Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты освоения учебной дисциплины




Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины:

Магистр должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

- компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

Магистр должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

- способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

- способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

- готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

- способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);

- способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

- способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);

- способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);

- способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);

- способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

- способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

- способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

- способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);

- способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

В результате освоения учебной дисциплины «Юридическая техника» студент должен:

1) знать историюразвития юридической техники; понятие и виды юридической техники; общие правила юридической техники; правила правотворческой, правореализационной, правоинтерпретационной и правосистематизационной техники;

2) уметь: применять на практике полученные знания в области юридической техники; профессионально анализировать и составлять юридические документы; выявлять ошибки в имеющихся юридических документах и грамотно их устранять; выражать и аргументировать личную позицию;

3) владеть методами научного исследования юридических документов;

4) обладать навыками правотворческой, правореализационной, правоинтерпретационной и правосистематизационной техники.


ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по заочной форме обучения
Зачетные единицы [1] - общая трудоемкость 3з.е. – 108 ч.
Всего аудиторных занятий из них: 16
Лекции 4
Семинарские (практические) занятия 12
Самостоятельная работа 92
Форма итогового контроля экзамен

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

(разделы дисциплины, темы занятий, количество зачетных единиц и часов)

для магистрантов заочной формы обучения

 

№ п/п Разделы (темы) дисциплины Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинары (практические занятия) С/р
1. Юридическая техника как учебная дисциплина. История развития юридической техники      
2. Понятие и виды юридической техники. Общие правила юридической техники      
3. Правотворческая техника   (экспертиза законопроектов)  
4. Правореализационная техника   (экспертиза судебных актов))  
5. Правоинтерпретационная техника   (диспут)  
6. Правосистематизационная техника   (семинар в диалоговом режиме)  
ИТОГО:      

ПРОГРАММА КУРСА

 

ТЕМА 1. Юридическая техника как учебная дисциплина. История развития юридической техники

 

Юридическая техника в системе юридических учебных дисциплин. Развитие научных взглядов о юридической технике. Предмет юридической техники. Методология юридической техники. Структура учебной дисциплины «Юридическая техника». Значение юридической техники для юриста.

Стадии развития права. Практика применения юридических технологий и наука о юридической технике. Юридическая техника в рабовладельческом государстве. Юридическая техника в феодальном государстве. Юридическая техника в капиталистическом государстве. Юридическая техника в современных развитых государствах.

 

ТЕМА 2. Понятие и виды юридической техники. Общие правила юридической техники

Понятие и виды юридической деятельности. Понятие и виды юридических документов. Понятие и структура юридической техники. Виды юридической техники. Особенности юридической техники в различных правовых семьях.

Понятие и виды юридической деятельности. Понятие и виды юридических документов. Понятие и структура юридической техники. Виды юридической техники. Особенности юридической техники в различных правовых семьях.

Содержание юридической техники. Содержательные правила юридической техники. Правила обеспечения логики права. Структурные правила юридической техники. Языковые правила юридической техники. Реквизитные правила юридической техники. Процедурные правила юридической техники.

 

ТЕМА 3. Правотворческая техника

 

Понятие и виды правотворчества. Понятие законодательства. Требования к законодательству. Понятие и виды правотворческой техники. Ошибки в правотворчестве. Экспертиза проектов нормативных правовых актов. Понятие и содержание правотворческой техники. Правила формирования содержания нормативных правовых актов. Требования к форме нормативного правового акта. Техника создания корпоративных нормативных правовых актов. Понятие и виды правотворческих процедур. Требования к правотворческой процедуре. Законодательный процесс. Техника опубликования нормативных правовых актов.

 

ТЕМА 4. Правореализационная техника

Понятие и формы реализации права. Понятие и виды правореализационной техники. Правореализационные документы и техника их создания. Судебные акты и техника их создания. Виды судебных актов. Требования к содержанию судебных актов. Правила обеспечения логики судебных актов. Структура судебных актов. Языковые правила составления судебных актов. Техника ведения договорной работы. Технико-юридические особенности договоров. Стадии договорной работы.

 

ТЕМА 5. Правоинтерпретационная техника

 

Толкование норм права как вид юридической деятельности. Толкование норм права: понятие, причины, структура, необходимость и значение. Понятие и структура правоинтерпретационной техники. Интерпретационные технологии. Способы толкования норм права. Виды толкования норм права. Судебное толкование норм права.

