Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стадии протекания конфликта.




 

Анализ конфликтов полезно начинать с элементарного, про­стейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отноше­ний. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности А. Маслоу подразделяет на пять основных типов: 1) физические потребности (пища, секс, материальное благополучие и т.п.); 2) потребности в безопасности; 3) социальные потребности (потребности в общении, социальных контактах, взаимодействии); 4) потребности в достижении престижа, знаний, уважения, опреде­ленного уровня компетенции; 5) высшие потребности в самовыра­жении, самоутверждении (например, потребности в творчестве). Все желания, стремления индивидов и социальных групп можно от­нести к какому-либо типу этих потребностей. Сознательно или бес­сознательно индивиды мечтают добиться своей цели в соответствии с потребностями.

Все поведение человека упрощенно можно представить как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушения рав­новесия в связи появлением потребности и значимой для индивида цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением це­ли (консуммацией). Например, у человека возникает жажда, появля­ется цель выпить воду; затем эта цель осуществляется и потреб­ность удовлетворяется. Однако в ходе такого непрерывного процесса может возникнуть помеха и действие прервется. Любое вмешатель­ство (или обстоятельство), создающее преграду, перерыв в уже начав­шемся или намечаемом действии человека, называется блокадой. В слу­чае появления блокады (или возникновения ситуации блокирования) от индивида или социальной группы требуется переоценка ситуации, принятие решения в условиях неопределенности (наличия несколь­ких альтернатив действий), постановка новых целей и принятие но­вого плана действий.

Продолжая пример, представим себе, что человек, пытающийся утолить жажду, видит, что в графине нет воды. Для преодоления этой блокады он может налить воды из крана, вскипятить ее или выпить сырой. Можно заменить воду молоком из холодильника. В любом слу­чае человек должен поставить перед собой новые цели, разработать новый план действий, чтобы преодолеть блокаду. Ситуация блоки­рования — это всегда некоторое первоначальное замешательство различной степени интенсивности (от легкого недоумения до шока), а затем побуждение к новым действиям. В такой ситуации каждый человек пытается избежать блокады, ищет обходные пути, новые эф­фективные действия, а также причины блокады. Если блокада, стоя­щая на пути удовлетворения потребности, слишком велика или ес­ли в состоянии ряда внешних причин индивид или группа просто не в силах преодолеть затруднение, вторичное приспособление может не привести к успеху. Встреча с непреодолимым затруднением в удов­летворении потребности может быть отнесена к фрустрации. Она обычно связана с напряжением, неудовольствием, переходящим в раз­дражение и злость.

Реакция на фрустрацию может развиваться по двум направлени­ям — это может быть или отступление, или агрессия. Отступление — это избежание фрустрации путем кратковременного или долговремен­ного отказа от удовлетворения определенной потребности. Отступле­ние в ситуации фрустрации может быть двух видов: 1) сдерживание — состояние, при котором индивид отказывается от удовлетворения ка­кой-либо потребности из страха, для получения благ в другой облас­ти или в надежде удовлетворить потребность спустя некоторое вре­мя более легким путем. В этом случае индивид перестраивает свое соз­нание, полностью подчиняется требованиям ситуации и действует с ощущением правильности отказа от удовлетворения потребности; 2) подавление — уход от реализации целей под воздействием внешне­го принуждения, когда фрустрация постоянно присутствует внутри ин­дивида, но загоняется вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии при определенных благоприятных для этого ус­ловиях.

Агрессивное поведение, вызываемое фрустрацией, может быть на­правлено на другого человека или группу людей, если они являют­ся причиной развития фрустрации или представляются таковыми. Аг­рессия при этом носит социальный характер и сопровождается эмо­циональными состояниями гнева, враждебности, ненависти. Агрессив­ные социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию у другого индивида или группы, и с этого момента начинается соци­альный конфликт.

Таким образом, для возникновения социального конфликта необ­ходимо, во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей и, во-вторых, чтобы на агрессивное социальное дейст­вие возникла ответная реакция, взаимодействие.

