Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статистический анализ результатов обследования испытуемых контрольной и экспериментальной групп после прохождения реабилитации

Для вычисления значимых различий использовался t-критерийСтъюдента[69]

Показатель К. г. Э.г. p tкр. t Результат
Самочувствие 4,4 5,4 <=0,01 2,70 7,14 Выборки значимо отличаются друг от друга. Выборка Э превосходит выборку К по уровню признака.
Активность 4,6 5,3 <=0,01 2,70 4,11 Выборки значимо отличаются друг от друга. Выборка Э превосходит выборку К по уровню признака
Настроение 4,6 5,9 <=0,01 2,70 5,9 Выборки значимо отличаются друг от друга. Выборка Э превосходит выборку К по уровню признака.
Личностная тревожность 36,6 35,7 <=0,05 2,02 0,64 Выборки статистически не отличаются друг от друга.
Реактивная тревожность 43 37,7 <=0,01 2,70 4,01 Выборки значимо отличаются друг от друга. Выборка К превосходит выборку Э по уровню признака.
Шкала лжи (L) 46,5 44,5 <=0,05 2,02 0,64 Выборки статистически не отличаются друг от друга
Достоверность (F) 47,4 47,4 <=0,05 2,02 4,01 Выборки статистически не отличаются друг от друга
Коррекция (К) 51,6 49,8 <=0,05 2,02 0,86 Выборки статистически не отличаются друг от друга
Ипохондрия (1) 56,7 50,3 <=0,05 2,02 0 Выборки значимо отличаются друг от друга. Выборка К превосходит выборку Э по уровню признака.
Депрессия (2) 60,1 51,6 <=0,05 2,02 1,06 Выборки значимо отличаются друг от друга. Выборка К превосходит выборку Э по уровню признака.
Истерия (3) 52,7 48,5 <=0,05 2,02 2,72 Выборки статистически не отличаются друг от друга
Психопатия (4) 51,5 48,5 <=0,05 2,02 0,32 Выборки статистически не отличаются друг от друга
Паранойяльность (6) 52,1 46,3 <=0,05 2,02 1,15 Выборки статистически не отличаются друг от друга
Психоастения (7) 58,2 47,8 <=0,01 2,70 3,71 Выборки значимо отличаются друг от друга. Выборка К превосходит выборку Э по уровню признака.
Шизоидность (8) 55,5 51,5 <=0,05 2,02 0,52 Выборки статистически не отличаются друг от друга
Гипомания (9) 50,5 47,9 <=0,05 2,02 0,26 Выборки статистически не отличаются друг от друга

Примечание: Э – Среднее значение показателя экспериментальной группы, К- Среднее значение показателя контрольной группы; р –вероятность допустимой ошибки; tкр – Критическое значение t-критерия Стъюдента; t – значение t-критерия. Результат –обсуждение полученных данных; выделенным шрифтом обозначены показатели шкал, по которым были обнаружены статистически значимые различия, свидетельствующие о положительной динамике в состоянии испытуемых.

При сопоставлении полученных результатов обследования контрольной и экспериментальной групп обнаружены статистически значимые различия по показателям «Самочувствие», «Активность», «Настроение», что позволяет нам сделать вывод о том, что реабилитация раненых, включающая сеансы психологического дебрифинга приводит к снижению уровня реактивной тревожности.

При сопоставлении полученных результатов обследования контрольной и экспериментальной групп по тесту Ч.Д. Спилбергера обнаружены статистически значимые различия по показателю «реактивная тревожность», что позволяет нам сделать вывод о том, что реабилитация с помощью метода психодрамы приводит к снижению уровня реактивной тревожности.

При сопоставлении результатов по тесту СМОЛ у испытуемых контрольной и экспериментальной групп обнаружены статистически значимые различия по показателям «ипохондрия», «депрессия» и «психоастения», это свидетельствуе.т о том, что использование сеансов психологического дебрифинга в реабилитации рененых позволяет снизить уровень ипохондрии, психоастении и депрессии.

Выводы по 2 главе:

7. Для военнослужащих, получивших ранения и увечья в Чеченской республике, характерно наличие таких особенностей индивидуально-личностной сферы, как высокий уровень реактивной тревожности, сниженное самочувствие, активность, настроение; они имеют тенденции к депрессии, ипохондрии, агрессии; в отношении к своей болезни у комбатантов преобладает страх стать обузой для окружающих и боязнь их неблагожелательного отношения к себе; тревожная мнительность относительно успеха протезирования и реабилитации.

