Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивидуальный подход к психологической подготовке спасателей




 

Индивидуальный подход, в психологической подготовке заключается в том, что обучение личного состава ведется с учетом психологических особенностей и возможностей каждого спасателя. Эффективность такого подхода зависит от умения руководителя занятий применять персональные приемы психологического воздействия в зависимости от свойств характера и темперамента спасателя, его нервной системы, особенностей восприятия и памяти, настроения и т. д.

И.П. Павлов говорил, что темперамент есть самая общая характеристика нервной системы, придающая определенный облик всей деятельности каждого индивидуума. В основе высшей нервной деятельности лежит различное состояние таких свойств нервной системы человека, как сила,
уравновешенность, подвижность процессов возбуждения и торможения.

Сила нервной системы характеризуется высокой работоспособностью, двигательной устойчивостью, быстротой врабатываемости, способностью сдерживать свои чувства, малой утомляемостью, высокой помехоустойчивостью и т. д. Противоположными проявлениями отличается относительная слабость нервной системы.

Уравновешенность обусловливается сдержанностью, усидчивостью, способностью ждать, ровностью настроения, терпеливостью.

Подвижность определяется быстротой реакции, легкостью смены чувств, быстротой формирования новых навыков.
В зависимости от сочетания этих особенностей нервной системы различают четыре типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.

Холерический темперамент формируется на основе сильного, подвижного, но неуравновешенного типа нервной системы с преобладанием процесса возбуждения над торможением. Для сангвинического темперамента, характерен сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы. В основе флегматического темперамента лежит сильный, уравновешенный, малоподвижный, медлительный тип нервной системы. Меланхолический темперамент определяется слабым типом нервной системы, характеризующимся слабостью нервных процессов, легко возникающей тормозимостью. Начальствующий состав должен учитывать особенности проявления и влияния того или иного темперамента на успешность обучения личного состава.

Холерик - человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстью и увлечься им, готов преодолеть все трудности на пути к поставленной цели. Обладает инициативностью, большой устойчивостью стремлений и интересов. Но при истощении сил падает вера в свои возможности. Такие резкие перемены настроения обусловливаются тем, что у холерика процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.
Руководители должны проявлять к ним твердость и постоянство в требовательности, не оставлять без внимания ни одного проявления невыдержанности, избегать грубости.

Сангвиник, по характеристике Павлова, - «горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много есть интересного дела, т. е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым....».

В период выполнения АСДНР спасатели с чертами сангвинического темперамента проявляют высокую работоспособность, быстро ориентируются в новой обстановке, легко переключают внимание, быстро освобождаются от гнетущей обстановки и настроения. Они хорошо владеют собой в трудные минуты, быстро принимают решение и при необходимости гибко его пересматривают, принимают на себя разумную инициативу, находчивы. При неудаче не расстраиваются и не теряются.

Спасателям с чертами сангвинического темперамента можно уделять внимания меньше, чем холерикам. Тем не менее, руководитель должен постоянно осуществлять контроль за их работой, помня, однако, что сангвиникам нужны не столько объяснения, тем более поучения, сколько рациональное и вполне корректное управление их самостоятельной работой.

Флегматик - отличается медлительностью. Это «спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни». Спасатели с чертами флегматического темперамента отличаются от холериков и сангвиников медлительностью действий. Они невозмутимы, стремления и настроения их устойчивы, внешнее выражение душевных состояний ярко не проявляется.
Строго придерживаются выбранного распорядка жизни, системы в работе. Настойчивы и упорны в работе. Свои силы распределяют равномерно, прилежны. Не тратят сил напрасно, доводят дело до конца. В отношениях с товарищами в меру общительны.

Руководитель должен добиваться от спасателей с флегматичным типом темперамента устранения вялости, медлительности, безразличия. Их нужно поторапливать, помогая и подбадривая, но, не опекая и не лишая самостоятельной работы.