Однако далеко не всякое состояние фрустрации и связанное с ним эмоциональное напряжение приводят к социальному конфликту. Эмоциональное напряжение, недовольство, связанное с неудовлетво­ренностью потребностей, должно перейти определенную границу, за которой агрессия выступает в форме направленного социального действия. Эта граница определяется состоянием общественного стра­ха, культурными нормами и действием социальных институтов, сдер­живающих проявление агрессивных действий. Если в обществе или социальной группе наблюдаются явления дезорганизации, снижает­ся эффективность действия социальных институтов, то индивиды лег­че переходят грань, отделяющую их от конфликта.

Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом.

1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происхо­дящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.

2. Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия ме­жду двумя или более членами одной группы или нескольких групп. В этом конфликте индивиды стоят «лицом к липу», как два боксера, и еще подключаются отдельные личности, не образующие группы.

3. Межгрупповой конфликт. Некоторое число индивидов, обра­зующих группу (т.е. социальную общность, способную на совмест­ные скоординированные действия), вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, при­ступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к се­бе сторонников, сформировать группу, облегчающую действия в кон­фликте.

4. Конфликт принадлежности. Такой конфликт происходит в си­лу двойной принадлежности индивидов, например, когда они обра­зуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.

5. Конфликт с внешней средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде всего, со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

Любой социальный конфликт имеет довольно сложную внутрен­нюю структуру (рис. 17).

Анализ содержания и особенностей протекания социального кон­фликта целесообразно проводить по трем основным стадиям: пред-конфликтная стадия, непосредственно конфликт и стадия разреше­ния конфликта.

1. Предконфликтная стадия. Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, поэто­му Предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что за­бывается первопричина столкновения.

Характерной особенностью каждого конфликта в момент его за­рождения является наличие объекта, обладание которым (или дости­жение которого) связано с фрустрацией потребностей двух субъек­тов, втягиваемых в конфликт. Этот объект должен быть принципи­ально неделимым или казаться таковым в глазах соперников. Быва­ет, что этот объект может быть разделен и без конфликта, но в момент его зарождения путей к этому соперники не видят и их аг­рессия направляется друг на друга. Назовем этот неделимый объект причиной конфликта. Наличие и размеры такого объекта должны быть хотя бы частично осознаны его участниками или противобор­ствующими сторонами. Если же этого не происходит, то противни­кам трудно осуществить агрессивное действие и конфликта, как пра­вило, не бывает.

Предконфликтная стадия — это период, в который конфликтую­щие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на аг­рессивные действия или отступать. К таким ресурсам относятся ма­териальные ценности, с помощью которых можно воздействовать на соперника, информация, власть, связи, престиж и т.п. В то же время происходит консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сто­ронников и оформление групп, участвующих в конфликте.

Первоначально каждая из конфликтующих сторон ищет пути достижения целей, избежания фрустрации без воздействия на сопер­ника. Когда все попытки достичь желаемое оказываются тщетными, индивид или социальная группа определяют объект, мешающий дос­тижению целей, степень его «вины», силу и возможности противодей­ствия. Этот момент в предконфликтной стадии называется иденти­фикацией. Другими словами, это поиск тех, кто мешает удовлетворе­нию потребностей и против кого следует применять агрессивные со­циальные действия.

Случается, что причина фрустрации бывает скрыта и ее трудно идентифицировать. Тогда возможен выбор объекта для агрессии, ко­торый не имеет никакого отношения к блокированию потребности. Эта ложная идентификация может привести к воздействию на сто­ронний объект, ответному действию и возникновению ложного кон­фликта. Иногда ложная идентификация создается искусственно, с це­лью отвлечения внимания от истинного источника фрустрации. На­пример, правительство в какой-либо стране пытается избежать недо­вольства своими действиями путем перекладывания вины на национальные группы или отдельные социальные слои. Ложные кон­фликты, как правило, не устраняют причин, вызывающих столкнове­ния, а только усугубляют ситуацию, создавая возможности для рас­пространения конфликтных взаимодействий.

Предконфликтная стадия характерна также формированием ка­ждой из конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стра­тегий. Причем применяется та из них, которая в наибольшей степе­ни соответствует ситуации. В нашем случае под стратегией понима­ется видение ситуации участниками конфликта (или, как еще гово­рят, «плацдарм»), формирование цели по отношению к противоборствующей стороне и, наконец, выбор способа воздействия на противника. Соперники проводят разведку для выяснения слабых мест друг у друга и возможных способов ответных действий, а за­тем сами пытаются рассчитать свои собственные действия на несколь­ко ходов вперед.