 

ТЕМА 6. Правосистематизационная техника

Систематизация нормативных правовых актов как вид юридической деятельности. Понятие, причины и значение систематизации нормативных правовых актов. Правила учёта нормативных правовых актов. Понятие и виды инкорпорации. Правила проведения инкорпорации. Понятие и признаки консолидации. Правила проведения консолидации. Понятие и виды кодификации. Правила проведения кодификации. Информационные технологии в систематизации законодательства.

 


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

 

СЕМИНАР 1. Правотворческая техника (4 часа)

 

1. Правотворчество:

а) понятие и виды правотворчества;

б) понятие законодательства;

в) требования к законодательству;

г) ошибки в правотворчестве;

д) экспертиза проектов нормативных правовых актов;

2. Правотворческая техника и технология:

а) понятие и содержание правотворческой техники;

б) правила формирования содержания нормативных правовых актов;

в) требования к форме нормативного правового акта;

г) техника создания корпоративных нормативных правовых актов.

3. Правотворческая процедура:

а) понятие и виды правотворческих процедур;

б) требования к правотворческой процедуре;

в) законодательный процесс;

г) техника опубликования нормативных правовых актов.

 

Литература:

Антонова Н. А. Правотворчество органов местного самоуправления. – М., 2008.

Баранов В. М. Концепция законопроекта. – Н. Новгород, 2003.

Баранов В. М., Климентьева Н. А. Юридическая техника: природа, основные приёмы, значение: Ретроспективный библиографический указатель. – Н. Новгород, 2005.

Васильева Т.А. Как написать закон. – М., Юрайт, 2012. – 140 с.

Вишневский А. Ф., Дмитрук В. Н. Теория и практика подготовки проекта нормативного правового акта. – Минск, 2005.

Власенко Н. А. Язык права. – Иркутск, 1997.

Законодательная техника: Научно-практическое пособие / Под ред. Ю. А. Тихомирова. – М., 2000.

Законотворчество в Российской Федерации: Научно-практическое и учебное пособие / Под ред, А. С. Пиголкина. – М., 2000.

Ивакина Н. Н. Профессиональная речь юриста. Учеб. пособие. – М., 2008.

Керимов Д. А. Законодательная техника: Научно-методическое и учебное пособие. – М., 1998.

Керимов Д. А. Кодификация и законодательная техника. М., 1962.

Кудрявцева Е.В., Прокудина Л.А. Как написать судебное решение. – М., Юрайт, 2012. – 152 с.

Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации: Научно-методическое пособие / Отв. ред. А. С. Пиголкин. – М., 1998.

Рудольф фон Иеринг. Юридическая техника / Сост. А. В. Поляков. – М., 2008.

Хазова О.А. Искусство юридического письма. – М., Юрайт, 2011. – 181 с.

Чухвичев Д. В. Законодательная техника. – М., 2006.

Шугрина Е. С. Техника юридического письма: Учеб.-практ. пособие. М., 2000.

 

СЕМИНАР 2. Правореализационная техника (4 часа)

1. Реализация права и правореализационная техника:

а) понятие и формы реализации права;

б) понятие и виды правореализационной техники;

в) правореализационные документы и техника их создания.

2. Применение права и правоприменительная техника:

а) применение права: понятие, признаки, виды, стадии, принципы;

б) судебное правоприменение;

в) правоприменительные документы.

3. Судебные акты и техника их создания:

а) понятие и виды судебных актов;

б) требования к содержанию судебных актов;

в) правила обеспечения логики судебных актов;

г) структура судебных актов;

д) языковые правила составления судебных актов.

4. Техника ведения договорной работы:

а) ведение договорной работы;

б) стадии договорной работы;

в) технико-юридические особенности договоров;

 

Литература:

Баранов В. М., Климентьева Н. А. Юридическая техника: природа, основные приёмы, значение: Ретроспективный библиографический указатель. – Н. Новгород, 2005.

Власенко Н. А. Язык права. – Иркутск, 1997.

Воробьёва О.В. Составление договора: техника и приёмы. – М., Юрайт, 2011. – 189 с.

Ивакина Н. Н. Профессиональная речь юриста. Учеб. пособие. – М., 2008.

Кудрявцева Е.В., Прокудина Л.А. Как написать судебное решение. – М., Юрайт, 2012. – 152 с.