Меланхолик - склонен глубоко переживать даже незначительные события. Обычно он погружен в себя. Обидчив. Голос тихий. Незначительный повод может вызвать слезы. Застенчив, мнителен. У меланхолика процессы возбуждения и торможения слабы, неуравновешены. Тормозные процессы преобладают над процессами возбуждения. Меланхолик замкнут, малообщителен, чрезвычайно чувствителен к несправедливости, переживает ее скрытно. Однако у меланхолика развиты чувствительность, сердечность, благодарность за оказанное внимание, помощь. В привычной обстановке большой труженик. Исполнителен.
Начальствующему составу нужно учитывать при расстановке сил особенности лиц с чертами меланхолического темперамента и поручать им менее опасную работу.

Таким образом, каждый тип темперамента имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому нельзя сказать, что спасатель с меланхолическим темпераментом будет хуже выполнять свои обязанности, чем спасатель, обладающий сангвиническим темпераментом. Каждому индивиду нужно найти соответствующее место в коллективе, поручать работы, которые он в соответствии со своим типом темперамента сможет делать наиболее эффективно.

Надо сказать, что людей с ярко выраженным типом темперамента можно встретить довольно редко, чаще всего личность - характеризуется сложным переплетением темпераментов. В необычных, особенно в экстремальных условиях черты одного из них проявляются более полно и отчетливо. Поэтому учет свойств нервной системы (силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов) имеет существенное значение для результатов боевой деятельности пожарных подразделений.

Силу нервной системы можно, например, определить, анализируя следующие данные:

- боится ли трудностей;

- быстро ли восстанавливает силы после работы в условиях ЧС;

- как чувствует себя после самостоятельной работы (энергичен, деятелен, подавлен, вял и т. п.);

- как осваивается в новой обстановке (быстро или медленно);

- сохраняет или теряет самообладание в опасных ситуациях;

- умеет ли сосредоточиться на выполнении каких-либо заданий при действии посторонних раздражителей (крика, грохота, треска);

- общителен, замкнут или застенчив;
- насколько решителен и как ведет себя в напряженных ситуациях: сохраняет ли спокойствие, самообладание или теряется и совершает нецелесообразные действия;

- насколько впечатлителен, мнителен, длительно или нет переживает перенесенные им ситуации, связанные с опасностью, быстро ли подавляет плохое настроение.

 

Тип нервной системы, определяемый неуравновешенностью нервных процессов, можно установить, сопоставляя следующие показатели:

- терпелив или нетерпелив в обстановке вынужденного ожидания;

- сдержан ли в общении с товарищами, коллективом;

- способен или нет сдерживать свои порывы, вспыльчивость;

- часты ли случаи, когда начатое дело не доводит до конца, хотя взялся за него с увлечением;

- какое обычно настроение: ровное, спокойное или часто колеблется;

-часто ли проявляет раздражительность.

 

Подвижность нервных процессов определяется по таким факторам:

- быстро или медленно входит в новую работу, мешают ли ему в новой работе старые навыки и привычки;

- проявляет на службе инициативу или стремится к постоянным, привычным формам поведения;

- быстро ли вырабатывает новые привычки и навыки;

- быстро или медленно реагирует на новую окружающую обстановку на пожаре, на службе, в коллективе, в спортивных состязаниях;

- быстро или медленно принимает решение при ведении АСДНР;

- как быстро обдумывает ответ на поставленный вопрос.
Спасатели со слабой нервной системой нуждаются в большем внимании к ним. Они тяжело и долго переживают свои неудачи, болезненно относятся к наказаниям, медленно, привыкают к новым условиям и к коллективу, уединяются, часто пассивны. Этих спасателей следует интенсивнее заставлять работать на занятиях, им необходимо внушать уверенность в собственные силы.

Спасатели с сильной нервной системой более активны на занятиях. Но если они плохо обучены, то при ведении АСДНР могут показывать недостаточные результаты.

Как уже говорилось, у некоторых спасателей вырабатывается особое свойство личности - склонность к риску. В зависимости от склонности к риску спасатели показывают различные результаты в выполнении специальных упражнений. Нервно-психическое напряжение у спасателей, не склонных к риску, более ярко выражено, чем у лиц, обладающих таким качеством. При этом замечено, что высокий уровень стресса у спасателей, избегающих риска, отрицательно влияет на эффективность их деятельности в экстремальных условиях.