8. После проведения сеансов психологического дебрифинга снизился уровень тревожности, агрессивности, эмоционального дискомфорта; повысились активность и настроение, улучшилось самочувствие; выявились тенденции снижению уровня ипохондрии и депрессии. После сеансов увеличилось количество испытуемых, имеющих гармоничный тип отношения к болезни.

9. Психологическое дебрифинг является эффективным способом социально – психологической реабилитации военнослужащих получивших ранения и увечья в Чеченской республике.

10. Методика проведения психологического дебрифинга может быть использована практикующими психологами в любом учреждении медико–психолого-социальной реабилитации участников боевых действий.

Заключение

Социально-психологическая реабилитация является одним из необходимых компонентов медицинской реабилитации военнослужащих, получивших ранения и увечья в ходе боевых действий.

Дебрифинг стресса критических инцидентов является одним из методов групповой психокоррекции социально-психологической реабилитации. Проведенное на базе 6 Центрального военного клинического госпиталя - Всеармейского реабилитационного центра исследование эффективности использования метода психологического дебрифинга в социально –психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения в Чеченской республике показало, что метод психологического дебрифинга позволяет глубоко изучить и выявить у обследуемых психические травмы и провести их коррекцию, в условиях многопрофильного реабилитационного центра. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Поскольку раненые находятся на лечении в госпитале длительный период, имелась возможность оценить эффективность применения метода психологического дебрифинга через шесть месяцев после первичного обследования.

В целом результаты обследования позволяют говорить о том, что, эмоционально пережив и осознав психотравмирующие события из своего прошлого и их причины, раненые во многом излечивают свои психические травмы. После проведения сеансов ПД у раненыхснизился уровень эмоционального дискомфорта тревожности и агрессивности; повысились активность и настроение, улучшилось самочувствие; снизились тенденции к депрессии, ипохондрии.

Участие раненых в сеансах психологического дебрифинга позволяет психологам решить следующие задачи психокоррекционной программы: оказать помощь раненым в осознании и эмоциональном отреагировании психотравмирующего опыта, преодолеть имеющиеся психические травмы, внутриличностные конфликты, уровень адекватности самовосприятия и самооценки, изменить; снизить уровень личностной тревожности, психической напряженности, эмоциональной неустойчивости и неуверенности в себе в трудных жизненных ситуациях.

Осознание и эмоциональное отреагирование ранеными военнослужащими психотравмирующего опыта позволяет им быстрее и эффективнее проходить курс лечения и реабилитации в госпитале и адаптироваться к будущей жизни.

Таким образом, исцеляющее воздействие психологического дебрифинга как метода психокоррекции во многом связано с тем, что психологическая правда человека предъявляется им в ситуации эмоционального и рационального принятия другим, в условиях, пробуждающих его откровенность. Все это способствует личностному росту, укрепляют надежду на изменения, стимулируют ответственность за свою жизнь и принимаемые решения, оказывают положительное воздействие на индивидуально-психологические особенности личности военнослужащих, получивших ранения и увечья в ходе боевых действий.


Список литературы.

1. Абдурахманов Р.А. Психологические трудности в общении, их коррекция у ветеранов боевых действий в Афганистане. Дисс… канд. психол. наук. – М.: ВПА, 1994. – 223 с.

2. Актуальные проблемы медицинской реабилитации: Сборник научных трудов / Под ред. Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. – Т.3. – М.: Изд. 6 ЦВКГ МО РФ,1998. – 281 с.

3. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. — М.: Медицина, 1993. - 400 с.

4. Александровский Ю. А., Лобастов О. С., Спивак Л. И., Щукин В. П. Психогении в экстремальных условиях — М.: Медицина, 1991. — 96 с.

5. Барц Э. Игра в глубокое: введение в юнгиансую психодраму / Пер. с нем. К.Б. Кузьминой. – М.: Класс, 1997. – 137 с.

6. Бассин Ф.В., Рожнов В.Е., Рожнова М.А. Психическая травма (к современному пониманию ее природы и общих принципов ее психотерапии): Руководство по психотерапии под ред. Рожнова В.Е. Ташкент, Медицина, 1979. – 192 с.

7. Березовец В.В. Социально – психологическая реабилитация ветеранов. Дисс. … канд. психол. наук, М.,1997. – 165 с.

