Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучению дисциплины «расследование преступлений в сфере компьютерной информации и высоких технологий » и подготовке к семинарским и практическим занятиям, проводимым в рамках изучения дисциплины.




МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Расследование преступлений в сфере компьютерной информации и высоких технологий

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для подготовки к семинарским и практическим занятиям

 

по специальности 030501.65 – юриспруденция

 

Санкт-Петербург

 

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ

 

Начальником Санкт-Петербургского

университета МВД России

генерал-лейтенантом милиции

В.А. Кудиным

 

___ _________________ 2009 г.

 

 

Расследование преступлений в сфере компьютерной информации и высоких технологий

 

Учебно-методические рекомендации для преподавателей, курсантов факультета подготовки следственных работников и студентов факультета подготовки иностранных специалистов для подготовки к семинарским и практическим занятиям

 

Цикла ДС ГОС ВПО
по специальности 030501.65 – Юриспруденция,

специализация – уголовно-правовая

 

 

Кафедра предварительного расследования

 

 

Санкт-Петербург

 

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Начальник Санкт-Петербургского

университета МВД России

генерал-лейтенант милиции

В.А. Кудин

 

___ _________________ 2008 г.

 

 

Расследование преступлений в сфере компьютерной информации и высоких технологий

 

Учебно-методические рекомендации для преподавателей, курсантов факультета подготовки следственных работников и студентов факультета подготовки иностранных специалистов для подготовки к семинарским и практическим занятиям

 

Цикла ДС ГОС ВПО
по специальности 030501.65 – Юриспруденция,

специализация – уголовно-правовая

 

Кафедра предварительного расследования

 

 

Санкт-Петербург

 

Рослякова О.А., Шихов П.И. Расследование преступлений в сфере компьютерной информации и высоких технологий: методические рекомендации для подготовки к семинарским и практическим занятиям Цикла ДС ГОС ВПО по специальности 030501.65 - Юриспруденция. - СПб.: СПбУ МВД России, 2009. – ___ с.

 

 

Методические рекомендации предназначены для слушателей факультета подготовки следственных работников и студентов факультета подготовки иностранных специалистов, а также преподавателей Санкт-Петербургского университета МВД России. Рекомендации содержат перечень контрольных вопросов при проведении семинарских занятий по темам дисциплины, краткое содержание каждого из предложенного на рассмотрение вопроса; задания и вводные с указанием методических рекомендаций их решения, необходимые при проведении практических занятий, список основной и дополнительной литературы для подготовки к каждому занятию.

 

Методические рекомендации рассмотрены на заседании кафедры предварительного расследования, одобрены на заседании Ученого совета Санкт-Петербургского университета МВД России (Протокол № ___ от «___» _____________ 2009 г.) и рекомендованы в качестве материалов подготовки к семинарским и практическим занятиям.

 

Рецензенты: Петухов Н.А. (профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, кандидат юридических наук, доцент),

 

 

© Санкт-Петербургский

университет МВД России, 2009

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

изучения дисциплины «Расследование преступлений в сфере компьютерной информации и высоких технологий»

 

 

№ темы   Наименование разделов и тем Всего часов Количество часов по видам занятий
лекции семинары Практические занятия
1. Введение в спецкурс «Расследование преступлений в сфере компьютерной информации и высоких технологий».            
2. Уголовно – правовая и криминалистическая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации и высоких технологий.        
3. Особенности расследования преступлений в сфере компьютерной информации и высоких технологий.          
4. Организация взаимодействия следователя со службами правоохранительных органов РФ, иностранных государств, а так же иными лицами, при расследовании преступлений в сфере компьютерной информации и высоких технологий.                
  Зачет 4
  Всего        

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО

ИЗУЧЕНИЮ дисциплины «Расследование преступлений в сфере компьютерной информации и высоких технологий» И ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ, ПРОВОДИМЫМ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

 

 

Настоящие методические рекомендации по изучению дисциплины «Расследование преступлений в сфере компьютерной информации и высоких технологий» цикла ДС составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности - «юриспруденция», и определяет содержание, структуру и последовательность проведения занятий учебной дисциплины.