Анализ результатов выполнения упражнения, связанного с большой физической работой, показывает, что лица, склонные к риску, значительно эффективнее действуют в экстремальных условиях (гораздо дольше работают, чем лица, не склонные к риску). Спасатели, не склонные к риску, испытывают высокий уровень стресса как в обычных, так и в экстремальных условиях.
Стресс, заметно улучшая деятельность лиц, склонных к риску, не позволяет лицам, не имеющим такого качества, повысить эффективность своей деятельности. Первые более склонны к адаптации действиям стресс - факторов.
Показатели их психической напряженности (частота пульса, артериальное давление) по мере формирования динамического стереотипа приближаются все более к норме.

Лица, не склонные к риску, избегают действовать в опасной зоне, стремятся выбрать наиболее безопасное место, часто преувеличивают опасность. Они стремятся уклониться от воздействия стресс - факторов, нередко, вплоть до отказа от выполнения задания.

Таким образом, в экстремальных условиях спасатели в зависимости от склонности к риску ведут себя по-разному. Одних объективно существующая опасность может лишить воли, заставить отказаться от действий, других же, наоборот, она мобилизует, приводит к дополнительному приливу сил. Лица, склонные к риску, в экстремальных условиях находят источник острых и возвышенных чувств, а переживаемая опасность доставляет им удовольствие, способствуя выполнению боевого задания.

Знание индивидуально-психологических особенностей подчиненных позволяет начальствующему составу целенаправленно проводить воспитательную работу и повышать эффективность спасательных работ. В своей практической работе руководители подразделений могут использовать такой метод, как составление психологических характеристик на каждого спасателя. Анализ характеристик поможет более обоснованно выбирать средства и способы психологической подготовки.

 


6.Требования к уровню психологических знаний спасателя

Спасатель 3 класса должен:

Знать психологические характеристики профессиональных действий спасателя; психологические факторы, влияющие на личность и деятельность в ЧС; психологические особенности выполнения профессиональных задач; психические состояния личности, динамику психических состояний в процессе проведения спасательных работ в условиях риска, опасности для жизни, неопределенности, дефицита времени, длительных и интенсивных физических нагрузок, эмоциональных воздействий; основы психической саморегуляции; основные права и функциональные обязанности спасателей при проведении ПСР, требования, предъявляемые к спасателям; психологические особенности поведения населения в ЧС;

Уметь определить уровень своей психологической подготовленности к выполнению работ в ЧС; разбираться в психологических аспектах своей деятельности; выдерживать и преодолевать психологические трудности; применять полученные профессионально-психологические знания, навыки на практике; оказывать первую психологическую помощь пострадавшим и контролировать свои психические состояния.

 

Спасатель 2 класса должен:

Знать требования, предъявляемые к спасателю 3 класса, кроме тогоспецифику влияния ЧС на функционирование психики человека; психологическое воздействие ЧС на население;

Знать факторы, определяющие психологическую устойчивость спасателя в ЧС, при ведении работ в условиях риска для жизни;

Знать методику и приемы управления собственным состоянием; технику проведения аутогенной тренировки, дыхательные и физические упражнения; способы оказания психологической помощи населению, пострадавшему в ЧС;

Уметь выявлять, понимать, учитывать психологические особенности аспекты ЧС; оценивать ход предстоящих и осуществляемых спасательных мероприятий, их психологический аспект; проводить ПСР при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

Оказывать пострадавшим медицинскую и психологическую помощь; приспосабливаться к экстремальным условиям, владеть приемами выживания и поддержания жизнедеятельности; применять на практике приемы психической саморегуляции;

Переносить высокие физические и морально-психологические нагрузки; развивать способность к быстрой внутренней мобилизации для действий в условиях риска.