8. Белинский А.В., Иванов В.Н., Голов Ю.С., Лямин М.В. Результаты медико-психологической реабилитации участников боевых действий // Актуальные проблемы медицинской реабилитации: Сборник научных трудов / Под редакцией Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. – Т. 3. – М.: Изд. 6 ЦВГК МО РФ, 1998. – 281 с.

9. Боченков А. А. Основные принципы и положения системы психофизиологической реабилитации пострадавших // Вопр. психологии и физиологии труда корабельных специалистов: Материалы и тезисы докладов 2-й научно-практической конференции врачей-психофизиологов ВМФ. — СПб.: ВМФ, 1992. — 211 с.

10. Бурлачук Л.Ф. Основы психотерапии: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология» и «Социальная педагогика». – М.: Алетейа; Киев: Ника – Цент, 1999. – 317 с. 

11. Василюк Ф.Е. Психотехника переживания, М., 1994. – 23 с

12. Голов Ю.С., Иванов В.Н., Белинский А.В. Оценка эффективности мероприятий медико-психологической реабилитации в госпитальных условиях // Актуальные проблемы медицинской реабилитации: Сборник научных трудов / Под редакцией Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. – Т. 3. – М.: Изд. 6 ЦВГК МО РФ, 1998. – 281 с.

13. Групповая психотерапия / Под. Ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. – М.: Медицина, 1990. – 384 с.

14. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2001. – 560 с.

15. Захаров В. И., Стрельников А. А., Цыган В. Н. Клинико-патофизиологические особенности пери­ода реабилитации у раненых// Общая патология боевой травмы. — СПб, 1994. — 145 c.

16. Иванов А.Л., Дыбов М.Д., Мягков Ю.А. Использование проектных методик (графических тестов) в психологической диагностике с функциональными нарушениями сексуальной сферы //Актуальные проблемы медицинской реабилитации: Сборник научных трудов / Под редакцией Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. – Т. 3. – М.: Изд. 6 ЦВГК МО РФ, 1998. – 281 с.  

17. Иванов В.Н., Голов Ю.С., Белинский А.В., Лямин М.В., Радостева Л.В., Дыбов М.Д. Динамика психофизиологических показателей в процессе медицинской реабилитации у военнослужащих, пострадавших в ходе боевых действий в Чеченской республике // Актуальные проблемы медицинской реабилитации: Сборник научных трудов / Под редакцией Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. – Т. 3. – М.: Изд. 6 ЦВГК МО РФ, 1998. – 281

18. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л-д.: «Медицина», 1983. – 210

19. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов / Пер. с англ. И.А. Лаврентьевой.- М.: Класс, 1998. – 236 с.

20. Конторович В. А., Анцупова Г. Л. Психологический дебрифинг как одна из форм помощи вскоре после участия в кризисной ситуации // Особенности проявления посттравматического стрессоового расстройства у военнослужащих - участников боевых действий и членов их семей. Стратегия психологической помощи: Сборник статей. - г. Ростов-на-Дону, 2001.

21. Короткова Н.В. Психологическая и медицинско – психологические особенности ветеранов.: Дисс…канд.психол.наук., СПб., 2000. – 174 с.

22. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. О том, что в зеркалах: Очерки групповой психотерапии и тренинга. – М.: Класс,1999. – 225 с.

23. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М., Прогресс, 1994.- 347 с.

24. Лямин М.В. Медико-психологическая реабилитация военнослужащих, участников боевых действий в Чечне в условиях многопрофильного госпиталя. Дисс. … канд. мед. наук – М.: 6 ЦВКГ, 1999. – 164 с.

25. Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослу­жащих: Автореф. дисс.... докт. психол. наук.— СПб.: ЛГУ, 1996.— 37 с.

26. Медицинская реабилитация раненых и больных / Под ред. Ю.Н. Шанина. – СПб.: “Специальная литература”, 1997. – 960 с.

27. Методическое пособие по работе с посттравматическим стрессовым расстройством. – СПб., ин-т ГАРМОНИЯ, 2001.

28. Методы современной психотерапии: Учебное пособие для студентов вузов /Л.М. Кроль, Е.Л. Михайлова, Е.А. Пуртова и др.; Сост. Л.М. Кроль, Е.А. Пуртова. – М.: Класс, 2001. – 477 с.

29. Морено Я. Л. Театр спонтанности. – Красноярск, 1993. – 123 с.