Учебная дисциплина «Расследование преступлений в сфере компьютерной информации и высоких технологий», преподаваемая на кафедре предварительного расследования, является одной из ведущих учебных дисциплин для слушателей выпускных курсов факультета подготовки следственных работников и факультета подготовки иностранных специалистов Санкт-Петербургского университета МВД России и предназначена для профессионального становления будущего специалиста – следователя, способного после окончания образовательного учреждения при минимальной адаптации в должности самостоятельно выполнять свои функциональные обязанности, в частности качественно и всесторонне расследовать преступления в сфере компьютерной информации и высоких технологий.

Специфика дисциплины заключается в ее практической ориентированности, позволяющей не только повторить ранее изученные теоретические положения уголовного права, уголовного процесса, криминалистики, теории оперативно-розыскной деятельности, информатики, но и применить их в конкретных практических ситуациях при расследовании преступлений названной категории.

Тематический план предусматривает изучение четырех тем, включающих в себя как стабильные, фундаментальные, методологические положения, относящиеся к предварительному расследованию, криминалистике, теории оперативно-розыскной деятельности, так и спорные, дискуссионные вопросы теоретического и практического характера, возникающие в деятельности следователя и дознавателя при расследовании уголовных дел о преступлениях в сфере компьютерной информации и высоких технологий.

Методические рекомендации к проведению семинарских и практических занятий призваны помочь курсантам и студентам при подготовке к семинарским и практическим занятиям усвоить материал курса в полном объеме, обеспечить живое, творческое обсуждения учебного материала, стимулировать познавательную деятельности слушателей, повысить результативность и эффективность процесса обучения.

В результате обучения слушатели должны:

иметь представление: о штатной и организационной работе следственных подразделений и органа дознания системы МВД, Бюро Специальных Технических Мероприятий МВД России (управлений и отделов «К», которые выявляют, предупреждают, пресекают и раскрывают преступления в сфере информационных технологий, незаконного оборота радиоэлектронных средств (РЭС) и специальных технических средств (СТС)); об оснащении и организации работы ЭКЦ ГУВД; о возможностях криминалистических учетов РУВД, ГУВД, Интерпола;

знать: законы и иные нормативные акты (в том числе и ведомственные), регламентирующие деятельность органов предварительного расследования при расследовании преступлений в сфере компьютерной информации; практику применения Уголовного и Уголовно-процессуального кодекса России; постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по актуальным вопросам реализации положений УПК РФ и разъяснений по квалификации деяний в сфере компьютерной информации и высоких технологий; общие условия предварительного расследования названной категории уголовных дел; принципы и организацию деятельности следователя при расследовании уголовных дел в сфере компьютерной информации и высоких технологий; а также порядок, последовательность производства отдельных следственных действий; проблемы совершенствования методики расследования компьютерных преступлений.

уметь правильно применять нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие порядок осуществления досудебного производства по уголовным делам в сфере компьютерной информации и высоких технологий; уметь правильно квалифицировать деяния, содержащих признаки указанных преступлений; принимать законные и обоснованные решения в ходе предварительного расследования; анализировать и толковать положения науки уголовного процесса и законодательства, регламентирующего порядок производства предварительного расследования; использовать в правоприменительной деятельности материалы следственной и судебной практики; уметь производить отдельные следственные действия с учетом особенностей расследования по конкретному составу преступления в сфере компьютерной информации и высоких технологий, и составлять процессуальные документы, необходимые органам следствия и дознания при расследовании таких уголовных дел;

иметь навыки производства следственных действий и составления процессуальных документов, необходимых органам следствия в ходе расследования уголовных дел в сфере компьютерной информации и высоких технологий.

