Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие «социальная группа»




 

Несмотря на то что понятие группы является одним из самых важ­ных в социологии, у ученых нет полного согласия относительно его определения. И это происходит вовсе не потому, что социологи не мо­гут выразить свои мысли. Во-первых, трудность возникает в связи с тем, что большинство понятий в социологии появляется в ходе соци­альной практики: они начинают применяться в науке после длитель­ного их использования в жизни, и при этом им придается самое раз­личное значение. Во-вторых, трудность обусловлена тем, что образу­ется множество видов сообществ, в результате чего для точного оп­ределения социальной группы необходимо выделять из этих сообществ определенные типы.

Существует несколько видов социальных общностей, к которым в обыденном смысле применяется понятие «группа», но в научном по­нимании они представляют собой нечто другое. В одном случае тер­мин «группа» обозначает некоторых индивидов, физически, про­странственно находящихся в определенном месте. При этом разделе­ние сообществ осуществляется лишь пространственно, с помощью фи­зически определенных границ. Примером такого сообщества могут быть индивиды, едущие в одном вагоне, находящиеся в определен­ный момент на одной улице или проживающие в одном городе. В стро­го научном смысле такое территориальное сообщество нельзя назвать социальной группой. Оно определяется как агрегация — некоторое ко­личество людей, собранных в определенном физическом пространст­ве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.

Второй случай — применение понятия группы к социальной общ­ности, объединяющей индивидов сводной или несколькими схожими характеристиками. Так, мужчины, выпускники школ, физики, стари­ки, курильщики представляются нам группой. Очень часто можно ус­лышать слова о «возрастной группе молодежи от 18 до 22 лет». Та­кое понимание также не является научным. Для определения общно­сти людей с одной или несколькими сходными характеристиками точнее подходит термин «категория». Например, вполне корректно го­ворить о категории блондинок или брюнеток, возрастной категории молодежи от 18 до 22 лет и т.п.

Тогда что же представляет собой социальная группа?

Социальная группа — это совокупность индивидов, взаимодейст­вующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий ка­ждого члена группы в отношении других.

В этом определении можно увидеть два существенных условия, необходимых для того, чтобы совокупность считалась группой: 1) на­личие взаимодействий между ее членами; 2) появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов. В соответствии с этим определением два человека, ожидающие автобус на остановке, не будут группой, но могут стать ею, если начнут бе­седу, драку или другое взаимодействие с взаимными ожиданиями. Пас­сажиры самолета не могут быть группой. Они будут считаться агре­гацией до тех пор, пока среди них во время путешествия не образу­ются группы людей, взаимодействующих между собой. Случается так, что агрегация целиком может стать группой. Предположим, опреде­ленное число людей находится в магазине, где они образуют очередь, не взаимодействуя друг с другом. Продавец неожиданно уходит и от­сутствует продолжительное время. Очередь начинает взаимодейство­вать для достижения одной цели — вернуть продавца на его рабочее место. Агрегация превращается в группу.

Вместе с тем перечисленные нами группы появляются непредна­меренно, случайно, в них отсутствует устойчивое ожидание, а взаимодействия, как правило, бывают односторонними (например, толь­ко беседа и никаких других видов действий). Такие спонтанные, не­устойчивые группы называются квазигруппами. Они могут превратить­ся в социальные группы, если в ходе постоянного взаимодействия будет возрастать степень социального контроля между ее членами. Для осуществления этого контроля необходима некоторая степень кооперации и солидарности. Действительно, социальный контроль в груп­пе не может осуществляться до тех пор, пока индивиды действуют бес­порядочно и разрозненно. Невозможно эффективно контролировать беспорядочную толпу или действия людей, выходящих со стадиона после окончания матча, но можно четко контролировать деятельность коллектива предприятия. Именно такой контроль за деятельностью коллектива и определяет его как социальную группу, ибо деятельность людей в данном случае скоординирована. Солидарность необходима развивающейся группе для идентификации каждого члена группы с коллективом. Только в том случае, если члены группы могут говорить «мы», формируются устойчивое членство группы и границы социаль­ного контроля (рис. 7).

