Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конкурентоспособность национальных экономик. Конкурентный ромб М. Портера




От чего зависит конкурентоспособность страны? Какие факторы лежат в ее основе? Что, собственно говоря, такое конкурентоспособность национальной экономики? Почему одни страны добились значительных успехов в своем развитии, а другие нет? Почему определенные компании, представляющие достаточно небольшую группу стран стабильно лидируют на мировом рынке? Многих экономистов прошлого и настоящего волновали и продолжают волновать данные вопросы. Довольно просто определить конкурентоспособность одной отдельно взятой компании, принимая во внимание получаемую ей прибыль, уровень технологий, лидерство на рынке и т.п. Но как определить конкурентоспособность целой страны? Какие макроэкономические показатели при этом следует рассматривать? Стабильный курс национальной валюты, положительное сальдо платежного баланса, обеспеченность природными ресурсами? Современное развитие целого ряда ведущих стран мира задает немало загадок.

Япония и страны ЕС получают преимущества из-за снижения курса национальных валют по отношению к американскому доллару. Экономика США не имеет себе равных в мире по потенциалу, несмотря на дефицит платежного баланса. История послевоенного развития таких стран как Германия, Италия, Япония и Южная Корея - это история успеха государств, большинство из которых потерпели поражение во Второй мировой войне и изначально были обделены природными ресурсами. Так что же такое конкурентные преимущества и откуда они возникают?

Ответ на многочисленные приведенные выше вопросы дает теория известного американского экономиста Майкла Портера из Гарвардской школы бизнеса.

Новизна подхода Портера заключалась в том, что он предложил рассматривать конкурентоспособность стран через призму конкурентоспособности компаний, представляющих данные страны на мировом рынке. По Портеру конкурентоспособность одного отдельно взятого государства связана с производительностью нации, т.е. с эффективным использованием всех имеющихся ресурсов (сырья, рабочей силы, капитала). Рассматривать степень благосостояния государства следует с микроуровня - уровня одной отдельно взятой фирмы, поскольку в конечном счете ВВП и национальный доход страны создаются компаниями-производителями. Портер отмечал, что даже в самых благополучных странах не все отрасли промышленности и не все компании могут одновременно процветать. Успехи развития национальной экономики зависят от деятельности определенного ядра компаний, ведущих международную активность. Причем данные фирмы, как правило, в каждой стране представляют довольно небольшой круг отраслей промышленности.

Поскольку по Портеру изначально конкурентоспособны не страны, а национальные компании данных стран, то для успеха в конкурентной борьбе фирмы должны обладать одним из двух преимуществ: иметь низкие издержки производства либо дифференцировать качество продукта в расчете на высокий уровень цен. Конкуренция на мировом рынке заставляет компании постоянно равняться друг на друга, сравнивая свою деятельность с успехами конкурентов. Международная специализация страны при этом связана с теми сферами экономики, в которых ее национальные производители наиболее конкурентоспособны.

Международная торговля по сути дела перераспределяет продукцию наиболее конкурентоспособных отраслей различных стран, при этом экспортируются такие товары и услуги, в производстве которых имеют преимущества отечественные компании, а импортируется то, в чем оказались более эффективными иностранные конкуренты. Портер заявляет, что ни одна страна мира не может быть конкурентоспособной абсолютно по всем позициям, поскольку сказывается ограниченность ее ресурсов. Важной задачей становится использование имеющихся у страны ресурсов наиболее рациональным способом. При этом даже в странах с самым высоким уровнем развития обязательно найдутся такие отрасли экономики, национальные производители которых неконкурентоспособны.

Важной задачей становится специализация страны на наиболее эффективных и конкурентоспособных сегментах экономики, а менее производительные отрасли национального хозяйства при этом могут быть либо перемещены за рубеж, либо от них стоит вообще отказаться. Все это будет способствовать здоровому процессу национального экономического процветания.

Далее Портер предлагает свою широко известную модель «конкурентного ромба» (см. рисунок 1.1), отражающего систему детерминант национального конкурентного преимущества. Ответом на вопрос, почему страны добиваются успехов в той или иной области, служат четыре свойства страны, носящих общий характер и формирующих среду, в которой конкурируют местные компании.