 

 



Предконфликтная стадия представляет научный и практический интерес как для ученых, так и для управленцев, поскольку при пра­вильном выборе стратегии, способов действий можно предотвращать возникающие конфликты.

2. Непосредственно конфликт. Эта стадия характеризуется преж­де всего наличием инцидента, т.е. социальных действий, направлен­ных на изменение поведения соперников. Это активная, деятельная часть конфликта. Таким образом, весь конфликт складывается из кон­фликтной ситуации, формирующейся на предконфликтной стадии, и инцидента.

Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Но нам важно разделить их на две группы, каждая из которых имеет в своей основе специфическое поведение людей.

К первой группе относятся действия соперников в конфликте, но­сящие открытый характер. Это могут быть словесные прения, эко­номические санкции, физическое воздействие, политическая борь­ба, спортивное состязание и т.п. Такого рода действия, как прави­ло, легко идентифицируются как конфликтные, агрессивные, враж­дебные. Поскольку открытый «обмен ударами» хорошо виден со стороны в ходе конфликта, в него могут быть втянуты сочувствую­щие и просто наблюдатели. Наблюдая самый обычный уличный ин­цидент, можно увидеть, что окружающие редко остаются равнодуш­ными: они возмущаются, сочувствуют одной стороне и могут быть легко втянуты в активные действия. Таким образом, активные от­крытые действия обычно расширяют сферу конфликта, они ясны и предсказуемы.

Ко второй группе относятся скрытые действия соперников в кон­фликте. Известно, что в ходе конфликтов противники чаще всего пы­таются замаскировать свои действия, запутать, обмануть соперничаю­щую сторону. Эта скрытая, завуалированная, но тем не менее чрез­вычайно активная борьба преследует цель навязать сопернику невы­годный ему образ действий и одновременно выявить его стратегию. Основным образом действий в скрытом внутреннем конфликте яв­ляется рефлексивное управление. По определению, сформулированно­му В. Лефевром [61, с. 50-51], рефлексивное управление — это спо­соб управления, при котором основания для принятия решения пе­редаются одним из действующих лиц другому. Это означает, что один из соперников пытается передать и внедрить в сознание друго­го такую информацию, которая заставляет этого другого действовать так, как выгодно тому, кто передал данную информацию. Таким об­разом, любые «обманные движения», провокации, интриги, маскиров­ки, создание ложных объектов и вообще любая ложь представляют собой рефлексивное управление. Причем ложь может иметь сложное строение, например, передача правдивой информации, чтобы ее при­няли за ложную.

Для того чтобы понять, каким образом осуществляется рефлек­сивное управление в конфликте, приведем пример скрытого кон­фликтного взаимодействия. Предположим, что руководители двух со­перничающих фирм стремятся захватить часть рынка сбыта продук­ции, но для этого им необходимо вступить в борьбу, чтобы устранить соперника с рынка (это могут быть и политические партии, борю­щиеся за влияние и стремящиеся убрать соперника с политической арены). Руководство одной из соперничающих фирм Х выходит на реальный рынок П (назовем его плацдармом действий). Не имея де­тализированной картины рыночных отношений, Х представляет се­бе плацдарм исходя из своего знания о нем в виде Пx. Видение, осоз­нание плацдарма со стороны Х не адекватно реальному П, и Х дол­жен принимать решения, основываясь на Пx. Руководители фирмы Х имеют определенную цель Цх — добиться успеха на рынке с по­мощью продажи товаров по более низким ценам (исходя из Пx). Для достижения поставленной цели фирма Х предполагает заключить сделки с рядом предприятий для реализации своей более дешевой продукции. Таким образом, фирма Х формирует некоторый предпо­лагаемый способ действий, или доктрину Дx. В результате Х имеет некоторую цель, соотнесенную с его видением плацдарма, и доктри­ну или способ для достижения этой цели, которые служат для при­нятия решения Рx, также зависящего от видения плацдарма со сто­роны X. Вся процедура принятия решения может быть изображена следующим образом:

 

(1)

 