 

 

Рис. 7. формы социальных общностей и социальный контроль

 

Из рис. 7 видно, что в социальных категориях и социальных аг­регациях социальный контроль отсутствует, так как это чисто абстрактные выделения сообществ по одному признаку. Конечно, у индивидов, входящих в категорию, можно заметить определенную идентификацию с другими членами категории (например, по возрасту), но, повторяем, социальный контроль здесь практически отсутствует. Весьма низкий уровень контроля наблюдается в общностях, сформи­рованных по принципу пространственной близости. Социальный контроль здесь происходит просто из сознания присутствия других индивидов. Затем он усиливается по мере превращения квазигрупп в социальные группы.

Собственно социальные группы также обладают различной сте­пенью социального контроля. Так, среди всех социальных групп осо­бое место занимают так называемые статусные группы — классы, слои и касты. Эти большие группы, возникшие на основе социального не­равенства, обладают (за исключением каст) низким внутренним со­циальным контролем, который тем не менее может повышаться по ме­ре осознания личностями своей принадлежности к статусной груп­пе, а также осознания групповых интересов и включения в борьбу за повышение статуса своей группы. На рис. 7 показано, что с умень­шением группы усиливается социальный контроль и увеличивается прочность социальных связей. Это происходит потому, что с умень­шением размера группы увеличивается число межличностных взаи­модействий.

Наша задача — проанализировать различные социальные общно­сти для того, чтобы понять, как протекает процесс группообразования и формирования социальных структур.

 

 

ВИДЫ КВАЗИГРУПП

 

Квазигруппы имеют следующие отличительные черты: 1) спонтан­ность образования; 2) неустойчивость взаимосвязей; 3) отсутствие разнообразия во взаимодействиях (это либо только прием или пере­дача информации, либо только выражения протеста или восторга и т.д.); 4) кратковременность совместных действий. Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего-либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устой­чивые социальные группы.

Аудитории. Под аудиторией понимается социальная общность лю­дей, объединенная взаимодействием с коммуникатором — индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности. Аудитория может осуществлять как непосредственное взаимо­действие с коммуникаторами (например, слушание уличного оратора, объявления распорядителя в магазине или других общественных мес­тах), так и опосредованное, анонимное (например, воздействие средств массовой информации).

Наиболее характерной чертой аудитории, таким образом, являет­ся практически одностороннее взаимодействие, слабая обратная связь аудитории с коммуникатором, особенно в случае большой аудитории. Аудитория — это сложное и неоднородное социальное образование, что связано прежде всего с тем обстоятельством, что люди по-разно­му воспринимают и усваивают информацию в силу различных лич­ностных качеств и различных культурных норм и ценностей. Если од­на часть аудитории ставит барьер на пути усвоения информации, ко­торая не соответствует их культурным стереотипам, то другая часть живо воспринимает ее. Следовательно, любая аудитория имеет тен­денцию к разделению на отдельные общности, в которых начинают­ся взаимное общение и обмен мнениями о полученной информации. Это позволяет каждой из выделившихся общностей, которые назы­ваются социальными кругами, составить общее мнение относительно каких-либо событий.

В повседневной жизни человек часто сталкивается с аудитория­ми. Внимаем ли мы оратору в лекционном зале или тамаде за сто­лом, читаем ли газету или слушаем радио — во всех случаях мы яв­ляемся членами аудитории самого разного типа. Проблема воздейст­вия на аудиторию, возможностей ее разделения, а также усвоения ею нужной информации является важной в политике, менеджменте, ра­боте средств массовой информации.

Толпа. Толпа — это временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Социаль­ная структура толпы очень проста и редко бывает сложнее, чем раз­деление на лидеров и всех остальных. Но толпа — это нечто большее, чем простая агрегация индивидов. Физически ограниченное про­странство приводит к социальному взаимодействию даже в тех слу­чаях, когда люди в толпе стараются избегать межличностного контак­та. Простое осознание присутствия вокруг других людей ведет к не­явному, но богатому впечатлениями взаимообмену, основанному на общении с избеганием контакта глаз, на лицевой мимике, жестах, по­зах и даже стилях одежды.