Рисунок 1.1 – «Конкурентный ромб» М. Портера

Среда может способствовать созданию конкурентных преимуществ, а может и препятствовать их появлению. Четырьмя свойствами - иначе детерминантами модели - являются:

1) качество бизнес-среды (факторные условия);

2) условия (параметры) внутреннего спроса;

3) наличие смежных и обслуживающих отраслей;

4) структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция.

Четыре свойства все вместе, а также каждое из них в отдельности создают среду, в которой функционируют фирмы данной страны. Рассмотрим каждый из детерминантов-свойств несколько подробнее.

Факторные условия представляют собой конкретные факторы производства (труд, капитал, земля, инфраструктура и т.п.), необходимые для успешной конкуренции в данной отрасли. К числу таких условий относятся:

человеческие ресурсы: количество, квалификация, стоимость рабочей силы, наличие ученых и специалистов высшей категории, продолжительность рабочей недели, трудовая этика и система управления персоналом;

физические или природные ресурсы: земля, вода, полезные ископаемые, лесные богатства, энергетические ресурсы, климатические условия, размер и географическое местоположение страны, ее внешнее окружение;

научно-информационный потенциал: весь накопленный страной ресурс знаний, в том числе относительно производства, распределения и потребления товаров и услуг (научные, технические и рыночные знания);

капитал: денежные ресурсы страны, количество и стоимость капитала, который может быть направлен на инвестиции, уровень сбережений и структура национальных рынков капитала;

инфраструктура: тип, качество имеющейся инфраструктуры, плата за её использование (транспорт, связь, финансовые учреждения, жилой фонд, учреждения культуры).

Основные для конкурентоспособности страны факторы, как правило, не наследуются ей автоматически от предшествующих поколений, а создаются в процессе трудовой деятельности. В этой связи факторы подразделяются на основные, которые достаются даром от природы (природные и климатические ресурсы, географическое положение страны и неквалифицированное население), и развитые, которые, что называются, зарабатываются потом и кровью (современная инфраструктура, высококвалифицированный персонал, банки научно-технической информации и т.п.). Только развитые факторы дают стране конкурентные преимущества, которые достаточно трудно скопировать странам-конкурентам. Здесь заключается ответ на вопрос о том, почему Россия при ее несметных природных богатствах, неплохом образовательном уровне и высоком (по крайней мере в недалеком прошлом) научно-техническом потенциале в целом неконкурентоспособна на мировом рынке. Все дело в том, что у нашей страны в большей степени имеются в наличии основные факторы, а обеспеченность развитыми факторами (инфраструктура, капитал) заметно отстает от уровня ведущих государств мира.

Кроме вышеназванного деления, факторные условия подразделяются также на общие, которые могут применяться во всех сферах деятельности (например, автомобильные и железнодорожные дороги, университеты, коммерческие банки и публичные библиотеки), и специализированные, применяемые только в конкретных видах деятельности (гоночные трассы для «Формулы-1», высокоскоростные железнодорожные магистрали, технологические институты, ипотечные банки и медицинские библиотеки). Если страна располагает специализированными факторами, то это дает ей солидную и долговременную основу для конкурентных преимуществ.

Нужно отметить, что в наукоемких отраслях национальной экономики основные факторы не дают никаких преимуществ. Такие факторы без труда можно получить и в любой другой стране мира. Труднее всего продублировать специализированные факторы, они труднодоступны для иностранных конкурентов, требуют значительных инвестиций. Интересно, что недостаток отдельных основных факторов стимулирует технологическое развитие страны, порождает бережливость и рациональность хозяйствования.

Таким образом, изначальная слабость обделенного природными ресурсами и населением государства превращается в его силу в конкурентной борьбе, побуждает компании к инновациям и совершенству. Нехватка природных ресурсов инициирует изобретательство ученых, оптимальное использование ограниченного набора имеющихся естественных богатств. И наоборот, если в стране имеется избыток основных факторов, если они достаются за просто так, без всякого труда местного населения, то очень часто это приводит к разбазариванию ресурсов.

Основной вывод, который можно сделать применительно к факторным условиям, заключается в том, что устойчивые конкурентные преимущества дает стране наличие одновременно и развитых, и специализированных факторов.

Прочие факторы могут дать стране иллюзию в ее мнимой конкурентоспособности, которая довольно быстро может быть перехвачена странами-конкурентами, располагающими аналогичным набором основных и общих факторов.