Теперь предположим, что соперника Y не устраивает принимае­мое Х решение относительно захвата рынка с использованием пони­женных цен. Чтобы помешать Х принять задуманное решение, Y должен в первую очередь представить себе возможные рассуждения Х в виде (1) и попытаться повлиять на эти рассуждения в определен­ном пункте. Представив себе возможные действия Х по формуле (1), Y начинает строить особую стратегию, которую условно можно обо­значить выражением:

 

 

Это означает, что Y готовит выгодное для него видение плацдар­ма, цель и доктрину, которые он пытается внушить X. Если это ему удается, то мы имеем дело со следующим явлением:

 

 

Стратегия, разработанная Y специально для X, принимается по­следней и становится его стратегией. Очевидно, что и решение, при­нимаемое X, будет таким, каким хотел бы его видеть Y, т.е. Рxу à Ру.

Каким же образом Y может изменить стратегию X, или, другими сло­вами, осуществить рефлексивное управление? У фирмы Y существуют возможности воздействия на принятие решения Х путем формирования нужной картины плацдарма, формирования цели у противника и его док­трины: Пxу à. Пх; Цxу à Цx и Дxу à Дx

1. Рефлексивное управление посредством формирования картины плацдарма Пxу à Пх — это один из наиболее распространенных ти­пов управления. Сюда следует отнести прежде всего маскировку од­ной из конфликтующих сторон своих объектов, или камуфляж. Мас­кировка преследует цель дать противнику вполне определенную ин­формацию, а не ликвидировать поступление вообще любой информа­ции. Можно, например, показать противнику, что на данном месте ничего нет, а можно, наоборот, создать ложные объекты, чтобы вве­сти противника в заблуждение. В нашем примере руководство фир­мы Y может показать, что его не интересует конкурентная борьба в данной области деятельности, или может создать видимость незаинтересованности рынка в данном типе продукции. В его распоряжении есть масса способов маскировки реального плацдарма для создания в сознании Х ложной картины.

2. Рефлексивное управление посредством формирования цели про­тивника Цxу à Цу. Наиболее часто встречающимся видом такого управления является провокация. Она может осуществляться в ви­де идеологической диверсии, коварного «дружеского совета». Приме­ром такого управления В. Лефевр считает детскую забаву, когда на видное место кладется банкнот на нитке. Банкнот используется как средство формирования у прохожего вполне определенной цели. К ра­дости организаторов этого невинного мероприятия, обычно именно так и происходит. В нашем примере соперник Y может, например, че­рез подставных лиц дать Х совет, навести его на мысль действовать в направлении, намеченном Y.

3. Рефлексивное управление посредством формирования доктрин противника Дxу à Дх. Под доктриной противника будем понимать не­который алгоритм, с помощью которого из видения плацдарма и це­ли вырабатывается решение. Доктрина противника обычно формиру­ется путем его обучения. Особенно характерен в этом отношении при­мер с нападающим в футболе, который систематически сознательно попадается на определенном действии и, когда защитник закрепля­ет данное действие как стандартное и необходимое в борьбе с дан­ным нападающим, последний в нужный момент неожиданно меняет тактику. Защитник, автоматически следуя усвоенному стандарту, оказывается не готовым к такой перемене. В борьбе между фирмами возможным видом рефлексивного управления посредством формиро­вания доктрины может быть, в частности, внушение некоторого не­правильного плана действий, который в других условиях и в другое время был довольно эффективным.

4. Рефлексивное управление посредством связки Пxу à Пx à Цxу à Цх. В условиях реального конфликта противники редко применя­ют способ рефлексивного управления только по одной составляющей. Чаще всего воздействие идет в связке, где внушение нужной карти­ны плацдарма затем приводит к формированию необходимой цели, а потом уже появляется нужное решение. Например, при вооружен­ном конфликте сторона намеренно ослабляет один из флангов, что­бы таким изменением плацдарма сформировать у противника впол­не конкретную цель — атаковать именно в этом месте. На практике невозможно бывает передать видение плацдарма полностью, во всех деталях. В связи с этим обычно противнику передается система опорных точек плацдарма — реперов, пригодных для построения им нужной картины плацдарма. В. Лефевр приводит очень удачный пример таких действий в конфликте [61, с. 95]. Во П тысячелетии до н.э. библейский полководец Гедеон использовал светильники как средство рефлексивного управления своим противником — армией мадианитян. По нормам тех времен на каждую сотню бойцов полагал­ся один трубач и один факельщик. Гедеон постарался довести эти нор­мы до сведения мадианитян, после чего каждому из 300 бойцов выдал по факелу и по трубе и ночью провел демонстрацию. Произведя несложные подсчеты, мадианитяне предположили, что войско Геде­она составляет 30 тыс. человек, и обратились в бегство. Противнику передавался репер — светильники. Фактически цель — избежать столкновения — была передана посредством картины плацдарма, а по­следняя — с помощью репера.