Толпы весьма сильно различаются по характеру и поведению. Тол­па одного типа может быть быстро трансформирована в толпу другого типа, например в неистовствующее сборище. Однако чаще все­го толпы имеют определенные общие характеристики:

1. Внушаемость. Люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы, чем находящиеся вне ее. Они с большей вероятностью принимают мнения, чувства и действия большинства.

2. Анонимность. Индивид чувствует себя незначительным и не узнанным в толпе. Толпа часто действует как целое, и ее индивидуальные члены не выделяются и не воспринимают себя как отдельных индивидов.

3. Спонтанность. Люди, составляющие толпу, имеют тенденцию к более спонтанной манере поведения, чем в обычных условиях. Как правило, они не задумываются над своими действиями и их поведе­ние в толпе зависит исключительно от эмоций.

4. Неуязвимость. Поскольку люди, составляющие толпу, аноним­ны, они начинают чувствовать себя вне социального контроля, понимая, что до них трудно «добраться». Например, при осуществлении актов вандализма неистовствующими футбольными болельщиками (битье стекол, порча кресел в вагонах метро и другие подобные дей­ствия) каждый из участвующих в них снимает с себя за это ответст­венность, действуя со всеми вместе как одно целое.

Толпы можно разделить на несколько видов в зависимости от спо­соба их формирования и поведения.

Случайная толпа обладает наиболее неопределенной структурой. Примером такой толпы может быть обычное собрание людей на ули­це, где произошло неординарное событие (появление знаменитости, столкновение автомобилей и т.п.). В этом виде толпы людей объеди­няет либо незначительная цель, либо вовсе бесцельное времяпрепро­вождение. Индивиды слабо эмоционально включены в случайную толпу и могут свободно отделить себя от нее. Однако бывает, что при изменении условий она может структурироваться и проявлять боль­шую сплоченность.

Обусловленная толпа — собрание людей, заранее планирующее­ся и относительно структурированное. В данном случае толпа «обу­словлена» в том смысле, что поведение ее членов находится под воз­действием определенных, заранее установленных социальных норм. Например, толпа, собравшаяся на представление, ведет себя по-разному в театре, на стадионе, на собрании и т.д. Все это — виды, обу­словленной толпы.

Экспрессивная толпа — социальная квазигруппа, которая обычно организуется в целях личностного удовольствия ее членов и активность людей в которой сама по себе уже является целью и результа­том. Например, танцы, религиозные собрания, рок-фестивали и т. д.

Действующая толпа. Под термином «действующая» подразуме­вается весь комплекс действий толпы. Это беснующееся сборище или другие формы общностей с экстремальными типами поведения. Ча­ще всего при исследовании социальных процессов действующей тол­пе придается большее значение, чем всем другим видам толпы.

Одной из важных форм действующей толпы является сборище — эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям. Сборища обычно имеют лидеров, однонаправленных в сво­их агрессивных намерениях и требующих строгого, конформизма от всех своих членов. Действия сборища направляются непосредствен­но на какой-либо определенный объект и носят кратковременный ха­рактер. После этого сборище, как правило, распадается. Распростра­ненным примером сборища является линчующая толпа, которая имеет очень узкую направленность и после достижения цели быст­ро распадается. Люди, входившие в линчующую толпу, в обыденной жизни могут ничем не напоминать члена жестокого и активно дей­ствовавшего сборища.

Другая важная форма действующей толпы — восставшая толпа. Это насильственный и деструктивный коллективный взрыв. Такая толпа отличается от сборища тем, что при восстаниях поведение ме­нее структурированно, менее целенаправленно и более неустойчиво. Восставшая толпа может состоять из различных групп, преследую­щих свои цели, но действующих в критический момент сходным об­разом. Такой вид толпы в наибольшей степени подвержен различ­ным случайным влияниям извне, ее действия в большинстве случа­ев непредсказуемы.