 

Спасатель 1 класса должен:

Знать требования, предъявляемые к спасателю 2 класса, кроме того, индивидуальные и коллективные формы панических реакций в ЧС; условия их возникновения, методы предупреждения и пресечения при ведении спасательных работ;

Знать способы управления психическим состоянием личности; массовые психические проявления, способы их предупреждения; основы физических и психологических резервов организма, условия их мобилизации; управление психическим состоянием спасателя и повышение эффективности спасательных работ;

Знать приемы рациональной организации труда и отдыха при ведении спасательных работ; социально-психологический климат коллектива спасателей; психологические основы управления малыми группами и возникающие при этом противоречия, конфликты, способы выхода из них;

Методы формирования практических навыков к быстрому восстановлению организма спасателя, выходу из стрессовых ситуаций; приемы проведения реабилитационных и восстановительных мероприятий; не менее одного метода психокоррекционной работы с пострадавшими при ЧС;

Уметь организовать и проводить со спасателями реабилитационные мероприятия по определению уровней физической работоспособности и мощности, индивидуально допустимых физических нагрузок;

Применять активные методы отдыха; в совершенстве владеть упражнениями для проведения аутогенной тренировки; формировать навыки быстрого восстановления работоспособности, снятия усталости, боли.

Выполнять работу спасателя в условиях личного риска; осознавать степень риска; проводить мероприятия по психологической коррекции с населением, пострадавшим в ЧС.

 

Спасатель международного класса должен:

Знать требования, предъявляемые к спасателю 1 класса, кроме того, психологические основы ведения поисково-спасательных работ в особо опасных условиях, возможность отрицательного отражения их на личности специалиста МЧС РФ и пострадавшего населения, способы вывода психики человека из стрессового состояния, основы выживания в неблагоприятных условиях;

Самостоятельно выбирать оптимальный способ ведения спасательных работ особой тяжести, разного рода аварийно-спасательных работ; методику определения психического состояния спасателя, а также пострадавшего населения, нуждающегося в психологической помощи; методику обучения упражнениям по саморегуляции и выходу из стрессового состояния других спасателей. Психологические приемы и методы работы с большими группами людей, охваченными паникой, психозом, а также другими психологическими расстройствами при ликвидации последствий ЧС;

Знать приемы педагогического и психологического воздействия на личность; психологические особенности поведения больших групп людей; не менее двух методов психокоррекционной и реабилитационной работы с пострадавшими.
Уметь оказывать психологическое воздействие на пострадавшего,
предотвращать панические настроения и брать на себя роль лидера. Выбирать оптимальные способы, условия организации труда, ведения работ в очаге поражения; быстро принимать решения в изменяющейся обстановке;

Уметь быстро восстанавливаться; выполнять аварийно-спасательные работы в любых чрезвычайных ситуациях; в совершенстве владеть навыками организации и проведения реабилитационных мероприятий.

 

Заключение

Психологическая подготовка спасателей организуется и проводится в аварийно-спасательных формированиях по планам их профессиональной подготовки.

Руководители аварийно-спасательных служб и начальники аварийно-спасательных формирований на основе знаний психологической науки обязаны проводить плановые занятия по психологической подготовке.

Все руководители АСФ и спасатели обязаны быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую и психологическую подготовку.

В целях быстрой адаптации спасателей к условиям чрезвычайной ситуации и сохранения здоровья и работоспособности необходимы продуманные мероприятия по психологической подготовке на каждом этапе выполнения аварийно- спасательных работ.

Спасатель, как специалист, прошедший обучение и аттестованный для проведения аварийно-спасательных работ обязан постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки по психологической подготовке. Он должен знать по психологической подготовке приемы снятия нервно-психического напряжения в экстремальных условиях и управлять своим психическим состоянием.

В целях оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях спасателям необходимо еще на этапе своей подготовки твердо усвоить признаки возможных психических расстройств у людей и знать приемы оказания им экстренной, психологической помощи


Список использованной литературы


1. Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях. Курс лекций. Часть III. - Новогорск: АГЗ МЧС России
2. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных/ под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007
3. Психология Учебник - М.: Высшее образование, Немов Р. С., 2008.

4.М.А. Лукацкий. М.Е. Остренкова. Психология. Учебник - М. Эксмо. 2007.

5. Психология для студентов вузов. - М.:ИКЦ «Март» Ростов н/Д.:2004 / Под общ. Редакцией Е.И. Рогова.

6. Корчемный П.А., Елисеев А.П. Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях / Курс лекций. Часть І. Новогорск - 2000.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...