Рудольф фон Иеринг. Юридическая техника / Сост. А. В. Поляков. – М., 2008.

Хазова О.А. Искусство юридического письма. – М., Юрайт, 2011. – 181 с.

Шугрина Е. С. Техника юридического письма: Учеб.-практ. пособие. М., 2000.

 

СЕМИНАР 3. Правоинтерпретационная техника (2 часа)

 

1. Толкование норм права:

а) понятие, способы и виды толкования;

б) акты толкования: понятие, признаки, виды.

2. Техника толкования нормативных правовых актов:

а) понятие и структура правоинтерпретационной техники;

б) интерпретационные технологии;

в) технико-юридические особенности актов толкования;

г) особенности актов судебного толкования.

 

Литература:

Баранов В. М., Климентьева Н. А. Юридическая техника: природа, основные приёмы, значение: Ретроспективный библиографический указатель. – Н. Новгород, 2005.

Власенко Н. А. Язык права. – Иркутск, 1997.

Ивакина Н. Н. Профессиональная речь юриста. Учеб. пособие. – М., 2008.

Рудольф фон Иеринг. Юридическая техника / Сост. А. В. Поляков. – М., 2008.

Смирнов А. В., Манукян А. Г. Толкование норм права: Учебно-практ. пособие. – М., 2008.

Хазова О.А. Искусство юридического письма. – М., Юрайт, 2011. – 181 с.

Шугрина Е. С. Техника юридического письма: Учеб.-практ. пособие. М., 2000.

 

СЕМИНАР 4. Правосистематизационная техника (2 часа)

1. Систематизация нормативных правовых актов:

а) понятие, причины и значение систематизации нормативных правовых актов;

б) виды систематизации;

2. Техника систематизации нормативных правовых актов:

а) правила учёта нормативных правовых актов;

б) правила проведения инкорпорации;

в) правила проведения консолидации;

г) правила проведения кодификации;

д) информационные технологии в систематизации законодательства.

 

Литература:

Баранов В. М. Концепция законопроекта. – Н. Новгород, 2003.

Баранов В. М., Климентьева Н. А. Юридическая техника: природа, основные приёмы, значение: Ретроспективный библиографический указатель. – Н. Новгород, 2005.

Законодательная техника: Научно-практическое пособие / Под ред. Ю. А. Тихомирова. – М., 2000.

Законотворчество в Российской Федерации: Научно-практическое и учебное пособие / Под ред, А. С. Пиголкина. – М., 2000.

Керимов Д. А. Кодификация и законодательная техника. М., 1962.

Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации: Научно-методическое пособие / Отв. ред. А. С. Пиголкин. – М., 1998.

Рудольф фон Иеринг. Юридическая техника / Сост. А. В. Поляков. – М., 2008.

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основными формами учебных занятий в ПФ РАП являются лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа, индивидуальные занятия под руководством преподавателя.

Лекция

Ведущей формой учебных занятий в высших учебных заведениях является лекция. Под лекцией обычно понимается развернутое теоретическое рассуждение, научный анализ и обобщение, последовательно проведенное и опирающееся на конкретный материал. Непосредственной задачей преподавателя на лекции является изложение нового материала. При этом часто на лекции излагается материал, который не содержится в учебнике, хотя и не противоречит его содержанию.

В начале лекции преподаватель обязательно дает ее план, который студентам следует записать. В ходе лекции целесообразно записывать ее основные положения, делать пометки в тех местах, которые оказались сложными при слуховом восприятии, чтобы после лекции или на консультации еще раз вернуться к ним и разобрать вместе с преподавателем.

Лекция предполагает активное овладение знаниями. Поэтому необходимо не только внимательно слушать преподавателя, но и в процессе рассуждений постигать язык науки, формировать собственную точку зрения по рассматриваемому вопросу. Если в лекции что-то неясно, обязательно, с разрешения преподавателя, задайте ему вопрос во время лекции или в ее конце.

Многие преподаватели предпочитают читать «лекцию со стопами», т. е. с остановками. После каждой смысловой части обязательно делается остановка, во время которой идет обсуждение проблемного вопроса, дается какое-то задание.

Во время лекции обязательно следует вести конспект. В нем должны быть отражены наиболее важные положения лекции. Записывать за преподавателем все подряд не стоит, необходимо выделять и фиксировать главные мысли, отделять основную информацию от второстепенной.