30. Наенко Н. И. Психическая напряженность.— М.: МГУ, 1976.— 112 с.

31. Наследов А.Д., Тарасов С.Г. Применение математических методов в психологии: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во С.-Пб. ун-та, 2001.– 208 с.

32. Новицкий А.А. Синдром хронического эколого-профессионального перенапряжения и проблемы сохранения здоровья личного состава в процессе военно-профессиональной деятельности // Труды Воен.-мед. акад.- СПб., 1994.- Т. 235.- С. 8-17.

33. Основные направления современной психотерапии: Учебное пособие /Е.С. Калмыкова, Х. Кэхеле, Н.Д. Семенова и др.- М.: Когито – Центр, 2000. – 377 с.

34. Основные типы психической дезадаптации у бывших воинов-интернационалистов. Психологи­ческая диагностика и психотерапия: Методические рекомендации / Карвасарский Б. Д., Алексеева Д. А., Ташлыков В. А. и др. — Л., 1990. — 18 с.

35. Проблемы социальной реабилитации участников войны в Афганистане (1979 – 1989 гг.): Сб. Рос. акад. наук. Институт социологии. – М., 1995. – 139 с.

36. Пограничные нервно-психические нарушения у ветеранов войны в Афганистане (посттравмати­ческие стрессовые нарушения): Методические рекомендации / Цыганков Б. Д., Белкин А. И., Веткина В. А. и др. - М., 1992. - 16 с.

37. Попов В.Е. Психологическая реабилитация военнослужащих после экстремальных воздействий.: Дисс. …канд. психол. наук, М., 1992. -214 с.

38. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие // Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 560 с.

39. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ»,1998 – 672 с.

40. Психологические тесты в двух томах. Под. ред. А.А.Карелина, т.1 Москва: Гуманитарный издательский центр, 2002 – 116 с.Раневая болезнь и медицинская реабилитация. /Сборник научных трудов. — СПб.: Военно-мед. академия, Межгосударственный НИИ реабилитации участников войн, 1995. — 143 с.

41. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. – СПб.: Речь, 2002. – 416 с.

42. Романова Е.С.. Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 1992. – 256 с.

43. Рудестам К.Э. Групповая психотерапия. Психокоррекционная группа: теория и практика. М., Прогресс, 1993.

44. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.

45. Свядощ А.М. Неврозы. -М., 1982.-336 с.

46. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2002. – 350 с.

47. Снетков В. Н., Литвинцев С. В., Фастовцев Г. А. Стрессогенные психические расстройства у раненых // Актуальные вопросы военной и экологической психиатрии. — СПб.: ВМедА, 1995. — С. 79-82.

48. Справочник военнослужащих – участников контртеррористических операций на территории Чеченской Республики. Информационно – правовой центр «Надежда».Н.В.Кузнецова, С.А.Белякин, А.В.Ломакин, Е.В.Кузнецова. Москва 2003г.

49. Справочник практического психолога. –СПб.:Сова, М.: ЭКСМО, 2003. – 928с:ил. Таланов В.Л., Малкина – Пых И.Г.

50. Удинцов Е. И. Социально-гигиенические аспекты инвалидности. — М.: Медицина, 1985. — 125 с.

51. Шанин В. Ю., Стрельников А. А. Типические патологические процессы периода реабилитации после ранений и пребывания в условиях боевой обстановки // Раневая болезнь и медицинская реабилита­ция. - СПб.: Глаголъ, 1995. - С. 116-120.

Приложение 1.

 Для статистической обработки данных использовался t – критерий Стьюдента, для оценки статистической значимости разности выборочных средних арифметических двух распределений первичных величин. Он вычисляется по формуле:

                                 

Х1- среднее значение контрольной группы;

Х2- среднее значение экспериментальной группы;

m – стандартная ошибка средних величин, она высчитывается по следующей формуле:

                                           

                                      

 Стандартное отклонение (σ) и средние значения (X) считаются в таблице с помощью программы Excel.

 Разность средних арифметических величин, считается статистически значимым, если tкр>=tст.; t кр.расчитывается в зависимости от количества испытуемых по таблице критических значений, по числу степеней свободы

 N=n1+n 2-2, оно равно для выборки из 40 человек,38. Следовательно, t кр.

для Р=0,05; 2,02, а t кр.для Р= 0,01; 2,70.


Приложение 2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...