Механизмы образования толпы, иррациональное и часто деструк­тивное поведение человека в действующей толпе всегда интересова­ли ученых-социологов. Некоторые теоретики определили поведе­ние толпы (особенно действующей) как продукт групповой «инфек­ции», в результате которой индивиды во многом теряют свою само­идентификацию и даже самоконтроль. Впервые системную версию этой теории предложил в 1895 г. французский ученый Густав Лебон [179]. Согласно его версии, «коллективное устремление», появляю­щееся в толпе, приводит к тому, что сознание у отдельных лично­стей подавляется и почти полностью исчезает. Лебон полагал, что чле­ны толпы находятся под влиянием некоторого общего воздействия и импульса, присущих только толпе. Таинственные импульс и сила составляют «коллективные устремления» толпы. Однако они дейст­вуют на личность по-разному. Существуют лица с высокой обособ­ленной культурой, которые почти никогда не «заражаются» «коллек­тивным устремлением». Наиболее же подвержены «инфекции» лю­ди из низших слоев общества с нечетко выраженной индивидуаль­ной культурой. Эти слои всегда растворяются в толпе, заражаясь ее устремлениями.

Теперь уже известно, что идея «коллективного устремления» ошибочна. Поведение толпы — это сумма поведения ее отдельных членов, и не может быть независимо существующего и неизвестно от­куда появляющегося «общественного устремления».

Другим направлением изучения толпы стала теория «возникаю­щих норм», разработанная американским социологом Ральфом Тернером в 1964 г. [216]. Согласно этой теории, поведение толпы явля­ется уникальным феноменом, заключающимся в том, что в ходе взаи­модействия в толпе возникает и начинает быстро развиваться ком­плекс специфических норм. Тернер считает, что первоначально люди в действующей толпе имеют различные мотивы и установки. Одни члены являются импульсивными участниками, другие — пассивны­ми созерцателями, третьи высказывают мнение и дают советы и т.д. В ходе взаимодействия этих индивидов в толпе начинают с большой скоростью образовываться новые нормы. Творцами их будут немно­гое, наиболее активные личности. В том случае, если данные нормы ие устраивают большинство толпы, эти личности смещаются и на их Место приходят новые активные люди. Нахождение в замкнутом пространстве и наличие идентичных целей способствуют быстрому принятию возникающих норм или отказу от них, социальному кон­тролю за их соблюдением со стороны большинства. Таким образом, действия личностей в толпе становятся однонаправленными и отно­сительно упорядоченными, толпа начинает действовать.

Исследования последних лет показали, что теория «возникаю­щих норм» в целом верно объясняет процессы, происходящие в тол­пе. Отсюда следует, что для управления поведением толпы важно определить источники возникновения норм, их носителей и возмож­ности целенаправленного воздействия на их создателей.

Социальные круги. Среди квазигрупп наиболее близкими к устой­чивым социальным группам являются социальные круги. В соответст­вии с определением Я. Щепаньского «социальными кругами мы назы­ваем свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо уста­новленной связью, лишенных устойчивых отношений между членами» [120, с. 78]. Однако в этом определении не указывается основная от­личительная черта социальных кругов, а именно то, что взаимодейст­вие в них направлено почти полностью на обмен информацией.

Итак, социальные круги — это социальные общности, созданные с целью обмена информацией между их членами. Эти общности не ставят каких-либо общих целей, не предпринимают совместных уси­лий, не имеют исполнительного аппарата. Основная функция соци­альных кругов состоит в обмене взглядами, новостями, комментария­ми, аргументами. Можно сказать метафорически, что круги — это общ­ности дискутирующих людей.

Узкая направленность взаимодействий, пассивность и отсутствие единства делают социальные круги неустойчивыми социальными образованиями. Вместе с тем индивиды, их формирующие, проходят оп­ределенный отбор в основном по двум критериям: 1) общая заинте­ресованность в теме дискуссии (так образуются, например, кружки по интересам, круги футбольных болельщиков, обсуждающих итоги матча, собрание на улице людей, обсуждающих политические собы­тия, и т.п.); 2) принадлежность к определенной субкультуре (напри­мер, деловые круги, объединяющие бизнесменов, круги высших сло­ев общества, круги профессионалов, обсуждающих специфические, узкопрофессиональные вопросы, и т.д).

Существуют несколько разновидностей социальных кругов, в основном представленных в классификации Я. Щепаньского [120, с.78, 79].