При конспектировании лекции следует внимательно слушать лектора, который голосом выделяет (замедленным темпом, усиливая громкость, используя повторение) необходимые для записи места. Используйте сокращения отдельных слов и словосочетаний.

Слушание лекций обязательно должно сопровождаться самостоятельной работой. Главное требование к этой работе – системность и систематичность. Для первокурсника очень важно «втянуться» в профессиональную работу, сделать ее непрерывной и организованной. Один из лучших способов качественного усвоения лекционного материала – перечитывание лекции вечером или на следующий день.

Семинар

Цель семинарских занятий – закрепить знания, полученные в процессе изучения лекционного материала. Тема семинара объявляется преподавателе заранее с тем, чтобы студенты смогли к нему подготовиться. При подготовке к семинару каждый студент должен обстоятельно проработать каждый пункт плана. Необходимо внимательно прочитать соответствующую тему лекции, главу учебника (а по возможности – не одного), обратиться к указанной преподавателем литературе, составить краткий конспект или план проработанных источников, найти в словарях значение непонятных слов и специальных терминов.

Проведение семинаров предполагает обмен мнениями по вынесенным на обсуждение вопросам. Задача семинара состоит в развитии мышления, формировании навыков обсуждения тех или иных вопросов, навыков публичного выступления, предполагающих умение грамотно излагать суть проблемы, высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения. Все это помогает приобрести умения и навыки, необходимые в профессиональной юридической деятельности.

Семинарское занятие позволяет расширить и углубить знания, привить умения и навыки самостоятельной работы с книгой, развивает культуру речи, формирует умение отстаивать свою точку зрения, задавать вопросы и отвечать на вопросы сокурсников и преподавателей.

На каждом семинаре старайтесь сформировать свое мнение по обсуждаемому вопросу и аргументировано его обосновать. Не бойтесь высказывать свое мнение, но старайтесь, чтобы оно было подкреплено убедительными доводами.

Семинар как форма занятия имеет свои коммуникативные правила:

1) семинар – это всегда беседа, включающая элементы дискуссии, которую необходимо вести в корректной форме, обращаться к другим людям вежливо, понимая, что каждый имеет право на точку зрения, не совпадающую с вашей и что каждый может ошибаться;

2) выступающего на семинаре не принято прерывать репликами, все вопросы задаются после окончания его выступления.

Иногда семинары проводятся в форме обсуждения небольших докладов или рефератов студентов. Подготовка доклада или реферата – сложная форма творческой работы студента. По сути реферат представляет собой сочинение, законченный труд по определенной теме (вопросу). Поэтому такие работы требуют более детального и обстоятельного разбора. При распределении тем рефератов (докладов) одновременно могут быть назначены оппоненты, которые должны заранее ознакомиться с содержанием реферата и подготовить отзыв, отметив его достоинства и недостатки, сделав замечания по его содержанию. После выступления оппонентов в обсуждение включаются остальные студенты.

В конце семинара преподаватель подводит его итоги, дает персональную оценку каждого докладчика и выступающего, обращая внимание на последовательность, логичность изложения им материала, умение говорить своими словами, делать аргументированные выводы.

Практическое занятие

Практическое занятие – это одна из форм учебной работы, с помощью которой происходит закрепление пройденного теоретического материала. Практические занятия очень важны для юриста, так как все полученные им знания он обязательно должен научиться применять. С этой целью на занятии моделируется фрагмент будущей профессиональной деятельности в виде учебных ситуационных или иных задач.

Как и семинар, практическое занятие всегда имеет свою тему. Как правило, на практических занятиях студенты-юристы решают правовые задачи, смысл которых состоит в юридической квалификации той или иной жизненной ситуации. Преподаватель может предложить вам найти решение дома с последующим обсуждением на занятии или поработать над задачей в аудитории. Готовясь к практическому занятию, необходимо освежить в памяти теоретические сведения, полученные на лекциях и семинарах, а также в процессе самостоятельной работы, подобрать необходимую учебную и справочную литературу, посмотреть необходимые нормативные правовые акты.

Большое значение в подготовке юриста занимают учебные задачи аналитического характера. Умение анализировать, оценивать правовую ситуацию и на основе этого анализа принимать правильные решения – неотъемлемое качество каждого студента-юриста.