Итак, действия в непосредственном конфликте могут быть весьма разнообразными - открытыми, скрытыми, непосредственными, опосре­дованными, физическими, психологическими и идеологическими.

По своему внутреннему содержанию социальные конфликты де­лятся на рациональные и эмоциональные. К рациональным относят­ся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делово­го соперничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфлик­ты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освобо­диться от отживших, ненужных норм, обычаев и верований. Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа вра­га. Уважение к сопернику, признание за ним права на некоторую до­лю истины — это характерные черты рациональных конфликтов. Та­кие конфликты не бывают острыми, затяжными, так как обе сторо­ны стремятся в принципе к одной и той же цели — улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому рас­пределению ценностей. Стороны приходят к соглашению, компромис­су, и, как только удаляется фрустрирующее препятствие, конфликт разрешается.

Однако в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрес­сия его участников часто переносится с причины конфликта на лич­ности. При этом первоначальная причина конфликта просто забыва­ется и участники действуют на основе личной неприязни. Такой конфликт называется эмоциональным.

С момента появления эмоционального конфликта в сознании людей, участвующих в нем, появляются негативные стереотипы, по­рождающие неприязнь и даже ненависть к противнику. Так, во вре­мя межнациональных конфликтов создается образ «чужой» националь­ности как некультурной, жестокой, обладающей всеми мыслимыми пороками, причем этот образ распространяется обычно на всех без ис­ключения представителей другой национальности.

Развитие эмоциональных конфликтов непредсказуемо, и в подав­ляющем большинстве случаев они неуправляемы. Поэтому желание некоторых руководителей организаций искусственно вызвать конфликт для разрешения спорной ситуации грозит серьезными последствия­ми, так как конфликт можно контролировать лишь до определенно­го предела и после перехода конфликта на эмоциональный уровень его уже невозможно погасить, а можно только локализовать.

Чаще всего такой конфликт прекращается после появления в си­туации новых людей или даже новых поколений. Но некоторые кон­фликты (например, национальные, религиозные) могут передавать эмо­циональный настрой, ненависть и другим поколениям. Тогда конфликт продолжается достаточно длительное время, то затухая, то вновь разгораясь. Нужна настоящая ломка сознания, чтобы уничтожить сте­реотипы неприязни и ненависти.

Весьма характерным моментом на этапе непосредственно кон­фликта является наличие критической точки, при достижении кото­рой конфликтные взаимодействия между противоборствующими сторонами достигают максимальной остроты и силы. Одним из кри­териев подхода к критической точке можно считать интеграцию, од­нонаправленность усилий каждой из конфликтующих сторон, спло­ченность групп, участвующих в конфликте. После прохождения кри­тической точки число конфликтных взаимодействий, их острота и си­ла резко снижаются и дальше конфликт идет по нисходящей к своему разрешению или, если конфликтная ситуация осталась преж­ней и не устранены причины, вызывающие фрустрирующее состоя­ние, к новому всплеску сил противостояния, к новому подъему, но­вой критической точке.

Важно знать время прохождения критической точки, так как по­сле этого ситуация в наибольшей степени поддается управлению. В то же время вмешательство в критический момент, на пике конфлик­та бесполезно или даже опасно. Руководителю, общественному деяте­лю лучше воздействовать на ход развития конфликта либо до крити­ческого состояния, либо после него. Достижение критической точки и ее прохождение во многом зависят от внешних по отношению к уча­стникам конфликта обстоятельств, а также от ресурсов и ценностей, вносимых в конфликт извне (рис. 18).