Контактные круги — это социальные общности людей, постоян­но встречающихся на спортивных состязаниях, в транспорте или очередях. Наличие общей заинтересованности в теме дискуссий по­зволяет им завязывать мимолетные знакомства или обмениваться мне­ниями по интересующим их вопросам. Границы таких общностей край­не неопределенны и размыты, их состав во многом определяется пространственными контактами. Контактные круги легко создаются, но также легко и распадаются. Возникновение таких кругов характер­но для вновь созданных студенческих групп, когда их члены начина­ют искать общие темы и интересы, образуют небольшие кружки, бы­стро возникающие и также быстро распадающиеся.

Профессиональные круги, или круги коллег, — это социальные общ­ности, члены которых собираются для обмена информацией исклю­чительно по профессиональному признаку. Они возникают в рамках формализованных групп на предприятиях, симпозиумах, встречах, со­вещаниях, среди рабочих, инженеров, ученых, артистов. Наиболее из­вестны политические круги, создаваемые профессиональными поли­тиками для обмена информацией в области политической деятельно­сти. Профессиональные круги являются более прочными образования­ми, чем контактные круги, и часто переходят в устойчивые социаль­ные группы. Кроме того, от участников профессиональных кругов тре­буется выполнение определенных норм и, стало быть, в них повышается степень социального контроля.

Дружеские круги — это социальные общности по обмену инфор­мацией, возникающие среди индивидов, объединенных отношениями дружбы. Обычно под дружескими социальными кругами подразуме­ваются компании, время от времени собирающиеся и обсуждающие насущные проблемы или состоящие в переписке. Дружеский социаль­ный круг может превратиться в дружескую группу, если входящие в него индивиды будут действовать согласованно, разделять сходные об­разцы поведения и иметь систему ожиданий относительно действий друг друга.

Статусные социальные круги — социальные общности, образую­щиеся по поводу обмена информацией среди индивидов, имеющих одинаковые или близкие статусы. Примером такой общности можно считать аристократические круги, круги изгоев (бомжей), женские или, напротив, мужские круги, круги пенсионеров. Во всех приведенных случаях круг формируется из личностей, занимающих одинаковые ста­тусы. Статусные социальные круги формируются в основном по принципу принадлежности к одной субкультуре и являются относи­тельно труднодоступными для индивидов, имеющих другой статус.

Все социальные круги могут иметь лидеров, т.е. лиц, которые ак­кумулируют, обобщают различные мнения и высказывания которых имеют значение для членов данного круга и влияют на их поведение. Эти лидеры неформальны и не обладают возможностью контролиро­вать поведение членов социального круга (они получили название «ли­деров мнения»).

Изучение социальных кругов представляет не только научный, но и практический интерес по двум причинам. Во-первых, потому что они являются такими социальными образованиями, в которых зарождается, преобразуется и формируется общественное мнение, ко­торое именно здесь обретает силу и воздействует на поведение лю­дей в социальных группах. Во-вторых, потому, что социальные кру­ги — это основа для образования активно действующих социальных групп. Особенно ярко такие действия наблюдаются в политике, при образовании политических партий. Первоначально в данном случае возникает некоторая идея преобразований, служащая достояни­ем нескольких членов. В ходе бесед идея подхватывается другими личностями и служит той основой общей заинтересованности, на ко­торой базируются социальные круги. В процессе обмена мнениями, дискуссий появляются лидеры мнений, с помощью которых идея оформляется и становится частью общественного мнения. Овладе­вая умами, идея призывает к действию, и постепенно из социаль­ного круга выделяется активная социальная группа, для которой дан­ная идея служит стимулом к действию. Образовавшаяся группа выделяет из своей среды лидеров-организаторов взамен лидеров мне­ний. Группа постепенно приобретает черты формальной организа­ции и превращается в политическую партию. Таким образом, изу­чая социальные круги, можно прослеживать процессы образования активных социальных групп и социальных институтов.

Итак, квазигруппы могут рассматриваться как некоторые переход­ные образования на пути к устойчивым социальным группам с усто­явшимися взаимосвязями. Если проанализировать признаки отличия квазигрупп от социальных групп, то коротко это: организованность, устойчивость, сложившаяся внутренняя структура.

 

Г л а в а 11

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...