Консультации

Консультации представляют собой форму руководства учебной работой студентов над учебным материалом. Консультации проводятся преподавателями в специально отведенное время. Задача консультации состоит в том, чтобы оказать студентам методическую и практическую помощь в изучении предмета. Консультации могут быть как индивидуальные, так и групповые. Посещение консультаций является добровольным, однако если вы длительное время отсутствовали на занятии по уважительной причине либо получили неудовлетворительную оценку на семинарском или практическом занятии. то вам необходимо явиться на консультацию к преподавателю в установленное время.

Формы контроля знаний

Контроль знаний – это система проверки знаний в ходе усвоения студентами учебной дисциплины. Проверку знаний студентов преподаватели вправе проводить в различных формах. В высших учебных заведениях, как правило существуют следующие виды контроля знаний:

1) текущий контроль – это контроль, который проводится в течение определенного периода обучения по завершении одной или нескольких тем учебной программы. Формы текущего контроля определяются преподавателем (это может быть устный или письменный опрос, юридический диктант, письменное тестирование, контрольная работа и т. д.);

2) рубежный контроль проводится, как правило, в средине семестра в основном в форме письменного или электронного тестирования, письменной контрольной работы и т. п. (по существу является промежуточным видом контроля между текущим и промежуточным);

3) промежуточный контроль – выполняется при завершении изучения определенного объема учебной дисциплины либо всей дисциплины в целом (как правило, проходит в виде зачета или экзамена).

Формы промежуточного контроля предусмотрены Государственным образовательным стандартом и учебным планом, формы текущего и рубежного контроля преподаватель выбирает самостоятельно.

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

В ходе самостоятельной работы студенты изучают лекционные материалы, готовятся к семинарам, практическим занятиям, зачётам и экзаменам, прорабатывают рекомендованную литературу.

Самоорганизация – это один из ключевых навыков, который крайне важен для успешной профессиональной деятельности. Вы должны уметь собирать информацию, систематизировать, обрабатывать ее, а также использовать для достижения поставленной цели.

Сбор информации должен быть основан на использовании письменных источников и устной информации. К письменным источникам информации относятся учебники, учебные пособия, курсы лекции, монографии, материалы периодической печати, нормативные правовые акты. Много полезной информации можно найти в сети Интернет.

Важно уметь не только получать необходимую юридическую информацию, но и систематизировать её. Большинство текстов нормативных правовых актов систематизированы в справочных правовых системах, наиболее известными из которых являются «Гарант» и «КонсультантПлюс».

После того как вы собрали необходимую информацию, важно правильно её интерпретировать. То, насколько правильно вы сможете это сделать, и является в конечном счете одним из важнейших показателей вашего юридического профессионализма.

Индивидуальная работа студента под контролем преподавателя предусматривает самостоятельную, углубленную проработку отдельных тем и вопросов, не включенных в лекционный материал. При этом важно внимательно прочитать соответствующую главу рекомендованного учебного пособия, при необходимости ознакомиться с дополнительной литературой. Если какой-то материал вызвал затруднения в его освоении, целесообразно обратиться за консультацией к преподавателю.

Особенностью заочной формы обучения является ограниченность времени, отводимого учебным планом на аудиторные формы занятий, и преобладание самостоятельного изучения большинства тем и вопросов. Поэтому студентам-заочникам крайне важно правильно организовать свою работу, чтобы должным образом усвоить все темы учебной дисциплины. При организации самостоятельной работы можно рекомендовать взять за основу изучения соответствующих тем планы семинарских занятий, предназначенные для студентов дневной формы обучения. Это позволит четко структурировать учебный материал, что обеспечит его качественное усвоение.

При самостоятельном изучении тем и вопросов следует пользоваться, прежде всего, теми учебниками, которые были рекомендованы преподавателем.

В случае затруднений в изучении отдельных тем и вопросов, а также при необходимости получить консультацию по любому интересующему вопросу можно обратиться к преподавателю, ведущему занятия в соответствующей группе, в часы его консультаций на кафедре.

 


КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

В качестве контрольных заданий по дисциплине предлагаются темы контрольных работ. Студентам необходимо выбрать одну из предложенных тем, согласовав её с преподавателем. Объём работы – 10-15 страниц, оформленных на компьютере в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями. Содержание контрольной работы должно в полном объёме раскрывать тему. Особое внимание следует обратить на дискуссионные вопросы темы.

 

1. Логические правила составления нормативных правовых актов.

2. Опубликование нормативных правовых актов.

3. Планирования правотворческой деятельности.

4. Понятие законодательства и критерии его качества.