Таким образом, надо с особой осторожностью относиться к факторам, достающимся без приложения усилий, и трудиться над искусственным созиданием факторов, дающих устойчивые конкурентные преимущества.

Условия внутреннего спроса. Наибольшее значение имеет не объем внутреннего спроса, а его качество. Национальный рынок может быть относительно небольшим, а спрос на нем - огромным благодаря высокому уровню доходов населения, умело проведенной рекламной политике и т.п. Напротив, возможен и такой вариант, что при узости национального спроса существует огромный рынок для производимой продукции как внутри страны, так и за рубежом. Существенным также является соответствие внутреннего спроса тенденции спроса на мировом рынке. В качестве примеров можно привести такие страны как Китай или Россия, внутренний рынок которых довольно значителен, но существующий на этом рынке спрос в большинстве своем неплатежеспособен.

Напротив, узость внутреннего рынка с высоким платежеспособным спросом в Швейцарии заставляет компании Nestle, Novartis и ABB работать преимущественно на зарубежных рынках сбыта.

В конкурентной борьбе выигрывают такие страны, в которых развитию определенного сегмента рынка уделялось повышенное внимание в соответствии с особыми внутренними условиями спроса, в то время как в других странах спрос был невысок. К примеру, лидерство европейской самолетостроительной компании Airbus Industry, представляющей Францию, Германию, Испанию и ряд других стран ЕС, в производстве среднемагистральных самолетов большой вместимости (типа Airbus серий 300 и 320) объясняется игнорированием данного сегмента рынка американской корпорацией Boeing. Дело в том, что пассажиропотоки и характер их обслуживания в США и Западной Европе отличаются. В Европе популярностью пользуются маршруты относительно небольшой протяженности между крупными городами и столицами разных стран, обслуживаемыми при этом небольшим числом авиаперевозчиков. Напротив, в США аналогичные маршруты обслуживают многочисленные конкурирующие авиакомпании на самолетах меньшей вместимости (типа Boeing 727 и 737).

Немаловажно качество самих потребителей, их привередливость. Дело в том, что требовательные и хорошо информированные потребители заставляют отечественных производителей постоянно совершенствоваться, вводить новые технологии, изобретать качественно новые продукты. При этом важно, чтобы внутренний спрос соответствовал тенденциям на мировом рынке. В таком случае если товар неплохо продается внутри страны, то его можно предлагать повсюду, и наоборот: товар, никому не нужный внутри страны, невозможно вывести на мировой рынок. Искушенные и квалифицированные потребители в таком случае способствуют появлению высококлассных национальных компаний, которые «усилиями» своих потребителей выводятся в число мировых лидеров. Первенство японских производителей аудио и видеотехники на мировом рынке как раз и объясняется требовательностью японских покупателей к качеству и внешнему виду продукции.

Таким образом, среди условий внутреннего спроса наибольшее значение имеют:

• структура спроса (сегментация рынка и природа покупательских потребностей, объем рынка, наличие платежеспособного спроса, информация о потребностях, уровень образованности потребителей, концентрация населения, государственные закупки, национальные стандарты качества);

• объем и характер роста внутреннего спроса;

• механизмы, с помощью которых предпочтения на внутреннем рынке передаются на рынки зарубежных стран.

Наличие смежных и обслуживающих отраслей. Здесь принимается во внимание конкурентоспособность родственных и поддерживающих отраслей, поскольку развитие одной отдельно взятой отрасли фактически способствует процветанию смежных отраслей. Так, производство компьютеров в США породило спрос на периферию и программное обеспечение. Компания IBM при этом породила таких гигантов мировой компьютерной индустрии как Microsoft, Netscape, Intel. Взаимное сотрудничество компаний-смежников позволяет реализовывать совместные проекты развития, способствует возникновению альянсов.

Внедряются новые методы производства и управления, снижаются транзакционные издержки, усиливается обмен информацией между специалистами различных отраслей. Согласно Портеру, конкурентоспособными становятся не только отдельные отрасли, но целые «пучки» отраслей, кластеры, в которых компании интегрированы по вертикали либо горизонтали. Например, в Швеции развиты все сферы деятельности, связанные с металлообработкой: производство высококачественной стали, подшипников, различных инструментов, производственного и электробытового оборудования, автомобилей. Такие гиганты шведской индустрии металлообработки как SKF, Sandvik, ABB, Saab, Scania, Volvo, Electroluxe известны во всем мире.