На изучение настоящего курса отводится 80 часов. Из них количество аудиторных занятий составляет 40 часа (10 часов – лекции, 6 часов – семинарские, 24 часа – практические занятия).

Основу теоретической подготовки обучаемых составляют лекции, на которых даются систематизированные основы научных знаний по курсу, акцентируется внимание на наиболее сложных и узловых вопросах тем. Для чтения отдельных лекций приглашаются специалисты из органов внутренних дел для обеспечения большей наглядности процесса обучения по спецкурсу, выявления проблем практической работы, а также для стимулирования познавательной деятельности слушателей и формирования их творческого мышления.

Для углубления и закрепления, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой, знаний по дисциплине предусмотрены семинарские занятия. Семинары проводятся с максимальным использованием обобщенных материалов и ориентацией на практические вопросы.

В целях реализации практической направленности обучения значительное учебное время отводится практическим занятиям, на которых формируются и закрепляются навыки, необходимые слушателям в их будущей практической деятельности в качестве следователей и дознавателей системы МВД РФ, а также составляются процессуальные документы уголовного дела по предложенным преподавателями кафедры фабулам. На практические занятия также выносятся теоретические вопросы, которые по усмотрению преподавателя могут быть рассмотрены либо в качестве дискуссии, либо в качестве написания письменных работ. Практические занятия, по усмотрению преподавателя, могут проводятся в форме экспресс-опросов. Кроме того, в рамках проведения практических занятий рекомендуется проводить с курсантами деловые игры по теме занятия.

Для наиболее успевающих курсантов предусмотрено написание научных рефератов по изучаемым и наиболее актуальным темам дисциплины.

При этом следует учесть, что важную роль в усвоения любого материала играет самостоятельная работа обучающихся. Большое значение имеет самостоятельное изучение нормативных источников, в том числе ведомственных и межведомственных нормативных актов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и постановлений (определений) Конституционного Суда Российской Федерации, рекомендованной литературы, современных публикаций в ведущих юридических изданиях.

Полный перечень литературы приведен в рабочей учебной программе дисциплины «Расследование преступлений в сфере компьютерной информации и высоких технологий», при раскрытии литературы для подготовки к семинарским и практическим занятиям приводятся лишь некоторые источники, раскрывающие уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы, возникающие при расследовании уголовных дел названной категории, а также указывающие на коллизии существующего законодательства.

Подготовка к практическим занятиям, наряду с изучением теоретического материала, должна включать и самостоятельное решение упражнений, предлагаемых в виде домашних заданий на период самостоятельной работы.

Решение задач не должно основываться на интуиции, всякий раз оно должно подтверждаться какими-то конкретными методами исследования, нормами права или рекомендациями и должно исходить от творческого использования изученного теоретического материала.

При ответе на вопросы и решении задач необходимо проанализировать предлагаемую для решения следственную ситуацию и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой на соответствующую правовую норму. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы в его защиту, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Если условие задачи дает основание для нескольких вариантов решения, то необходимо предложить решение по каждой версии.

При сомнении в правильности ответов можно обратиться за консультацией к преподавателю. По просьбе обучающихся или по инициативе преподавателя могут проводиться групповые консультации, что наиболее действенно при изучении указанной дисциплины. При подготовке к занятиям можно пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами, видеофильмами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства можно использовать и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.

Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех курсантов. Поэтому имеется возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать альтернативные точки зрения и отстаивать их, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения законодательства по рассматриваемому вопросу.

Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, решения Пленума Верховного Суда РФ, решения судов по конкретным вопросам, литературные источники, процессуальные документы органов предварительного следствия.

При составлении процессуальных документов особое внимание следует обратить на описательно-мотивировочную часть, поскольку, как показывает практика, ее написание вызывает наибольшие затруднения у обучаемых. Ошибки и причины их возникновения анализируются на занятии.

Формой итогового контроля по окончании изучения дисциплины является зачет.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...