5. Понятие и структура юридической техники.

6. Понятие и формы юридической деятельности.

7. Понятие, виды и значение юридических документов.

8. Понятие, виды, стадии, принципы правоприменительной деятельности.

9. Понятие, виды, структура правоприменительных актов.

10. Правила проведения инкорпорации нормативных правовых актов.

11. Правила проведения кодификации нормативных правовых актов.

12. Правила проведения консолидации нормативных правовых актов.

13. Правила проведения учёта нормативных правовых актов.

14. Правила толкования нормативных правовых актов.

15. Процедура принятия ведомственных нормативных правовых актов.

16. Процедура принятия правительственных постановлений.

17. Процедурные правила принятия юридических документов.

18. Реквизитные правила оформления юридических документов.

19. Способы вступления нормативных правовых актов в силу.

20. Стадии законодательного процесса.

21. Структура нормативного правового акта.

22. Структура основных судебных актов.

23. Структурные единицы текста и правила их расположения.

24. Структурные правила составления юридических документов.

25. Судебное решение и приговор как основные акты правосудия.

26. Экспертиза проектов нормативных правовых актов.

27. Языковые (лингвистические) правила составления нормативных правовых актов.

28. Языковые правила написания юридических документов.


ЛИТЕРАТУРА

 

Основная литература:

Востриков П.П. Юридическая техника: Учеб. Пособие. – Н. Новгород, Изд-во ВВАГС, 2011.

Законодательная техника: Научно-практическое пособие / Под ред. Ю. А. Тихомирова. – М., 2000.

Каргин К. В. Юридические документы / Науч. ред. В. А. Толстик. – М., 2008.

Кашанина Т. В. Юридическая техника: Учебник. М., 2011. – 512 с.*[2]

Тихомиров Ю. А., Котелевская И. В. Правовые акты: Учебно-практическое и спрвочное пособие. – М., 1999.

Юридическая техника: Учеб. пособие. Под ред. Т.Я. Хабриевой, Н.А. Власенко.– М., 2010. – 272с.

 

Дополнительная литература:

Абрамова А.И., Губарева Т.В., Мицкевич А.В. и др. Законотворчество в Российской Федерации. – М., 2000.

Абрамова А.И., Мицкевич А.В. пиголкин А.С. и др. Систематизация законодательства в Российской Федерации. – СПб., 2003.

Антонова Н. А. Правотворчество органов местного самоуправления. – М., 2008.

Баранов В. М. Концепция законопроекта. – Н. Новгород, 2003.

Баранов В. М., Климентьева Н. А. Юридическая техника: природа, основные приёмы, значение: Ретроспективный библиографический указатель. – Н. Новгород, 2005.

Баранов В.М., Поленина С.В. Система права, система и систематизация законодательства в правовой ситстеме России. – Н.Новгород, 2002.

Васильева Т.А. Как написать закон. – М., Юрайт, 2012. – 140 с.

Вишневский А. Ф., Дмитрук В. Н. Теория и практика подготовки проекта нормативного правового акта. – Минск, 2005.

Власенко Н. А. Язык права. – Иркутск, 1997.

Воробьёва О.В. Составление договора: техника и приёмы. – М., Юрайт, 2011. – 189 с.

Законодательная техника: Научно-практическое пособие / Под ред. Ю. А. Тихомирова. – М., 2000.

Законотворчество в Российской Федерации: Научно-практическое и учебное пособие / Под ред, А. С. Пиголкина. – М., 2000.

Ивакина Н. Н. Профессиональная речь юриста. Учеб. пособие. – М., 2008.

Керимов Д. А. Законодательная техника: Научно-методическое и учебное пособие. – М., 1998.

Керимов Д. А. Кодификация и законодательная техника. М., 1962.

Крашенинников П.В. Федеральный законотворческий процесс. – М., 2009.

Москалькова Т.Н., Черников В.В. Нормотворчество: научно-практическое пособие. – М., 2011. – 384 с.

Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации: Научно-методическое пособие / Отв. ред. А. С. Пиголкин. – М., 1998.

Рудольф фон Иеринг. Юридическая техника / Сост. А. В. Поляков. – М., 2008.

Смирнов А. В., Манукян А. Г. Толкование норм права: Учебно-практ. пособие. – М., 2008.

Хазова О.А. Искусство юридического письма. – М., Юрайт, 2011. – 181 с.