Большое значение в развитии кластеров отводится средствам массовой информации, коммерческой рекламе. Это способствует повышению узнаваемости производителей и их продукции в потребительской среде, налаживанию производственных связей между представителями смежных сфер деятельности, конкурентоспособности товаров и услуг.

Структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция. Известно, что цели, стратегии и способы организации компаний в разных странах отличаются друг от друга. От национальных особенностей зависят способ управления фирмой, стиль руководства, виды конкуренции. Ни одна система при этом не является универсальной, она должна соответствовать источникам конкурентных преимуществ компаний. Например, в Германии наиболее конкурентоспособны крупные компании в отраслях с высоким уровнем технологий. Напротив, в Италии лидирует малый и средний бизнес, преимущественно семейные предприятия.

Стратегия важна потому, что если её нет либо она не верна, то компанию, а вместе с тем и всю страну не может ожидать успех в развитии. В таком случае компания не сама диктует условия внешней среде, а лишь плывет по течению в бурном потоке не всегда благоприятных для нее событий. Цели, ориентация на решение проблемы, мотивация, коммуникации внутри организации и с внешним миром, отношение к предпринимательству, риску и богатству, трудоспособность и квалификация персонала - все имеет существенное значение для разработки стратегии.

Значение имеет состав инвесторов и всех держателей акций компании, от их политики во многом зависит разработка и реализация стратегии развития фирмы. Важно то, в каких сферах деятельности страна видит своих героев, что является отраслями национальной гордости и престижа страны.

К примеру, в США особо престижным делом считается занятие в таких областях как медицина, юриспруденция, аудит и финансовые услуги, компьютерная индустрия, микробиология, космос. Соответственно, США могут гордиться успехами данных отраслей.

Главным катализатором всей экономической системы служит внутриотраслевая конкуренция. Если в стране есть несколько национальных производителей одного типа товаров или услуг, то это является огромным стимулом развития национальной экономики. Конкурируя друг с другом, такие компании повышают качество продукции, снижают издержки, способствуют научно-техническому прогрессу. Постоянно сравнивая себя с деятельностью конкурентов, фирмы стремятся идти в ногу друг с другом, одновременно двигая вперед прогресс в данной сфере бизнеса. К примеру, в Японии насчитывается почти десяток производителей автомобилей, двадцать пять компаний, выпускающих аудио и видеотехнику, пятнадцать производителей фотокиноаппаратуры, шестнадцать производителей компьютеров. Говоря о конкуренции, стоит обратить внимание на опасность создания ассоциаций, различных объединений производителей одной сферы деятельности. Картели способствуют монополии, ограничению конкуренции, в конечном счете оборачиваются против самих же производителей.

Тесное окружение конкурентов способствует ускорению процесса обмена информацией. Успех одной из компаний воодушевляет и стимулирует к поиску аналогичных и даже лучших решений других. Здесь действует принцип Голливуда: в благоприятной среде процветающих, но конкурирующих друг с другом за право считаться звездой соседей устанавливается особая атмосфера, способствующая и появлению шедевров, и росту доходов актеров и кинопродюсеров, и наполнению налоговыми поступлениями государственного бюджета, и вхождению в узкий круг избранных новых звезд. Подобным образом развивается и знаменитая Силиконовая долина в Калифорнии, где среди целого кластера отраслей высоких технологий новые идеи просто сами витают в воздухе.

Кроме детерминант, есть две переменные в «конкурентном ромбе» М. Портера, которые могут либо усилить, либо ослабить четыре свойства стран. Национальные компании практически не в состоянии контролировать эти переменные, которые являются элементами внешней среды бизнеса. К таким переменным относятся случайные события и действия правительства.

Случай. К случайным относятся события, которые имеют мало общего с условиями развития данной страны. Ни компании, ни национальные правительства не могут влиять на такие события. В свою очередь события меняют расстановку сил в национальном хозяйстве, влияют на позиции конкурирующих фирм. Кроме явно отрицательных событий возможны и события благоприятные, которые компаниям и правительству важно вовремя обратить в свою пользу.

К случайным событиям относятся:

• изобретения (причем совершенно непрогнозируемые);

• крупные технологические сдвиги (например, возникновение Интернета);

• резкие изменения цен на ресурсы;

• значительные потрясения на мировых валютных и финансовых рынках;

• неожиданный подъем спроса на мировом или местном рынке;

• политические решения зарубежных правительств;

• войны, эпидемии, стихийные бедствия.