На рис. 18 изображено протекание конфликта в двух конфликтных ситуациях. В ситуации 1 участники конфликта не получают дополни­тельных ресурсов из окружающей среды, и в этом смысле они изоли­рованы от внешнего воздействия (конечно, полной изоляции быть не может, речь идет лишь о воздействии, влияющем на конфликтную си­туацию). Здесь мы имеем дело с обыкновенным видом протекания конфликта, т.е. конфликтное взаимодействие, постепенно усиливаясь, дос­тигает критической точки, и конфликт начинает движение к своему раз­решению. Период «спада» чаще всего начинается после истощения эмо­циональных, культурных и материальных ресурсов или достижения со­глашения между конфликтующими сторонами относительно причины конфликта. В ситуации 2 участники конфликта получают ресурсы из­вне, которые втягиваются в конфликтный процесс и подпитывают его, не дают ему угаснуть. Ресурсы могут быть различными — от про­стого напоминания о долге покарать соперника (эмоциональный ресурс) до материальной помощи конфликтующим сторонам. Кривая протека­ния в этом случае изменяется. Достигнув, как и в первом случае, кри­тической точки, конфликт, подпитываемый извне, не угасает, а продол­жает некоторое время находиться на критическом уровне, пока не прекратится поступление ресурсов извне. Если же ситуация постоян­но поддерживается извне, то острый конфликт может продолжаться дос­таточно долго. Например, национальные конфликты быстро достига­ют критической точки и долго удерживаются на ней, если в дело вме­шивается третья сторона, которая начинает оказывать материальную или идеологическую помощь одному из соперников.

Вместе с тем встречаются и исключения из правил, когда кон­фликт, даже не достигая критической точки, быстро прекращается, не­смотря на активное влияние и приток ресурсов извне. Такое проте­кание конфликта может наблюдаться в случае появления катарси­са — снижения интенсивности социального процесса при минимуме изменений факторов, определяющих его интенсивность. Явление ка­тарсиса наиболее часто встречается в политических конфликтах. Ко­гда население поддерживает определенную политическую партию, про­водится идеологическая работа, используются материальные средст­ва поддержки, неожиданно для руководителей партии наступает со­стояние полного бездействия и апатии, равнодушия, при которых невозможны активные действия. Причины появления катарсиса в кон­фликтных ситуациях не известны и совершенно не изучены.

 

3. Разрешение конфликта. Внешним признаком разрешения кон­фликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Это означает, что между конфликтую­щими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устра­нение, прекращение инцидента — необходимое, но недостаточное ус­ловие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликт­ное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь.

Разрешение социального конфликта возможно лишь при измене­нии конфликтной ситуации. Это изменение может принимать разные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной си­туации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение при­чины конфликта. Действительно, при рациональном конфликте уст­ранение причины с неизбежностью приводит к его разрешению. Од­нако в случае высокой эмоциональной напряженности устранение при­чины конфликта обычно никак не влияет на действия его участников или влияет, но очень слабо. Поэтому для эмоционального конфлик­та наиболее важным моментом изменения конфликтной ситуации сле­дует считать изменение установок соперников относительно друг друга. Эмоциональный конфликт полностью разрешается только то­гда, когда противники перестают видеть друг в друге врага.

Возможно также разрешение социального конфликта путем из­менения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте. Например, видя бес­перспективность борьбы, один из соперников уступает другому или оба одновременно идут на уступки. Социальный конфликт может быть также разрешен в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей силы, создающей подавляющий перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного устранения сопер­ника. Во всех этих случаях непременно происходит изменение кон­фликтной ситуации.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНФЛИКТА

 

Мы уже убедились в том, что конфликты могут принимать самую разную форму — от простой ссоры двух людей до крупного военно­го или политического столкновения с участием миллионов. Несмот­ря на столь многочисленные проявления конфликтных взаимодейст­вий в социальной жизни, все они обладают рядом общих характери­стик, изучение которых позволяет классифицировать основные пара­метры конфликтов, а также выявлять факторы, влияющие на их интенсивность. Всем конфликтам присущи четыре основных парамет­ра: причины, конфликта, острота конфликта, длительность конфлик­та и последствия конфликта. Рассматривая эти характеристики, можно определить сходства и различия в конфликтах и особенности их протекания.