Чухвичев Д. В. Законодательная техника. – М., 2006.

Шугрина Е. С. Техника юридического письма: Учеб.-практ. пособие. М., 2000.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

 

Российская государственная библиотека (РГБ) - http://www.rsl.ru/

Библиотека Московского государственного университета - http://www.msu.ru/libraries

Библиотека Юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета - http://jurfak.spb.ru/library/default.htm

Российская национальная библиотека (РНБ) - http://www.nlr.ru/

Библиотека Российского государственного гуманитарного университета - http://liber.rsuh.ru

Гарант-Парк. Информационные системы, законодательство, юридическая консультация - http://www.park.ru/

Обзоры нового законодательства, комментарии законов различных отраслей права, правовая энциклопедия - http://empire.list.ru/law/

Справочная правовая система "Энциклопедия российского права" - http://pravo.arbt.ru/

Энциклопедия российского права - http://www.pravopoliten.ru/

Российская газета - http://www.rg.ru/

Сервер юридической информации. Законодательство, комментарии, судебная практика - http://www.jk.ru/

Правовые базы данных:

Конституция Российской Федерации. Содержит Конституцию Российской Федерации (оптическая копия официального издания); информацию о Государственной власти PФ; Государственные символы PФ; Постановления Конституционного Суда PФ; Постановления Пленума Верховного Суда PФ - http://www.constitution.ru/

ГАРАНТ. Сайт позволяет ознакомиться с законодательством РФ (с комментариями), а также с новостями органов государственной власти РФ - http://www.garant.ru/

Информационно-правовой сервер "Кодекс". Позволяет ознакомиться с законодательством России, Санкт-Петербурга, Москвы, Регионов; новости международного права; судебную практику (Высших судебных органов РФ; Федеральных арбитражных судов; Субъектов РФ); практику разрешения споров, а также информацию о нормативных и стандартах (в строительстве, в топливно-энергетическом комплексе, по нефтепродуктам, в торговле, в таможне, по охране труда - http://www.kodeks.ru/manage/page

Общероссийская сеть распространения правовой информации "Консультант Плюс". Содержит Онлайн-версию систем; графические копии документов; информацию из Минюста РФ; обзоры законодательства; полезные ссылки - http://www.consultant.ru/

«Юридическая Россия» – российский образовательный правовой портал. Содержит правовую библиотеку, информацию о конференциях, образовательные новости, юридические документы и иные материалы - http://www.lawportal.ru/

Портал auditorium.ru Министерства образования РФ. Содержит информацию по гуманитарным наукам, в том числе юриспруденции - http://auditorium.ru/

Юридический словарь; Большая Российская Юридическая Энциклопедия; правовая база данных (включая законодательство Москвы и Санкт-Петербурга); краткий ежедневный обзор последних правовых документов. (Рус./Англ.) - http://www.kodeks.net/

Сервер Российского права, кодексы, Конституционный суд РФ, законы - http://www.law4all.spb.ru/

электронные библиотеки:

«Классика российского права» - http://civil.consultant.ru/elib/list/

«История гражданского права» - http://civil-law.narod.ru -

Электронная бибилиотека - http://www.lid.ru

Русский Гуманитарный Интернет Университет. Библиотека учебной и научной литературы - WWW.I-U.RU

Электронная библиотека Республики Карелия - http://elibrary.karelia.ru

Журнал «Правоведение» - http://www.jurisprudence-media.ru/arhive.php

Электронная библиотека Тамбовского госдарственного технического университета – http://www.tstu.ru/r.php?r=education.elib

Поисковые системы Интернет, в которых можно получить информацию о необходимой литературе, а также полнотекстовые материалы:

"Яndex" - полифункциональный поисковый интернет-ресурс - http://www.yandex.ru/

"nigma" - полифункциональный поисковый интернет-ресурс - http://www.nigma.ru

"Rambler" - информационно-поисковая система - http://www.rambler.ru/

"Апорт" - поисковая система - http://www.aport.ru/

"Google" - многоязычная поисковая система - http://www.google.ru/

"Yahoo!" - поисковая система и каталог ресурсов - http://www.yahoo.com/

"AltaVista" - многоязычная поисковая система - http://altavista.com.ru/

Правовая поисковая система - http://www.law.com/

Российская правовая поисковая система, предметный указатель, юридические консультации, ссылки на правовые базы данных - http://www.legal.ru/

Пу

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...