 

Политика государства. Действия правительства также способны усилить или ослабить конкурентные преимущества страны. При этом необходимо делать анализ влияния политики правительства на каждый из детерминантов.

Если государственная политика проводится без её должной оценки с точки зрения влияния на систему детерминант, то она в равной степени может подорвать конкурентные преимущества страны или усилить их. Государство не может и не должно создавать конкурентоспособные отрасли – это прерогатива частных компаний. Вместе с тем государство может быть катализатором развития бизнеса, проводя разумную макроэкономическую политику. Государству следует побуждать компании к конкуренции между собой, а прямое вмешательство в дела бизнеса с целью повышения конкурентоспособности отечественных производителей следует ограничить.

Государство может способствовать развитию бизнеса косвенными методами регулирования: проводить разумную налоговую политику, стимулировать НИОКР, следить за уровнем национальных стандартов качества. Государству желательно проводить антимонопольную политику, развивать общественную инфраструктуру, инвестируя в образование, здравоохранение, культуру и транспорт, при необходимости прибегая к государственным закупкам.

Проблема во взаимоотношениях государства и частного бизнеса по Портеру заключается в том, что задачи государственной политики и задачи бизнеса имеют разную ориентацию во времени. Государственная политика в большей степени должна удовлетворять надежды избирателей, которые не любят долго ждать. Политики избираются на достаточно короткий срок, и стремятся в течение него в максимальной степени понравиться избирателям, нередко прибегая к популизму. Таким образом, время политиков достаточно коротко, о долгосрочной стратегии здесь говорить довольно трудно. Соответственно, решения правительства в большей степени носят краткосрочный характер, чем решения предпринимателей.

Компании, напротив, озабочены тем, чтобы подготовить себе хорошую почву для безбедного существования в будущем. Их стратегия направлена в долгосрочную перспективу, поскольку для создания конкурентного преимущества в отрасли нужны долгие годы упорной работы. Краткосрочные решения правительства, а также краткосрочные пожелания акционеров только раздражают бизнес, приводят к ошибкам в сфере управления национальной экономикой. Впрочем, наиболее крупные компании могут иметь в правительстве свое лобби, что не всегда однозначно плохо.

Портеровский «ромб» является комплексной системой, его детерминанты постоянно воздействуют друг на друга. Преимущества в одном свойстве страны создает или усиливает преимущества других свойств. Конкурентными преимуществами считаются преимущества, которые имеются во всех частях ромба. Конкурентные преимущества на основе только одной-двух детерминант возможны только в отраслях с сильной зависимостью от природных ресурсов или в отраслях, где не применяются сложные технологии и навыки.

Такие преимущества невозможно долго удержать, они являются ускользающими, перетекают из одной страны в другую. К примеру, российские запасы сырья уже не делают нашу страну конкурентоспособной в сырьевом сегменте мирового рынка: новые месторождения открываются и в Африке, и в Латинской Америке, и в Австралии, а современные технологии позволяют обходиться синтетическими заменителями многих полезных ископаемых.

Для того, чтобы получить и удержать конкурентные преимущества в передовых отраслях экономики необходимо иметь преимущества во всех составляющих «ромба». Преимущества по каждому детерминанту в отдельности не есть посылка для конкурентоспособности данной отрасли, поскольку конкурентам из зарубежных стран значительно проще ликвидировать или скопировать такое преимущество. И только комплекс свойств страны определяет её глобальное лидерство как конкурентоспособной державы мирового класса.

Национальные конкурентные преимущества возникают только тогда, когда уникальным является весь «ромб», его в таком случае невозможно продублировать другим странам.

Портер считает, что в стране может идти либо процесс роста конкурентоспособности, либо процесс упадка. Упадок характерен потерей конкурентоспособности в одной из важных отраслей национального хозяйства, затем следует подрыв всего кластера. Напротив, если поэтапно развивать наиболее перспективные отрасли экономики, то их, а вслед за тем и всю страну, ожидает успех как одной из самых конкурентоспособных стран на мировой арене.

Используя компании и отрасли, в которых они функционируют, как отправную точку зарождения и развития конкурентоспособности национальной экономики, можно переходить к анализу конкурентоспобности всего народного хозяйства страны в системе мирохозяйственных связей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...