщине стенок, так и по длине труб. В комплект включают трубы одной марки, изготовленные одним заводом, и замки одного типа, изготовленные также одним заводом.

Состав комплекта по числу бурильных труб и их длине не ограничивается. Каждому комплекту бурильных труб присваивается свой порядковый номер, а всем трубам, вошедшим в комплект, — свои порядковые номера внутри комплекта. Все трубы маркируются. Маркировка включает в себя: порядковый номер комплекта, показатель группы прочности стали, последнюю цифру года ввода трубы в комплект, номинальную толщину стенки в миллиметрах (для бурильных труб).

Комплекты труб учитывают и отрабатывают самостоятельно. Перевод отдельных труб из одного комплекта в другой запрещается.

На каждый комплект бурильных и утяжеленных труб заводят паспорт-журнал, в котором учитываются все трубы данного комплекта. Паспорт составляют в одном экземпляре и хранят на труб­ной базе. Документ действует до списания всех труб комплекта в материал. В процессе работы труб в скважинах в паспорт-журнал вносят отметки о ремонте, авариях и списании отдельных труб, а также указывают номера скважин, в которых работал комплект, длину части комплекта, участвующего в проходке каждой скважи­ны, время работы труб, проходку по скважинам и сумму начис­ленного износа.

Производительной работой бурильных труб, участвующих в бурении скважин, считается проходка в метрах, а для труб ловильных комплектов — число скважин, в которых они рабо­тали. На трубы, участвующие в проходке скважин, начисляется условный износ в килограммах и рублях, определяемый исходя из количества пробуренных метров в данной скважине. Порядок на­числения условного износа осуществляется в соответствии с Ин­струкцией по эксплуатации, ремонту и учету бурильных труб (Куй­бышев, ВНИИТнефть, 1979). Нормы и расценки условного износа приведены в прейскуранте порайонных расценок на строитель­ство нефтяных и газовых скважин (ППР) и справочнике укруп­ненных сметных норм (ЭСН).

При достижении суммы начисленного на комплект условного износа в рублях 70 % от первоначальной стоимости труб и 90 % от стоимости замков навинченных на трубы или приваренных к ним, начисление условного износа прекращается до полной отбраковки труб. Бурильные трубы списывают по фактическому их состоянию на основании результатов осмотра, дефектоскопии и инструментальных измерений.

Бурильные трубы, разбитые на комплекты и отмаркированные, доставляются на буровую. Буровая бригада, непосредственно эксплуатирующая трубы, замки и другие детали, тщательно проверяет качество труб, ведущие трубы и т.д., доставляемые в буровую, и соответствие их паспортным данным. Буровой мастер при доставке труб на скважину одновременно получает выписку из пас­портов-журналов с отрывными талонами и извещениями о полу­чении комплектов труб. Трубы, замки, соединительные муфты, имеющие наружные дефекты (плены, трещины, кривизну и т.д.), не подлежат приемке. Обнаруженные детали с износом, выходя­щим за пределы норм, бракуются и отправляются на трубную базу.

После того как комплекты бурильных труб завезены на буро­вую, осмотрены и приняты буровым мастером, буровая бригада укладывает их на мостки. Отсюда их берут в процессе бурения для сборки в свечи.

Затаскивая трубы в фонарь вышки или подавая свечи из-за пальца, следует предохранять резьбу ниппеля от ударов о ротор и другие металлические предметы. При свинчивании резьбы в про­цессе спуска колонны бурильных труб нельзя допускать ударов ниппеля наращиваемой трубы о резьбу муфты трубы, спущенной в скважину. Во избежание самоотвинчивания и разъединения замковой резьбы при бурении забойными гидравлическими дви­гателями все замковые соединения закрепляют машинными клю­чами.

При спуске труб в скважину следует не допускать резкого тор­можения колонны или посадку элеваторов на ротор с ударом, так как это приводит к возникновению больших динамических нагрузок и нередко к авариям. С целью равномерного износа зам­ковой резьбы следует при подъеме свечей менять положение сред­них (неразъемных) замковых соединений с концевыми (разъем­ными). При любом способе бурения необходимо строго руковод­ствоваться нормами осевых нагрузок на долото, указанными в ГТН.

После окончания бурения скважины при разборке свечей над­лежит все трубы в замковой резьбе развинтить. Также отвинчивают все имеющиеся в колонне переводники, в том числе и предохра­нительный на ведущей трубе. Разобранные трубы укладывают на мостики аккуратно рядами по комплектам и обильно смазывают резьбу. Нельзя сбрасывать трубы с мостков на землю, транспорти­ровать волоком и т.д. Ответственность за правильную эксплуата­цию всех элементов бурильной колонны лежит на буровом масте­ре, который не должен допускать нарушений технических правил обращения с инструментом.

В процессе бурения могут происходить аварии, связанные с по­ломкой элементов бурильной колонны. Наиболее слабое место в бу­рильной колонне — резьбовые и сварные соединения бурильных труб с замками, по которым чаще всего происходят поломки. Для выявления в теле труб и в их соединениях дефектов широко используются методы дефектоскопического контроля качества труб, позволяющие определять местоположение таких дефектов, как закаточные трещины, раковины, закаты, плены, усталостные трещины и т. д. Для проверки качества труб непосредственно на буро­вой применяется ряд конструкций дефектоскопической аппарату­ры и установок.

При проводке скважины с целью достижения равномерного износа всех замковых соединений после каждых очередных 20 спускоподъемных операций следует менять месторасположение разъемных и неразъемных замковых соединений, строго соблюдая пос­ледовательность этой замены.

Для защиты бурильных труб от износа рекомендуется применение резиновых колец-протекторов (кольца Бетиса).

После окончания бурения скважины комплекты бурильных труб, ведущие трубы, УБТ и переводни­ки перевозят на трубную базу для профилактической проверки их состояния. На трубной базе трубы очищают от грязи, а резьбу зам­ков и переводников промывают керосином или легкой нефтью. После этого трубы осматривают при помощи дефектоскопа, сп­рессовывают, выявляя требующие ремонта, а также негодные для дальнейшей работы.

Бурильные трубы, ведущие трубы и УБТ, требующие ремонта или имеющие исправимые дефекты, направляют после предвари­тельной проверки в ремонтные цеха трубной базы. В этих цехах производят следующие ремонтные работы: выпрямление искривленных и ведущих труб; восстановление сработанной поверхности деталей; восстановление сработанной опорной площади под элеватор у замковых муфт; приварку к замкам колец, армированных твердым сплавом; приварку замков к трубам; ремонт резьбы и т.д.


 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.