Причины конфликта. Определение характера конфликта и по­следующий анализ его причин имеют важное значение в изучении кон­фликтных взаимодействий, так как причина является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Ранняя ди­агностика конфликта в первую очередь направлена на отыскание его реальной причины, что позволяет осуществлять социальный кон­троль за поведением социальных групп на предконфликтной стадии.

Анализ причин социального конфликта целесообразно начинать с их типологии. Можно выделить следующие типы причин.

1. Наличие противоположных ориентации. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориен­тации относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, дос­тичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противопо­ложные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и мо­гут стать причиной возникновения конфликта. Например, мы часто сталкиваемся с разным отношением к собственности у нескольких групп населения (одни группы считают, что собственность должна быть коллективной, другие предпочитают частную собственность, третьи стремятся к кооперативной). При наличии определенных условий (о которых мы скажем несколько позже) сторонники разных форм собственности могут вступить в конфликт между собой. Весь­ма показателен также конфликт по поводу различного отношения к работе, когда одна группа работников считает, что нельзя работать при данных условиях, а другая настаивает на продолжении работы (к та­ким конфликтам относятся любые забастовки).

Конфликты по причине противоположных ценностных ориента­ции крайне разнообразны. Они могут возникать из-за различного от­ношения к любви, семье и браку, манере поведения, искусству, спор­ту, а также из-за противоположных ориентации по отношению к любым социальным институтам. Наиболее острые конфликты появ­ляются там, где существуют различия в культуре, восприятии ситуа­ции, статусе или престиже. Конфликты, причиной которых служат про­тивоположные ориентации, могут протекать в сферах экономиче­ских, политических, социально-психологических и других ценностных ориентации.

2. Идеологические причины. Конфликты, возникающие на почве идеологических разногласий, являются частным случаем конфликта противоположности ориентации. Разница между ними состоит в том, что идеологическая причина конфликта заключается в разном отно­шении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отноше­ния субординации, доминирования и основополагающие мировоззре­ния у различных групп общества. В данном случае элементы веры, религиозные, социально-политические устремления становятся ката­лизатором противоречий.

3. Причины, конфликта, заключающиеся в различных формах эко­номического и социального неравенства. Этот тип причин связан со зна­чительным различием в распределении ценностей (доходов, знаний, информации, элементов культуры и т.п.) между индивидами или группами. Неравенство в распределении ценностей существует повсе­местно, но конфликт возникает только при такой величине неравен­ства, которая расценивается одной из социальных групп как весьма значительная, и только если такое значительное неравенство приво­дит к блокаде важных социальных потребностей у одной из социаль­ных групп. Возникающая в этом случае социальная напряженность может послужить причиной социального конфликта. Она обусловле­на появлением дополнительных потребностей у людей, например потребности обладать одинаковым количеством ценностей.

4. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элемента­ми социальной структуры. Конфликты появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан, во-первых, с различными целями, пре­следуемыми отдельными элементами. Например, одна область (адми­нистративная единица) государства стремится к самостоятельности, а другая (скажем, административный центр), наоборот, пытается не допустить самостоятельности. На этой основе может развиться кон­фликт между центром и периферией. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре. Например, подразделение организации стремится стать влиятельнее и занять более высокое место в структуре организации с целью по­лучения большей доли ресурсов. Конфликт происходит, когда другие подразделения стремятся к той же цели при ограниченных ресурсах.

Любая из перечисленных причин может послужить толчком, пер­вой ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий. Действительно, у людей часто существуют противополож­ные ценности и желание занять более высокое место в статусной иерархии. Однако конфликты, несмотря на наличие причин и даже на недовольство людей сложившимся положением, происходят дале­ко не всегда. Что же должно случиться, чтобы возник конфликт, что­бы актуализировалась соответствующая причина? Очевидно, что по­мимо существования причины конфликта вокруг нее должны сложить­ся определенные условия, служащие питательной средой для конфлик­та. Поэтому нельзя рассматривать и оценивать причину конфликта без учета условий, в разной мере влияющих на состояние отношений индивидов и групп, которые попали в сферу действия этих условий.

Острота конфликта. Когда говорят об остром социальном кон­фликте, то

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...